"Окна в окружающий мир" конспект урока 4 класс" Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Ефремова Татьяна Валентиновна

Конспект урока по окружающему мирув 4 к4лассе.На уроке работа ведется в группах,используется прием технологии критического мышления "Как ты думаешь?",используется диалог и обсуждение,работа с текстом ведется самлостоятельно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока27.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Окна в окружающий мир»

«Школа- 2100»

4 класс

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Роль учителя – быть вдумчивым помощником, стимулируя учащихся к неустанному познанию и помогая им сформировать навыки продуктивного мышления.

Ключом к успешному развитию современного общества становится формирование самостоятельного, ответственного, думающего человека, способного к сотрудничеству, созидательной деятельности; толерантности, терпимости к чужому мнению; умения вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. И потому начальная школа должна стать не «школой навыка», а первым опытом ребенка в образовании – местом пробы своих сил, пространством раскрытия личностного потенциала и школой взросления.

Одной из значимых образовательных технологий является технология развития критического мышления, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным.

Если систематически использовать методы и приёмы технологии развития критического мышления, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

Формировать  представление о работе органов зрения:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
  • развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
  • развитие умения работать с информацией;
  • формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;
  • формирование умения взаимодействовать в малых группах на основе сочетательного диалога (вход, поддержание, выход, учет результатов);

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ:

1. Учащиеся понимают смысл терминов « глазное яблоко», «хрусталик», «сетчатка», «роговица»

2. Учащиеся умеют формулировать интересующие их вопросы по теме «Окна в окружающий мир» ,производить сравнение и сопоставлять факты по изучаемой теме.

3. Учащиеся учатся  критически относиться к полученной информации.

Форма работы: Индивидуально – групповая

Формируемые УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные.

ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

– работа в малых группах;

–  игра “Как ты думаешь?»

– диалог и обсуждение;

– обращение к опыту учащихся; 

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Текст для работы.

2. Тест  для проверки домашнего задания

3. Поле для игры «Как ты думаешь?»

4. Фотографии строения глаза.

5. Проектор, ноутбук.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент

Урок окружающего мира. Проверим вашу готовность к уроку.

II. Проверка домашнего задания.

Проверим вашу готовность к уроку.

Возьмите карточку зеленого цвета.

Прочитайте текст на карточке,   самостоятельно вставьте пропущенные слова.

Всеми действиями человеческого организма управляет  ……. система. Она состоит из ……. клеток, нервов и …... . Чувствительные клетки  очень мелки и во множестве имеются во всем организме. Особенно многочисленны они в органах ….. .От чувствительных клеток отходят нервные волокна -….... . Они ведут в мозг  центр управления организмом. В черепе  находится …….    …… . С головным связан …… мозг.

Самостоятельно проверьте и сдайте свою работу.

 III. Стадия вызова

Посмотрите на предмет, который я вам сейчас продемонстрирую (фотоаппарат).

- Что это?

- Для какой цели он предназначен?

- По какому принципу он работает? Как вы думаете,с какой целью я вам его продемонстрировала?

Предлагаю  поиграть вам в игру  «Как ты думаешь?»

У нас  4 группы.

Перед вами игровое поле, разделенное  на 3 части  и карточки. Возьмите карточки для работы, прочитайте утверждение и определите карточку в зависимости от мнения группы на  соответствующую часть поля.

 

 

- В темноте зрачок расширяется, чтобы пропустить в глаз побольше света, а при ярком свете сужается.

- Наш глаз устроен как фотоаппарат.

- Спереди глаз защищен прозрачной роговицей.

-Глазное яблоко представляет собой шарообразную темную камеру.

- Каждый глаз видит предмет немного по своему, чем ближе предмет ,тем более заметна разница.

-Человеческий глаз не видит предмет сразу.

Сообщите о вашей готовности к дальнейшей работе с помощью сигнальной карточки.

IV. Работа по теме урока

Перед вами текст. Прочитайте его.

 Глаз – орган зрения. С его помощью человек может видеть свет, определять цвет, форму, размер предметов, их движение.

Наш глаз устроен, так как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат.

Человеческий глаз  не видит предмет сразу. Глаз воспринимает световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде  определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер.

Внутреннюю часть глаза - глазное яблоко - представляет собой шарообразную темную камеру. Заднюю стенку этой камеры выстилает темная пленка - сетчатка. Спереди глаз защищен прозрачной роговицей. Под ней расположена цветная радужная оболочка. Она ограничивает отверстие - зрачок  и регулирует проникновение света внутрь глаза. В темноте зрачок расширяется, чтобы пропустить в глаз побольше света, а при ярком свете сужается.

За зрачком расположен похожий на линзу хрусталик. Проходя сквозь него, лучи света достигают сетчатки. Глазные мышцы могут изменить форму хрусталика так, чтобы на сетчатке получалось четкое изображение близких и далеких предметов. Сетчатка состоит из светочувствительных  клеток, каждая из которых посылает свой сигнал по зрительному нерву в большие полушария головного мозга. Из этих сигналов наше сознание складывает изображение и получает представление о предмете. Каждый глаз видит предмет немного по своему, чем ближе предмет, тем более заметна разница.

Глаз – очень важный орган. Он нуждается в особой защите. Брови и ресницы предохраняют его от пота и пыли. Веки подобно дворникам автомобиля мигают,  смачивая роговицу и очищая ее от попавших на нее пылинок. В этом им помогает омывающая роговицу слезная жидкость.

- Теперь вернемся к нашему игровому полю и проверим правильность предложенных утверждений, исправьте ваши ошибки.

- Что у вас изменилось на поле?

 - Глаза очень хрупки. Чтобы сохранить глаза и зрение,  защиты, которую даёт нам природа, недостаточно. Нам самим необходимо заботиться о зрении и беречь глаза. Помните: дефекты зрения трудно исправить!

- Какие условия необходимы для того, чтобы сохранить зрение?

V. Физкульминутка

Гимнастика для глаз.

VI. Продолжение работы по теме

- Предлагаю вам рассмотреть на макете строение глаза.

Ученики под  руководством учителя рассматривают орган зрения.

-Давайте посмотрим презентацию, посвященную теме урока.

- Кто попробует рассказать, каким образом мы можем видеть окружающие нас предметы.

VII. Рефлексия

Предлагаю вам оценить свою работу на уроке, возьмите лист самооценки, заполните его.

- Кто хочет поделиться своими впечатлениями об уроке?

Лист самооценки: 

  • Мне больше всего удалось ......
  • За что я могу себя похвалить?
  • Что приобрёл?
  • Что меня удивило?
  • Для меня было открытием то, что ...
  • Что, на мой взгляд, не удалось? Почему?

-Кто хочет поделиться своими впечатлениями об уроке?

VI. Домашнее задание

1. В рабочей тетради выполните задание.

2. Читать учебник с. 44-47. Ответить на вопросы.

3. По желанию подберите дополнительный материал из рубрики «А знаете ли вы» по изученной теме.

VIII. Итог урока

- Чему вы учились на уроке?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что понравилось?

- Что было трудным на уроке? 

Дети читают  стихотворение Натальи Орловой: «Береги свои глаза».

Прислушайся, когда хотят,

Чтоб вещь служила нам без срока,

Недаром люди говорят:

«Храните, как зеницу ока!»

И чтоб глаза твои, дружок,

Могли надолго сохраниться,

Запомни два десятка строк

На заключительной странице:

Глаз поранить очень просто –

Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй,

Лёжа книгу не читай;

На яркий свет смотреть нельзя –

Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть–

Упрекать не стану,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану.

И смотри не всё подряд.

Не пиши, склонившись низко,

Не держи учебник близко,

И над книгой каждый раз

Не сгибайся, как от ветра –

От стола, экрана и до глаз

Должно быть сорок сантиметров!

Я ХОЧУ ПРЕДОСТЕРЕЧЬ:

НУЖНО ВСЕМ ГЛАЗА БЕРЕЧЬ!

IX. Организационное окончание урока

- Вы хорошо поработали на уроке. Молодцы! Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира . Программа "Школа 2100" 2 класс. Тема : Зона степей

Цель:познакомить учащихся с природными зонами и проявлением природной зональности.Задачи:1)показать специфику зоны степей...

Конспект урока 2 класс окружающий мир по программе "2100"

Конспект урока проводимый  во 2 классе  по  теме: "Материки  и  океаны"...

Мультимедийная презентация урока по окружающему миру в 1 классе по учебнику А.А. Вахрушева «Окружающий мир» (система «Школа 2100»)

Класс: 1Предмет: Окружающий мир.Тема: Осень. Природа готовится к зиме.Раздел: Времена  года  (3 часа)Тип урока: Открытие новых знаний...

"Окна в окружающий мир"(строение глаза) презентация к уроку 4 класс окружающий мир

К уроку Окружающего мира по учебнику Вахрушева А.А. презентация по теме "Окна в окружающий мир" поможет детям лучше усвоить строение глаза человека....

Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир"

Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир" На уроке происходит формирование новых понятий о строении и роли органов зрения человека, о связи органов зрения с нервной сис...

Конспект урока окружающего мира «Окна в окружающий мир. Многогранный мир чувств»

Одним из важных условий достижения целей урока окружающего мира в современной школе является развитие аналитической мыслительной деятельности учащихся. Наглядным примером реализации этой цели служат у...