Конспект урока окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Оноприйчук Татьяна Алексеевна

Данный урок проведен во 2 классе. УМК "Начальная школа 21 века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kakie_byvayut_rasteniya.doc122.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока формирования новых знаний.

Учебный предмет: Окружающий мир

Класс: 2 «А»

УМК: «Начальная школа 21 века»

Тема урока: «Какие бывают растения?»

Цель: познакомить уч-ся с группами растений

Образовательная: познакомить уч-ся с растениями, относящимися к той или иной группе

Развивающая: развивать познавательный интерес, формировать умение делать выводы

Воспитывающая: воспитывать любовь и бережное отношение к природе

Тип урока: Урок изучения нового материала

Формы организации работы на уроке: групповые, работа в парах.

Средства обучения: презентация, учебник, рабочая тетрадь, цветные карандаши

Этапы урока.

Цель

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

УУД

I.Организация класса.

1.Приветствие.

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания положительной эмоциональной обстановки.

Здравствуйте, присаживайтесь на свои места, сегодня урок окружающего мира, проведу я, меня зовут  Татьяна Алексевна

-Проверьте, всё ли необходимо у вас к уроку, нам понадобятся цветные карандаши, рабочая тетрадь и учебник.

Настраивают друг друга на положительную атмосферу во время урока.

Личностные

- определять и высказывать правила поведения;

 Коммуникативные:

- настраиваться на работу

II. Актуализация знаний.

Подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий

-Сядьте поудобнее и представьте, что мы отправляемся на исследование в ботанический сад.

-Ботанический сад-это место где растут растения из разных частей света.

 -Но, чтобы отправиться туда, давайте поиграем в игру «Кто знает больше растений»

-А вот и ворота в наш сад, посмотрите, какие растения там ещё растут.

-Молодцы ребята.

-Вы хорошо справились с этим заданием, вспомнили и назвали много растений.

Слушают, отвечают на вопросы.

Личностные

- принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

- отстаивать свое мнение.

Коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

-

III.Выявление места и причины затруднения

Соотнести свои действия с используемым способом действий, выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

-Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить?

(о растениях)

- Растений на планете Земля очень много, поэтому ученые разделили их на группы. Как вы думаете какие группы растений выделены учёными?

Слушают, отвечают на вопросы.

Личностные

- принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

 

Познавательные:

 -преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-осуществлять поиск информации из различных источников;

IV.Построение проекта выхода из затруднения (открытия детьми нового знания)

Поставить цель учебной деятельности, организовать коммуникативное взаимодействие (фронтально) для построения нового способа действия.

-Итак, тема нашего урока «Какие бываю растения?»

-И ответить на этот вопрос (Какие бывают растения) нам поможет план

1. Жизненные формы растений.

2. Группы растений.

3. Строение и развитие растений

Слушают.

Познавательные :

-перерабатывать полученную информацию;

Предметные:

-получить представление о природной зоне тайги;

V. Решение плана

1. Беседа о жизненных формах растений.

2. Работа с книгой «Группы растений»

Зафиксировать алгоритм порядка выполнения действий в выражениях.

- Рассмотрим первый пункт плана.

- Давайте отгадаем загадки:

-Его весной и летом

 Мы видели одетым,

 А осенью с бедняжки

 Упали все рубашки. (Дерево)

-Правильно, слушаем следующую загадку

-Малы и неказисты

 И скромно зеленеют,

 Но осенью их листья

И ягоды краснеют.  (Кустарник)

- И последняя загадка

-Высока и зелена

 Будет скошена она.

 Овцы, козы и коровы

 Есть всегда её готовы. (Трава)

-Ребята, назовите отличительные черты этих растений.

- Ребята попробуйте сказать, что такое дерево?

- Дерево-это растение с твердым, прямым стволом и отходящими от него ветвями.

-Что такое кустарник?

-Кустарник-это растение с несколькими древовидными стволами и ветвями, начинающимися почти от самой поверхности земли.

-А что такое трава?

-Трава-это небольшое растение с тонким зелёным стеблем.

-А сейчас давайте откроем учебники на странице 33

-Посмотрите на иллюстрации и расскажите, приходилось ли вам видеть эти растения, если да, то где?

-Давайте рассмотрим эти группы растений

-Первая группа- водоросли

-Водоросли - бессосудистые споровые растения, содержащие в клетках хлорофилл. У них отсутствует проводящая система; обитают в водной среде или во влажных условиях (в почве, сырых местах). Они сами по себе не имеют органов, тканей и лишены покровной оболочки.

Водоросли самые древние жители водного мира, им около 1000 млн лет. Всего насчитывается 28 000 видов водорослей. У водорослей нет корней, все необходимое они получают из морской воды. Самая крупная водоросль – макроцистис –60 метров длины.

Ноктилюка шаровидное тело с подвижными сократимыми щупальцами. Благодаря этой водоросли в августе иногда наблюдается свечение моря

Спирулина - единственная доисторическая водоросль, которая дошла до наших дней в своем первозданном состоянии. Так как она не подвержена никаким генетическим мутациям.

-Хвойные растения- вечнозеленые деревья и кустарники, у которых вместо листьев хвоя. Это, в общем-то и есть листья, только видоизмененные: игловидные, чешуйчатые, линейные. Как известно, в мире насчитывается примерно 600 видов.

-Мхи-это высшие растения, у них нет корней, а о листьях можно говорить только условно. У мхов нет цветков, корней и проводящей системы. Размножаются мхи спорами, и насчитывается около 20 000 видов. Средняя длина этих растений — 50 мм, только эпифиты и водные мхи могут быть более 1,5 метра в длину. Мхи были первыми растениями, которым удалось выжить на твердой земле. Они произошли от водорослей.

-Папоротники, хвощи, плауны большая группа высших растений, имеющих много общих черт в строении и размножении. В большинстве своем все они травянистые растения, обитающие в тенистых, влажных местах. Но есть и древесные формы — в тропических лесах Азии, Америки и Австралии произрастают древовидные папоротники 15-20 м в высоту.

-Цветковые растения отдел высших растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка. К цветковым растениям причисляют практически 250.000 видов, которые обитают по всей планете

-А сейчас познакомимся с некоторыми образцами цветковых растений. Я для вас приготовила гербарий, может кто-нибудь знает, что это такое?

-Гербарий-это коллекция засушенных растений

 -А знаете ли ещё растения, относящиеся к этим группам?

Отгадывают загадки, слушают.

Работают по учебнику, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы

Познавательные: перерабатывать полученную информацию

3. Беседа о строении, росте и развитии растений

-Чем все эти растения отличаются друг от друга?

(Одни растения цветут, другие нет, одни высокие, другие низкие, одни в воде растут, а другие на суши)

-Правильно, ребята, все эти растения разные, но что-то их то объединяет, а вот что именно?

(У всех растений есть корень, стебель, они растут и размножаются)

- Посмотрите на слайд. Вам нужно найти и назвать что в какой последовательности растет

(Стебель, лист, цветок, плод)

-В зависимости от типа дерева, листья бываю разными

-Посмотрите на слайд и назовите, какой лист относится к какому дереву.

-А вот теперь послушайте такую ситуацию

-Петя забыл полить растения и уехал на дачу. Растения начали вянуть. Что нужно срочно сделать? –Спросила учительница. Маша ответила: - Отругать Петю.

-А ты как думаешь? Что нужно сделать?

-А сейчас давайте проведем физминутку. Все встали

Слушают, работают по слайду

Работают с ситуацией, отвечают на вопросы

Встают и проводят физминутку

V. Закрепление.

1.Работа в парах

Закрепить учащимися порядок действий в выражениях и осуществить самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном,

-А сейчас поработаем в парах, но сначала вспомним правила работы в парах

Правила работы в паре.

1. Слушать друг-другу.

2.Уметь уступать

3.Уметь договариваться.

4.Быть вежливым, доброжелательным.

5.Помогать друг-другу.

В учебнике на странице 34 есть иллюстрация, вы должны эти растения распределить по группам, затем кто-нибудь один из пары объяснит свой выбор.

-О каких видах растений вы теперь знаете?

Работают в парах.

Коммуникативные:

-учиться работать в паре, брать на себя ответственность.

Познавательные:

перерабатывать полученную информацию-преобразовывать

2.Работа по учебнику

3. Работа в группах

Ребята, посмотрите, на странице 35 изображена схема развития роста огурца. Давайте прочитаем её. Что изображено под цифрой 1…8? Сегодня на урок я принесла вам выращенный мной огурец и готова рассказать, как он рос. Сначала, я замочила в воде с марлей семена огурца. Через 4 дня, появился маленький белый проросток. (демонстрация проростка огурца). Затем, я посадила проросток в землю, и спустя три дня появился вот такой огурец (демонстрация выросшего растения). Я оставлю его в вашем классе, чтобы вы могли пронаблюдать, как растение будет развиваться дальше.

-Сейчас мы будем работать по группам, но сначала вспомним правила работы в группах

       Правила работы в группах

1.Будь добросовестным по отношению к товарищам.

2.Слушай каждого члена группы внимательно, не перебивая.

7

Ц

в

е

т

к

о

в

Ы

Е

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

у

 

 

 

 

 

 

 

х

 

 

 

 

2

 

с

 

 

 

5

т

Р

а

в

ы

 

 

 

в

 

т

 

 

 

 

 

 

 

о

 

 

3

б

о

т

а

н

и

Ч

Е

с

к

и

й

 

 

 

 

д

 

р

 

 

 

 

 

 

 

н

 

 

 

 

о

 

н

 

 

 

 

 

 

 

ы

 

 

 

 

р

 

и

 

 

 

 

 

 

 

е

 

 

 

 

о

 

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

м

х

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 3.Поддерживайте друг друга.

4.Главного выступающего выбирайте того, кто сможет выбрать лучшее решение вместе со всеми, уладить разногласия

-Работаем по 4 человека в группе, первая парта разворачивается ко второй и т.д  

-Я раздам вам кроссворд, вы должны разгадать его, правила работы вы уже знаете, затем кто-то один из группы выйдет и запишет на доске

1)У каких растений нет цветков, корней и проводящей системы? (Мхи)

 2)Растения, которые обитают в воде? (водоросли)

3)Сад, где растут растения из разных частей света? (Ботанический)

4)К какой группе относятся ель, сосна, лиственница? (Хвойные)

5)Какие ещё растения могут быть кроме деревьев и кустарников? (Травы)

6)Растения с древовидными ветвями, которые растут почти от самой поверхности земли? (кустарник)

7)Группа растений, отличительной особенностью которых является наличие цветка? (Цветковые)

-Молодцы, ребята, давайте сейчас все вместе и проверим, как вы справились с этим заданием

Работаю в группах по кроссворду

Личностные

- определять и высказывать правила поведения;

- принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

- отстаивать свое мнение и права.

 Коммуникативные :

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;

- учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

VI. Рефлексия.

Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности, наметить дальнейшие цели деятельности.

1.Вспомните, о чём мы разговаривали на уроке?

(о растениях)

-Что такое кустарник?

-Что такое дерево?

-Что такое трава?

-С какими видами растений мы познакомились? (Водоросли, хвойные, мхи, цветковые растения, папоротники).

2. Оценивание

Ребята, вы большие молодцы! Наш урок подходит к концу, с вами было очень приятно работать. До новых встреч, до свиданья.

Отвечают на вопросы.

Личностные

- принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;

- отстаивать свое мнение и права.

Регулятивные :

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

 Коммуникативные :

- слушать и понимать речь других;

Познавательные :

-перерабатывать полученную информацию;

Методист: Орлова С.П ____________      

Учитель: Арапова Н.В. _________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира.2 класс.Какие бывают животные.

Знакомство с различными группами животных и интересными фактами из их жизни....

Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе

Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе системно-деятельностной направленности по теме «Какая бывает вода?»

Данная разработка содержит конспект урока окружающего мира в 1 классе  системно-деятельностной направленности по теме «Какая бывает вода?»...

конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Почему Луна бывает разной?"

УМК "Школа России" Цели данного урока соответствуют стандартным требованиям программы и связаны с предыдущими учебными занятиями.   На данном уроке применяется деятельностны...

Конспект урока окружающего мира "Какая бывает промышленность"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3 аТема урока: «Какая бывает промышленность»Цели урока:·        познакомить с понятием «промышленность» и отраслями промышленности.План...

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Какая бывает промышленность"

Предмет: Окружающий мирКласс: 3Тема урока: Какая бывает промышленность.Цели урока: познакомить детей с отраслями промышленности; показать связь развития экономики и экологии.Планируемые результаты:·...