Урок окружающего мира по теме: Народные праздники.
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Семиченко Виктория Сергеевна

Урок окружающего мира по теме: Народные праздники" для 3 класса. Начальная школа 21 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon okruzhayushchiy_mir.zip2.41 МБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир

Тема:   Народные праздники

Цели:    дать представление о народных праздничных гуляниях как о синтезе всех искусств: устного и музыкального фольклора, изобразительного и декоративно-прикладного, знакомство с историей, традициями, русского народа,   закрепить представление учащихся  о славянской религии, о  вере славянского народа, с богами, духами, в которых верили славяне до принятия христианства на Руси,  закрепить знания детей о национальных  блюдах русской кухни, развивать любознательность, мышление, речь;

воспитывать интерес к истории, уважение к традициям русского народа.

Оборудование:    презентация, каравай, блины, стол с посудой.

Ход урока

Слайд 1.

  1. Организационный момент

- Ну-ка покажи, дружок! 
Готов ли ты начать урок? 
Все ли правильно сидят? 
Все ли весело глядят? 
Слушайте внимательно. 
Работайте старательно!

Ребята, здравствуйте!  Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи.

  1. Проверка домашнего задания

Слайд 2

Выходят два ученика (мальчик и девочка с караваем)

Ученик: Здравствуйте, гости дорогие!

Ученица: Хлеб-соль вам!

Ученик: Сейчас трапезничать будем.

Слайд 3.

Сегодня к нам на урок пришли гости. Одним из обычаев на Руси было встречать гостей хлебом и солью.   Хлеб – соль означали, как самая ценная пища. Угощение гостя хлебом-солью устанавливало дружбу и доверие между ним и хозяином; отказ от хлеба-соли расценивался как оскорбительный жест. 

С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя: он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть.

Я предлагаю нашим гостьям отведать наш хлеб с солью.

Ученики угощают гостей.

Слайд 4

Учитель: Ребята, что означает слово  (Трапезничать.)

– От какого слова образовано слово “трапезничать”? (Трапеза.)

A без чего не обходилась ни одна трапеза в русской семье? (Без хлеба.)

Хлеб – это главная пища русских людей.

– Хлеб – батюшка – так важно называли хлеб.

Слайд 5

Чтение и разбор пословиц и поговорок о хлебе

Худ обед – коли хлеба нет.

Хлеб – всему голова.

Хлеб да вода — крестьянская еда.

Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — так и стол доска.

Хлеб  издавна считался самой главной пищей. И к нему относились

Как вы думаете, ребята, можно ли бросать хлеб?

Слайд 6

По-особенному русский народ относился к хлебу, что очень заметно в приметах. Нельзя выбрасывать хлеб, лучше скормить его птицам, тем более что они олицетворяют души умерших. Хлеб – символ единства семьи.

В те далекие времена мир для русского человека был живым и полным тайн. Все необходимое для своего существования наши предки получали в постоянной борьбе с природой, таящей в себе много непонятного. Бедствием для людей были засухи наводнения, болезни. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима - летом. Все, что происходило  в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам.

До появления на Руси христианства наши предки  верили в существование многих богов. Эта вера называлась язычеством.

Слайд 7

Словарная работа – язычество, суеверие.

Давайте разгадаем кроссворд и вспомним, какие боги и духи были на Руси

Язычество -–  древнее русское слово, обожествление природы. Вера в существования множества богов.

Суеверие -  вера в чудеса, в сверхъестественные силы.

Родившиеся тогда суеверия долгое время влияли на жизнь людей, отражались в сказках, легендах, преданиях, в праздниках.

Слайд 8 - 15

Кроссворд

  1. Кто на Руси считался хозяином воды?
  2. Как звали жену Водяного?
  3. Богиня печали.
  4. Небесная пряха, которая пряла нить человеку со счастливой судьбой?
  5. Богиня земли, урожая, женской судьбы, великая матерь всего живого.
  6. Царь ветров.
  7. Бог плодородия.
  8. Верховный владыка Вселенной, родоначальник богов. Он олицетворял собой небо, был отцом солнца и огня

Макоши - богини земли, урожая, женской судьбы, великой матери всего живого.

Жля — богиня печали, плача

1.В

О

 Д

Я

Н

О

Й

2.Р

У

С

а

Л

К

А

3.Ж

е

л

я

4.Д

О

Л

Я

5. м

а

к

о

ш

Ь

6. С

Т

р

и  

Б

О

Г

7. Я

Р

И

Л

О

8. С  

В

А

Р

О

Г

Какое ключевое слово получилось?

Что вы знаете о этом боге?

Даждьбог -  сын Сварога, бог солнца. Как только поднималось солнышко, славяне говорили, что это сам Даждьбог по небу на чудесной колеснице едет. Славяне верили, что солнце всё видит: и хорошие поступки, и плохие.

Хороши славянские боги! Но если не умилостивить их, то разгневаются на людей, ужасную беду принесут.                                                                                                             Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники.            

 В честь этого бога – бога Солнца,  славяне отмечали праздник – проводы зимы и встреча весны.

Как вы думаете, как он называется?

  1. Сообщение темы урока

Слайд  17

Кто мне скажет, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Мы познакомимся с народными праздниками – Масленицей и Иван Купала, узнаем, как их праздновали.

  1. Изучение нового материала

История праздника         

Слайд 18

Масленица – это народный праздник, самый весёлый и шумный. Празднуют её на последней неделе перед Великим постом, когда, по православному обычаю, уже нельзя есть мясо.

А вот молочные продукты и блины – сколько угодно. Масленицу ещё называют  Сырной неделей. В стародавние времена наши предки праздновали начало нового года весной. Они надеялись на новый урожай. Существовал обычай проводов зимы: нужно было разбудить природу и помочь ей прогнать зиму. Вот Масленица и стала традиционным праздником встречи весны и проводов зимы.

Главное событие праздника – сжигание соломенного чучела, наряженного в русский народный сарафан. Так изображали зиму. В первый день масленичной недели её торжественно встречали, а в последний, «прощёный день», сжигали под весёлые шутки, смех, песни и прибаутки.

Всю Масленицу продолжаются народные гулянья, забавы, угощения блинами – с мёдом, вареньем, сметаной... Блины на Масленицу – обязательное угощение, ведь круглый горячий блин символизирует солнце

В масленицу не только блины пекли, но и собирались все вместе, пели песни, плясали.

Слайд 19

 

Давайте послушаем, какие же песни пели во время Масленицы

Как на Масляной неделе
Мы блиночков захотели.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Наша старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

На поднос она кладет,
И сама на стол несет.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Гости, будьте же здоровы,
Вот блины мои готовы.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои.

Угощают гостей блинами

Слайд 20

 Масленица – древнеславянский праздник проводов зимы, которым отмечается переход к весне и весенним  земледельческим работам. У Масляницы много других названий: честная, широкая, веселая, объедуха, сырная неделя. Древние славяне верили, что в конце февраля, ворча и огрызаясь, убегает прочь Морана, языческая богиня зимы и весны. И едет на санях богиня весны – светлая Лада искать своего Леля, замерзшего в снегах, оцепеневшего. Миф забыт, но в конце февраля до сих пор от деревни к деревне мчатся конные, санные, бубенцами и лентами украшенные поезда. Только на полпути в столетиях белокурая Лада обернулась Масляницей – широкой, румяной, тяжело шлепающей первый блин на сковородку.- Как праздновали и празднуют праздник                                                               Строили снежные крепости, катались на санях.

  Работа по учебнику стр.64 «Картинная галерея»  В.И.Суриков «Взятие снежного городка»                                                                                          Праздник сопровождался едой и блинами. Блины пекли с маслом, со сметаной, медом и вареньем, готовили блины со всякими рыбными начинками.                                                                                                             Слайды  21, 22                                                                                                                                      Люди ходили  в гости, прощение друг у друга просили, веселились, играли, песни звонкие пели, сжигали соломенную куклу – зиму провожали, весну встречали. Продолжается праздник целую неделю.                                              Ученые, которые изучали этот древний славянский праздник, считают, что все события, которые происходят в дни Масляницы, могут многое рассказать о верованиях наших предков, их представлении об окружающей природе. Например, масляничные костры зажигаются для того, чтобы отогнать от людей зло, нечистую силу, избавить от болезни сглаза.                                                                                                                                             Сжигание соломенного чучела помогало прогнать зиму и пригласить на землю весну, привлечь тепло и солнечный свет.Круглые, желтоватые,горячие блины напоминают солнышко, а Солнце(Ярило) было самым почитаемым божеством у наших предков – славян.

Каждый день Масляничной недели имеет свое название и свой смысл.

(Заранее подготовленные сообщения учащихся)

Понедельник – «встреча» - Масленица открывается с устройства ледяных горок. Катание с гор на санках, народное гулянье, блины, песни, смех – все это означает начало праздника.

Вторник – «заигрыш» - начало зимних игр на снегу.

Среда – «лакомка» - угощение блинами.

Четверг – «разгуляй» - катание на лошадях вокруг домов. Взятие снежного городка, который символизирует собой зиму.

Пятница – «тещины вечерки». Обычно в этот день родственники посещают друг друга и угощают блинами.

Воскресенье – «прощенный день». В этот день близките просят друг у друга прощения за причененные обиды.

Объясните теперь пословицу: «Не жизнь – а Масляница»

Слайд 23

Пословицы и поговорки :

Масляницу провожаем – весну встречаем.

Как на Масляной неделе из трубы блины летели.

Не все коту Масляница, будет и великий пост.

Широкожая Масляница, мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся.

Без блинов не Масляница, без пирогов не именины.

Масляница – объедуха, деньгам приберуха.

Отличается ли современная масленица от древнеславянской?

Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу «Делу время -  потехе час», крестьяне отдыхали и развлекались в основном в праздничные дни. Основой религиозных культов у славян было обожествление сил природы, поклонение солнцу, воде, огню, земле.

Слайд 24

Почитая воду, славяне наделяли ее особой живительной, очистительной и целебной силой. Они относились к воде, как к источнику, питающему почву и растительность. С культом воды были связаны многие народные праздники, сопровождавшиеся купанием и обливанием.

 

Слайд 25.

 Поклонение славян огню вызвало обряды и праздники, связанные с представлениями о «небесном огне», о солнце и молнии, о тепле и свете. Годовой цикл Солнца (Ярилы) делился у славян на периоды, или времена года: период Хорса (весна), Дажбога (лето), Стрибога (осень), Симарога (зима). Каждому периоду соответствовали обряды и праздники, посвященные солнцу. Например, в конце июня, в день празднования Ивана Купалы, во время гуляния жгли костры и прыгали через них и пели песни.

 В древности этот праздник отмечали почти все народы Европы. Приходился он на время летнего солнцестояния.

 

Купала - языческий праздник поклонения стихиям. Две из них – огонь и вода – участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода омывает, поэтому на Ивана Купалу обязательно разжигали костры и устраивали купания. Само слово «Купала», видимо произошло от слов «купаться», «купанье». Обычно с этого дня в деревнях начиналось массовое купание в реках и озерах. Главная особенность купальской ночи - очищающие костры. На Руси для возрождения купальского костра употреблялся живой огонь (почетные старики добывали его трением из дерева), и, пока продолжалась эта работа, собравшиеся вокруг стояли в молчании, но как только вспыхивал огонь, начиналось массовое гуляние. По поверьям крестьян, в купальскую ночь, самую короткую нельзя спать, так как оживает вся нечисть- ведьмы, оборотни, русалки, змеи… Люди всю ночь плясали и играли вокруг костров, прыгали через них: кто прыгнет выше- тот будет счастливее.

Молодежь играла в горелки. Участники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ними и выкрикивал:

 

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо-

Птички летят.

Колокольчики звенят:

Диги - дон, диги - дон,

Убегай скорее вон!

Слайд 26

Также во время праздника водили хороводы и пели песни.

Давайте тоже с вами будем водить хоровод и споём песню

На Ивана на Купалу 
На Руси светлее стало
 
Позабыта грусть,
 
Позабыта грусть,
 
Позабыта грусть.

Всюду игры да веселье 
Словно вдруг волшебным зельем
 
Угостили Русь,
 
Угостили Русь,
 
Угостили Русь...

Праздника веселого 
Ждем весь год.
 
Всем закружит голову
 
Хоровод!

В хороводе крутится 
Белый свет.
 
Все конечно сбудется
 
Или нет.

Девицы молодушки - 
Белые лебедушки.
 
Хороводы водим
 
За судьбою ходим...
 
За судьбою ходим...
 

Слайд 26,27

 

В поговорках и приметах отразился веселый и почитаемый Иванов день.

Поговорки и приметы гласили:

Дядя Иван и людям, и нам

После Ивана не надо жупана

Иван Купала – хорошие травы 

Коли до Ивана просо в ложку, будет и в ложке   

          

Приметы:

Сильна роса на Ивана - к урожаю огурцов.

На Иванову ночь звездно - будет много грибов.

Слайд 28

День Ивана Купалы посвящается собиранию лекарственных трав. Считается что именно в этот день травы набираются целебной силой. Из собираемых трав особенно пользуются уважением такие травы как купаленка (желтоголов), и цветок Иван -да- Марья, любисток, перелет – трава, разрыв – трава. А главным героем растительного мира становился в Иванов день папоротник, с которым повсеместно связано очень много поверий о кладах. С цветком папоротника, который цветет один раз в сто лет и именно в этот праздник, точнее – в самую полночь, под Иванов день. Немногим удается, по отголоскам той молвы стародавней, найти и сорвать дивный «жар-цвет», окруженный зоркой стражею изо всякой лесной нечисти, забирающей ко времени его цветения самую крепкую силу над суеверным людом. Правда достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая поднимаясь все выше и выше, то заколышется, то остановится- и вдруг зашатается, перевернется и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взорам представляется ярко-огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает цветок. Человеку это сделать почти никогда не удается. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства». Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, «тот приобретет власть повелевать всем. Перед ним бессильны будут и мощные правители и нечистая сила. Он сможет знать , где скрыты клады. Такова сила этого цветка.

В  этот день Солнце едет в гости к Ясному Месяцу. Они этому очень рады и всю свою любовь, силу и радость отдают нам с вами.
Давайте встретим Солнышко такими словами:

Солнышко, покажись! 
Красное, нарядись!
 
Чтобы год от года давала нам погода:
Теплое летечко, грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко, зеленого горошка!
Слава солнцу ясному.
 
Теплому да прекрасному!
Слава! Слава! Слава!

  1. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику стр. 63 -64

Откройте свои учебники на стр 63.

Прочитайте про себя тест Народные праздники

Беседа по вопросам:

  1. Какой праздник  у славян связан с проводами зимы и встречи весны?
  2. Что является символом праздника Масленица?
  3. Почему славяне сжигали чучело?
  4. Какой праздник отмечается  в ночь с 6 на 7 июля?
  5. Какой цветок цветёт в эту ночь?
  6. Что обозначал этот цветок?

  1. Итог урока

Древняя религия наших предков, которую считают забытой, и по сей день продолжает жить в наших повседневных обычаях. Славянские боги останутся  нашей историей, а каждый из вас должен изучать и ценить историю нашей страны от самых истоков до настоящего времени, при этом извлекая для себя самое полезное.  На праздники Масленица и Иван Купала встречали Солнце. В  эти дни Солнце едет в гости к Ясному Месяцу. Они этому очень рады и всю свою любовь, силу и радость отдают нам с вами.
Давайте встретим Солнышко такими словами:

Солнышко, покажись! 
Красное, нарядись!
 
Чтобы год от года давала нам погода:
Теплое летечко, грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко, зеленого горошка!
Слава солнцу ясному.
 
Теплому да прекрасному!
Слава! Слава! Слава!

На этом наш урок  подошёл к концу.

Что узнали нового?

Что повторили?

Что  понравилось на уроке?

Все были молодцы.

  1. Домашнее задание

Учебник стр. 63 – 64, написать мини –сочинение «Мой любимый праздник».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку окружающего мира по теме"Народные праздники древних славян"

Данная работа содержит конспект и презентацию к уроку окружающего мира по теме «Народные праздники  древних славян» для учащихся 3 класса. Надеюсь, что работа,  в первую очередь, будет ...

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Конспект урока по окружающему миру "Встреча весны. Народный праздник "Сороки". 3 класс , УМК "Начальная школа 21 век"

Знакомство с традицией встречи весны на Руси, с народным праздником "Сороки"....

Урок окружающего мира на тему : "Праздники в жизни Россиян"

Родина – мать, умей её защищать.        -Как вы понимаете её смысл ?...

Урок окружающего мира по теме "Любимые праздники твоей семьи"

В методической разработке представлен конспект урока окружающего мира по программе В.А.Самковой, Н.И.Романовой по теме "Любимые праздники твоей семьи" и его презентация ( УМК "Начальная инновационная ...

Конспект урока окружающего мира по теме "Мир природы в народном творчестве" (3 класс, УМК "Перспектива")

Конспект урока по окружающему мируТема: Мир природы в народном творчестве Цели деятельности учителя: ознакомление с представлением людей о строении мира Планируемые результаты: Предметн...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Плодородная земля и растения в народном творчестве", УМК «Перспектива», 3 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование представлений о важности, красоте и символическом смысле изображений окружающего мира, представленных в...