открытый урок ознакомления с окружающим миром "Связь живой и неживой природы"
проект по окружающему миру (2 класс) на тему

Волкова Наталья Павловна

Урок-проект предусматривает дать учащимся общее представление о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ямало-Ненецкий автономный округ

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  

«Салемальская школа интернат имени Володи Солдатова»

Ул. Новая 12, с.Салемал, Ямальский район, ЯНАО, 629709, тел. (34996) 2-30-10, факс (34996) 2-31-00  Р/С 40204810900000000013, БИК 047182000, РКЦ Салехард,, г.Салехард,

ИНН/КПП 8909000965 / 890901001 ОКПО 43131735 ОГРН 1028900508757

Электронный адрес:School-Salemal@rambler.ru

web: htt://salemalmoshi.edusite.ru

 

          Технологическая карта урока окружающего мира

  «Человек, неживая и живая природа»

УМК «Школа России»

(2 класс)

                                                                                                                                                                Волкова Наталья Павловна,

учитель начальных классов,

Салемальская школа-интернат

                                                                                                       2017

Цели деятельности учителя:

  1. дать ученикам общее представление о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы;
  2. развить мышление, наблюдательность, умение обобщить материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логично верно.

Планируемые результаты:

Личностные: 

  • стремиться к повышению культуры речевого общения, к овладению приёмами творческого самовыражения;
  • воспитывать интерес и  бережное отношение к природе.

Предметные: 

  • стремятся расширить знания и представления о живой и неживой природе;
  • определить связи между живой и неживой природой.

 Метапредметные: 

  • учиться обрабатывать полученную информацию.

Оборудование:   карточки с заданиями; материалы для деления учащихся на группы.

Этап урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Орг. Момент

  1. Подготовка к основному этапу занятий:

  1. Мотивационный этап;
  2. Постановка целей

1 мин.

- Здравствуйте ребята!

Прозвенел звонок,

Начался урок!

А какая тема на этом уроке вы догадайтесь сами!  

 На партах у каждого ученика лежит рисунок «медвежонок» и «солнышко». Поднимаем медвежонок, если произносим тело живой природы, солнышко-тело неживой природы.

Загадки:

Что видно только ночью. (Луна, звезды.)

Летом греет, зимой холодит.

(Солнце)

В лесу на одной ножке выросла лепешка.

(Гриб )

Под мостиком виляет хвостиком.

(Рыба.)

Не птичка, а с пестрыми крыльями.

(Бабочка.)

        Что летом и зимой стоит     рубашке одной.

(Ель)

Он сети, как рыбак, готовит.

А рыбы никогда не ловит.

                                                              (паук)

Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой.

                                                               (рыба)

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - …  

                                                             (индюк)

В голубенькой рубашке

Бежит по дну овражка.

                                                             (ручей)

В синем небе,
Как по речке,
Белые плывут овечки.
Держат путь издалека
Как зовут их? ...

                                                          (облака)

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.

                                                        (дерево)

Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома —
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту.

                                                   (аист)

- Ребята, внимательно послушайте сначала  текст, затем стихотворение,  которое я прочту, и запомните слова, которые связаны с природой?

Когда погибнет весь осиновый лес и на его месте завоет сибирский ветер в еловой тайге, одна осина где-нибудь в стороне на поляне уцелеет, в ней будет много дупел, узлов, дятлы начнут долбить ее, скворцы поселятся в дуплах дятлов, дикие голуби, синичка, белка побывает, куница.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

  - Тема сегодняшнего урока («Как связана неживая и живая природа?»)  

- Какие цели можно поставить на уроке?

1) Учиться различать объекты живой и неживой природы;

2) Формировать интерес и  бережное отношение к природе.

Для начала я предлагаю вам разделиться на три научных группы. «Совы»- эта группа будет работать с информацией о живой природе, вторая команда «Облачко», будет работать с информацией о неживой природе и третья команда «Радуга» бутет работать с информацией о явлениях природы.

Выбетите руководителя своей научной группы и тему над которой вы будете работать.

А теперь каждой группе нужно отобрать из перечня слов, которые лежат у вас на партах, те слова, которые относятся к вашей научной работе.  Эти слова мы прикрепим на доску и проверим их правильность.

- Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли вы распределили слова.

еловая тайга

               

дупло                           роса

дятлы

небо                              туманы

скворцы

солнце                          дождь

дикие голуби

тучка

синичка

поле

белка

речка

куница

горы

человек

Прикрепляется картинка с изображением человека.

- Ребята, какая взаимосвязь между человеком и природой?

-Как человек зависит от природы?

  (Ответы детей)

Назовите любых животных. (Ответы детей) Как вы думаете, почему всех птиц и зверей называют животными? (Потому что все они живые существа)

- Да, правильно, все они живые объекты природы.  К ним же относятся деревья, растения, и грибы (Слайд: )   они тоже живут, как и мы с вами. А что могут делать живые существа? (Дышать, есть, расти, двигаться, рождаться, стареть, умирать, размножаться)

- Молодцы! Это и есть главные признаки живой природы.

- А если я разломаю кусок мела, он будет опять расти? (Нет) А почему? (Ответы детей) Потому что мел – это неживой объект. Такой объект никогда не погибнет, не будет дышать, не растет, не умрет.

Мы просто его разделим, и мелков станет больше.

- А если я сломаю дерево? Оно  погибнет? (Да) Значит, все живое может погибнуть, а неживое – нет. Вот главный признак неживой природы.  

 Перед вами дерево. Что нужно сделать, чтобы оно было красивым, ветвистым? (ухаживать, беречь)

  

-  Ребята, сейчас я предлагаю вам подготовить три мини-проекта. Каждая научная группа будет соблюдать свою тему. Вам предоставится выборка рисунков и занимательного материла (загадки, стихи, интересные факты). Распределите обязаности в группах и приступайте к работе.

 

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку

Уточняет понимание учащимися поставленных;

формулирует задачи урока;

объявляет: цели урока, выдвигает проблему, формулирует задания, контролирует выполнение работы;

Спрашиватзначение слов

Слушают стихотворение, выдвигают свои предположения

Умение слушать

5мин.

 

 

5 мин.

15 мин

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблемы урока; работают с учебником

Думать над значением слов;

Проверка знаний учащихся.

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Овладение базовыми  предметными, межпрдметными понятиями, отражающими существенные связи  и отношение между обектами и процесса

строят рассуждения

Слушают, вступают в диалог участвуют в коллективном обсуждении;

Формулировать собственную позицию

  1. Физкульт минутка

1 мин.

Давайте отдохнем.

По дорожке шли, шли,

Много камешков нашли.

Присели, собрали и дальше пошли

По дорожке, по дорожке

Прыгаем на левой ножке

И по этой же дорожке

Прыгаем на правой ножке.

По дорожке побежим, на лужайку прибежим.

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немножко отдохнем!

И опять работать мы пойдем.

Рассказывает и показывает упражнения к физминутке

Повторяют упражнения за учителем

  1.  Защита мини-проектов

10 мин.

Дети представляют свои мини-проекты.

Определение основной информации;

  1. Рефлексия

5 мин.

 - И так, что мы можем сказать о природе и человеке? Насколько важно каждое звено в природе? Сможет ли существовать живая природа без неживой? А человек?

Как сохранить природу? У вас на столах лежат осенние листья. На обратной стороне напишите, что вы могли бы зделать для своей природы и прикрепите к нашему дереву.

- Какие чувства и ощущения возникали у вас во время работы над заданием и знакомством с данной работой?

- Какие трудности встретились во время выполнения задания, и как вы их преодолевали (пытались преодолеть)?

- Какие вопросы, возникли в связи с выполняемым заданием?

Подводит учащихся к выводам о проделанной работе

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили

Оценивать результаты работы

Осуществлять личностную и познавательную рефлексию

  1. Итог урока

5 мин.

- Кто может ещё раз сформулировать цели нашего урока?

- Какая бывает природа? (Живая и неживая) 

- Что из перечисленного относится к неживой природе: орел, туман, человек, насекомое, месяц, мороз? (Туман, месяц, мороз.)

- Приведите по три примера живой и неживой природы.

-  Человек вырастил богатый урожай пшеницы. Пшеница - это объект природы, или изделие человека? (Пшеница — часть живой природы.)

(Слайд: к изделиям (части живой природы)

-  Какое изделие когда-то было частью живой  природы: а) кирпичный  дом;  б)  льняное   полотенце;   в)   глиняная   кружка; г) стальной нож? (Льняное полотенце сначала было растением.)

- Что такое явления природы? (Все изменения, происходящие в природе.)

  узнали о природе?

- Ребята, мне было интересно работать с вами. Вы замечательные и умные дети.  

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности.

Отвечают на вопросы

Систематизация знаний

Осуществляют итоговый контроль



Предварительный просмотр:

C:\Users\install\Desktop\неживая природа\i(2).jpgC:\Users\install\Desktop\неживая природа\i(5).jpgC:\Users\install\Desktop\неживая природа\i(3).jpgC:\Users\install\Desktop\неживая природа\i(7).jpgC:\Users\install\Desktop\неживая природа\i(10).jpgC:\Users\install\Desktop\неживая природа\i(2).jpg

C:\Users\install\Desktop\неживая природа\i(4).jpg

        C:\Users\install\Desktop\неживая природа\hello_html_f76c021.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация для урока окружающий мир "Живая и неживая природа"

В этой презентации полная информация о нашей поверхности земли. Показав слайды дети сами смогут составить рассказ по теме урока....

Презентация к уроку окружающего мира "Живая и неживая природа"

Презентация к уроку окружающего мира "Живая и неживая природа"...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Живая и неживая природа"

учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов , 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов «Мул...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Живая и неживая природа"

учебник «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов , 1 часть, рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А. Трафимов «Мул...

Технологическая карта урока окружающего мира "Живая и неживая природа"

Технологическая карта урока окружающего мира "Живая и неживая природа"...

Конспект урока окружающего мира " Живая и неживая природа" (УМК "Перспектива", 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о живой и неживой природе, понимания связи между живой и неживой природой.Планируемые результатыПредметные:уметь, различать живую и неживую природу;знать...