"Земля- кормилица" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Полупанова  Наталия Николаевна

Данный урок познакомит уч-ся с различными видами почв  и  их составом, природоохранной деятельностью человека.На  этом уроке ребята найдут ответ на главный вопрос, почему землю называют кормилицей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx71.15 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир (4 класс)

Цель: познакомить детей с различными видами почв и их составом, природоохранной деятельностью человека.

Оборудование: образцы почв, полезные ископаемые ( нефть, торф, уголь)

                                                                  Ход урока

                         Проверка домашнего задания.

- Давайте вспомним, о каких полезных ископаемых мы говорили на прошлом уроке.

Загадки.

Очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны ( гранит)

                          Он очень нужен детворе

                          Он на дорожках во дворе,

                          Он и на стройке, и на пляже,

                          И он в стекле расплавлен даже ( песок)

По трубе течёт

Пироги печёт ( газ)

                          Без неё не побежит

                          Ни автобус, ни такси,

                          Не поднимется ракета

                          Отгадайте же, что это? ( нефть)

Не зря она варилась  

В доменной печи

На славу получились

Ножницы, ключи… ( железная руда)

                          Если встретишь на дороге,

                          То увязнут сильно ноги

                          А сделать миску или вазу,

                         Она понадобиться сразу ( глина)

Покрывают им дороги

Улицы в селениях ( известняк)

                       Он несёт в дома тепло,

                       Помогают плавить стали,

                      Делать краски и эмали

                      Он чёрный, блестящий,

                     Помощник настоящий ( уголь)

Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением ( торф)

- А теперь давайте о некоторых полезных ископаемых расскажем подробнее. А вот о каких вы узнаете, открыв эти волшебные коробочки ( на столе три коробочки в которых лежит нефть, торф, уголь)

- Что объединяет эти полезные ископаемые?

- Какое  полезное ископаемое ещё обладает этим же свойством?

  Физминутка

                               Сообщение темы  урока.

В название темы нашего урока потерялось слово, найдите его , разгадав загадку.

«…………………..- кормилица»

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,

А я всё терплю и добром плачу (земля)

- Сегодня нам предстоит выяснить, почему землю называют « кормилицей»- Но сначала вспомним как называется верхний слой земли ( почва)

- Давайте вспомним состав почвы?  ( песок и глина, вода, перегной, воздух, минеральные соли)

                              Знакомство с образцами почв.

В разных местах нашей страны почвы не одинаковы. Учёные – почвоведы различают большое число  типов почв ( см. уч. стр.172)

В тундрах распространены тундровые почвы, в тайге и смешанных лесах – подзолистые почвы, в лиственных лесах – серые лесные почвы, в степях – чернозёмные почвы. Для болот характерны болотные  почвы, для лугов – луговые.

Самые распространённые почвы в нашей стране подзолистые, самые плодородные чернозёмные. Эти почвы богаты перегноем.  Болотные почвы содержат слой торфа.  А в луговых почвах хорошо заметен толстый слой дёрна, образованный переплетающимися корнями травянистых растений.

Мы познакомились с различными типами почв, но не ответили на вопрос « Почему землю называют кормилицей»

                        Давайте прочитаем сказку о волшебной кладовой.

« Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь  много. Она  у нас под ногами. И зовётся она – земля. Да, только тогда она добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка.

Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасала: ягоды, грибы, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно специально приносить с собой из полей зёрна и сажать возле жилья. Выросли первые колоски хлеба. Сперва ячменя, потом пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи».

_ Так почему же землю называют кормилицей? (земля кормит людей, на ней растут растения, которые человек употребляет в пищу)

- Но не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей.

                                            Охрана почвы

Но она – наша кормилица - нуждается в защите. Ведь один сантиметр почвы образуется в природе за 250-300лет!

Поэтому почва нуждается в защите.

А вот что для этого нужно делать вы узнаете, прочитав в учебнике

стр. 172-174

Проверка прочитанного по условным знакам.

- Рассмотри  условные знаки и скажи, что нужно делать для охраны почвы.

                     

                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Наша планета - Земля" 2 класс

Урок окружающего мира с использованием ИКТ. В конце урока дети выполняют тест на персональных нетбуках....

Экологический праздник "Наш дом - планета Земля" 4 класс

Инсценирование сказки, интеллектуальный конкурс "Эрудит", игры "Аукцион", "Сосчитай-ка", "Хорошо или плохо", стихи, плакат с фигурками животных и птиц, цветов и деревьев, которые дети украшают по ходу...

22 апреля - День Земли. Урок окружающего мира, посвященного «Дню Земли». 2 класс, УМК «Школа России»

Тема: День Земли.Цель: формировать экологическое самосознание ребят.Задачи:Образовательные:- формировать экологическое сознание и чувство уважение к планете Земля;- закрепить знание о Конаковском боре...

Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.

Авторы: С.А. Бунина, Н.П. СакриеваУрок  окружающего мира с использованием  программы Google Планета Земля4 класс.Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.Цели:- Ученик научить...

Урок окружающего мира в 3 классе. ( Образовательная программа « Школа 2100», учебник « Обитатели Земли, 3 класс» А.А.Вахрушев)

Тема урока: маленькие рыцари.Цели и задачи урока:- познакомить учащихся с группой животных, относящихся к членистоногим;- определить, как различные представители членистоногих приспосабливаются к усло...

конспект урока изо по Б.М.Неменскому УМК "Школа России" для малокомплектной школы 2 и 4 класс (Темы: Постройка и фантазия (2 класс). Города русской земли (4 класс)

Данный конспект урока по изобразительному искусству предназначен для учителей малокомплектной школы 2 и 4 классов, сочетающий в себе темы для 2 класса "Постройка и фантазия", для 4 класса "Города русс...

Конспект по окружающему миру "Земля. Модель Земли", 2 класс. УМК "ПНШ"

Конспект по окружающему миру "Земля. Модель Земли", 2 класс. УМК "ПНШ"...