Конспект урока окружающего мира в 3 классе по теме "Вода, её свойства и назначение"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Отрощенко Мария Алексеевна

Работа на уроке проводится в мини-группах по исследованию свойств воды.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе.  

Тема: «Вода. Её значение и свойства».

Цели урока: Расширить и обобщить  знания о воде через организацию и защиту проектов в мини-группах учащимися.

Задачи:

Учебные:

-продолжать формировать понятие о живой и неживой природе, о взаимосвязи между ними;

 -расширить и углубить представления о значении воды в природе, о распространении её на Земле;

-углубить представление о трёх состояниях воды (жидком, твёрдом и газообразном) и свойствах воды – жидкости;

-обобщить  понятие о растворе, растворителе, растворимых и нерастворимых веществах;

Развивающие:

-продолжить формирование исследовательских навыков;

-развивать логическое и абстрактное мышление;

-развивать диалогическую и монологическую речь;

-формировать навыки аналитико-синтетической деятельности;

-стимулировать инициативность, решительность, навыки сотрудничества;

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к воде;

-воспитывать культуру взаимоотношений;

Этапы урока, содержание материала

I. Организация начала урока.

II.Мотивация учебной деятельности.

- Ребята, я предлагаю вам отгадать кроссворд и определить тему урока и цель

 ( Обобщение по теме « Вода»).

Вопросы к кроссворду:

1.Модель нашей планеты(глобус)

2.Избыточно увлажнённый участок земли с влаголюбивыми растениями (болото)

3.Часть земной поверхности, значительно возвышающийся над равниной (гора)

4.В честь кого назван  наш посёлок? (Благоев)

5.Естественное углубление в скале (пещера)

6.Водяная оболочка Земли, окружающая материки и острова (океан)

7.Самое низкое место оврага (дно).

8. Самый жаркий материк нашей планеты (Африка)

9.Крупный массив суши (материк)

III.Актуализация знаний.

-Приступим к отчетам групп по проделанной ими работе. Но сначала послушайте слова известного французского лётчика и писателя Антуана  де Сент-Экзюпери, которые будут девизом нашего урока:

 “Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха. Тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты – сама жизнь… Ты – самое большое богатство в мире” (Стихотворение читает наизусть подготовленный ребёнок)

Мы должны познакомиться со значением воды в жизни человека, с основными свойствами воды, с понятием “вода – растворитель”.

-  Поисковой деятельностью мы занимались  в группах. Каждая группа получила задание, теперь будет  отчитываться и заполнять свое место в таблице. Я буду выступать в роли консультанта. Начинаем работу.

 Просмотр изображений планет

В качестве заставки к отчёту 1 группы по теме “Значение воды в жизни человека” предлагаю посмотреть изображения планет и ответить на вопрос “Чем отличается наша планета от остальных планет Вселенной?” (Только на ней существует вода).

IV. Обобщение и систематизация знаний.

 Отчёт 1 группы. «Значение воды в жизни человека».

1 ученик. Наша группа изучала значение воды в жизни человека.  

Вода – это озёра, реки, моря, океаны. Вода есть в воздухе, почве, под землёй. Вода – это ледники в горах и облака в небе. Вода входит в состав всех живых организмов. Вода и жизнь неотделимы друг от друга. Без пищи человек может прожить 40 дней, а без воды он умирает на восьмой день. Но вода нужна человеку не только для питья и приготовления пищи.

2 ученик- По воде передвигаются плоты, лодки, корабли. Люди путешествуют, перевозят грузы, ловят рыбу, охраняют от браконьеров, спасают людей, оказавшихся в море, исследуют подводный мир.

3 ученик – Вода создает красоту в природе. Это и красивые пейзажи с озерами, морями; и водопады, вызывающие восхищение; даже обычный домашний аквариум, создает красоту в доме и успокаивает.

4 ученик – Вода необходима для  выращивания растений, как питье жизненно необходима для животных и человека.

5 ученик.

ВОДА – ЖИЗНЬ

Вода – прекрасное творенье

 Нас окружающей среды,

 Источник силы, вдохновенья,

 Источник жизни и хвалы.

 Ведь без неё земля пуста,

 Как обожжённая пустыня

  Храни природу, человек,

 Жизнь в озере и океане,

 Покой прудов, теченье рек,

 Глоток воды в твоём стакане!

(Работа с классом – подведение итогов по рисункам на доске)

Вывод: Значение - красота, передвижение, жизнь для растений , животных и человека и др.)

 Отчет 2 группы «Состояния воды».

1 ученик. Наша группа изучала состояния воды.

Вода в природе находится в трёх состояниях: жидком, твёрдом, газообразном. В зависимости от температуры она может переходить из одного состояния в другое. Молекулы воды одинаковы по форме и величине, но в разных состояниях расстояние между ними тоже разное.

2ученик. Вода может находиться в жидком состоянии- это реки, озера и другие водоемы, а также питьевая вода из крана и другое.

3 ученик. Вода при замерзании превращается в лед, это и айсберги, и сосульки, и другое.

4 ученик. Вода при нагревании превращается в пар, он невидимый и молекулы его располагаются между молекулами воздуха.

вода ( 3 состояния)

твёрдое - жидкое - газообразное

 Отчет 3 группы. «Свойства воды – жидкости».

1 ученик.

Наша группа получила задание изучить свойства воды.

1) Вода – текучая. Каждому из нас приходилось пролить воду из чашки, и мы видели, как она растекалась.

2) Вода не имеет формы. Посмотрите на эту посуду. Налитая внутрь вода, приобрела её форму.

3) Проведём такой опыт: в стакан с чистой водой опустим ложку. Хорошо ли её видно? О чём это говорит? Значит, вода – прозрачная.

4) Есть ли у чистой воды цвет? Нет.

5) Давайте определим, есть ли у чистой воды запах. Нет.

6) Когда мы изучали термометр, то уже говорили, что вода, как жидкость, при нагревании расширяется, а при охлаждении – сжимается. Но у неё есть ещё одно интересное свойство: когда вода превращается в лёд, она перестаёт сжиматься и начинает расширяться. Поэтому лопается налитая   доверху бутылка воды, оставленная на морозе.

Итак, подведём итоги. Представители группы по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия свойств воды.

Отчёт 4 группы. Наша группа изучала свойство растворимости.

 

 Все мы с вами пили сладкий чай, присаливали суп или разводили краски. Сахар, соль, краски растворились в воде. То же самое происходит и с некоторыми другими веществами.

Вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми. Вода для них – растворитель. То, что получилось после растворения, называют раствором.

Опытная деятельность

Но проведём такой опыт: попробуем в воде растворить песок. (Демонстрирует). Что вы скажете по этому поводу? Правильно, песок в воде не растворился. Такие вещества называются нерастворимыми.

Итак, подведём итог:

1) вода обладает ещё одним свойством: она – растворитель;

2) вещества, которые растворяются в воде, называются растворимыми;

3) вещества, которые в воде не растворяются, называют нерастворимыми;

4) вода с растворённым в ней веществом называется раствор.

Подведение итогов. Представители  группы по очереди выходят к доске закрепляют таблички-названия терминов по теме “Вода – растворитель”.

V.Рефлексия.

- Дети, посмотрите на доску. Здесь собран весь изученный материал урока. Что нового узнали? Что больше всего понравилось? Заинтересовало?

В заключение хочу сказать о том, что вода всем хорошо знакома, окружает нас в повседневной жизни. Она достаточно хорошо изучена. Но именно сегодня учёные говорят о том, что многие из свойств воды ещё не изучены окончательно. А некоторые из них и вовсе кажутся фантастическими. В науке есть предположение, что вода впитывает и отображает в себе всё, что происходит вокруг, и в зависимости от этого изменяет свою структуру, тем самым влияя на наше эмоциональное состояние и здоровье.

Домашнее задание-мини-сообщение о любом водоёме родного края, происхождение названий  рек и озёр.

Свое впечатление от урока прошу выразить помещением своего «смайлика» на соответствующую часть круга.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"

Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе ...

Конспект урока окружающего мира, 3 класс (программа Л. В. Занкова) Ордынское нашествие.

Познакомить детей с ордынским нашествием как одним из главных исторических событий в жизни России, которое оказало огромное влияние на дальнейшее развитие России....

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Конспект урока окружающего мира 2 класс "Вода и ее свойства"

Разработка урока представлена в виде технологической карты....

Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»

План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"...

Урок окружающего мира 4 класс Как человек использует свойства воды

Урок окружающего мира в 4 классе "Как человек использует свойства воды", образовательная система "Школа 2100". На уроке предролагается работа в группах. (Разработка с приложениями)...