Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира 2 класс "Вода и ее свойства"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Силаева Светлана Вячеславовна

    Разработка урока представлена в виде технологической карты.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект урока    окружающего мира   во  2-а  классе

    в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

    УМК «Система Л.В.Занкова»

    учителя начальных классов

    БОУ г. Омска  «Средняя общеобразовательная школа №96»

    Силаевой Светланы Вячеславовны

    Тема урока:    «Вода и ее свойства».

    Тип урока: урок открытия и предъявления новых знаний (практическая работа).

    Место проведения: кабинет №107 БОУ «Средняя общеобразовательная школа №96»

    Планируемые результаты:

    личностные:

    -формировать интерес к новому материалу и  стремление к приобретению новых знаний о воде и её свойствах;

    -способность к самоконтролю и самооценке;

    -понимать чувства  других людей.

    метапредметные:

    регулятивные:

    -уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения известного учащимся и неизвестного;

    -самостоятельно определять цель учебной деятельности;

    -уметь планировать, т.е. определять последовательности  промежуточных целей с учетом конечного результата; уметь составлять план и определять последовательность действий.

    -осуществлять пошаговый и итоговый контроль (самоконтроль);

    -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, вносить необходимые коррективы.

    познавательные:

    -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

    -осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников информации;

    -проводить опыты, выделять главное, представлять полученные результаты в виде простых таблиц, схем, рисунков;

    -самостоятельно делать выводы;

    коммуникативные:

    - формировать умение работать в группе: распределять обязанности, договариваться друг с другом, слушать и понимать других,   допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  учитывать мнение друг друга,  высказывать свою точку зрения;

    - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Предметные:

    -иметь  представление о воде и ее свойствах;

    -использовать различные источники информации (учебник, тетради, инструкция,  видеозаписи) с целью поиска и извлечения нужной информации, ответов на вопросы, для создания собственных устных и письменных высказываний;

    -коллективно обсуждать прочитанное или увиденное, выдвигать гипотезы и проводить исследования (опыты), их подтверждающие или отвергающие, доказывать собственное мнение, опираясь на источник информации, выборочно передавать его содержание;

    Цель урока: формирование ценностного отношения к групповой исследовательской деятельности по открытию новых знаний о свойствах воды из различных источников информации через практическую работу.

    Основные понятия: свойства воды (цвет, вкус, запах, прозрачность, текучесть, форма );   различные источники информации (учебник, тетради, инструкция, тест, лист оценивания, критерии оценки, видеозаписи).

    Межпредметные связи:  окружающий мир, литературное чтение, русский язык 

    Место урока в разделе:   1 урок  по теме «Вода и ее свойства».

    Оборудование:  интерактивная доска «Smart»,  компьютер, учебник, тетради, инструкция,  тест,  лист оценивания, критерии оценки, видеозаписи , презентация «Smart».  

    Использованные источники и литература: 

    1.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для  2 кл.(2 часть) - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

    2.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для , 2кл. к уч. «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

    3.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 1-2 классы. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012

    4.Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение 2010г

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Цели  

    Планируемые                        результаты

    Виды деятельности учащихся

    Оценка

    Предметные

    Личностные

    Метапредметные

    Обучаемый  научится

    Обучаемый получит возможность научиться

    1.Само-опреде-ление к деятель-ности

    Диалог педагога, готовность к уроку.

    -Какой  у нас  урок?

    -Всё ли готово к уроку?

    Проверьте.

    Оцените вашу готовность к уроку на основе известных вам критериев.

    Слайд № 1

    Приложение №1

    -Молодцы! Все готовы!

    - А почему вы так сидите?

    -А чему урок будет посвящен,  вы определите сами.

    Включить учащихся  в учебную деятельность эмоционально настроить на урок.  

    Формирование  самооценки готовности  ребенка к уроку

    Предметная готовность (это урок литературного чтения)

    Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне

    (настрой  и  готовность к уроку)

    регулятивные:

    -оценивать готовность к уроку на уровне  адекватной самооценки и самоконтроля (Я готов к уроку)

    познавательные:

    самостоятельно делать выводы

     Выполняют самооценку готовности к уроку по критериям:

    - самостоятель-ность подготовки

    -настрой  на урок окр.мира

    Ведут диалог с учителем:

    -Наверное, будем работать по группам.

    Оценоч-ное

    сужде-ние

    на умение

    оцени-вать

    готов-ность

     к предс

    тоящей  деятель-ности

    2 – 3 .Актуализация

    знаний. Постановка учебной задачи.

    -Ребята, сейчас вы будете работать по группам.  

    Каждая группа выбирает себе задание.  Это кроссворд, разгадав который, вы подаете сигнал готовности.

    - Какое ключевое слово получилось в каждой группе?

    Проверим  

    Слайд № 2

    Оцените свою работу над кроссвордом на листах оценивания

    -Как назвать эти понятия  одним словом?

    - Внимание на экран.

    (видеофильм )

    - О чем пойдет речь на уроке? Что вы знаете о воде7

    - Расскажите о её свойствах.

    -  Что делать?

    - Сформулируйте тему урока?

    - Да, я с вами согласна, вы молодцы! Но более точно тема звучит так:  Вода и её свойства

    Слайд № 3

    - Исходя из темы определите цель урока:

    Определить  свойства воды

    Слайд № 4

    -    Вам в помощь Инструкция от кота ученого

     (Приложение «Инструкция»).

    - Какие источники информации вам могут помочь?

    - Какие задачи мы должны поставить для достижения нашей цели?

    Слайд № 5

    1. воспользоваться   инструкцией, учебником, тетрадями   для определения свойств воды;

    2. провести опыт, обсудить в группе новый материал  и выбрать главное; составить схему на доске

    3. распределить в группе порядок представления материала и выбрать ответственных.

    Актуализировать  

    знания, для открытия новых знаний Создать   ситуацию для формулирования учебной задачи (проблемы познаватель-ной  цели,  темы  для изучения, действий): подвести детей к тому, что их знаний не хватает

    Актуализировать  

    знания, для открытия новых знаний Понимать, что их знаний  о сказках не хватает

    Определять поля незнания

    Делать выводы на основании видеозаписи

    Ценностное отношение к умению определять и формулиро-вать проблему познаватель-ную цель,  тему для изучения, предполагать свои действия

    Стремление к приобретению новых знаний.

    коммуникативные

    -формировать умение работать в группе: распределять обязанности, договариваться друг с другом, слушать и понимать других,   допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  учитывать мнение друг друга, высказывать свою точку зрения;

    познавательные:

    -самостоятельно делать выводы;

    -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; определять задачи для ее достижения

    уметь ставить учебную задачу на основе соотнесения известного учащимся и неизвестного;

    - стремление к приобретению новых знаний;

    регулятивные:

    -уметь планировать, т.е. определять последовательности  промежуточных целей с учетом конечного результата; уметь составлять план и определять последовательность действий.

    Распределяют обязанности  в группах, выбирают листы  и разгадывают

    кроссворд, подают сигнал готовности

    Ведут диалог с учителем:

    - ключевое слово: снег, лёд. пар

    Лопают шары на интерак-тивной доске, сравнивают слова.

    Выполняют самооценку на листах оценивания.

    - Это вода.

    -о воде

    - не знаем.

    - узнать.

    Формулируют  тему.

    Формулируют  цель.

    - учебник, тетради, инструкция, 

    Формулируют  задачи.

    Оценоч-ное

    сужде-ние

    на умение опреде-лять

    и формули

    ровать

    пробле-му,

    познава-тельную цель,

     тему для

    изуче-ния и  

    своих

    дейст-вий

    4.

    Открытие нового знания

    Учитель организует работу в группах для поиска информации из перечисленных источников, проведению опытов, дает консультацию.

    Создать ситуацию для решения поставленных задач.

    -использовать различные источники информации (учебник, хрестоматия, тетради, инструкция) с целью поиска и извлечения нужной информации, ответов на вопросы, для создания собственных устных и письменных высказываний и оформление в виде схемы.

    - коллективно обсуждать прочитанное или увиденное, выдвигать гипотезы и проводить исследования, их подтверждающие или отвергающие, доказывать собственное мнение, опираясь на источник информации, выборочно передавать его содержание;

    -  ориентироваться в мире  популярной литературы .

    Ценностное отношение к

    приобретению новых знаний,

    пониманию чувств других людей.

    познавательные:

    -осуществлять поиск и выделять необходимую информацию из различных источников информации;

    -выделять главное;

    регулятивные:

    -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, вносить необходимые коррективы.

    коммуникативные

    формировать умение работать в группе: распределять обязанности, договариваться друг с другом, слушать и понимать других,   допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  учитывать мнение друг друга, высказывать свою точку зрения;

    Работают в группах по инструкции с источниками информации, проводят опыты, составляют схемы на доске.

    Оценоч-ное

    сужде-ние

    на умение

    работать в

    группах по инструкции с раз-

    ными

    источни-

    ками

    информа

    ции

    5. Первич-ное закре-пление.

    Учитель предлагает каждой группе рассказать о результатах проделанной работы.

    -Оцените работу всей вашей группы

    - Проаргументируй, Cаша, почему выбрал зеленый жетон?

    -А теперь оцените лично себя.

    - Почему, Оля, довольна?

    ФИЗМИНУТКА

    «Море волнуется»

    Создать ситуацию для представления  и

    оценивания детьми

     результатов

    своей

    работы

    -коллективно обсуждать прочитанное или увиденное, доказывать собственное мнение, опираясь на источник информации, выборочно передавать его содержание

    -доказывать собственное мнение, опираясь на источник информации, выборочно передавать его содержание;

    ориентироваться в мире  популярной литературы

    Ценностное отношение к

    умению

    представ-

    лять  и

    оценивать

     результаты

    своей

    работы

    способность к самоконт-ролю  и самооценке

    коммуникативные

    слушать и понимать других,   допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  учитывать мнение друг друга, высказывать свою точку зрения;

    - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание , владеть диалогической формой речи.

    регулятивные:

    -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, вносить необходимые коррективы.

    Рассказывают о результатах своей работы;

    используя составленные схемы

    Оценивают работу группы и лично себя с помощью жетонов, аргументируют.

    Оценоч-ное

    сужде-ние

    на умение

    предста-влять  и

    оцени-вать

    результаты

    своей

    работы

    6. Самос-тоятель-ная работа

    - А сейчас я предлагаю проверить ваши знания, для этого вы самостоятельно выполните тест.

    (учитель раздает каждому тест)

    Тест

    - А сейчас я предлагаю проверить ваши знания, для этого вы самостоятельно выполните тест.

    (учитель раздает каждому тест)

    (Приложение

    «Тест»)

    - А теперь сравните ваши ответы с образцом на доске и поставьте внизу общий балл, оценивая каждый правильный ответ в 1 балл.

    Слайд № 6

      Оцените свой результат теста на основании следующих критериев

    Слайд №

    Организация самостоятельной работы и оценки владения новым знанием

    Закрепление и применение ЗУН при выполнении теста

    Ценностное отношение к

    умению осуществ-лять

     самоконт-роль  и самооценку

    регулятивные:

    -осуществлять пошаговый  и итоговый контроль (самоконтроль);

    Самостоятель-но выполняют тест.

    Сравнивают  свои ответы с образцом на доске, ставят общий балл.

     

    Оценивают себя  по критериям  на слайде с помощью жетона.

    Оценоч-ное

    сужде-ние

    на умение

    выпол-нять и оцени-вать

    резуль-таты

    теста

    7.

    Повторе-ние

    - Чтобы повторить все, что вы сегодня узнали, предлагаю каждой группе выполнить задание на интерактивной доске.

    1 группа:

    Собери свойства воды в стакан

    Слайд № 8

    2 группа

    Отметь свойства воды

    Диск №1

    3 группа

    Выбери свойства воды

    Диск №2

    - Давайте проверим, как группы справились с заданиями.

    - Оцените   друг друга.

    Создать условия для развития умений и навыков по применению новых знаний  включения их в систему знаний.

    Использо-вать новые знания о сказках при выполнении заданий на интерактив-ной доске

    Использо-вать новые знания при выполнении и составлении различных творческих заданий

    Ценностное отношение к

    возможности применять новые знания

    при выполнении

    различных заданий;

    к умению осуществ-лять

     самоконт-роль  и самооценку

    коммуникативные

    слушать и понимать других,   допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  учитывать мнение друг друга, высказывать свою точку зрения;

    регулятивные:

    -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, вносить необходимые коррективы.

    Выполняют задания на интерактивной доске

    Проверяют выполнение заданий и оценивают друг друга.

    Оценоч-ное

    сужде-ние

    на умение

    состав-лять творчес-кое

     задание  и оцени-вать

    резуль-таты

    друг друга

    8. Рефлек-сия.

    - Давайте вернемся к цели урока.  В чем она заключалась?

    Слайд № 4

    -Удалось ли  её достичь?

    А теперь попробуем ответить на вопрос в начале урока.

    Слайд № 2

    Назовите свойства воды.

    -Что получилось? А что нет?

    -А в чем ценность этих знаний для вас лично?

    -Оцените работу всей вашей группы за весь урок.  

    -А теперь оцените лично себя и поставьте себе отметку на листах оценивания с помощью критериев на экране.

    Слайд № 9

    Молодцы! Вы сегодня очень плодотворно поработали!  

    Домашнее задание: рабочая тетрадь: стр.22-23 № 56-59

    Слайд № 10

    Урок окончен.

    Всем спасибо!

    Создание условий для рефлексии, формирование системы ценностей (зачем ребенку нужны эти новые знания), оценивания работы группы и самооценки  за весь урок.

    Ценностное отношение к

    новым знаниям,  к умению осуществ-лять

     самоконт-роль  и самооценку

    регулятивные:

    -осуществлять пошаговый и итоговый контроль (самоконтроль);

    Вспоминают  цели урока.  анализируют  их достижение, определяют ценность новых знаний для себя лично,  оценивают работу всей группы за весь урок и лично себя.  

     

    Оценоч-ное

    сужде-ние

    на умение

    оцени-вать

    результаты

    своей

    работы

    за весь урок

    Критерии оценок:

      - очень старались, работа выполнена правильно, очень довольны  результатом;

      - старались,  но есть еще над чем работать, не очень довольны результатом;

     -  не очень старались, не довольны  результатом.

                           Критерии отметок:

            5                        -       «5»

            1-2                     -       «4»

            3-5                     -       «3»

    5                         -      «2»

    Маршрутный лист оценивания

    Разгадывание

    кроссворда

    Проведение опыта, обсуждение в группе,  выбор главного и распределение порядка выступления

    Представление результатов своей работы

    Результаты теста участников группы

    Работа в течение всего урока


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока окружающего мира "Свойства воды" 2 класс ПНШ

    Конспект урока окружающего мира "Свойства воды" 2 класс ПНШ с презентацией...

    Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

    Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Вода, её свойства и назначение"

    Работа на уроке проводится в мини-группах по исследованию свойств воды....

    Конспект урока окружающего мира "Свойства воды в жидком состоянии" 3 класс (Перспективная начальная школа)

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе, урок - эксперимент в ходе которого- дети приходят к вывод,у какими свойствами обладает вода в жидком состоянии....

    Конспект урока окружающего мира «Как человек использует свойства воздуха».

    Задачи:1)    сформировать понятие о воздухе и его свойствах;2)    развивать умение самостоятельно работать с источниками информации;осуществлять контроль,за своими ...

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии (свойства льда)»

    Конспект урока окружающего мирав 3 классе на тему: «Свойства воды в твёрдом состоянии(свойства льда)»...