Главные вкладки

    Предмет "Человек и мир"2 класс,Тема: "Вода и её свойства"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Василевич Ирина Николаевна

     

    Среди предметов курса начального обучения есть предмет«Человек и мир». Цель учебного предмета «Человек и мир» - формирование первоначальных знаний о природе,  обществе, человеке, основ экологической культуры и здорового образа жизни, гражданское воспитание школьников.

    Цель и основной критерий  урока – создание, а не получение в готовом виде знаний. Учащиеся должны активно работать: думать, рассуждать, сравнивать, доказывать, делать выводы.  

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 17.03.docx30.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема:                                   Вода и её свойства

    Цель :   1.Формировать  представления учащихся о свойствах воды, о трёх  её состояниях, помочь осмыслить связи и отношения в обьекте изучения.

    2.Развивать умения Анализировать, обобщать полученные знания, развивать навыки практической работы и исследовательской деятельности, определять и объяснять понятия.

    3.Воспитывать бережливого и ответственного жителя Земли, прививать любовь к родному краю.

    Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

    Структура урока:

    1. Организация начала урока
    2. Повторение и закрепление изученного материала
    3. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
    4. Изучение нового материала
    5. Первичная проверка усвоения знаний
    6. Контроль знаний и самопроверки
    7. Подведение итогов урока
    8. Рефлексия

    Оборудование:

    Ход урока:

    1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ: (Звуки природы)

    Ребята, у нас сегодня много гостей, давайте поприветствуем их!

    Я желаю вам отлично поработать на уроке, много узнать и многому научиться. Садитесь!

    Дети проходят в зал ,останавливаются около парт, приветствуют гостей.

    2. Сообщение темы урока, целеполагание: Звучит запись льющейся воды

    Ученик читает стихотворение

     Чтобы лился дождик с неба,

    Чтоб росли колосья хлеба,

    Чтобы плыли корабли,

    Чтоб варились кисели,

    Чтобы не было беды –

    Жить нельзя нам без … ВОДЫ (дети хором).

    III.Актуализация знаний учащихся

    Учитель: Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

    Ученик: Мы сегодня будем говорить о воде.

    Учитель: А что бы вам хотелось узнать о воде ?

    Ученики: -Какая бывает вода? Можно ли прожить без воды? Почему нужно беречь

       воду? Какими свойствами обладает вода ?

    Учитель: Действительно, мы сегодня вспомним, какими свойства обладает вода, и вы узнаете, в каких трёх состояниях можно встретить её в природе и почему нужно беречь воду. Ведь вода -- сама жизнь!            

    Взгляните на нашу Землю. Какого цвета больше всего на глобусе?

    . Ученик: Голубого!

     Учитель: Когда то первый космонавт Ю.А.Гагарин, увидев нашу Землю из космоса, назвал её голубой планетой. Этот голубой цвет-вода рек, озёр , морей и океанов. А что же такое вода?

    IV. Этап повторение изученного .Практическая работа в парах.

    Учитель: - В этом нам поможет разобраться наш старый знакомый, который  приходит на факультативное занятие «Азбука Берегоши» .Как вы думаете кто это? Какой друг Берегоши отвечает за воду и её экономию?

    Ученик: -Это друг Берегоши-  Водяша.

    Появляется Водяша (ученик 4 класса):

    Водяша: -Здравствуйте, ребята! Я рад вновь встретиться с вами.

    На  уроках и факультативных занятиях вы уже говорили о воде и её свойствах. Мне хотелось бы проверить, как вы всё запомнили ,и я приготовил вам интересные вопросы и задания. Но к сожалению, остаться с вами на уроке я не могу- бегу на занятия к профессору Берегоше. А вам оставляю свои  видеозадания. Уверен, что вы с ними справитесь .Удачи!

    Учитель :И мы желаем тебе удачи!

    Посмотрим ,какие задания вам приготовил Водяша!

    А выполнять их вы будете в парах .Итак:

    Видео  запись заданий Водяши :

    Водяша: -Мой первый вопрос и задание: Что такое вода? Продемонстрируйте.

    Практическая работа в парах. Учащиеся переливают воду из одного стаканчика в другой.

    Учитель : Итак, что же такое вода? Сделайте вывод.

    Ученик: Вода течёт, значит,  она - жидкость.

    Водяша :Дайте ответ на вопросы:  какова вода на вкус ,есть ли у неё запах?

    Дети пробуют  воду на вкус и запах.

    Ученик: Вода не имеет ни вкуса ,ни запаха.

    Водяша: .Какого цвета вода ?

    Ученик: Вода бесцветная, прозрачная.

    Водяша: . Докажите на опыте, что вода прозрачная.

    Учитель :Давайте докажем на опыте, что вода прозрачная.

    Дети опускают  в стаканчик лежащий на столе предмет.

    Учитель :Сделайте вывод.

    Ученик: Вода прозрачная, через неё видны предметы.

    Водяша: Вода- растворитель. Я прав?

    Учитель : Водяша утверждает, что вода является растворителем. Прав ли он? Продемонстрируйте

    Дети кладут в стаканчик с водой сахар , соль ,землю и размешивают.

    Ученик: В воде растворились соль и сахар, значит вода -растворитель.(ответ одной пары)

    Учитель : А все ли вещества  растворила вода ?

    Ученик: (Ответ другой пары) :Нет, вода не растворяет, например,  землю и камни.

    Учитель : Хорошо это или  плохо, что вода не всё растворяет?

    Ученик: Это хорошо, иначе во время дождя или оттепели вся почва могла бы раствориться.

    Водяша: Молодцы! Сделайте вывод о свойствах воды.

    Ученик: Вода –это жидкость, без цвета и запаха, прозрачная, без вкуса, без запаха.

    Может являться растворителем.

    Учитель : А давайте проверим правильный ли вы сделали вывод, сравнив ваши слова с текстом учебника на стр.55

    Учащиеся читают выводы на стр.55

    Прощальное слово Водяши:- Ребята вы отлично справились. Я с вами прощаюсь и  жду встречи на факультативе «Азбука Берегоши».А впереди у вас ещё одно моё задание-сюрприз.

    V.Физкультминутка

    Учитель : Впереди у нас ещё много работы, ребята. И чтобы с ней отлично справиться , давайте немного отдохнём!

    VI.Этап усвоения новых знаний

    Учитель : А теперь сюрприз от Водяши. Вы сейчас посмотрите сказку и подумаете, почему главные герои – родственники ?

    Инсценировка сказки учениками

    Ведущий: У одной матери было четыре сына. Всем хороши  удались сыновья, только друг дружку братья признавать не хотели. Ничего схожего между собой не находили.
    Снег:- Уж если, — говорит первый брат, — кого и вздумаю я братом называть, так только лебяжий пух или, на худой конец, хлопковые волокна.
    Лёд:— А я, — говорит второй брат, — на стекло похож. Только его я могу своим братом признать.
    Туман:— А я белому дыму брат, — говорит третий. — Недаром нас одного с другим путают.
    Дождь:— А я ни на кого не похож, — сказал четвертый брат, — и некого мне братцем назвать, разве только слезы.
    Ведущий: Так и по сей день, спорят четыре родных брата: Белый снег, Синий лед, Густой туман, Частый дождь.
    Друг друга братьями не называют, а матушку Воду все четверо родимой матерью зовут. Бывает и такое на свете! Не всегда брат брата узнает.

    Учитель : А как вы считаете лёд, туман, дождь и снег- родственники? Докажите.

    Ученик :Лёд, туман, дождь и снег-это всё вода.

    Учитель : Действительно, и лёд, и снег, и дождь, и туман-это разные состояния воды. Вода-это очень интересное вещество, ребята! В природе она может находиться в 3 состояниях: жидком, твёрдом и газообразном. Давайте покажем это на схеме. Кто из сказочных братьев представляет твёрдое состояние воды?

    Ученик: Твёрдое состояние представляет лёд и снег

    Учитель : Жидкое состояние?

    Ученик: Жидкое состояние представляет дождь.

    Учитель : Газообразное?

    Ученик: Газообразное состояние представляет туман.

    Учитель : Посмотрите на схему, которая у нас получилась. Приобретая новые знания на уроке, мы с вами дополним её.

    Учитель :Чтобы вы пожелали братьям?

    Ученик: Я хочу пожелать ,чтобы братья не ссорились.

    VII. Этап закрепления новых знаний

    Учитель : Чтобы проверить как вы поняли новый материал , я вам предлагаю задание , которое вы выполните, разделившись на группы. Пожалуйста , подойдите к столу и выберите каждый для себя символ группы (учитель ставит на парты эмблему группы) и найдите свои места.

    Дети подходят к столу и выбирают каплю, снежинку или облачко.

    Учитель : Найдите свои места.

    Распределяются по группам.

    Учитель : Выберите капитанов групп.

    Ученики выбирают капитанов

    Учитель : Капитаны получите задание. Вы должны  руководить  работой группы.

    Капитаны встают и получают задание

    Учитель : На листах написаны 6 загадок

          ЗАДАНИЯ ДЛЯ ГРУПП

    ( показываю на эмблемы)

    1 группа «Дождинка»: Выбрать загадки, отгадки которых  передают  жидкое состояние воды в явлениях природы

    2 группа «Снежинка»: Выбрать загадки, отгадки которых  передают  твёрдое состояние воды в явлениях природы

    3 группа. «Облачко» :Выбрать загадки, отгадки которых  передают  газообразное состояние воды в явлениях природы

    Вашими ответами мы дополним таблицу, которая отражает три состояния воды.

    Задание на экране

    1.Шёл долговяз,

            В сыру землю увяз. (ДОЖДЬ)

    2.Утром бусы засверкали,
    Всю траву собой заткали,
    А пошли искать их днём,
    Ищем, ищем – не найдём. (РОСА)

    3.Не снег, не лёд,

    А серебром деревья убирает.(ИНЕЙ)

    4.Падает горошком,
               Скачет по дорожкам.(ГРАД)

    5.Без ног бегут, без    крыльев летят,

             Без паруса плывут. (ОБЛАКА)

    6. Чайник на плите стоит

    И дымит, дымит, дымит. (ПАР)    

    При ответах каждой группы на экране- слайд с отгадкой и её иллюстрацией +таблица, в которую заносятся дополнения.

    Учитель : Прошу дать свои ответы группу «Дождинка»…

    Ответы дают все члены  группы:

    1-читает одну загадку с отгадкой

    2-читает вторую загадку с отгадкой

    Капитан- делает вывод: Дождь и роса- жидкое состояние воды в природе

    Учитель : Свои ответы даёт  группа «Снежинка»…

    2группа:Град и иней- твердое состояние воды в природе

    Учитель : А теперь ответы группы«Облачко».

    3группа:Пар и облако- газообразное состояние воды в природе

    VIII. Систематизация знаний

    Учитель : Таким образом  на  нашей таблице видно, что вода может быть  в  трёх состояниях: жидком ,твёрдом и газообразном. И мы можем наблюдать это в различных явлениях природы.

    Учитель : Вы отлично справились с заданием ,немного устали. и чтобы освежить вас ,Водяша дарит вам свою чистую воду( раздаю желающим стаканчики с водой).

    -     Как вы себя стали чувствовать?

    Ученик: бодрее, появились силы.

    Учитель : Вода имеет уникальное свойство восстанавливать силы и освежать. Это происходит потому, что сам человек на 63-68%состоит из воды, и при потере влаги мы начинаем уставать и хуже себя чувствовать.. А стоит воде попасть к нам в организм, как силы восстанавливаются. Ведь человек может прожить без воды не более 2-3 дней.

         Помните: человеку нужна только хорошая, чистая  вода! К сожалению запасы  пресной воды на планете Земля небесконечны .В некоторых странах уже сегодня не хватает питьевой воды И мы гордимся , что именно в нашей родной Беларуси есть огромные запасы  пресной воды. Это наше богатство! Его нужно беречь!

    Вот и заканчивается наш урок. Давайте проверим ,как мы ответили на вопросы, которые вы задавали в начале урока.

    . Контроль и самопроверка знаний

    Учитель : Вот и заканчивается наш урок. Давайте проверим ,как мы ответили на вопросы, которые вы задавали в начале урока.

    -Какими свойствами обладает вода?

    Ученик: Вода –это жидкость, без цвета и запаха,

    Прозрачная , без вкуса, без запаха,

    Может являться растворителем.

    Учитель : -Какая бывает вода?- спрашивали вы. Давайте назовём три состояния воды .

    Ученик: Вода бывает в жидком ,твёрдом и газообразном состоянии.

    Учитель : -Можно ли прожить без воды?

    Ученик: Человек может прожить без воды не более 3 дней.

     Учитель : -Почему нужно беречь воду?

    Ученик: Потому ,что  вода на Земле может закончиться.

    Учитель : Действительно ,воду нужно беречь! А о том, как сохранить наше природное богатство , мы поговорим  на следующем уроке. Понаблюдайте , как в вашей семье экономят воду.

    IХ.Рефлексия

    Учитель : А сейчас самостоятельно  определите, как вы усвоили материал урока.

    Если у вас были трудности и остались какие-нибудь вопросы, разместите  капельку воды, которая лежит у вас на парте, на тучке.

    Если  всё было понятно и вопросов не возникало ,прикрепите свою капельку там, где течёт река.

    А если вы узнали много нового, не просто поняли,что изучили на уроке, но и  сможете поделиться  информацией с окружающими, ваша капелька будет сиять на радуге. Пожалуйста!

    Дети прикрепляют  картонные капельки воды  на плакат с изображением тучи, радуги и реки.

    Х.Итог урока

    Учитель : Дети, я довольна вашей работой на уроке. Спасибо за вашу активность, трудолюбие и жизнерадостность!

    И позвольте закончить наш урок чудесными  словами французского  писателя Антуана де Сент-Экзюпери о воде (французский текст читает ученик 11 класса).

    Ученик 11 класса: «Eau, tu n’as ni goût, ni couleur, ni arôme. on ne peut pas te définir, on te goûte sans te connaître.

    Учитель : Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.

     Ученик 11 класса: Tu n’es pas nécessaire à la vie :tu es la vie.

    Учитель : Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты — сама жизнь!

    Ученик 11 класса :Tu nous pénètres d’un plaisir qui ne s’explique point par les sens.

    Учитель : Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами»

    Урок окончен!

    СПАСИБО ВСЕМ ЗА ВНИМАНИЕ!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок окружающего мира в 3 классе "Вода и её свойства. Вода в природе".

    Урок окружающего мира с творческим названием « Вода и её свойства. Вода в природе» (экспериментальная лаборатория) создан в качестве урока новой темы при  прохождении программного материа...

    Конспект урока окружающего мира «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

    Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Перспектива"...

    Урок «Окружающий мир» 3 класс Тема: Вода и её свойства.

    Цель урока - создание условий для изучения свойств воды.Урок построен на основе технологии критического мышления. Методы: вопросительные слова, таблица ЗХУ, кластер, синквейн.  Форма работы: груп...

    Конспект урока по окружающему миру во 2 «г» классе «Вода и её свойства» (Система развивающего обучения Л.В. Занкова в соответствии с ФГОС)

    8. Цель  урока: создать условия для осознания и осмысления новой информации( свойства воды)9. Задачи:- обучающие• формировать представления о свойствах  воды;• формировать практические умени...

    Урок окружающего мира "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" 3 класс

    Урок окружающего мира в 3 классе "Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды" по программе "Начальная школа XXI века"...

    Открытый урок по окружающему миру "Вода и её свойства".( 2 класс)

    Урок построен с использованием новых педтехнологий, имеет практическую часть, позволяющую учащимся самостоятельно делать выводы и лучше усвоить материал....

    открытый урок по окружающему миру «Вода в природе. Вода и её свойства. Охрана воды»

    Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде. Задачи: • Образовательные: через практическую деятельнос...