Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир"
презентация к уроку по окружающему миру (4 класс) на тему

Михайлова Ирина Александровна

Урок окружающего мира ("Человек и природа") Тема: "Окна в окружающий мир" На уроке происходит формирование новых понятий о строении и роли органов зрения человека, о связи органов зрения с нервной системой, о гигиене зрения и профилактике близорукости. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_okruzhayushchego_mira.docx30.78 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_glaza.ppt1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира (Человек и природа). 4 класс.

Составила: Михайлова Ирина Александровна, учитель начальных классов.

Тема: «Окна в окружающий мир» 

Цели и задачи урока:

Линия 1. Умение объяснять мир.

  • Формировать у обучающихся новые понятия
  • о строении и роли органов зрения;
  • о связь органов зрения с нервной системой;
  • о гигиене зрения и профилактике близорукости.

Линия 2. Отношение к миру.

  • Помочь оценить, что полезно для здоровья, а что – вредно.

Ход урока.

Этапы урока

Учитель

Ученики

Актуализация знаний

- Какая система управляет работой каждого органа и всего организма?

- Из каких частей состоит нервная система?

- Какой отдел НС отвечает за принятие простых и срочных решений?

- Какой отдел НС отвечает за принятие важных решений, где требуется память и опыт?

- Нервная система

- Состоит из чувствительных клеток, нервов и мозга

- Принимает спинной мозг.

- В работу включаются большие полушария головного мозга.

Постановка проблемы

Поиск решения проблемы

- Где находится наибольшее количество чувствительных клеток.

Слайд 1.

- Какие органы чувств вы знаете?

Слайд 1 (а).

- А как вы думаете, какой самый важный для человека орган чувств?

- Лену заинтересовало …

Слайд 2.        

- Как бы вы ответили?

- Мнения разошлись, но нам необходимо найти ответ …  

Слайд 3.

- А чтобы ответить на этот вопрос, что мы должны узнать?

Слайд 4.

- Орган зрения вы все хорошо знаете – это …

- Что можно узнать о предмете с помощью глаз?

- Как же устроен глаз? 

- Найдите ответ на с.42.

Слайд 5.

- На лице и подушечках пальцев

- Органы зрения, органы обоняния, органы слуха, органы вкуса, органы осязания.

- Орган зрения

- Почему у человека главный орган чувств – зрение?

Ответы детей

- Какую роль выполняет орган зрения в жизни человека?

- Строение глаза;

как работает;

как сохранить?

- Глаз

- Цвет, размер, форму, расположение в пространстве,  направление его движения.

Открытие нового знания

Группа 1.

  • Какая часть глаза самая объёмная?
  • Что примыкает к глазному яблоку сзади (выстилает дно)?

Группа 2.

  • Чем глазное дно защищено спереди?
  • Что расположено под роговицей?

- Посмотрите друг другу в глаза. Что вы заметили? У каждого человека радужка глаз неповторима. Кстати, латинское название радужки «ирис» совпадает с именем греческой богини радуги. Цвет радужки зависит от количества пигмента меланина (по греч. «мелас» - «тёмный»), а оно связано с местностью проживания. Чем солнечнее дни – тем больше нужно защищать глаза от ярких лучей, тем больше меланина в радужной оболочке и тем меньше света через неё проходит.

- Значит, темные глаза будут преобладать у людей,  проживающих в какой местности?

- А у представителей средней полосы России, какие чаще встречаются глаза?

- Как вы думаете, у жителей слепящих снежных равнин (чукчей, эскимосов, ненцев),  какие глаза?

- Кроме того, тот цвет радужки, который человеку дала природа, обеспечивает оптимальные условия для зрения.

Группа 3.

  • Что ограничивает радужная оболочка?
  • Что расположено за зрачком?

Группа 4.

  • Какова роль глазных мышц?
  • Роль сетчатки.

Слайд 6.

- Глаз представляет собой уникальный оптический прибор, работающий в теснейшей связи с самым совершенным компьютером в мире – головным мозгом. Иначе говоря, человек видит не глазами, а посредством глаз. Учёные установили, что почти 90% всей информации об окружающем мире мы получаем с помощью глаз.

- Как же он выполняет такую сложную работу?

         Человеческий глаз, или зрительный анализатор, состоит из глазного яблока, проводящих путей и зрительной коры головного мозга.

         Вокруг глаза расположены три пары глазодвигательных мышц. Одна пара поворачивает глаз влево и вправо, другая - вверх и вниз, а третья вращает его. Благодаря трём парам мышц глаз может легко сопровождать взором всякий движущийся вблизи и вдали объект.

        Глазное яблоко имеет шаровидную форму. Оно состоит из нескольких оболочек:    

роговицы (склеры) - внешняя оболочка,

сосудистая оболочка - средняя,

сетчатка - внутренняя.

Роговица имеет белый цвет. Через неё свет поступает в глаз. Сосудистая оболочка содержит кровеносные сосуды, по которым кровь поступает для питания глаза.

Лучи света фокусируются на сетчатке глаза - переднем крае мозга. Главным слоем сетчатки является тонкий слой светочувствительных клеток. Они двух видов: отвечающие на слабый засвет (палочки) и отвечающие на сильный засвет (колбочки). Колбочки расположены в центре сетчатки, в "желтом пятне". Сетчатка здесь максимально утончается. "Желтым пятном" человек видит лучше всего: вся световая информация передается наиболее полно и без искажений.    

    Под воздействием световых лучей нервные волокна со всей сетчатки собираются в зрительный нерв в "слепом пятне". Оно расположено в том месте, где зрительный нерв выходит из глаза. Зрительные нервы правой и левой стороны перекрещиваются. В конечном счете вся зрительная информация в кодированном виде передается по волокнам зрительного нерва в головной мозг, где и происходит формирование зрительного образа.

         Все структуры глазного яблока можно разделить на две группы. Одна группа обеспечивает проведение, преломление, фокусировку лучей света в нужном месте сетчатки. А другая группа, начиная от сетчатки и далее по пути к мозговому центру, является световоспринимающей и светопроводящей.

Наличие двух глаз позволяет зрению формировать трехмерное изображение. Правая сторона сетчатки каждого глаза передает через зрительный нерв «правую часть» изображения в правую сторону головного мозга, аналогично действует левая сторона сетчатки. Затем две части изображения – правую и левую – головной мозг соединяет воедино.  

- Орган зрения – важнейший орган чувств человека и нуждается в защите.

Группа 5.

  • Как глаз защищён от повреждений (с. 45, второй абзац)

Слайд 7.

ПДО

(о животных + фильм)

- Глазное яблоко.

- Заднюю стенку выстилает - сетчатка

Спереди  роговицей

 

- Цветная радужная оболочка.

 

- На юге

- Светлые глаза.

- Тёмные  глаза.

- Зрачок.

- Хрусталик.

- Изменяют форму хрусталика

-Сетчатка состоит из светочувствительных клеток …

- Брови и ресницы – от пыли и пота; веки – мигают, смачивают роговицу и очищают от пыли

Практическая работа

Опыт  с фонариком

- Через какое отверстие света пройдёт больше?

на листе бумаги два отверстия

- Почему зрачок расширяется и сужается?

 

Слайд 8.

- Определите, какой из рисунков изображает глаз в темноте, а какой на свету? 

          Слайд 8 (а).

- Объясните,  в каких условиях и почему мы плохо различаем цвета?

Слайд 9.

- Почему так происходит?

 (найдите подтверждение на с. 43)

- Как вы думаете, одинаково ли мы видим предметы левым и правым глазом?

- Посмотрите на стенд, сначала левым глазом, а потом – правым. Теперь на предметы, которые лежат на рабочем столе. Вывод …

   Слайд 10.

- Подпишите части органа зрения, по назначению сходные с каждой из деталей фотоаппарата.

   Слайд 11.

ПДО

(иллюзии)

- В темноте зрачок расширяется, чтобы пропустить побольше света, а при ярком свете – сужается.

- В сумерках мы видим благодаря клеткам второго типа (т.е. в оттенках серого цвета)

- Каждый глаз видит предметы немного по-своему. Чем ближе предмет, тем более заметна разница.

- Камера – глазное яблоко;

диафрагма – зрачок; плёнка – сетчатка; линза объектива – хрусталик; крышечка – веко.

Итог урока

- Какой самый важный для человека орган чувств?

- На какие вопросы нашли ответ?

- Как устроен и как работает

Домашнее задание

- Как сохранить своё зрение вы ответите дома.

Составьте памятку «Береги зрение»

или найдите ответы на вопросы:

  1. Почему возникает близорукость. Её профилактика.
  2. Глазные травмы. Меры предосторожности.
  3. Почему у некоторых животных (рыб, зайцев, лошадей) глаза смотрят в разные стороны? Какие преимущества и недостатки имеет их зрение?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по окружающему миру "Человек и природа"

Тест по окружающему миру УМК Гармония 3 класс тема "Человек и природа"...

Урок окружающего мира в 1 классе Тема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

Урок окружающего мира в 1 классеТема: « МЫ – ЧАСТЬ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Человек и природа. Связи в природе"

Создание условий для формирования у учащихся представлений о связях в природе....

проверочная работа по окружающему миру "Человек и природа" 2 класс

проверочная работа по окружающему миру "Человек и природа" 2 класс...