Конспект урока окружающего мира "ЖИЗНЬ ДРЕВНИХ СЛАВЯН" 4 КЛАСС
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Александрова Татьяна Павловна

4 класс   "Школа России"

Тема урока: Жизнь древних славян.

Цели урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян, познакомить с внешним видом, бытом, верованиями; развивать устную речь, мышление, расширять кругозор; прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.

 

Ход урока:

  1. Организационный момент.

II.    Актуализация знаний.

-Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной   истории».

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела нашего учебника и нам предстоит путь   по страницам истории России.  

- Чтобы определить тему урока, вам необходимо выполнить несколько заданий.

  • Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении слова:

а) предки  

б) современники  

в) потомки   

- Внимательно прочитайте три высказывания, и найдите среди них верное. Объясните свой выбор.

1) Наши предки живут в далеком будущем.

2) Наши потомки жили в далеком прошлом.

3) Наши предки жили в далеком прошлом.       

- Действительно, правильным считается последнее высказывание. А вот к какому народу мы отправляемся, вы мне попробуете сказать после того, как заполните таблицу «Верные – неверные утверждения».

Утверждения

 

На начало урока

 На конец урока

 

Русские, украинцы и белорусы произошли от восточных славян.

 

 

Древние славяне занимались только земледелием.

 

 

Древние славяне верили в единого Бога.

 

 

 

- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить и может сформулировать тему нашего урока? /Жизнь древних славян/

Перед вами лежат листы самооценки. Прочитайте термины и заполните жёлтое поле листа самооценки.

 

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

 

 

История

 

 

Славяне

 

 

Древляне

 

 

Поляне

 

 

Бортничество

 

 

Полуземлянка

 

 

Частокол

 

 

Язычество

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Посмотрите внимательно на эти исторические термины и составьте рассказ о наших предках, используя все эти термины.

- Почему вы испытываете затруднение? (не знают значение некоторых терминов)

- А хотелось бы вам узнать, что обозначают незнакомые термины?

-  Вам не удалось составить рассказ, не хватило знаний о жизни славян.

- Перед вами вопросительные слова, используя их, предлагаю составить  вопросы по данной теме:  

      Где… (жили древние славяне)

      Чем… (занимались древние славяне)

      Во что…(верили древние славяне)

- Так какие цели сегодня стоят перед нами? (найти ответы на эти вопросы)

- Какие умения нам пригодятся? (добывать информацию, работать с учебником и доп. литературой, работать с картой и т.д).

 

III.    Новый материал (Осмысление)

 

-Откройте учебник на странице 35. Давайте внимательно рассмотрим карту. Что мы можем сказать с её помощью о расселении славян?

- Очень интересны названия племён древних славян.

Например, 

Ильменские славяне или у озера Ильмень;

Поляне – жители полей;

Древляне – жили среди «древ»

Дреговичи – жили у болот.

Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза. Славяне были добродушны и гостеприимны.

    Великий русский учёный М.В.Ломоносов считал, что предками славян были люди мужественные, т.е. прославившиеся своими подвигами, и название «славяне» происходит от слова «славящиеся».

- А вот о том, как жили славяне, чем занимались и во что веровали, вы прочитаете в учебнике. В процессе чтения я прошу вас вносить пометки в схему Фишбоун.

/Дети читают текст и дополняют схему/

 - Давайте попробуем составить рассказ, опираясь на нашу схему (по цепочке).

-Скажите, у какие «косточки» вам не удалось заполнить? Почему? (не хватило информации). А что мы обычно делаем в таких случаях? (ищем доп.информацию).

Я подготовила свой небольшой рассказ о древних славянах, пользуясь исторической литературой и иллюстрациями и готова поделиться им с вами. Ваша задача – внимательно слушать и дополнить свою схему.

Время, когда жили наши предки, было неспокойное, жители разных племён часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол.  Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота, место для поклонения богам.

 - Частокол строился из крепких бревен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтесывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.  

- Жильем служили полуземлянки, выкопанные в земле. Пол был на метр углублен в землю, стены выложены из тонких деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстый слой соломы.  Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах, на ночь и в холода, закрывали досками или соломой – ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду.

- Печь топилась по-черному, это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогало сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и в саже. В доме свободное место занимали стол и 2-3 деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели.

Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки.

Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было рыболовство.

Наши предки были прекрасными рыболовами.

Жизнь в лесах определила ещё одно занятие славян – охоту.

 В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником.   Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.  Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы.  

      В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда.  Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).   Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом.   

   Всегда ли славяне возвращались с охоты с добычей?

  Звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Шло время, люди стали меньше зависеть от природы – и основными занятиями наших предков стали скотоводство и земледелие.

Древние славяне носили одежду из льна и шерсти.  И мужчины,  и  женщины  носили рубахи из грубого холста  (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.

Женский народный костюм – это прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами.

Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками.

Славян называют язычниками. Что такое язычество? Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (свет, влага, тепло.) Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли. По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная.

Перун – славянский бог грозы, бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и чёрно-серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.

 Ещё были: бог скота – Велес, бог весны – Ярило, бог лета – Купала, богиня красоты – Лада.

Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца.

Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.

 

Физминутка

 А сейчас все дружно встанем                                   

Отдохнем мы на привале

Вправо, влево повернись

Наклонись и поклонись 

Будем дружно мы опять

По истории шагать.

 

IV. Первичное закрепление.

/вопросы на экране/

 

V. Итог урока. Рефлексия.

 

- Заполните зелёные столбики в таблице «верных и неверных» утверждений. Были ли утверждения, в которых вы допустили ошибку?

- А теперь заполните зелёный столбик  в таблице с терминами.  Поднимите руки у кого стало больше плюсов? Какие новые термины вы узнали?

- Оцените свою работу на уроке.

Свои схемы – фишбоун и листы самооценки вклейте в рабочую тетрадь и используйте для подготовки к следующему уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Жизнь древних славян.

Цели урока: сформировать у учащихся представление о жизни древних славян, познакомить с внешним видом, бытом, верованиями; развивать устную речь, мышление, расширять кругозор; прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

II.    Актуализация знаний.

-Мы закончили изучать раздел «Страницы всемирной   истории».

Сегодня мы начинаем изучение нового раздела нашего учебника и нам предстоит путь   по страницам истории России.  

- Чтобы определить тему урока, вам необходимо выполнить несколько заданий.

  • Найдите корень в следующих словах и сделайте предположение о лексическом значении слова:

а) предки – корень пред, означает предшествовать чему-либо, быть перед чем-либо. Предки это люди, которые жили перед нами.

б) современники –корень врем. Современники –это люди, которые живут с нами в одно время.

в) потомки – корень  потом. Потомками называют людей, которые будут жить после нас.

- Внимательно прочитайте три высказывания, и найдите среди них верное. Объясните свой выбор.

1) Наши предки живут в далеком будущем.

2) Наши потомки жили в далеком прошлом.

3) Наши предки жили в далеком прошлом.      

- Действительно, правильным считается последнее высказывание. А вот к какому народу мы отправляемся, вы мне попробуете сказать после того, как заполните таблицу «Верные – неверные утверждения».

Утверждения

На начало урока

 На конец урока

Русские, украинцы и белорусы произошли от восточных славян.

Древние славяне занимались только земледелием.

Древние славяне верили в единого Бога.

- Кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить и может сформулировать тему нашего урока? /Жизнь древних славян/

Перед вами лежат листы самооценки. Прочитайте термины и заполните жёлтое поле листа самооценки.

Исторические термины

На начало урока

На конец урока

История

Славяне

Древляне

Поляне

Бортничество

Полуземлянка

Частокол

Язычество

- Посмотрите внимательно на эти исторические термины и составьте рассказ о наших предках, используя все эти термины.

- Почему вы испытываете затруднение? (не знают значение некоторых терминов)

- А хотелось бы вам узнать, что обозначают незнакомые термины?

-  Вам не удалось составить рассказ, не хватило знаний о жизни славян.

- Перед вами вопросительные слова, используя их, предлагаю составить  вопросы по данной теме:  

      Где… (жили древние славяне)

      Чем… (занимались древние славяне)

      Во что…(верили древние славяне)

- Так какие цели сегодня стоят перед нами? (найти ответы на эти вопросы)

- Какие умения нам пригодятся? (добывать информацию, работать с учебником и доп. литературой, работать с картой и т.д).

III.    Новый материал (Осмысление)

-Откройте учебник на странице 35. Давайте внимательно рассмотрим карту. Что мы можем сказать с её помощью о расселении славян?

- Очень интересны названия племён древних славян.

Например,  

Ильменские славяне или у озера Ильмень;

Поляне – жители полей;

Древляне – жили среди «древ»

Дреговичи – жили у болот.

Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза. Славяне были добродушны и гостеприимны.

    Великий русский учёный М.В.Ломоносов считал, что предками славян были люди мужественные, т.е. прославившиеся своими подвигами, и название «славяне» происходит от слова «славящиеся».

- А вот о том, как жили славяне, чем занимались и во что веровали, вы прочитаете в учебнике. В процессе чтения я прошу вас вносить пометки в схему Фишбоун.

/Дети читают текст и дополняют схему/

 - Давайте попробуем составить рассказ, опираясь на нашу схему (по цепочке).

-Скажите, у какие «косточки» вам не удалось заполнить? Почему? (не хватило информации). А что мы обычно делаем в таких случаях? (ищем доп.информацию).

Я подготовила свой небольшой рассказ о древних славянах, пользуясь исторической литературой и иллюстрациями и готова поделиться им с вами. Ваша задача – внимательно слушать и дополнить свою схему.

Время, когда жили наши предки, было неспокойное, жители разных племён часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг поселений земляные валы, копали рвы, ставили частокол.  Внутри поселения находились избушки, помещения для скота, выгул для скота, место для поклонения богам.

 - Частокол строился из крепких бревен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтесывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Бревна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго.  

- Жильем служили полуземлянки, выкопанные в земле. Пол был на метр углублен в землю, стены выложены из тонких деревьев-жердей, очищенных от веток. Крыша тоже была из жердей, а на ней толстый слой соломы.  Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окна, прорубленные в стенах, на ночь и в холода, закрывали досками или соломой – ведь стекол тогда не было. В углу находилась сложенная из камня печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду.

- Печь топилась по-черному, это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогало сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и в саже. В доме свободное место занимали стол и 2-3 деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели.

Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки.

Славяне селились по берегам водоёмов, поэтому основным их занятием было рыболовство.

Наши предки были прекрасными рыболовами.

Жизнь в лесах определила ещё одно занятие славян – охоту.

 В лесах было много всяких зверей: медведей, волков, лисиц, оленей, лосей, кабанов, соболей, куниц. Охотились наши предки на диких животных с помощью лука со стрелами, деревянного копья с острым костяным наконечником.   Лес был надёжным кормильцем славян. Они занимались собирательством.  Собирательство диких ягод, орехов, грибов, трав в жизни славян играло большую роль. Занимались этим промыслом в основном женщины и дети. Весной, когда кончались припасы, собирали молодые побеги и листья лебеды, крапивы.  

      В лесах обитало много диких пчёл, и славяне занимались сбором мёда.  Собирательства мёда лесных пчёл называлось бортничеством (происходит от слова борть – «дуплистое дерево», в котором селится пчелиный рой).   Чтобы собрать душистый, сладкий мёд, бортники еще по весне помечали борти. Дупло прикрывали еловой веткой от медведей, больших охотников полакомится мёдом.  

   Всегда ли славяне возвращались с охоты с добычей?

  Звери могли покинуть ближайшие леса, да и охота бывала часто неудачной. Шло время, люди стали меньше зависеть от природы – и основными занятиями наших предков стали скотоводство и земледелие.

Древние славяне носили одежду из льна и шерсти.  И мужчины,  и  женщины  носили рубахи из грубого холста  (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.

Женский народный костюм – это прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами.

Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками.

Славян называют язычниками. Что такое язычество? Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (Свет, влага, тепло.) Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли. По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная.

Перун – славянский бог грозы, бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и чёрно-серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.

 Ещё были: бог скота – Велес, бог весны – Ярило, бог лета – Купала, богиня красоты – Лада.

Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на Масленицу блины – символ Солнца.

Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.

Физминутка

 А сейчас все дружно встанем                                    

Отдохнем мы на привале

Вправо, влево повернись

Наклонись и поклонись  

Будем дружно мы опять

По истории шагать.

IV. Первичное закрепление.

/вопросы на экране/

V. Итог урока. Рефлексия.

- Заполните зелёные столбики в таблице «верных и неверных» утверждений. Были ли утверждения, в которых вы допустили ошибку?

- А теперь заполните зелёный столбик  в таблице с терминами.  Поднимите руки у кого стало больше плюсов? Какие новые термины вы узнали?

- Оцените свою работу на уроке.

Свои схемы – фишбоун и листы самооценки вклейте в рабочую тетрадь и используйте для подготовки к следующему уроку.

*Если останется время, то можно составить синквейн.

Д/з: дома вам нужно будет выполнить задания в рабочей тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Жизнь древних славян" 4 класс

Урок составлен на основе системно-деятельностного подхода в рамках программы "Школа России"....

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян"

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян". Окружающий мир. 4 класс. УМК "Школа России". Материал содержит конспект урока, презентацию к уроку, задания для групповой работы....

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних Славян"

Конспект урока ОКМ 4 класс Плешаков....

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян" (УМК Школа России, 4 класс)

Тема урока: «Жизнь древних славян»Тип урока: «открытие» нового знания.Цель: формирование представление о жизни древних славян.Задачи: 1. Приобщать младших школьников к культурн...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян"

Урок окружающего мира по программе "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...

Конспект урока окружающего мира "Жизнь древних славян и древних башкир" в 4 классе УМК "Школа России"

В данном конспекте дается материал к уроку окружающего мира , в котором в ходе урока дети вместе с учителем находят сходства и различия в жизни древних башкир и древних славян...