Главные вкладки

    Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир"."Школа России.
    рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

    Сильнягина Светлана Николаевна

     

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с требования­ми федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).на основе При­мерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.) и рекомендаций инструктивно- методического письма «Начальная школа в условиях введения ФГОС НОО в 2011-2012 учебной году Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области.

    Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc183 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» по программе «Школа России» Составитель: учитель первой категории Сильнягина С.Н.

    ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

    2.Пояснительная записка

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.) и рекомендаций инструктивно- методического письма «Начальная школа в условиях введения ФГОС НОО в 2011-2012 учебной году Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области.

    Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.

    Для реализации программного содержания используются:

    Концепция и программы для начальных классов «Школа России» в 2 ч., 2-е издание, доработанное, Москва, «Просвещение», 2007

    Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2006.

    Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.

    Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

    Количество часов в год-36

     Количество часов в неделю - 2.

    Количество часов в   I четверти - 17.

    Количество часов во II четверти -16

    Количество часов в   Ш четверти 19

    Количество часов в   IV четверти -16.

    3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

    К концу 3 класса учащиеся должны знать:

        что такое тела, вещества, частицы;

    компоненты неживой природы: воздух, вода, почва;

    компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;

    группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;

    группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки. Животноводство как составная часть сельского хозяйства;

    некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

      взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;

    строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.

    Учащиеся должны уметь:

    различать наиболее распространённые в данной местности растения и животных;

    устно описывать объекты природы;

    объяснять в пределах программы взаимосвязи в природе и между человеком и природой;

    проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;

    выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

    изготавливать кормушки для птиц, подкармливать птиц, выполнять другую посильную работу по охране природы;

    в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

    выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

    Календарно-тематическое планирование

    п/п

    Наименование раздела и тем

    Ча

    сы учебного вре

    мени    

    Плановые сроки прохожде

    ния

    Характеристика основной деятельности ученика

    I четверть(18ч)

    Как устроен мир (7ч)

    1

    Природа, её разнообразие. Царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни человека.Экскурсия

    1

    Знакомство с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека.

    2

    Человек- часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира.

    1

    Рассмотреть отличие человека от других объектов живой природы; ознакомить со ступенями познания.

    3

    Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек-часть общества. Человечество.

    1

    Представление о людях, населяющих планету Земля, проявление дружбы к любому народу.

    4

    Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Роль экологии в сохранении  природного дома человечества Практическая работа»Посадка дерева».

    1

    Понятие об экологии – как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой.

    5

    Природа в опасности. Охрана природы. Практическая работа. «Изготовление кормушки»

    1

    Как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.

    6

    Обобщение по разделу «Как устроен мир»

    1

    Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу.

    7

    Проверочная работа на тему «Как устроен мир»

    1

    Проверить знания  по разделу «Как устроен мир»

    Эта удивительная природа. (21ч)

    8

    Тела, вещества, частицы.Твёрдые вещества, жидкости и газы

    1

    Знакомство с телами  их составом

    9

    Разнообразие веществ. Практическая работа «Определение крахмала в продуктах».

    1

    Знакомство с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота

    10

    Воздух его состав и свойства.Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения.Охрана воздуха от загрязнений

    1

    Состав и свойства воздуха.

    Опыт«При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается»

    11

    Вода,её свойства. Практическая работа 

    «Свойства воды»

    1

    Свойства воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу.

    Практическое задание «Готовим воду для питья»

    12

    Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

    1

    Формировать представление о круговороте воды, как важнейшем явлении природы.

    Опыт «Круговорот воды в природе»

    13

    Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды.Охрана воды.

    1

    Причины загрязнения водоемов, меры охраны  водоемов от загрязнения.

    14

    Разрушение твёрдых пород в природе.

    1

    Формировать представление о разрушении в природе  твердых пород под воздействием определенных факторов.

    15

    Почва, её состав.

    Значение почвы для живых организмов.

    Охрана почвы Практическая работа

    «Свойства почвы»

    1

    Представление о почве как о верхнем слое земли; основные свойства почвы.

    16

    Растения, их разнообразие. Группы растений, виды растений.

    1

    Основная классификация растений.

    17

    Дыхание и питание растений.

    1

    Связь солнца, растений и людей.

    I I четверть (16ч)

    18

    Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Практическая работа «Приспособление плодов и семян к распространению ветром»

    1

    Расширить знания о жизни растений, дать представление  о размножении и развитии растений из семени.

    19

    Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

    1

    Значение растений в жизни животных и человека.

    20

    Животные, их разнообразие. Группы животных.

    1

    Классификация животных и их групповые признаки.

    21

    Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания.

    1

    Классификация животных по типу пищи; цепи питания.

    22

    Сеть питания и экологическая пирамида.

    1

    Невидимая пищевая сеть и невидимая пирамида в дубовом лесу.

    23

    Размножение и развитие животных.

    1

    Размножение и развитие животных.

    24

    Роль животных в природе ижизни человека. Влияние человека на животных.Охрана животных.

    1

    Знакомство с Красной книгой и животными, которые в нее внесены

    25

    Грибы, их разнообразие и строение. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов

    1

    .Классификация грибов, части гриба

    26

    Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.

    1

    Круговорот жизни на Земле и основные звенья этого круговорота

    27

    Обобщение по разделу «Эта удивительная природа»

    1

    Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу.

    28

    Тест «Эта удивительная природа»

    1

    Проверить знания  по разделу

    Мы и наше здоровье. (10ч)

    29

    Организм человека. Органы и системы органов.

    1

    Организм человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.

    30

    Органы чувств, их значение и гигиена

    1

    Органы чувств и их значение для человека.

    31

    Кожа, её значение и гигиена Практическая работа «Внешнее строение кожи, оказание помощи при небольших её повреждениях»

    1

    Понятие «кожа» и ее функции

    32

    Опорно-двигательная система , её роль в организме. Осанка.

    1

    Строение тела; представление о здоровом образе жизни.

    33

    Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. Практическая работа «Определение содержания питательных веществ»

    1

    Познакомить с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой, правила правильного питания.

    I I I четверть (19ч)

    34

    Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Практическая рабоа «Подсчёт ударов пульса»

    1

    Органы дыхания и выделения

    35

    Инфекционные болезни и способы их предупреждения.

    1

    Правила закаливания организма, правила сохранения и укрепления здоровья.

    36

    Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики-враги здоровья.

    1

    Правила сохранения и укрепления здоровья.

    37

    Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье»

    1

    Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу.

    38

    Проверочная работа на тему «Мы и наше здоровье»

    1

    Проверить знания  по разделу

                  Наша безопасность. (8ч)

    39

    Как действовать при возникновении пожара в квартире,при аварии водопровода, утечке газа.

    1

    Как выглядит опасность и почему она возникает

    40

    Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира.

    1

    Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

    41

    Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения.Основные группы дорожных знаков.Экскурсия»Дорожные знаки в окрестностях школы»

    1

    Дорожные знаки, правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

    42

    Опасные места в квартире, доме и его окрестностях.

    1

    Выявить опасные места для человека, учить предвидеть и избегать опасность.

    43

    Гроза-опасное явление природы.Ядовитые растения игрибы. Опасные животные.

    1

    Научиться защищать от природы, на практических примерах показать отрицательное влияние на жизнь человека.

    44

    Экологическая безопасность.Как защититься от загрязнённого воздуха и загрязнённой воды.Практическая работа «Устройство и работа бытового фильтра»

    1

    Знакомство с терминами «Экологическая безопасность. «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог».

    45

    Обобщение по разделу «Наша безопасность».

    1

    Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу.

    46

    Тест «Наша безопасность».

    1

    Проверить знания  по разделу

    Чему учит экономика. (12ч)

    47

    Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика

    1

    Значение слова «экономика»

    48

    Природные богатства- основа экономики. Капитал и труд, их значение..

    1

    Основа экономики.

    49

    Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных эскопаемых.Охрана.

    1

    Свойства полезных ископаемых.

    50

    Растениеводство-отрасль сельского хозяйства.

    1

    Различать культурные растения

    51

    Животноводство- отрасль сельского хозяйства..

    1

    Особенности разведения и содержания домашних животных.

    52

    Промышленость и её основные отрасли..

    1

    Различать продукцию каждой отрасли промышленности.

    IV четверть (16ч)

    53

    Роль денег  в экономике. Денежные еденицы разных стран. Практическая работа «Российские монеты»Заработная плата.

    1

    Знакомство с монетами, денежными единицами, сбережениями.

    54

    Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета.

    1

    Знакомство с терминами бюджет, расходы, доходы, налоги.

    55

    Семейный бюджет.Доходы и расходы семьи.

    1

    Понятие «семейный бюджет»

    56

    Экологические последствия хозяйственной деятельности людей..

    1

    Задачи экологии и две стороны экономики.

    57

    Обобщение по разделу «Чему учит экономика».

    1

    Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу.

    58

    Проверочная работа на тему «Чему учит экономика».

    1

    Проверить знания  по разделу

    Путешествие по городам и странам. (10ч)

    59

    Города золотого кольца России-слава игордость страны. Практическая работа «Работа с картой»

    1

    Города нашей Родины и ее достопримечательности.

    60

    Страны, граничащие с Россией,- наши ближайшие соседи.

    1

    Ознакомить с государствами – ближайшими соседями России. Практическая работа «Работа с картой»

    61

    Страны зарубежной Европы, их многообразие.Скандинавские страны

    1

    Северные европейские государства. Практическая работа «Работа с картой»

    62

    Страны зарубежной Европы, их многообразие. Бенилюкс.

    1

    Ознакомить со странами Бенилюкса. Практическая работа «Работа с картой»

    63

    Страны зарубежной Европы, их многообразие. Страны центральной  Европы.

    1

    Страны, расположенные в центре Европы. 

    Практическая работа «Работа с картой»

    64

    Страны зарубежной Европы, их многообразие Франция и Великобритания

    1

    Ознакомить с европейскими странами – Францией и Великобританией 

    Практическая работа «Работа с картой»

    65

    Страны на юге Европы. Греция и Италия

    1

    Ознакомить с европейскими странами – Грецией, Италией. Практическая работа «Работа с картой»

    66

    Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.

    1

    Ознакомить со знаменитыми местами мира. 

    Практическая работа «Работа с картой»

    67

    Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам».

    1

    Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу.

    68

    Проверочная работа по теме «Путешествие по городам и странам».

    1

    Проверить знания  по разделу

    5. Содержание программы учебного (68ч.)

    Как устроен мир (7 ч)

    Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

    Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

    Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

    Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

    Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

    Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

    Эта удивительная природа (21 ч)

    Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

    Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

    Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

    Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

    Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

    Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

    Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

    Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

    Мы и наше здоровье (10 ч) 

    Организм человека. Органы и системы органов.

    Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

    Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

    Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

    Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

    Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

    Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

    Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

    Наша безопасность (8 ч)

    Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

    Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

    Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

    Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

    Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

    Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

    Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

    Чему учит экономика (12 ч)

    Потребности людей.   Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

    Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

    Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

    Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др

    Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

    Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

    Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

    Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.

    Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

    Путешествие по городам и странам (10 ч)

    Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

    Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

    Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

    Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

    Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

    Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

    6. Формы и средства контроля

    Виды контроля

    1 четверть

    2 четверть

    3 четверть

    4 четверть

    Год

    итого

    Количество проверочных работ

    1

    1

    2

    4

    4

    практических работ

    тестов

    1

    1

    2

    2

    Экскурсий

    7. Учебно-методические средства обучения

    Концепция и программы для начальных классов «Школа России» в 2 ч., 2-е издание, доработанное, Москва, «Просвещение», 2007

    Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2006.

    Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку по школе России в 2 классе. Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий На 2014 – 2015 учебный год

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Рабочая программа курса «Русский язык» для   2   класса на 2014 – 2015 учебный год составлен...

    Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 2 класс. 2016-2017 учебный год

    Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса  + КТП...

    Рабочие программы по предметам. 1 класс "Школа России" 2018/2019 учебный год

    Рабочие программы по предметам 1 класса. УМК "Школа России"...

    Рабочие программы по предметам. 2 класс "Школа России" 2015/2016 учебный год

    Рабочие программы по предметам 2 класса. УМК "Школа России"...

    Рабочие программы по предметам. 3 класс "Школа России" 2016/2017 учебный год

    Рабочие программы по предметам 3 класса. УМК "Школа России"...

    Рабочие программы по предметам. 4 класс "Школа России" 2017/2018 учебный год

    Рабочие программы по предметам 4 класса. УМК "Школа России"...

    Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» (Школа России)

    Рабочая   программа по  музыке составлена на основе   Федерального  государственного  образовательного  стандарта начального общего образования   (при...