Главные вкладки

    Конспект урока окружающего мира 2 класс. Тема урока: «Какие бывают растения?»
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

    Ванина Елена Николаевна

    План-конспект окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_okruzhayushchego_mira.docx32.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект урока окружающего мира на тему:

    «Какие бывают растения?»

    2  класс

    Тема урока: «Какие бывают растения?»

    Цели урока: 

    - формировать представления о многообразии растений, умение группировать их (деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения);

    - познакомить с некоторыми конкретными представителями каждой группы, встречающимися в родном крае;

    - учить распознавать растения;

    - расширить представление о многообразии растений;

    Задачи:

    Образовательные:

    • формировать представление о многообразии растений;
    • формировать умение группировать их (деревья, кустарники, травы.);
    • познакомить с некоторыми представителями каждой группы, встречающимися в родном крае;
    • формировать умение распознавать объекты живой природы.

    Развивающие:

    • развивать умение использовать доступные способы изучения растительного мира (наблюдение, сравнение, классификация).
    • развивать умение работать в группе.
    • развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные связи.

    Воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к природе.
    • воспитывать интерес к предмету.
    • воспитывать интерес к изучению природы родного края.

    Формируемые УУД:

    Регулятивные УД

    -целеполагание постановка и принятие учебной задачи, на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что еще не известно.

    -Составление плана и последовательности действий.

    Познавательные УД

    -осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

    -рефлексия способов и условия действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

    - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

    -выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

    -установление причинно-следственных связей;

    -построение логической цепи рассуждений;

    -доказательство.

    Коммуникативные УД

    -умение слушать и вступать в диалог.

    -участвовать в обсуждении проблем.

    -интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие.

    -умение выражать свои мысли в соответствии с задачами.

    Личностные УД

    -готовность и способность обучающегося к саморазвитию.

    -формирование уверенности в себе, учить оценивать свою работу.

    -формирование уважительного отношения к иному мнению.

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

    -развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить выходы из спорных ситуаций.

    Тип урока: изучение нового материала.

    Оборудование: образцы трав, ветки, листья  и плоды деревьев хвойных и лиственных, кустарников; таблица «Какие бывают растения?»; цветные карандаши, фломастеры, альбомный лист, картинки с изображением растений, фотографии, слайды, листочки клена из цветного картона, рисунок дерева для рефлексии.

    Ход урока.

    Этапы урока

    Содержание этапа, деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Примечание

    I Организационный момент.

    Эмоционально, психологически, мотивационно подготавливаю учащихся к усвоению учебного материала:

    - Ребята, у меня сегодня  хорошее настроение. Я хочу им поделиться с вами. Я передам вам своё хорошее настроение через улыбку, и оно идет от меня к вам и снова возвращается ко мне через ваши улыбки.

    - Я чувствую, что хорошего настроения стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей радости, счастья, добра. Пусть же оно нас не покидает и греет.

    Слушают учителя. (Готовность и способность, обучающегося к саморазвитию (Личностные УУД)).

    IIАктуализация знаний. Повторение пройденного материала.

    Опрашиваю  учащихся по пройденной теме:

    -Где в природе встречается вода?

    -Какое значение вода имеет для человека, растений, животных?

    -От чего загрязняется вода?

    - Как люди охраняют воду?

    Слушают учителя, принимают участие в диалоге с учителем.

    Отвечают на вопросы.

    III Самоопределение к деятельности.

    Предлагаю послушать стихотворение, которое расскажет нам гость из леса Ёжик. 

    Идите в лес в мороз и зной

    Любите лес, как дом родной!

    Он будет рад приветить вас

    И чем богат – всё вам отдаст.

    Лесной родник прильнёт к губам,

    Гриб-боровик к вам выйдет сам.

    Даст ягод луг, орехов – кедр,

    Зелёный друг богат и щедр.

    Идите в лес в мороз и зной,

    Храните лес, как дом родной!

    Учитель подводит уч-ся к определению темы:

    -Можете ли вы определить тему нашего урока? Правильно, мы с вами отправляемся в лес и посмотрим, какие бывают растения.

        -Рассмотрите изображение леса. Как он выглядит? Что в нём растёт? На какие большие группы можно разделить все растения? (Слайд 1).

    Чем взрослое дерево отличается от других растений?

            У дерева в течение всей жизни имеется единственный ствол, растущий и в длину, и в толщину быстрее других ответвлений – сучьев и ветвей, которые составляют крону (слайд №2).

    Чем кустарники отличаются от деревьев?

    У кустарников формируется несколько стволиков. 

         Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже? (Деревья)

         Какие растения располагаются на следующем этаже? (Кустарники)

         Что находится на нижнем этаже? (Травы.)

         У травянистых растений, в отличие от деревьев и кустарников, нет ствола. У трав – мягкие и сочные стебли.

    Подготовленный ученик читает стихотворение, ученики определяют и формулируют тему урока, извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

    IV Работа по теме урока

    1.Практическая работа.

         Учитель раздаёт детям образцы частей растений (листья различных  деревьев, плоды дуба, каштана, рябины, хвойные веточки).

    -Рассмотрите части растений, лежащие перед вами. Найдите образцы листьев. Отложите их в сторону. - Скажите, одинаковые ваши листья или разные? Чем отличаются листья друг от друга? (Размером, формой, цветом.)

    -Можно ли определить, от каких деревьев эти листья? (Да, можно.)

    Назовите деревья, листья которых есть у вас в образцах.

         А теперь рассмотрите плоды, которые лежат у вас на столе. На каких растениях можно увидеть эти плоды осенью? К какой группе растений относятся дуб, каштан и рябина?

     -Возьмите веточку хвойного дерева (ели или сосны). Потрогайте хвоинку. Какая она? (Плотная)

    -Проведите пальчиком по ней. Что вы заметили? (Она изменила цвет)

    Хвоя снаружи покрыта восковым налетом. Этот налет предохраняет иголку от холода и не дает быстро испарять воду. Поэтому хвойные растения не сбрасывают хвою на зиму. Хвойные растения растут даже зимой, но очень медленно, так как мало тепла.

    -Какие же деревья растут в хвойном лесу? (Ель, сосна, лиственница, пихта, кедр)

    -А почему их называют хвойными?

    Хвоя (иголки) – это тоже листья, но видоизмененные.

       2.  Работа по учебнику:

    - Откройте учебник на стр.56 и рассмотрите схему. Выполните задание. Проверьте себя.

     3. Выполнение заданий в рабочей тетради:

         Возьмите рабочие тетради и откройте их на странице 39. Задание №1. Растения разделены  на группы. Нарисуйте схематически дерево, кустарник, травянистое растение. Проверьте себя по учебнику (самостоятельное выполнение задания, самопроверк-  Мы познакомились с разными растениями,  но все растения имеют одинаковое строение. Давайте вспомним основные части растений. (Слайд №2).

    1.        Корень.

    2.        Стебель.

    3.        Листья.

    4.        Цветы, плод с семенами.а).

         Поиграем в игру «Можно-нельзя» (хлопок- можно, 2 хлопка- нельзя)

    • Ломать деревья и ветки (нельзя)

    • Сажать больше деревьев (можно)

    • Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)

    • Ходить только по тропинкам (можно)

    • Рвать большие букеты цветов (нельзя)

    • Любоваться ими (можно)

    • Оставлять мусор в лесу (нельзя)

    • Собрать мусор в яму и закопать (можно)

    • Разжигать костры в лесу (нельзя)

    • Беречь лес от пожара (можно)

    • В лесу шуметь (нельзя)

    Выполняют практическую работу в парах, находят образцы растений, рассматривают части растений, плоды;  Работают с учебником.

    Отвечают на вопросы, выполняют задание с самопроверкой, работают в рабочей тетради, выполняют задания.

    V Физкультминутка

    У. проводит физкультминутку: 

    Вот так яблоко

    Вот так яблоко!

    (Встали.)

    Оно

    (Руки в стороны.)

    Соку сладкого полно.

    (Руки на пояс.)

    Руку протяните,

    (Протянули руки вперед.)

    Яблоко сорвите.

    (Руки вверх.)

    Стал ветер веточку качать,

    (Качаем вверху руками.)

    Трудно яблоко достать.

    (Подтянулись.)

    Подпрыгну, руку протяну

    (Подпрыгнули.)

    И быстро яблоко сорву!

    (Хлопок в ладоши над головой.)

    Вот так яблоко!

    (Встали.)

    Оно

    (Руки в стороны.)

    Соку сладкого полно.

    (Руки на пояс.)

    Дети выполняют физкультминутку

    VI  Работа по теме урока (продолжение)

    1.Работа по учебнику:

         Рассмотрите рисунок на странице 57 учебника. Назовите деревья, кустарники и травы, которые вы видите.

         Составим таблицу (на доске), в которую занесём названия растений.

         Выполните задание №2 в рабочей тетради на странице 39.

         Рассмотрите рисунок на странице 57 учебника. Назовите деревья, кустарники и травы, которые вы видите.

         -Вспомните значение растений в жизни человека и животных (ответы детей).

    1. Источник пищи
    2. Источник кислорода
    3. Лекарства
    4. Строительные материалы и топливо
    5. Дом для животных
    6. Место отдыха людей
    7. Растения приносят нам радость.

    - Нам необходимо охранять лес и сохранять его богатства. Обязанность каждого из нас – беречь природу, это написано в конституции. Лес – часть природы.

    Человек – часть природы, поэтому очень важно всем нам понять, что мы зависим полностью от всего, что нас окружает: воздух, земля, вода, лес. Сохраним лес, сохраним здоровье и будем жить на красивой, цветущей планет.

    - Давайте прочитаем рассказы о красоте природы в учебнике на странице 58-59.

    Работают по учебнику, составляют таблицу(коллективная работа), играют в игру «Можно-нельзя», выполняют творческое задание, читают рассказы о красоте природы.

    VII Рефлексия

    Предлагаю оценить свои достижения на уроке и провожу рефлексивный анализ учебной деятельности:

    - Оцените свои достижения на уроке (учащиеся достают один из кленовых листков (красный, желтый и зеленый), прикрепляют к стволу дерева, объясняют свой выбор).

    - Посмотрите, какое дерево (клен) настроения от урока у нас получилось!

    Оценивают свою работу на уроке

    VIII Подведение итогов урока:

    Провожу обобщение полученных на уроке сведений.

    - О чём  мы с вами говорили сегодня на уроке?

    -На какие группы можно разделить растения?

    -Чем отличаются группы  растений?

    -Что общего у всех растений?

    -Каково значение растений в жизни человека и животных?

    Выставка творческих работ уч-ся.

    Домашнее задание.

    В учебнике стр. 56-59 чит., с.59 вопросы, в рабочей тетради стр. 39 №3, стр.40 №5, №6.

    Делают выводы, сопоставляют с рисунками на слайде. Отвечают на вопросы. Показывают свои рисунки сказочного растения.

    Библиография.

    1. Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 2 класса начальной школы. - М.; Просвещение, 2016.
    2. Плешаков А.А. Окружающий мир, Тетрадь для учащихся 2 класса четырёхлетней начальной школы, -  М.; Просвещение, 2018.
    3. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» - М.; Просвещение, 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 3 классе "Какая бывает промышленность?"

    Урок окружающего мира в 3  классе"Какая бывает промышленность?"Цели урока: Познакомить детей  с важнейшей отраслью экономики – промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промы...

    Урок окружающего мира в 3 классе "Какая бывает промышленность?"

    Урок окружающего мира в 3  классе"Какая бывает промышленность?"Цели урока: Познакомить детей  с важнейшей отраслью экономики – промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промы...

    Урок окружающего мира в 3 классе "Какая бывает промышленность?"

    Урок окружающего мира в 3  классе"Какая бывает промышленность?"Цели урока: Познакомить детей  с важнейшей отраслью экономики – промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промы...

    Открытый урок окружающего мира во 2 классе Какой бывает транспорт. УМК «ШКОЛА РОССИИ»

    Технологическая карта урока окружающего мира во 2 классе "Какой бывает транспорт"  + презентация...

    Урок окружающего мира во 2 классе "Какие бывают животные"

    Урок окружающего мира "Какие бывают животные" с использованием технологии БОС здоровое дыхание....

    Конспект урока окружающего мира в 3 классе "Какая бывает промышленность"

    Цели: познакомить учащихся с отраслями промышленности;  учить различать продукцию каждой отрасли....

    Конспект урока окружающего мира в 1 классе "Какой бывает вода?"

    Конспект разработан к уроку окружающего мира  в 1 классе по программе "Школа 21 века". На уроке дети знакомятся с некоторыми свойствами воды и тремя её состояниями....