Главные вкладки

    автор Семёнова Т.Е. Конспект урока окружающего мира 4 класс "БАНК ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ"
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

    Семёнова Татьяна Евгеньевна

    Урок в незнакомом классе областного конкурса "Учитель  2008 года" Волгоградской области, получивший самый высокий балл. Урок предлагает ввести учащихся в новую для них науку ЭКОНОМИКУ. В системе Л.В.Занкова есть такой факультатив  и я уже 9 лет преподаю эти уроки, а данный коспект предполагает проведение его и в других УМК.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon oblastnoy_urok.doc59.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    УРОК В НЕЗНАКОМОМ КЛАССЕ

    Урок на областном конкурсе «Учитель года-2008» участника конкурса Семеновой Т.Е.

    «Банк экономических знаний»

    Конспект урока окружающего мира в 4 классе .

    Урок открытия новых знаний.

    Цель:- развивать умение наблюдать, характеризовать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;

              - формировать новые понятия;

              -создать условий, в которых мальчики и девочки могут раскрыть

               свои личностные качества и с половой принадлежностью в том числе;

               -работать над культурой общения.

    Оборудование: таблицы с терминами,

                               инструкции для работ в группах,

                               карточки для группировки слов,

                               магнитофон

    I. этап.  Организация к учебной деятельности:

    (Учитель встречает детей у доски)

    Давайте познакомимся.

    -Кто из ВАС увлекается спортом?

    -Кто родился зимой?

    -Кто держит домашних животных?

    -Кто смотрит приключенческие фильмы?

    -А теперь девочки  с длинными волосами возьмут у меня из рук треугольники и сядут туда, где есть такая же фигура.

       Девочки с короткими волосами - кружочки

       Мальчики в пиджаках - квадраты

        Мальчики в жилетках - прямоугольники

    -Мы расположились интересными группами: мальчики и девочки отдельно, но правила работы в группах не меняются от этого. Давайте их вспомним.

    ( дети сами называют то, что им необходимо для слаженной работы в группе)

    II.этап. Самоопределение к деятельности:

     1-ое задание:

    (дети получают задания по группам)

      I.группа: ЛИПА, ПШЕНИЦА, СИРЕНЬ, БИРЖА, ГОРОХ, КАМЫШ, ПОЛЫНЬ.

     

     II.группа:  МОРЕ, АРЕНДА, РЕКА, БОЛОТО, ОЗЕРО, ПРУД.

     

     III.группа:  НАЛОГ, НАСЕКОМЫЕ, РЫБЫ, МЛЕКОПИТАЮЩИЕ, ПТИЦЫ, ЗЕМНОВОДНЫЕ.

     

     IVгруппа: ПОВАР, БИБЛИОТЕКАРЬ, ВРАЧ, КОНТРАКТ, ИНЖЕНЕР, СЛЕСАРЬ.

    -Прочтите слова на карточках. Что скажите? Вам знакомы эти слова?

    Что заметили?

    +лишние слова

    -Назовите.(вывешиваю карточки )

    БИРЖА

      АРЕНДА

    НАЛОГ

           КОНТРАКТ

    -Можете определить к какой области вашего познания они относятся?

    -У нас возникла проблема- новые слова.

    Но вы можете определить тему урока -  она зашифрована в новых словах.

    + БАНК.

    III. Постановка учебной задачи:

     -Тема урока «БАНК», а проблема урока –новые слова.  Определим задачу нашего урока.

    +познакомиться с новыми словами и определить к какой науке их отнести.

    -Верно. Я только уточню. Пусть это будет «БАНК НОВЫХ СЛОВ»

    - Мы  будем строить банк и станем его клиентами. Для строительства банка вы будете получать строительные  теоретические блоки, с помощью которых  возведете стены этого учреждения. Первые теоретические блоки вы уже заработали с теми словами, которые оказались лишними.

    IV. Работа с новыми понятиями:

    2-ое задание

    (раздаю по одному  слову из пословицы  «ЗАРАБОТАННАЯ КОПЕЙКА ДОРОГО СТОИТ». Дети у доски выстраиваясь, восстанавливают пословицу)

    -Соберите пословицу, которая станет фундаментом банка.

    (на доске каждое слово пословицы  определенного цвета, которым определено место за столом у группы)

    - Строительные блоки будете возводить согласно своему цвету.

    -А теперь продолжим зарабатывать блоки.

    Какое слово из пословицы напрямую относится к банку?

    +деньги

    -Найдите синоним этому слову.

    +капитал (термин идет в ту группу, которая его назвала)

    3-е задание:

    :(направленно на особенности пола, т.е. девочкам и мальчикам  предлагаются разные  задания с учетом особенностей их мышления)

    -Вручаю вам небольшие тексты. Прочтите, и через несколько минут поделитесь с нами информацией, выделив из текста новое слово.

    1 группа мальчиков:

      «В Древнем Риме проводились собрания торговцев на продажных рынках. Здесь распределяли товары, которые поступали со всех концов Римской империи. Н этих торгах совершался________________(бартер) – один товар менялся на другой.»  (Это слово мальчики могли расшифровать по знакам 

    -…/  .-/   .-./   -/   ./   .-. 

      Б    а     р     т    е     р

    подсказка –азбука Морзе- у детей на столе)

    2 группа мальчиков:

    «Расписка.  Я, Петров Игорь Семенович, удолстоверяю, что 1 сентября 2008 года взял в долг у Волкова Федора Ивановича 2 (две) тысячи рублей и оюязуюсь вернуть эту сумму не позднее 1 января 2009 года. Подпись. Дата.  

    Именно такая бумага называтся____________(вексель)

    Это одна из древнейших ценных бумаг. Её родина Италия.»

    (Расшифровываем  слово по знакам (помощь-азбука Морзе)

    .--/  ./  -.-./  …/ ./ .-../ -..- 

    В     е      к       с       е    л         ь

      1 группа девочек: «Аукцион – это торговля на публике, или как говорят публичные торги. Во время аукциона можно предварительно осмотреть имеющиеся товары, и с последним ударом молотка товары продают тому, кто предложит  самую высокую цену. На аукционах происходит покупка или продажа самых различных товаров: шерсти, фруктов, рыбы, кофе. И многого другого.»

    ЗАДАНИЕ.

    Заполни таблицу, используя текст.

    1.

    Новое слово

    2.

    Что оно означает?

    3.

    Какой предмет ярко характеризует данное слово?

    2 группа девочек: « Термин «маркетинг» пришел к нам из английского языка. Он происходит от слова «маркет» - рынок. Задача маркетинга- работа с рынком, поиск ответов на вопросы: Что продавать? Как продавать? Кому продавать? Как управлять движением товара? Маркетинг- это планирование работы рынка.»

    ЗАДАНИЕ:

    Заполни таблицу, используя текст.

    1.

    Новое слово

    2.

    Что оно означает?

    3.

    Его происхождение.

     Каждая группа представляет свои новые слова и получает эти слова-термины как строительные блоки.

    Ф и з м и н у т к а

    ЕСЛИ ВЫ УСТАЛИ -  ВСТАНЬТЕ

    ДРУГА ДО ПЛЕЧА ДОСТАНЬТЕ.

    РУКИ ОБЕ ПОТРЯСИТЕ.

    ГОЛОВОЮ ПОВЕРТИТЕ.

    ЗА КОЛЕНИ ПОДЕРЖИТЕСЬ.

    ВПРАВО, ВЛЕВО НАКЛОНИТЕСЬ.

    ОТДОХНУЛИ?

    СЯДЕМ ДРУЖНО.

    ПРОДОЛЖАТЬ РАБОТУ НУЖНО.

    4-ое задание:

     -Разгадайте ребусы. (для каждой группы свой ребус. Называя слово, пытаемся определить его значение из своего жизненного опыта)

    ПРОИЗВОДСТВО

    ТОВАР

    СПРОС

    КРЕДИТ    (термины получают ответившие)

    5-ое задание:  «Творческая мастерская»

    -Продолжите фразу «Чтобы товар пользовался спросом ему необходима……………»(реклама-термин)

    -Предлагаю на несколько минут стать производителями и создать рекламу товару, название которого спрятано у вас в конвертах.

    (Две группы –мальчики и девочки- слово «скакалка»,

    (две другие группы-«футбольный мяч». Время подготовки 3 минуты. Звучание мелодии определяет это время)

    Дети выступают со своими рекламами не называя товара, а все угадывают)

    -Как назвать тех, кто работал сообща в группе?

    +компаньон (термин)

    -А те, кто рекламировал один и то же  товар, желая продать его?

    +конкурент (термин)

    V этап. Первичное закрепление.

    -Назовите все новые слова, которые добавились к тем, что появились у нас  в начале урока. (каждая группа читают слова –блоки ).

    Новых слов стало больше и мы можем их объединить под одной крышей нашего банка. Давайте возведем стены банка, отвечая на вопросы.

    (по мере ответов дети выходят к доске и  вывешивают термины)

    VI этап. Закрепление.

    (читаю)  _Как по-другому?

    • Обмен_____________________________________БАРТЕР
    • Выдача денег под проценты___________________КРЕДИТ
    • Соперник в бизнесе__________________________КОНКУРЕНТ
    • Напарник в бизнесе__________________________КОМПАНЬОН
    • Планирование_______________________________МАРКЕТИНГ
    • Деньги, большая сумма денег__________________КАПИТАЛ
    • Оповещение о товаре_________________________РЕКЛАМА
    • Изготовление товара__________________________ПРОИЗВОДСТВО
    • Продукт труда, созданный для купли-продажи____ТОВАР
    • Требование со стороны покупателей_____________СПРОС
    • Долговая расписка____________________________ВЕКСЕЛЬ
    • Публичные торги_____________________________АУКЦИОН

    ______________________________________________БИРЖА

    ______________________________________________АРЕНДА

    ______________________________________________НАЛОГ

    ______________________________________________КОНТРАКТ

    Есть здание, но без крыши. Крышу мы накроем, если одним словом назовем науку, которой принадлежат эти слова.

    (дети предлагают )

    +экономика

    (все слова объединяем понятием  «ЭКОНОМИКА»)

    VIIэтап. Рефлексия.

    -Вспомните задачу, которую мы поставили перед собой .

    +познакомиться с новыми словами и определить к какой области они относятся.

    -Справились с задачей?

    +у нас таких слов оказалось ещё больше, целый банк новых слов, как мы и хотели.

    -У нас получился  не просто банк новых слов, а банк новых знаний, экономических знаний.

    Банки копят деньги, а мы знания.

    -КАКИЕ ЗНАНИЯ ПОЛУЧИЛИ?

    -Вам было интересно? Что скажите по этому поводу?

    В нашем банке достаточно еще места для новых вкладов в области экономики и других наук.

    По законам банковской деятельности вклады, положенные на долгое  хранение- преумножаются. Пусть это касается ваших знаний.

    Спасибо за работу. Наш урок окончен.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"

    Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....

    автор Семёнова Т.Е. Конспект урока литературного чтения Л.Н.Толстой "Акула"

    Урок по программе Л.В.Занкова 2 класс по теме Л.Н.Толстой "Акула" проводился в классе мальчиков, но может использоваться и в обычных классах по любому УМК, а класс определяется программой....

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

    Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

    Конспект урока окружающего мира (автор А.А. Плешаков) 3 класс "Наше питание"

    Урок окружающего мира в 3 классе (автор программы А. А. Плешаков), урок изучения новых знаний.Цели урока:ОбразовательныеПознакомить учащихся  с необходимыми организму питательными веществами.Дать...

    Конспект урока окружающего мира 3 класс (автор А.А.Плешаков) "Организм человека"

    Цель урока: познакомить детей с организмом  и  органами человека, органами чувств и их значением для человека, учить  беречь органы чувств. Задачи урока:Обучающие: - познакомить уч...

    конспект урока Окружающего мира в 4 классе по теме «Наши подземные богатства» УМК «Школа России»Автор: А.А. Плешаков

    Урок Окружающего мира в 4 классеПо теме «Наши подземные богатства»УМК «Школа России»Автор: А.А. ПлешаковТип урока:усвоение новых знанийЦели урока:1. Образовательные: познакомить с полезными бога...


     

    Комментарии

    Хорошо разработанный, логично построенный урок, который включает как знакомство с экономическими понятиями, так и интеллектуальное развитие в целом. Спасибо за разработку.

    Семёнова Татьяна Евгеньевна

    Наталья Олеговна, вот только удосужилась прочитать Ваши комментарии (ещё нет опыта пробежать все закоулки сайта) и очень благодарна. На вопрос о презентации к уроку Л.Н.Толстой "Акула" скажу, что не могу загрузить презентацию и всё тут, но буду пытаться ещё. Спасибо. С наступающим Новым годом!