Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир"."Школа России.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Сильнягина Светлана Николаевна

 

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с требования­ми федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).на основе При­мерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.) и рекомендаций инструктивно- методического письма «Начальная школа в условиях введения ФГОС НОО в 2011-2012 учебной году Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному курсу «Окружающий мир» по программе «Школа России» Составитель: учитель первой категории Сильнягина С.Н.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

2.Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А. А. Плешакова «Окружающий мир», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.) и рекомендаций инструктивно- методического письма «Начальная школа в условиях введения ФГОС НОО в 2011-2012 учебной году Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области.

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год.

Для реализации программного содержания используются:

Концепция и программы для начальных классов «Школа России» в 2 ч., 2-е издание, доработанное, Москва, «Просвещение», 2007

Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2006.

Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Количество часов в год-36

 Количество часов в неделю - 2.

Количество часов в   I четверти - 17.

Количество часов во II четверти -16

Количество часов в   Ш четверти 19

Количество часов в   IV четверти -16.

3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

    что такое тела, вещества, частицы;

компоненты неживой природы: воздух, вода, почва;

компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;

группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;

группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки. Животноводство как составная часть сельского хозяйства;

некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);

  взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;

строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.

Учащиеся должны уметь:

различать наиболее распространённые в данной местности растения и животных;

устно описывать объекты природы;

объяснять в пределах программы взаимосвязи в природе и между человеком и природой;

проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;

выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;

изготавливать кормушки для птиц, подкармливать птиц, выполнять другую посильную работу по охране природы;

в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;

выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.

Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Ча

сы учебного вре

мени    

Плановые сроки прохожде

ния

Характеристика основной деятельности ученика

I четверть(18ч)

Как устроен мир (7ч)

1

Природа, её разнообразие. Царства живой природы. Связи в природе. Роль природы в жизни человека.Экскурсия

1

Знакомство с разнообразием природы и ее классификацией; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека.

2

Человек- часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Ступеньки познания человеком окружающего мира.

1

Рассмотреть отличие человека от других объектов живой природы; ознакомить со ступенями познания.

3

Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек-часть общества. Человечество.

1

Представление о людях, населяющих планету Земля, проявление дружбы к любому народу.

4

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Роль экологии в сохранении  природного дома человечества Практическая работа»Посадка дерева».

1

Понятие об экологии – как науке о взаимосвязях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека с природой.

5

Природа в опасности. Охрана природы. Практическая работа. «Изготовление кормушки»

1

Как человек влияет на природу и с какой целью создана Красная книга.

6

Обобщение по разделу «Как устроен мир»

1

Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу.

7

Проверочная работа на тему «Как устроен мир»

1

Проверить знания  по разделу «Как устроен мир»

Эта удивительная природа. (21ч)

8

Тела, вещества, частицы.Твёрдые вещества, жидкости и газы

1

Знакомство с телами  их составом

9

Разнообразие веществ. Практическая работа «Определение крахмала в продуктах».

1

Знакомство с веществами: соль, сахар, крахмал, кислота

10

Воздух его состав и свойства.Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения.Охрана воздуха от загрязнений

1

Состав и свойства воздуха.

Опыт«При нагревании воздух расширяется, при охлаждении сжимается»

11

Вода,её свойства. Практическая работа 

«Свойства воды»

1

Свойства воды; учить определять по свойствам воды возможность употребления ее в пищу.

Практическое задание «Готовим воду для питья»

12

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

1

Формировать представление о круговороте воды, как важнейшем явлении природы.

Опыт «Круговорот воды в природе»

13

Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды.Охрана воды.

1

Причины загрязнения водоемов, меры охраны  водоемов от загрязнения.

14

Разрушение твёрдых пород в природе.

1

Формировать представление о разрушении в природе  твердых пород под воздействием определенных факторов.

15

Почва, её состав.

Значение почвы для живых организмов.

Охрана почвы Практическая работа

«Свойства почвы»

1

Представление о почве как о верхнем слое земли; основные свойства почвы.

16

Растения, их разнообразие. Группы растений, виды растений.

1

Основная классификация растений.

17

Дыхание и питание растений.

1

Связь солнца, растений и людей.

I I четверть (16ч)

18

Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Практическая работа «Приспособление плодов и семян к распространению ветром»

1

Расширить знания о жизни растений, дать представление  о размножении и развитии растений из семени.

19

Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

1

Значение растений в жизни животных и человека.

20

Животные, их разнообразие. Группы животных.

1

Классификация животных и их групповые признаки.

21

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания.

1

Классификация животных по типу пищи; цепи питания.

22

Сеть питания и экологическая пирамида.

1

Невидимая пищевая сеть и невидимая пирамида в дубовом лесу.

23

Размножение и развитие животных.

1

Размножение и развитие животных.

24

Роль животных в природе ижизни человека. Влияние человека на животных.Охрана животных.

1

Знакомство с Красной книгой и животными, которые в нее внесены

25

Грибы, их разнообразие и строение. Съедобные и несъедобные грибы.Охрана грибов

1

.Классификация грибов, части гриба

26

Представление о круговороте жизни и его звеньях. Роль почвы в круговороте жизни.

1

Круговорот жизни на Земле и основные звенья этого круговорота

27

Обобщение по разделу «Эта удивительная природа»

1

Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу.

28

Тест «Эта удивительная природа»

1

Проверить знания  по разделу

Мы и наше здоровье. (10ч)

29

Организм человека. Органы и системы органов.

1

Организм человека, учить прислушиваться к своему организму, чтобы помочь ему ритмично работать.

30

Органы чувств, их значение и гигиена

1

Органы чувств и их значение для человека.

31

Кожа, её значение и гигиена Практическая работа «Внешнее строение кожи, оказание помощи при небольших её повреждениях»

1

Понятие «кожа» и ее функции

32

Опорно-двигательная система , её роль в организме. Осанка.

1

Строение тела; представление о здоровом образе жизни.

33

Питательные вещества. Пищеварительная система, её роль в организме. Гигиена питания. Практическая работа «Определение содержания питательных веществ»

1

Познакомить с необходимыми организму питательными веществами, пищеварительной системой, правила правильного питания.

I I I четверть (19ч)

34

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме. Практическая рабоа «Подсчёт ударов пульса»

1

Органы дыхания и выделения

35

Инфекционные болезни и способы их предупреждения.

1

Правила закаливания организма, правила сохранения и укрепления здоровья.

36

Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики-враги здоровья.

1

Правила сохранения и укрепления здоровья.

37

Обобщение по разделу «Мы и наше здоровье»

1

Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу.

38

Проверочная работа на тему «Мы и наше здоровье»

1

Проверить знания  по разделу

              Наша безопасность. (8ч)

39

Как действовать при возникновении пожара в квартире,при аварии водопровода, утечке газа.

1

Как выглядит опасность и почему она возникает

40

Правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира.

1

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

41

Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения.Основные группы дорожных знаков.Экскурсия»Дорожные знаки в окрестностях школы»

1

Дорожные знаки, правила безопасного поведения на улицах и дорогах.

42

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях.

1

Выявить опасные места для человека, учить предвидеть и избегать опасность.

43

Гроза-опасное явление природы.Ядовитые растения игрибы. Опасные животные.

1

Научиться защищать от природы, на практических примерах показать отрицательное влияние на жизнь человека.

44

Экологическая безопасность.Как защититься от загрязнённого воздуха и загрязнённой воды.Практическая работа «Устройство и работа бытового фильтра»

1

Знакомство с терминами «Экологическая безопасность. «Цепь загрязнения», «Бытовой фильтр», «Эколог».

45

Обобщение по разделу «Наша безопасность».

1

Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу.

46

Тест «Наша безопасность».

1

Проверить знания  по разделу

Чему учит экономика. (12ч)

47

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика

1

Значение слова «экономика»

48

Природные богатства- основа экономики. Капитал и труд, их значение..

1

Основа экономики.

49

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных эскопаемых.Охрана.

1

Свойства полезных ископаемых.

50

Растениеводство-отрасль сельского хозяйства.

1

Различать культурные растения

51

Животноводство- отрасль сельского хозяйства..

1

Особенности разведения и содержания домашних животных.

52

Промышленость и её основные отрасли..

1

Различать продукцию каждой отрасли промышленности.

IV четверть (16ч)

53

Роль денег  в экономике. Денежные еденицы разных стран. Практическая работа «Российские монеты»Заработная плата.

1

Знакомство с монетами, денежными единицами, сбережениями.

54

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета.

1

Знакомство с терминами бюджет, расходы, доходы, налоги.

55

Семейный бюджет.Доходы и расходы семьи.

1

Понятие «семейный бюджет»

56

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей..

1

Задачи экологии и две стороны экономики.

57

Обобщение по разделу «Чему учит экономика».

1

Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу.

58

Проверочная работа на тему «Чему учит экономика».

1

Проверить знания  по разделу

Путешествие по городам и странам. (10ч)

59

Города золотого кольца России-слава игордость страны. Практическая работа «Работа с картой»

1

Города нашей Родины и ее достопримечательности.

60

Страны, граничащие с Россией,- наши ближайшие соседи.

1

Ознакомить с государствами – ближайшими соседями России. Практическая работа «Работа с картой»

61

Страны зарубежной Европы, их многообразие.Скандинавские страны

1

Северные европейские государства. Практическая работа «Работа с картой»

62

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Бенилюкс.

1

Ознакомить со странами Бенилюкса. Практическая работа «Работа с картой»

63

Страны зарубежной Европы, их многообразие. Страны центральной  Европы.

1

Страны, расположенные в центре Европы. 

Практическая работа «Работа с картой»

64

Страны зарубежной Европы, их многообразие Франция и Великобритания

1

Ознакомить с европейскими странами – Францией и Великобританией 

Практическая работа «Работа с картой»

65

Страны на юге Европы. Греция и Италия

1

Ознакомить с европейскими странами – Грецией, Италией. Практическая работа «Работа с картой»

66

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.

1

Ознакомить со знаменитыми местами мира. 

Практическая работа «Работа с картой»

67

Обобщение по разделу «Путешествие по городам и странам».

1

Систематизировать и обобщить знания учащихся по разделу.

68

Проверочная работа по теме «Путешествие по городам и странам».

1

Проверить знания  по разделу

5. Содержание программы учебного (68ч.)

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии — царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек — часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение — ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство — части общества. Человек — часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология — наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: ознакомление с разнообразием природы, распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя, наблюдение изменений в природе, происходящих под влиянием человека.

Практические работы: посадка дерева или кустарника, изготовление кормушек для птиц.

Эта удивительная природа (21 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы. Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.).

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни. Практические работы: обнаружение крахмала в продуктах питания; изучение свойств воды, очистка загрязненной воды с помощью фильтра; рассматривание плодов и семян растений, определение признаков их приспособленности к распространению ветром, животными; распознавание природных объектов с помощью атласа-определителя.

Мы и наше здоровье (10 ч) 

Организм человека. Органы и системы органов.

Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: знакомство с внешним строением кожи; упражнения в оказании первой помощи при небольших повреждениях кожи; изучение содержания питательных веществ в различных продуктах (по информации на упаковках); подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме — источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза — опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей.   Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства — основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство — отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.

Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: рассматривание и определение образцов полезных ископаемых; знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений; знакомство с современными российскими монетами.

Путешествие по городам и странам (10 ч)

Города Золотого кольца России — слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией,— наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.

Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов.

6. Формы и средства контроля

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

итого

Количество проверочных работ

1

1

2

4

4

практических работ

тестов

1

1

2

2

Экскурсий

7. Учебно-методические средства обучения

Концепция и программы для начальных классов «Школа России» в 2 ч., 2-е издание, доработанное, Москва, «Просвещение», 2007

Плешаков, А. А. Мир вокруг нас: учебник для 3 класса нач. школы: в 2 ч. / А. А. Плешаков. -М.: Просвещение, 2006.

Плешаков, А. А. Рабочие тетради № 1, № 2 к учебнику для 3 класса «Мир вокруг нас» / А. А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по школе России в 2 классе. Авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий На 2014 – 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Рабочая программа курса «Русский язык» для   2   класса на 2014 – 2015 учебный год составлен...

Рабочая программа по русскому языку. УМК "Школа России" 2 класс. 2016-2017 учебный год

Рабочая программа курса «Русский язык» для 2 класса  + КТП...

Рабочие программы по предметам. 1 класс "Школа России" 2018/2019 учебный год

Рабочие программы по предметам 1 класса. УМК "Школа России"...

Рабочие программы по предметам. 2 класс "Школа России" 2015/2016 учебный год

Рабочие программы по предметам 2 класса. УМК "Школа России"...

Рабочие программы по предметам. 3 класс "Школа России" 2016/2017 учебный год

Рабочие программы по предметам 3 класса. УМК "Школа России"...

Рабочие программы по предметам. 4 класс "Школа России" 2017/2018 учебный год

Рабочие программы по предметам 4 класса. УМК "Школа России"...

Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» (Школа России)

Рабочая   программа по  музыке составлена на основе   Федерального  государственного  образовательного  стандарта начального общего образования   (при...