Главные вкладки

    Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме"Народные праздники древних славян"
    презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме

    Лукяненко Элеонора Анатольевна

    Данная работа содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме «Народные праздники  древних славян» для учащихся 3 класса. Надеюсь, что работа,  в первую очередь, будет интересна учителям, работающим по программе "Начальная школа XXI века". 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл prazdniki.rar852.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Подробный конспект урока.

    Организационная информация

    Тема урока

    «Народные праздники  древних славян»

    Предмет

    Окружающий мир

    Класс

    3 класс

    Программа

    "Начальная школа XXI  века"

    Автор урока (ФИО, должность)

    Лукяненко Элеонора Анатольевна, учитель начальных классов

    Образовательное учреждение

    МКОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 256 ГО ЗАТО г.Фокино»

    Республика/край, город/поселение

    Приморский край, г.Фокино

    Методическая информация

    Тип урока

    Урок изучения нового материала

    Цели урока

    Знать традиционные народные праздники древних славян, их особенности, происхождение

    Задачи урока

    • организация совместной деятельности, обеспечивающей комфортность учащихся и учителя, способствующей культурному, интеллектуальному и речевому развитию учащихся;
    • развитие познавательной активности учащихся;
    • формирование духовно-нравственных ценностей.

    Необходимое оборудование и материалы

    Персональный компьютер, мультимедиа – проектор.

    Подробный конспект урока

    Ход и содержание урока

    1. Проверка домашнего задания в виде игры   с использованием триггеров:

    2, 3, 4 слайды презентации:  При щелчке на свиток с неверным ответом - свиток исчезает, при щелчке на свиток с ответом верным - свиток меняет цвет.

    1. Актуализация темы урока

    5 слайд презентации: тема нашего урока: «Народные праздники  древних славян»

    - Как вы думаете, чему были посвящены праздники?

    3. Изучение нового материала.

    Информация учителя.

     Славянские народы всегда старались жить в гармонии с природой и верили, что все земные процессы зависят от особых дат, которые были обусловлены астрономически. Праздники у древних славян назывались днями силы. День Силы подразумевал под собой прилив определенных энергий на землю, причиной которому было то или иное положение Солнца и Луны. Древние праздники не брались ниоткуда, как это бывает с некоторыми празднованиями в наше время, они отмечали пик определенной активности светила.

       6 слайд презентации (оснащен гиперссылкой для свободного перехода на выбранную страницу данной презентации): Главными  праздниками древних славян (днями Силы) были: КОЛЯДА  (день Зимнего солнцестояния), МАСЛЕНИЦА (один из самых радостных и светлых праздников, который  является продолжением праздника Коляда и символизирует приход весны), ВЕЛИКОДЕНЬ (праздник Весеннего равноденствия), праздник Летнего солнцестояния -ИВАНА КУПАЛЫ и ОВСЕНЬ - СВЯТОВИТ праздник осеннего равноденствия.  

    - Названия каких праздников вам известны, а про какие праздники вы слышите впервые?

    7, 8 слайды: Коляда

    В самую короткую ночь перед днем зимнего солнцестояния, называемую Корочуном, принято было не спать. Люди верили, что силы тьмы и света сражаются между собой, поэтому они помогали светлым силам, призывая рождение Солнца, пели песни, водили хороводы, зажигали солнечные колесовидные символы. Солнце-младенец Коляда, ежегодно возрождающееся обновленным утром после Ночи зимнего солнцестояния (самой долгой ночи в году), пройдя через Зиму и набрав сил подниматься в небе повыше, становится в День весеннего равноденствия юношей Ярилой-Солнцем, прогоняет надоевшую Зиму, и для всей природы наступает долгожданная Весна.  В Корочун на столах славян присутствовал праздничный ужин, готовили священные блюда, среди которых и любимая многими кутя, и мед. Прежде чем начать праздничную трапезу, люди символически или хотя бы мысленно отпускали все, что должно было остаться в прошлом, отжившее и старое. Затем нужно было начать новый виток жизни и в дом вносили Дидух (большой ритуальный сноп колосков), который символизировал благословение силы Рода.  Как только наступало утро, люд шел по домам петь колядки, извещать всех о том, что силы света победили, и новое Солнце-Коляда родилось.

    - А в наши дни когда колядуют? Какие колядки вы знаете? 

    9, 10 слайды: Масленица

     Известный до сих пор праздник масленица — очень древний, языческий.  Масленица напоминала о приходе весны. Сжигание соломенного чучела, олицетворяющего зиму, сопровождалось весельем и состязаниями.

    Масленица - один из самых радостных и светлых праздников. Целую неделю народ провожает надоевшую зиму, печет блины и ходит друг к другу в гости.  Издавна называлась «Мясопустом», поскольку в эту неделю запрещалось есть мясо.

    Масленица - называли  еще и Комоедица .Помимо празднования священного вступления Весны в свои права, в этот день также почитали славянского  Медвежьего бога: приносили  "блинные жертвы" великому Медовому зверю.  Древние славяне  называли медведя Ком (отсюда — «первый блин комам», т.е. медведям). Сейчас многие позабыли, а кто-то и не знал никогда, что Масленица - не просто встреча весны. Пожалуй, мало кто вспомнит и предположение о том, что раньше Масленица называлась Комоедицей, знаменуя наступление весеннего равноденствия. Весеннее равноденствие - один из четырёх главных праздников года в древней Языческой Традиции, по сути это земледельческий Новый год.

    Праздновать Масленицу - едва ли не самое весёлое время в году - начинали с понедельника. Каждый день имел собственное название: понедельник - «встреча», вторник - «заигрыши», среда - «лакомка», четверг - «разгул», «перелом», «широкий четверг», пятница - «тёщины посиделки», суббота - «золовкины посиделки», воскресенье - «проводы», «прощёный день».

    Масленицы ждали, к ней тщательно готовились: заливали для катаний крутые склоны берегов, строили высокие ледяные и снежные горы, крепости, городки. Считалось обязательным сходить перед последними днями Масленицы в баню, дабы смыть с себя всё плохое, что было в минувшем году. Работать в эти дни запрещалось.

    Последние два дня праздника были исполнены всеобщего веселья. На льду озёр и рек штурмовали снежные городки, в которых укрывалось чучело Марены под защитой ряженых. Там же устраивали яростные кулачные бои, на которые сбегались мужики разного возраста и из разных деревень. Бились всерьёз, считая, что пролитая кровь послужит доброй жертвой грядущему урожаю.

    В воскресенье преимущественно совершали обрядовые действа, провожая зиму. Сжигали насаженное на шест чучело Марены, на которое навязывали «наузы» - старые, отслужившие своё Обереги или просто старое тряпьё с наговором, дабы сжечь на огне обрядового костра всё плохое и отжившее.

    -А как принято отмечать Масленицу в наше время? Какие традиции сохранились? Что символизируют блины?

    Разминка для глаз. Закройте глаза и представьте гойдалки.  Откройте глаза и выполние упражнение: не вращая головой наблюдайте за движением больших гойдалок только глазами.

    11, 12 слайды:  ВЕЛИКОДЕНЬ- день весеннего  равноденствия

     Важный весенний праздник встречали, когда день и ночь становились равны между собой. Как раз этот день и отмечает наступление древнеславянского Великодня Даждьбожьего, праздника возродившегося юного Солнышка. Великодень праздновали в первую же неделю после наступления весеннего равноденствия. В этот светлый день люди позволяли себе радоваться жизни как малые дети, катались на «гойдалках», сделанных из веревок, привязанных к крепким деревьям. Такие качели будто соединяли славян с Небом. Детки радостно бегали по дворам и звонили в маленькие колокольчики, чтобы призвать добрых духов. Ну и, конечно, раскрашивали яйца - символы Солнца и силы плодородия, дарили друг другу писанки, крашанки и куличи, славя силу Солнца-Даждьбога. После празднования возродившегося Солнца наши предки вплотную приступали к началу полевых работ.

     - Какой праздник в наши дни очень похож  на Великодень?

     

    13, 14  слайды :  ИВАНА      КУПАЛЫ  ( летнее солнцестояние)

    Не менее значимый день Силы приходился на время, когда был самый длинный день в году и самая короткая ночь. На эту дату припадало, пожалуй, самое веселое и поистине волшебное празднование славян – Купайла (Ивана Купалы). В самую короткую ночь храбрые душой люди отправлялись искать цветок папоротника. А еще на рассвете собирали целебные травы - считалось, что в это время они наполнялись наибольшей силой.  В наши дни актуальны многие купальские обрядодействия, вот только из-за смены календарей далеко не все знают, что эти магические действия стоит проводить в самые короткие ночи июня, а не 7 июля, как принято сейчас.

    На Купайла принято было разжигать высокие кострища и прыгать через них для очищения, пускать венки по воде для ворожбы о будущем супружестве, встречать утром Купальское Солнышко для исцеления, для наполнения силой и здоровьем.

    По завершению празднования Купайла с горы скатывают пылающее колесо в речную воду. Символически это означало, что теперь день будет становиться все короче и короче. Но главная суть колеса и речной воды не только в сокращении дня. Это символ Священного Союза: соединения сил огня и сил воды, союз сил неба и сил земли, мужского и женского начала.

    В эти последние июньские дни земля начинает активно приносить плоды и фрукты, поэтому праздник зрелого Солнца-Купайла знаменует собой начало сбора урожая.

    В этот день творится веселье, загадывают загадки, ходят ряжеными, устраивают игрища: «ящер», «ручеёк», «коняшки». Молодцы бои на потеху показывают. Девушки в сторонке кумятся, суженых приглядывают. Когда костёр прогорит да осядет, начинается выбор суженых. Девушка хлопает парня по плечу и убегает, а тот бежит её догонять. Поймав, ведёт её к костру, через который они прыгают, держась за куклу на палке. Если при прыжке руки не разойдутся, то пара составилась. А разойдутся, то каждый ищет себе пару. Когда все пары составятся, старейшина спрашивает: «Все ли простили обиды?»  Если найдутся обиженные, судят прилюдно. Подле костра устраивают пир (каша, яйца, сало, блины, пиво - обязательно). Каждому в руки полагается по куску освящённой еды, принесённой с капища. У огня поют песни, говорят сказы старины, былины и небылицы.  После, в ночи, зажигают деревянное колесо и катят его до воды. На реке суженые обмениваются венками, после чего каждый кладёт свой венок на плотик из веток и соломы и пускает его по воде.

     

    Физкультминутка. Представьте, что мы с вами на праздновании Купайла. Давайте попробуем прыгнуть через костер (Дети имитируют движения)

    15, 16 слайд презентации: ОВСЕНЬ - СВЯТОВИТ  (осеннее равноденствие)

    Осенний праздник похож на весенний - день и ночь также равны между собой. В домах традиционно зажигался ритуальный свет. Для этого на почетное место ставили красиво украшенную большую свечу, которая будто наполняла жизнь светом, в то время как стареющее Солнце Овсеня уже не грело так горячо.

    Осеннее священное время направляло людей на духовные размышления о смысле циклов природы, о том, что все возвратится на круги своя. В то же время разрешено было заниматься творческими ремеслами.

    На первый план в дни осеннего равноденствия выходило веселое празднование в честь урожая. Ведь как раз в это время «понемногу засыпающей земли» люди собирали последние ее дары, начинали проверять заготовки на зиму. Выпекали огромный каравай, как символ доброго урожая, и просили богов, чтобы на следующий год хлеб был, как минимум, таким же большим.

    Поиск  информации в учебнике.

    Посмотрим, о каких праздниках  расскажет нам учебник (стр. 63-65)

    - Какая новая информация встретилась в тексте?         

    Проверка и оценивание ЗУНКов

    17  слайд: Проверь себя (тест)

     Задания на слайде. 

    Учащиеся выполняют письменно.

    Самопроверка (18 слайд презентации по щелчку появляются ответы к тесту)

     

    Рефлексия деятельности на уроке

    Рефлексия:                    Что узнали нового на уроке?

    О чём вы уже знали?

    Что понравилось на уроке?

    Домашнее задание

    Домашнее задание:

    1. прочитать текст учебника (с. 63-65);
    2. работа в группах: 1 группа - найти песни-колядки; 2 группа - узнать о празднованиеи Масленицы в наши дни, названия каждого дня Масляной недели;  3 группа - подготовить дополнительную информацию о праздновании Ивана Купала.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме "Членистоногие"

    Для мотивации к уроку использованы видеофрагменты, загадки, ответы детей на вопросы учителя подтверждаются текстом учебника....

    Презентация к уроку окружающего мира в 4 классе "Жизнь древних славян"

    Презентация составлена с учетом краеведческого материала. Быт, жилище, уклад жизни, занятия славян, одежда, верования. Общие корни русских, белоруссов, украинцев....

    Урок окружающего мира по теме: Народные праздники.

    Урок окружающего мира по теме: Народные праздники" для 3 класса. Начальная школа 21 века....

    Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс

    Конспект  урока окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс...

    Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме «Организм человека». 3-й класс

    Конспект  урока и презентация по окружающему миру по теме «Организм человека». 3-й класс...

    Конспект и презентация к уроку Окружающего мира на тему "Здоровье и безопасность"

    Урок Окружающего мира на тему "Здоровье и безопасность"...

    Конспект и презентация к уроку окружающего мира на тему: "Что можно приготовить из картофеля? Рецепты."

    Цели деятельности учителя: организовать анализ детьми условий процессов приготовления различных блюд, разность условий приводит к различным результатам.Планируемые образовательные результаты:Пред...