Предмет "Человек и мир"2 класс,Тема: "Вода и её свойства"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Василевич Ирина Николаевна

 

Среди предметов курса начального обучения есть предмет«Человек и мир». Цель учебного предмета «Человек и мир» - формирование первоначальных знаний о природе,  обществе, человеке, основ экологической культуры и здорового образа жизни, гражданское воспитание школьников.

Цель и основной критерий  урока – создание, а не получение в готовом виде знаний. Учащиеся должны активно работать: думать, рассуждать, сравнивать, доказывать, делать выводы.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 17.03.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:                                   Вода и её свойства

Цель :   1.Формировать  представления учащихся о свойствах воды, о трёх  её состояниях, помочь осмыслить связи и отношения в обьекте изучения.

2.Развивать умения Анализировать, обобщать полученные знания, развивать навыки практической работы и исследовательской деятельности, определять и объяснять понятия.

3.Воспитывать бережливого и ответственного жителя Земли, прививать любовь к родному краю.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Структура урока:

  1. Организация начала урока
  2. Повторение и закрепление изученного материала
  3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
  4. Изучение нового материала
  5. Первичная проверка усвоения знаний
  6. Контроль знаний и самопроверки
  7. Подведение итогов урока
  8. Рефлексия

Оборудование:

Ход урока:

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: (Звуки природы)

Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их!

Я желаю вам отлично поработать на уроке, много узнать и многому научиться. Садитесь!

Дети проходят в зал ,останавливаются около парт, приветствуют гостей.

2. Сообщение темы урока, целеполагание: Звучит запись льющейся воды

Ученик читает стихотворение

 Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без … ВОДЫ (дети хором).

III.Актуализация знаний учащихся

Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Ученик: Мы сегодня будем говорить о воде.

Учитель: А что бы вам хотелось узнать о воде ?

Ученики: -Какая бывает вода? Можно ли прожить без воды? Почему нужно беречь

   воду? Какими свойствами обладает вода ?

Учитель: Действительно, мы сегодня вспомним, какими свойства обладает вода, и вы узнаете, в каких трёх состояниях можно встретить её в природе и почему нужно беречь воду. Ведь вода -- сама жизнь!            

Взгляните на нашу Землю. Какого цвета больше всего на глобусе?

. Ученик: Голубого!

 Учитель: Когда то первый космонавт Ю.А.Гагарин, увидев нашу Землю из космоса, назвал её голубой планетой. Этот голубой цвет-вода рек, озёр , морей и океанов. А что же такое вода?

IV. Этап повторение изученного .Практическая работа в парах.

Учитель: - В этом нам поможет разобраться наш старый знакомый, который  приходит на факультативное занятие «Азбука Берегоши» .Как вы думаете кто это? Какой друг Берегоши отвечает за воду и её экономию?

Ученик: -Это друг Берегоши-  Водяша.

Появляется Водяша (ученик 4 класса):

Водяша: -Здравствуйте, ребята! Я рад вновь встретиться с вами.

На  уроках и факультативных занятиях вы уже говорили о воде и её свойствах. Мне хотелось бы проверить, как вы всё запомнили ,и я приготовил вам интересные вопросы и задания. Но к сожалению, остаться с вами на уроке я не могу- бегу на занятия к профессору Берегоше. А вам оставляю свои  видеозадания. Уверен, что вы с ними справитесь .Удачи!

Учитель :И мы желаем тебе удачи!

Посмотрим ,какие задания вам приготовил Водяша!

А выполнять их вы будете в парах .Итак:

Видео  запись заданий Водяши :

Водяша: -Мой первый вопрос и задание: Что такое вода? Продемонстрируйте.

Практическая работа в парах. Учащиеся переливают воду из одного стаканчика в другой.

Учитель : Итак, что же такое вода? Сделайте вывод.

Ученик: Вода течёт, значит,  она - жидкость.

Водяша :Дайте ответ на вопросы:  какова вода на вкус ,есть ли у неё запах?

Дети пробуют  воду на вкус и запах.

Ученик: Вода не имеет ни вкуса ,ни запаха.

Водяша: .Какого цвета вода ?

Ученик: Вода бесцветная, прозрачная.

Водяша: . Докажите на опыте, что вода прозрачная.

Учитель :Давайте докажем на опыте, что вода прозрачная.

Дети опускают  в стаканчик лежащий на столе предмет.

Учитель :Сделайте вывод.

Ученик: Вода прозрачная, через неё видны предметы.

Водяша: Вода- растворитель. Я прав?

Учитель : Водяша утверждает, что вода является растворителем. Прав ли он? Продемонстрируйте

Дети кладут в стаканчик с водой сахар , соль ,землю и размешивают.

Ученик: В воде растворились соль и сахар, значит вода -растворитель.(ответ одной пары)

Учитель : А все ли вещества  растворила вода ?

Ученик: (Ответ другой пары) :Нет, вода не растворяет, например,  землю и камни.

Учитель : Хорошо это или  плохо, что вода не всё растворяет?

Ученик: Это хорошо, иначе во время дождя или оттепели вся почва могла бы раствориться.

Водяша: Молодцы! Сделайте вывод о свойствах воды.

Ученик: Вода –это жидкость, без цвета и запаха, прозрачная, без вкуса, без запаха.

Может являться растворителем.

Учитель : А давайте проверим правильный ли вы сделали вывод, сравнив ваши слова с текстом учебника на стр.55

Учащиеся читают выводы на стр.55

Прощальное слово Водяши:- Ребята вы отлично справились. Я с вами прощаюсь и  жду встречи на факультативе «Азбука Берегоши».А впереди у вас ещё одно моё задание-сюрприз.

V.Физкультминутка

Учитель : Впереди у нас ещё много работы, ребята. И чтобы с ней отлично справиться , давайте немного отдохнём!

VI.Этап усвоения новых знаний

Учитель : А теперь сюрприз от Водяши. Вы сейчас посмотрите сказку и подумаете, почему главные герои – родственники ?

Инсценировка сказки учениками

Ведущий: У одной матери было четыре сына. Всем хороши  удались сыновья, только друг дружку братья признавать не хотели. Ничего схожего между собой не находили.
Снег:- Уж если, — говорит первый брат, — кого и вздумаю я братом называть, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковые волокна.
Лёд:— А я, — говорит второй брат, — на стекло похож. Только его я могу своим братом признать.
Туман:— А я белому дыму брат, — говорит третий. — Недаром нас одного с другим путают.
Дождь:— А я ни на кого не похож, — сказал четвертый брат, — и некого мне братцем назвать, разве только слезы.
Ведущий: Так и по сей день, спорят четыре родных брата: Белый снег, Синий лед, Густой туман, Частый дождь.
Друг друга братьями не называют, а матушку Воду все четверо родимой матерью зовут. Бывает и такое на свете! Не всегда брат брата узнает.

Учитель : А как вы считаете лёд, туман, дождь и снег- родственники? Докажите.

Ученик :Лёд, туман, дождь и снег-это всё вода.

Учитель : Действительно, и лёд, и снег, и дождь, и туман-это разные состояния воды. Вода-это очень интересное вещество, ребята! В природе она может находиться в 3 состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Давайте покажем это на схеме. Кто из сказочных братьев представляет твёрдое состояние воды?

Ученик: Твёрдое состояние представляет лёд и снег

Учитель : Жидкое состояние?

Ученик: Жидкое состояние представляет дождь.

Учитель : Газообразное?

Ученик: Газообразное состояние представляет туман.

Учитель : Посмотрите на схему, которая у нас получилась. Приобретая новые знания на уроке, мы с вами дополним её.

Учитель :Чтобы вы пожелали братьям?

Ученик: Я хочу пожелать ,чтобы братья не ссорились.

VII. Этап закрепления новых знаний

Учитель : Чтобы проверить как вы поняли новый материал , я вам предлагаю задание , которое вы выполните, разделившись на группы. Пожалуйста , подойдите к столу и выберите каждый для себя символ группы (учитель ставит на парты эмблему группы) и найдите свои места.

Дети подходят к столу и выбирают каплю, снежинку или облачко.

Учитель : Найдите свои места.

Распределяются по группам.

Учитель : Выберите капитанов групп.

Ученики выбирают капитанов

Учитель : Капитаны получите задание. Вы должны  руководить  работой группы.

Капитаны встают и получают задание

Учитель : На листах написаны 6 загадок

      ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП

( показываю на эмблемы)

1 группа «Дождинка»: Выбрать загадки, отгадки которых  передают  жидкое состояние воды в явлениях природы

2 группа «Снежинка»: Выбрать загадки, отгадки которых  передают  твёрдое состояние воды в явлениях природы

3 группа. «Облачко» :Выбрать загадки, отгадки которых  передают  газообразное состояние воды в явлениях природы

Вашими ответами мы дополним таблицу, которая отражает три состояния воды.

Задание на экране

1.Шёл долговяз,

        В сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)

2.Утром бусы засверкали,
Всю траву собой заткали,
А пошли искать их днём,
Ищем, ищем – не найдём. (РОСА)

3.Не снег, не лёд,

А серебром деревья убирает.(ИНЕЙ)

4.Падает горошком,
           Скачет по дорожкам.(ГРАД)

5.Без ног бегут, без    крыльев летят,

         Без паруса плывут. (ОБЛАКА)

6. Чайник на плите стоит

И дымит, дымит, дымит. (ПАР)    

При ответах каждой группы на экране- слайд с отгадкой и её иллюстрацией +таблица, в которую заносятся дополнения.

Учитель : Прошу дать свои ответы группу «Дождинка»…

Ответы дают все члены  группы:

1-читает одну загадку с отгадкой

2-читает вторую загадку с отгадкой

Капитан- делает вывод: Дождь и роса- жидкое состояние воды в природе

Учитель : Свои ответы даёт  группа «Снежинка»…

2группа:Град и иней- твердое состояние воды в природе

Учитель : А теперь ответы группы«Облачко».

3группа:Пар и облако- газообразное состояние воды в природе

VIII. Систематизация знаний

Учитель : Таким образом  на  нашей таблице видно, что вода может быть  в  трёх состояниях: жидком ,твёрдом и газообразном. И мы можем наблюдать это в различных явлениях природы.

Учитель : Вы отлично справились с заданием ,немного устали. и чтобы освежить вас ,Водяша дарит вам свою чистую воду( раздаю желающим стаканчики с водой).

-     Как вы себя стали чувствовать?

Ученик: бодрее, появились силы.

Учитель : Вода имеет уникальное свойство восстанавливать силы и освежать. Это происходит потому, что сам человек на 63-68%состоит из воды, и при потере влаги мы начинаем уставать и хуже себя чувствовать.. А стоит воде попасть к нам в организм, как силы восстанавливаются. Ведь человек может прожить без воды не более 2-3 дней.

     Помните: человеку нужна только хорошая, чистая  вода! К сожалению запасы  пресной воды на планете Земля небесконечны .В некоторых странах уже сегодня не хватает питьевой воды И мы гордимся , что именно в нашей родной Беларуси есть огромные запасы  пресной воды. Это наше богатство! Его нужно беречь!

Вот и заканчивается наш урок. Давайте проверим ,как мы ответили на вопросы, которые вы задавали в начале урока.

. Контроль и самопроверка знаний

Учитель : Вот и заканчивается наш урок. Давайте проверим ,как мы ответили на вопросы, которые вы задавали в начале урока.

-Какими свойствами обладает вода?

Ученик: Вода –это жидкость, без цвета и запаха,

Прозрачная , без вкуса, без запаха,

Может являться растворителем.

Учитель : -Какая бывает вода?- спрашивали вы. Давайте назовём три состояния воды .

Ученик: Вода бывает в жидком ,твёрдом и газообразном состоянии.

Учитель : -Можно ли прожить без воды?

Ученик: Человек может прожить без воды не более 3 дней.

 Учитель : -Почему нужно беречь воду?

Ученик: Потому ,что  вода на Земле может закончиться.

Учитель : Действительно ,воду нужно беречь! А о том, как сохранить наше природное богатство , мы поговорим  на следующем уроке. Понаблюдайте , как в вашей семье экономят воду.

IХ.Рефлексия

Учитель : А сейчас самостоятельно  определите, как вы усвоили материал урока.

Если у вас были трудности и остались какие-нибудь вопросы, разместите  капельку воды, которая лежит у вас на парте, на тучке.

Если  всё было понятно и вопросов не возникало ,прикрепите свою капельку там, где течёт река.

А если вы узнали много нового, не просто поняли,что изучили на уроке, но и  сможете поделиться  информацией с окружающими, ваша капелька будет сиять на радуге. Пожалуйста!

Дети прикрепляют  картонные капельки воды  на плакат с изображением тучи, радуги и реки.

Х.Итог урока

Учитель : Дети, я довольна вашей работой на уроке. Спасибо за вашу активность, трудолюбие и жизнерадостность!

И позвольте закончить наш урок чудесными  словами французского  писателя Антуана де Сент-Экзюпери о воде (французский текст читает ученик 11 класса).

Ученик 11 класса: «Eau, tu n’as ni goût, ni couleur, ni arôme. on ne peut pas te définir, on te goûte sans te connaître.

Учитель : Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

 Ученик 11 класса: Tu n’es pas nécessaire à la vie :tu es la vie.

Учитель : Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь!

Ученик 11 класса :Tu nous pénètres d’un plaisir qui ne s’explique point par les sens.

Учитель : Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами»

Урок окончен!

СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира ""«Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)», 3 класс.

Урок - практикум по окружающему миру в 3 классе по программе "Перспективная начальная школа". На уроке представлены разнообразные формы работы. Обучающиеся выступают в роли исследователей, у...

Внеклассное мероприятие с элементами исследовательской работы 3 класс Тема: "Вода — бесценный дар природы"

Ресурс представляет собой ознакомление учащихся со значением экологически чистой воды в жизни человека.Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как жизненно важному ре...

Урок «Окружающий мир» 3 класс Тема: Вода и её свойства.

Цель урока - создание условий для изучения свойств воды.Урок построен на основе технологии критического мышления. Методы: вопросительные слова, таблица ЗХУ, кластер, синквейн.  Форма работы: груп...

Учебно-методический комплекс к уроку Изобразительного искусства, 4 класс. Тема: "Вода - живительная стихия"

Тип урока:  урок открытия нового знания.Цель: продолжать знакомить детей с архетипами искусства на примере природной стихии - воды, раскрывая ее роль в жизни человека и место в искусстве.Планируе...

Модель-конспект урока окружающего мира для 2 класса. Тема: "Вода и ее свойства"

Авторы учебника: О. Н. Федотова, Г.В. Трафимова, С.А. Трафимов; УМК «Перспективная начальная школа»Тема: «Вода и ее свойства»Задачи: Сформировать у детей представление о воде, ...