Главные вкладки

    Урок в 4 классе (Школа 2100) по теме "Исторические эпохи" (Обобщение по разделу «Человек и история человечества»).
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Представлена разработка обобщающего урока окружающего мира в 4 классе по теме «Исторические эпохи», проведённого в виде презентации индивидуальных и групповых проектов, посвящённых разным эпохам развития человечества. Использование на уроке информационно-коммуникативной технологии способствует наиболее успешному достижению поставленной триединой дидактической цели, развитию интереса обучающихся к содержанию и процессу обучения.
     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ

    ПО ПРОГРАММЕ «ШКОЛА 2100»

    Тема. Исторические эпохи (Обобщение по разделу «Человек и история человечества»). 

    Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

    Цель: формирование целостной картины всемирной истории как смены нескольких исторических эпох.

    Задачи:

    1. Обобщить и систематизировать знания по разделу «Человек и история человечества».
    2. Развивать речь, мышление.
    3. Воспитывать толерантность.

    Основная форма работы коллективная. При подготовке к уроку использовались групповая и индивидуальная формы работы (групповые и индивидуальные творческие проекты – исторические загадки).

    Методы, используемые на уроке:

    • объяснительно-иллюстративный (словесный и наглядный),
    • игровой (интерактивные игры)  используются для повышения внимания и интереса к изучаемому материалу;
    • проблемный – для развития самостоятельности мышления (на этапе целеполагания детям предлагаются проблемные вопросы, над которыми они работают в течение всего урока, самостоятельно фиксируя положительные и отрицательные моменты каждой исторической эпохи, с выходом на творческое домашнее задание – сочинение-размышление на тему «Что ждёт человечество в будущем?»).

    На уроке применяются элементы НОТ: дети учатся выделять существенное, главное, осуществлять самоконтроль.

    Оборудование: интерактивный комплекс, CD «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия», компьютерная презентация «Древний мир», памятки «Как оценить выступление товарища», подборка детских книг исторического содержания, карточки с понятиями и датами.

    Ход урока.

    I.Орг. момент.

      - Ребята, сегодня у нас необычный урок окружающего мира – вы будете презентовать свои творческие проекты и  отгадывать исторические загадки.

    II. Сообщение темы и целей урока, постановка проблемного вопроса.

    - Мы закончили изучать третий раздел нашего учебника «Человек и история человечества», кратко познакомились с историческими эпохами. И сегодня наша задача – систематизировать ваши знания по этой теме и попытаться сложить из них единую картину развития человечества. А ещё вам сегодня на уроке предстоит поразмышлять над вопросами:

    - Что положительное и что отрицательное было в истории человечества?

    -  Что же ждёт человечество в будущем?

    - Что вам, людям будущего, следует сделать для того, чтобы история человечества не закончилась, не оборвалась трагически?

    Перед вами лежат листочки, разделённые на 2 столбика: «+» и «-». Вы будете слушать своих товарищей и отмечать, что вы увидели в каждой эпохе положительного и отрицательного. Я прошу вас быть очень внимательными. Выступающих прошу говорить чётко, громко, внятно. А всех остальных -  внимательно слушать и оценивать выступления товарищей, пользуясь памяткой (Приложение 1).

    III. Актуализация знаний.

    1. Вначале давайте вспомним основные понятия, которые нам сегодня понадобятся (карточки с понятиями закреплены на доске, дети дают определения):

     ИСТОРИЯ  (наука о прошлом человечества);

    ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ (возникновение и изменение человеческого общества от появления первых людей до наших дней);

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ЭПОХИ (большие промежутки времени, которые отличаются друг от друга уровнем развития общества);

    ЦИВИЛИЗАЦИЯ (вторая после первобытного общества ступень развития человечества, на которой люди начинают строить города, создают государства и изобретают письменность).

    1. Какие исторические эпохи выделяют в истории человечества?

    – Вы сказали, что исторические эпохи – это большие промежутки времени, которые отличаются друг от друга уровнем развития общества. А что же развивалось, что изменялось с течением времени в человеческом обществе? (занятия людей, орудия труда и средства передвижения, одежда людей, их жилища, представления об устройстве мира, мораль, устройство общества, культура).

    IV. Обобщение знаний об исторических эпохах (презентация творческих проектов). 

    -Далее я предлагаю вам отгадать исторические загадки.

    1. Интерактивная игра «Лента времени».

    - Попробуем по внешнему виду человека, его одежде определить, к какой эпохе он относится.

                                                       

     1 группа ребят представляет свой творческий проект в виде сценки.  

    - Попробуйте догадаться, о какой исторической эпохе идёт речь.

    (Приложение 2).

    - Сценку из жизни людей какой эпохи вы сейчас видели? (Выставляется карточка «Первобытный мир»)

    - По каким признакам вы определили, что это эпоха первобытного мира?  (Одежда из шкур животных, примитивные орудия труда и оружие, общество состоит из родов и племён, мораль, условия жизни, люди научились добывать огонь).

           - Дайте определение понятия «первобытный мир».

    ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР (2 млн. лет назад – 5 тыс. лет назад) – время появления первых людей, их расселения по планете и овладения ими самыми главными человеческими умениями.

    - Эпоху первобытного мира иногда называют «детством человечества».

    Как вы думаете, почему? (Люди всему учились в первый раз, как дети).    

         Оценка выполненной работы по памятке.

    1. 2 группа ребят представляет свой творческий проект в виде компьютерной презентации.

    Задания для остальных обучающихся те же, что и на предыдущем этапе

     (Приложение 3).

                                         

      ДРЕВНИЙ МИР (III тыс. лет до н.э. - V в. н. э.) – время возникновения первых цивилизаций, которые передали нам достижения своей культуры.

    Всё ли из того, что перечислили девочки, можно назвать достижениями или с чем-то мы не можем согласиться?

     Оценка выполненной работы (по памятке).

     Повторение дат основных событий.

    - Выберите даты знакомых вам исторических событий, которые относятся к эпохе древнего мира и расположите их на ленте времени. Расскажите, какое событие произошло в этом году, какой это век?

    776 г. до н. э. – Олимпийские игры (VIII в. до н. э.)

    74 г. до н.э. – восстание рабов под предводительством Спартака (I в. до н.э.)

    ФИЗМИНУТКА

           

    1. Индивидуальный проект «Эпоха рыцарей».

    (Приложение 4).

    СРЕДНИЕ ВЕКА (V – XV века) – время между древностью и Новым временем, когда одни цивилизации сменялись другими.

     Оценка выступления

    1.  Работа с картой.

    - Какие цивилизации древности вы знаете? Найдите их на карте в учебнике (с.64,65) и покажите у доски.

     - Какие новые цивилизации появились в средние века? (с. 70,71).

                                           

    1. Групповой творческий проект «Эпоха открытий и изобретений».

        (Приложение 5).

                                     

       НОВОЕ ВРЕМЯ (XV – начало XX века) – эпоха стремительного развития европейских  стран, множества открытий и изобретений

     Оценка выступления.

     Повторение дат основных событий.

    1492г. -  открытие Христофором Колумбом Америки

    1789г. – Великая французская революция

    1. Интерактивная игра «Орудия труда».

    -  В эпоху нового времени было изобретено много машин и механизмов, которые помогли людям сделать их труд легче, а жизнь комфортнее. Давайте проверим, а знаете ли вы, какое орудие труда к какой эпохе относится.

         7. Работа в тетради.                                  

    - Выполнив задание № 89 в тетради на с. 39, вы поймёте, о какой эпохе идёт речь.

    В течение этой исторической эпохи происходили следующие события:

    • «холодная война» и войны за независимость в странах востока;
    • возникновение ООН;
    • первая мировая война;
    • вторая мировая война;
    • налажено сотрудничество между США и Россией.

            Установите  последовательность этих событий.

    НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (XX – XXI века) – эпоха многих научных открытий, несущих пользу всему человечеству, и одновременно, эпоха мировых войн и тяжёлых испытаний.

    Повторение дат основных событий.

    - Выберите даты знакомых вам исторических событий, которые относятся к эпохе новейшего времени и расположите их на ленте времени. Расскажите, какое событие произошло в этом году.

    1914 – 1918гг. – первая мировая война;

    1939 – 1945гг. – вторая мировая война;

    24 октября 1945г. – создание Организации Объединённых Наций.

    V. Самопроверка домашнего задания.

    У нас на доске получилась лента времени с отмеченными на ней основными событиями. Откройте тетрадь на с. 22, проверьте, так ли вы заполнили  ленту времени, выполняя домашнее задание.

    VI. Итог урока.

    - Попытаемся ещё раз ответить на те вопросы, которые были заданы в начале урока.

      - Чего, по вашему мнению, в истории человечества было больше: положительного или отрицательного?

    -  Что же ждёт человечество в будущем?

           VII. Домашнее задание.

    • Сочинение на тему «Что ждёт человечество в будущем?»
    • Тем, кто заинтересовался историей, советую прочитать книги на исторические темы.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1

     

    Как оценить выступление товарища?

    (памятка)

    1. Все ли основные особенности эпохи отражены в выступлении? Если нет, то подумай, что бы ты добавил.
    2. Названы ли основные исторические события?
    3. Использовались ли дополнительные источники информации (кроме учебника)?
    4. Интересным ли получилось сообщение?
    5. Как говорил выступающий (чётко, громко, внятно или нет)?

    ПРИЛОЖЕНИЕ 2

    ПЕРВОБЫТНЫЙ МИР

    Мы хотим загадать свою загадку в форме сценки, мы составили её, пользуясь текстом учебника.

    Старшая: - О, люди рода Лисы, слушайте меня внимательно! Сегодня охота была не очень удачной. Мужчины принесли мало добычи. Поэтому самая большая доля достанется мужчинам-охотникам, чтобы следующая охота была удачнее. Вторая доля женщинам и их детям, чтобы быстрее подрастали и набирались сил. А старикам и старухам сегодня достанутся только кости, которые они разделят с собаками. Пусть дожидаются следующей добычи, если сумеют дожить до неё. И это хорошо, потому что так завещали духи жизни!

    Все: - Хорошо!

    Девочка: - Бабушка, а пленного из племени заречников ты кормить будешь?

    Старшая: - Люди так не поступают! Накормить заречника – это зло! Пусть духи спасут людей от вредных заречников, чтобы они не воровали нашу рыбу, наше мясо, наши плоды.

    Все: - Пусть духи спасут!

    Старшая: - Сегодня мы принесём пленника в жертву духам! Настоящим человеком, которому нельзя делать зла, является только человек своего рода и племени.

    Мужчина: - В следующий раз перед охотой мы нарисуем оленя на стене нашей пещеры и пронзим его копьем. Пусть дух оленя умрёт раньше него. Тогда и охота будет удачнее.

    Старшая: - В нашей пещере становится холодно. Пора развести костёр и завалить вход камнем, чтобы ночью не пришли заречники или дикие звери.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3

    ДРЕВНИЙ МИР

    Мы составили загадку в виде компьютерной презентации. При работе над ней мы пользовались материалами «Детской энциклопедии» Кирилла и Мефодия.

    1. слайд. В эту эпоху начинают появляться первые города и государства. С возникновением государства  понадобились сведения о точном количестве собранного урожая и военной добычи, налогах. Так появляется письменность.
    2. слайд. Первыми элементами письменности были простые рисунки или зарубки на палочках. Рисуночное письмо еще называется пиктографическим. Рисунки изображали конкретные предметы — например, дерево или дом, человека или животное.
    3. слайд. Со временем рисунки стали упрощаться. Так возникли иероглифы в Египте.
    4. слайд. Важнейшим изобретением было колесо. Его можно было использовать и как гончарный круг, и для повозок, и для ручных мельниц. Вначале колеса были просто сплошными дисками, насаженными на ось. Лишь гораздо позже для повозок были придуманы колеса со спицами.
    5. слайд. Такие великолепные парусно-гребные суда могли двигаться в любом направлении. Финикийское слово «галера» вошло во многие европейские языки. На своих кораблях финикийцы бороздили Средиземное море и выходили в Атлантический океан.
    6. слайд. Люди придумали солнечные и водяные часы, которые показывали время и днем и ночью. Простейшие водяные часы (клепсидра) представляли собой сосуд со шкалой, на которой были отмечены единицы времени. В сосуд капля за каплей поступала вода из резервуара. Повышался уровень воды в сосуде, по шкале определяли время.
    7. слайд. Земледельцы наблюдали за светилами (Солнцем, Луной, звездами, планетами), определяли по ним смену времен года и подходящее время для работ. Наблюдения привели к созданию календаря, то есть системы счисления больших промежутков времени.
    8. слайд. Многие народы и культуры внесли свой вклад в историю архитектуры. В Греции, в Афинах на холме Акрополь были построены знаменитые храмы.
    9. слайд. Наследники греческой культуры римляне первые научились строить из камня арки, простые своды и купола для перекрытия зданий, начали использовать для скрепления камней известковый раствор. Особым великолепием отличались здания, предназначенные для развлечений: цирки, амфитеатры, термы. Самый большой римский амфитеатр Колизей вмещал 50 тысяч зрителей.
    10. слайд. Одним из Семи чудес света греки считали египетские пирамиды. И это единственное из «чудес», которое сохранилось до нашего времени. Пирамида Хеопса — самая большая из трех знаменитых пирамид в Гизе. Строилась 40 или более лет для фараона Хеопса. Ее высота была изначально 147м, а длина стороны основания — 232м. Для ее сооружения потребовалось 2 млн. 300 тыс. огромных каменных блоков, средний вес которых 2,5 т. Плиты не скреплялись строительным раствором, лишь чрезвычайно точная подгонка удерживает их. Пирамиды были облицованы отполированными плитами белого известняка, вершины их были покрыты медными плитами, сверкавшими на солнце.
    11. слайд. В эту эпоху впервые были проведены Олимпийские игры – торжественные спортивные соревнования в честь бога Зевса, жившего на горе Олимп.
    12. слайд. Настоящим человеком считался только человек своей цивилизации, своей культуры. Рабов за людей не считали. Их заставляли убивать друг друга во время гладиаторских боёв на потеху почтенной публике.
    13. слайд. Иногда рабы устраивали восстания. Самое знаменитое из них – восстание под предводительством Спартака.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 4

    СРЕДНИЕ ВЕКА

    Эту эпоху иногда называют эпохой рыцарей.

     Cлово «рыцарь» обозначает в переводе «всадник».

    Юноша благородной семьи, раньше, чем сделаться рыцарем, в течение некоторого времени исполнял при дворе какого-либо сеньора обязанности оруженосца.

    Когда наступало совершеннолетие, юноша получал меч как символ своего нового положения. Кроме меча, посвящаемый получал панцирь, шлем, копье. Необходимо было, чтобы новый рыцарь, тотчас после окончания церемонии, вскочив на свою лошадь, показал всем присутствующим свою ловкость и смелость.

    Рыцарь должен был беззаветно служить Церкви, защищать сирот и бедняков, быть доблестным воином.

    Рыцари участвовали в  Крестовых походов. Это были сражения христиан-католиков против мусульман.

    В эту эпоху настоящим человеком, к которому нужно относиться по заветам Бога, считался только человек своей веры.

    При почти непрекращающихся войнах и распрях, каждый должен был сам заботиться о своей безопасности. Для этого феодалы строили замки – сложные каменные неприступные крепости. Они окружались высокими зубчатыми стенами, часто в несколько рядов.

    Большинство людей жили в деревнях, пахали землю, выращивали скот. Города в основном были маленькими, а население незначительным. В любом государстве жители делились на группы: крестьяне, ремесленники и купцы, воины и священники. От того, в какой семье рождался человек, полностью зависела его судьба, положение в обществе, его права и обязанности.

    В эту эпоху в Китае были изобретены компас, порох, бумага, зонтик.

    Все эти изобретения постепенно изменяли жизнь. Компас сделал возможным путешествия в дальние страны, порох привел к падению рыцарей — ведь их доспехи и замки стали бесполезны. Книгопечатание сделало книгу и знания доступными гораздо большему кругу людей.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 5

    НОВОЕ ВРЕМЯ 

    Наш проект мы оформили в виде альбома «Эпоха открытий и изобретений». При подготовке мы пользовались «Большой энциклопедией Кирилла и Мефодия» и «Детской энциклопедией Кирилла и Мефодия».

     В эту эпоху были изобретены: микроскоп, телескоп, паровоз, воздушный шар, дирижабль, самолёт, телефон, фотоаппарат, киноаппарат, автомобиль.

    В 1796 году английский врач Эдуард Дженнер (1749-1823) сделал первую прививку против оспы, болезни, эпидемии которой уносили жизни сотен тысяч жизней. С помощи острой палочки он ввел под кожу одиннадцатилетнему мальчику содержимое оспенного пузырька больной коровы, или, говоря языком медиков, произвел вакцинацию.

      Люди стали жить дольше, их численность увеличилась. Европейцам стало тесно в своей части света. Христофор Колумб поплыл вокруг Земли искать новый путь в Индию, а открыл Америку.

    По мере того как жители западного мира осваивали далёкие земли, познавали таинственные силы природы, изменялось и отношение людей друг к другу. Многие теперь считали, что каждый человек достоин уважения и свободы. Эта эпоха стала эпохой революций. В результате революций менялись порядки в обществе и государстве. Законы становились общими для всех, и равноправные граждане сами выбирали тех, кто представляет власть в стране.

    В обществе утверждается новая мораль: «Все люди братья, вне зависимости от происхождения, места проживания и веры»


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Вавилон

    Слайд 2

    Пиктографическая надпись

    Слайд 3

    Египетские иероглифы

    Слайд 4

    Колесо

    Слайд 5

    Финикийский корабль

    Слайд 6

    Клепсидра – водяные часы

    Слайд 7

    «Ацтекский календарь»

    Слайд 8

    Афинский Акрополь

    Слайд 9

    Римский Колизей

    Слайд 10

    Пирамида Хеопса

    Слайд 11

    Дискобол (Дискометатель). Мрамор. Статуя Скульптор Мирон.

    Слайд 12

    Гладиаторы. Мозаика.

    Слайд 13

    Кадр из фильма «Спартак»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обобщающий урок по разделу "Человек и история человечества"

    Урок для обобщения первичных представлений учащихся о поняти­ях «всемирная история человечества», «историческая эпоха», про­верки  знания учеников по каждой исторической эп...

    Урок литературного чтения. 1 класс. "Школа 2100". Тема урока: Обобщение раздела "Попрыгать, поиграть..."

    Данный урок является восьмым уроком литературного чтения раздела «Попрыгать, поиграть». Эта тема очень легко воспринимается моими учениками, так как восприятие и осмысление материала основано на...

    Кроссворд к урокам чтения по разделу 2 для 3 класса "Школа 2100"

    Презентация анимированная к кроссворду, предлагаемому авторами методички, в отдельном файле сам кроссворд по летним приключениям....

    "Окна в окружающий мир" конспект урока 4 класс" Школа 2100"

    Конспект урока по окружающему мирув 4 к4лассе.На уроке работа ведется в группах,используется прием технологии критического мышления "Как ты думаешь?",используется диалог и обсуждение,работа с текстом ...

    Урок. Окружающий мир. 3 класс. Школа 2100 Раздел "Моё Отечество". Тема: "Император - освободитель".

    Технологическая карта урока иприложения с дидактическими материалами к уроку....

    Итоговая контрольная работа по окружающему миру за курс "Человек и человечество" 4 класс "Школа 2100"

    Данная работа содержит кодификатор по предмету, спецификацию итоговой работы по окр.миру, демонстрационный материал (самау работу) и анализ итоговой работы....

    Проверочная работа по разделу "Человек и многоликое человечество"

    Этот материал используется на этапе обобщения знаний....