Урок окружающего мира в 3 классе "Какая бывает промышленность?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок окружающего мира в 3 классе
"Какая бывает промышленность?"
Цели урока:
- Познакомить детей с важнейшей отраслью экономики – промышленностью, учить различать продукцию каждой отрасли промышленности; познакомиться с промышленными предприятиями Красного Холма.
- Развивать логической мышление, умение сравнивать, обобщать, группировать предметы быта по отраслям промышленности.
- Расширять кругозор детей, воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: тесты, статьи «Электростанция», таблички – карточки с названиями отраслей промышленности, градусник, картинки с изображением различных товаров, мультимедийный проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
II. Повторение пройденного материала.
– Ребята, вспомните и ответьте, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Животноводство)
– Что такое животноводство? Для чего нужно животноводство?
– Приведите примеры домашних млекопитающих, птиц, насекомых.
Работа с тестом «Животноводство» ( 7 минут)
III. Введение в тему урока.
– Какую большую тему мы изучаем? ( Чему учит экономика)
– Что же такое экономика? (Это правила, законы ведения хозяйства)
– Какова главная задача экономики? (Удовлетворение разнообразных потребностей людей)
– Назовите «три кита экономики» (Природные богатства, капитал, труд)
– С какой отраслью экономики вы уже познакомились? (Сельское хозяйство)
– Какие отрасли сельского хозяйства вы знаете? (Растениеводство, животноводство)
– Ребята, какая отрасль экономики производит большую часть необходимых людям товаров? (Промышленность)
– На уроке мы будем искать ответ на вопрос: Какая бывает промышленность?
IV. Работа над новым материалом .
Объяснение материала сопровождается показом слайдов презентации.
Промышленность производит большую часть необходимых людям товаров. Её продукция невероятно разнообразна: от коробки печенья и пакета с фруктовым соком до автомобиля, самолёта и космического корабля. Понятно, что производством такой разной продукции занимаются различные отрасли промышленности. Познакомимся с некоторыми из них.
1. Добывающая промышленность (вывешиваются таблички)
Чтение текста учебника, стр. 64
– Что делают люди, работающие в этой отрасли?
– Какие полезные ископаемые добывают люди? (Нефть, газ, уголь)
– Как их добывают?
– С каким полезным ископаемым мы встречаемся дома? (Газ)
– Назовите свойства газа?
– Какие вы знаете правила безопасности при обращении с газом?
Рабочая тетрадь, стр. 34 – выполнение задания № 1 (по ходу изучения материала)
2. Электроэнергетика
Чтение текста учебника стр. 64-65
– Что такое электроэнергетика?
– У кого из вас в доме нет электричества?
– Прочитайте статью «Электростанция» и ответьте на вопросы: (дети работают в парах, обсуждают вопросы)
1. О каких видах электростанций вы узнали?
2. Как называется машина, вырабатывающая электричество?
3. О какой электростанции можно сказать, что она наиболее экологически чистая?
Рабочая тетрадь стр.36 задание № 2.
V. Физминутка
3. Металлургия
Чтение текста на стр. 65
– Что могут производить металлурги? (Различные металлы)
– Металлы, как правило, твердые вещества, но есть и жидкие – это ртуть (показать градусник).
4. Машиностроение
Чтение текста на стр. 65
– Что производит машиностроительная отрасль? (Машины)
– Как вы понимаете, что такое «машина»? (Ответы детей)
– Машинами называют все устройства, которые выполняют работу, полезную человеку. Главную операцию должна делать машина, а человек только управлять ею.
5. Химическая промышленность
– Прочитайте об этой промышленности в учебнике с. 65
– Какие вещества химической промышленности вам известны?
– Химическая промышленность дает нам разные минеральные удобрения.
6. Легкая промышленность
Чтение текста на стр. 65
– Что выпускает легкая промышленность?
– Приведите примеры продукции легкой промышленности.
7. Пищевая промышленность
Чтение текста на стр. 66
– Что производят люди в пищевой промышленности?
– Какие фабрики и заводы относятся к этой промышленности?
Рабочая тетрадь стр.36 задание № 3.
VII. Закрепление изученного материла
Рабочая тетрадь стр.36 задание № 4.
– Отгадайте загадки и определите, к какой отрасли промышленности относится данный товар.
Летом папа наш привёз
В белом ящике мороз
И теперь мороз седой
Дома летом и зимой.
Бережёт продукты:
Мясо, рыбу, фрукты. (Холодильник – машиностроение)
Всегда шагаем мы вдвоём,
Похожие как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (Ботинки – лёгкая промышленность)
Белая водица,
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Всё, что хочешь, делай. (Молоко – пищевая промышленность)
Полотно, а не дорожка,
Конь не конь – сороконожка.
По дороге той ползёт,
Весь обоз один везёт. (Поезд – машиностроение)
Ускользает, как живое,
Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
Руки мыть не ленится. (Мыло – химическая промышленность)
Промышленные предприятия Красного Холма (рабочая тетрадь стр.37 № 5)
Наш город Красный Холм совсем небольшой. Здесь проживает всего лишь около 6 тысяч человек.
Ведущими промышленными предприятиями Краснохолмского района являются:
- ООО «ОЛДИ производящее пластиковые окна и изделия из металла (шкафы, сейфы, ящики для хранения оружия). Продукцию этого предприятия можно увидеть в Москве, Санкт-Петербурге, Ярославле, Угличе, не говоря уже о Тверской области.
Это предприятие занимается металлообработкой и относится к обрабатывающей промышленности.
- ОАО «Краснохолмский маслосырзавод». Предприятие занимается производством цельномолочной продукции (молоко, кефир, сметана, творог, творожные массы, сыр), сливочного масла, нежирной продукции.
- К какой отрасли промышленности относится это предприятие?
3. ПО «Мастер» производит хлеб, кондитерские изделия, соусы.
4. ПО «Спас на Холму». В ассортименте предприятия производство
безалкогольных напитков, кондитерских изделий (конфеты, зефир,
мармелад), сиропов, киселей.
- ОАО «Краснохолмский электромеханический завод» осуществляет
выпуск гражданской продукции – сейфов, заборов, мангалов и других металлических изделий, а также производит продукцию по военным заказам.
- ООО «Краснохолмск» - швейное объединение, продукция которого известна далеко за пределами района.
- На протяжении многих лет работоспособным и рентабельным предприятием является ОАО «Краснохолмское ДРСУ». Оно занимается строительством и поддержанием дорог не только на территории района, но и за его пределами. Оно также занимается добычей песка, необходимого для строительства.
- Основной специализацией предприятия «Красный Холм Мебель» индивидуального предпринимателя является производство стульев, табуретов, банкеток, мебельных комплектов для дачи и отдыха на природе. С 2012г. предприятие начало выпускать эксклюзивные стулья из бука со сложными узорами. «Красный Холм Мебель» - единственное предприятие в России, где налажено подобное производство.
Предприятий не так уж много. Но все они занимаются реализацией главной задачи экономики – удовлетворением потребностей населения.
Словарный диктант (учитель читает определение, ученики записывают термин)
- То, что необходимо людям для жизни (Потребности)
- Правила, законы ведения хозяйства (Экономика)
- Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности (Товары)
- Работа, которую выполняют люди, чтобы удовлетворить потребности других людей (Услуги)
- Отрасль, которая обеспечивает экономику нефтью, газом, углем
(Добывающая)
- Отрасль, которая обеспечивает экономику металлом.
(Металлургия)
- Отрасль, которая обеспечивает экономику продуктами.
(Пищевая)
- Отрасль, которая производит ткани, одежду, обувь (Лёгкая)
- Отрасль, которая производит машины и механизмы.
(Машиностроение)
Проверка словарного диктанта – взаимопроверка (Ответы на доске)
VIII. Итог урока. Рефлексия.
– На какой вопрос мы искали ответ на уроке?
– Перечислите отрасли экономики, с которыми вы познакомились.
– У вас на столах лежат смайлики – дорисуйте их и приклейте на доску. Если урок вам понравился, нарисуйте улыбку. Если что-то не получилось, оставьте так, как есть. А если на уроке вам было скучно и неинтересно, изобразите огорчение.
Я рада, что урок вам понравился. Спасибо за работу!
IX. Домашнее задание
Учебник с. 64 – 67, ответы на вопросы с.66.
Рабочая тетрадь с. 37 - доделать задания.
Тест «Животноводство»
1. Что даёт животноводство людям?
а) мясо, шерсть, пух, кожу;
б) фрукты, овощи, злаковые культуры;
в) хлопок, лён, кормовые травы;
2. Домашние сельскохозяйственные животные – это …
а) млекопитающие, птицы, рыбы, насекомые;
б) звери, птицы, земноводные, рыбы;
в) птицы, пресмыкающиеся, земноводные, рыбы;
3. Домашние птицы – это …
а) фазаны, куропатки, страусы;
б) павлины, орлы, беркуты;
в) индейки, куры, гуси, утки;
4. Пчёл разводят на …
а) ферме;
б) пасеке;
в) птицефабрике;
5. Для корма домашних животных заготавливают …
а) зерно, кормовые травы;
б) арбузы, дыни, тыквы;
в) василёк, подснежник.
6. Приведи примеры одомашненных животных:
птицы ;
звери ;
рыбы ;
насекомые .
Электростанция
Откуда берется электрическая энергия? Её вырабатывают на электростанциях специальные машины – генераторы электрического тока. Генераторы бывают разные:
маленькие, энергии которых хватит для освещения одной комнаты,
и очень большие, которые дадут электроэнергию большому городу.
У генератора есть турбина. Если турбину вращает струя воды, то такая турбина называется – г и д р а в л и ч е с к о й, а электростанция, на которой установлены такие турбины, – г и д р о-э л е к т р о с т а н ц и е й (ГЭС).
На т е п л о в о й э л е к т р о с т а н ц и и (ТЭС) турбину вращает пар.
Гидроэлектростанции строят на больших, полноводных реках, таких, как Енисей, Волга, Днепр. На реках строят плотины, а для прохода судов сооружают специальные каналы.
Для ТЭС не нужны плотины и водохранилища. Их можно построить везде. Но для ТЭС постоянно требуется большое количество топлива, чтобы нагревать воду и получать пар.
Для а то м н о й с т а н ц и и (АЭС) топлива требуется совсем мало. Но это особое топливо. Всего 10 граммов атомного топлива заменяют целый вагон угля. Тепло, которое используется на этих станциях для выработки пара, выделяется в атомном реакторе. Внутри реактора происходят как бы небольшие атомные взрывы. Но эти взрывы мирные. Реактор надежно закрыт толстыми бетонными стенами. Эти реакции контролируются приборами.
По книге «Что такое? Кто такой?»