Главные вкладки

    Рабочая программа по учебному курсу «Музыка» (Школа России)
    рабочая программа по музыке

    Березина Ирина Евгеньевна

    Рабочая   программа по  музыке составлена на основе   Федерального  государственного  образовательного  стандарта начального общего образования   (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г., в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.12 № 1060), Примерной основной образовательной программы, 2013г., Примерной программы начального общего образования  по музыке, МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon poyasnitelnaya_zapiska_po_muzyke_1-4.doc161 КБ
    Файл КТП 1 класс21.4 КБ
    Файл КТП 2 класс22.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Основная общеобразовательная школа №15 н.п. Нивский»

    «Утверждаю»

    Приказ №

    от

    Директор школы

    ______В.Л.Кузнецова

    «Согласовано»

    Заместитель директора

    по УВР

    _____З.М. Боклаг

    «Рассмотрено»

    Протокол заседания МО

    Руководитель МО

    _____М.В.Чернова

    Рабочая программа

    по музыке

    1-4 классов

    разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта

    начального  общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

                                                                                 Учитель: Березина Ирина Евгеньевна

    н.п. Нивский

    2019г.

    1.Пояснительная записка

     Рабочая   программа по  музыке составлена на основе   Федерального  государственного  образовательного  стандарта начального общего образования   (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г., в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.12 № 1060), Примерной основной образовательной программы, 2013г., Примерной программы начального общего образования  по музыке, МБОУ «ООШ №15 н.п.Нивский»

          Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

    •        формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие музыки;

    •        воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории, духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;

    •        развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;

    •        обогащение знаний о музыкальном искусстве;

    •        овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности (пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое движение и импровизация).

    Цели общего музыкального образования достигаются через систему ключевых задач личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития. Это позволяет реализовать содержание обучения в процессе освоения способов действий, форм общения с музыкой, которые представляются младшему школьнику.

    2. Общая характеристика учебного предмета

         Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при ее изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижения культурного разнообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом.

             Предмет «Музыка», как и другие предметы начальной школы, развивая умение учиться, призван формировать у ребенка современную картину мира.

    Основные виды учебной деятельности учащихся: слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений.

    Виды музыкальной деятельности разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения в массовом музыкальном образовании и воспитании. Постижение одного и того же музыкального произведения подразумевает различные формы общения ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят:

    • хоровое, ансамблевое и сольное пение;
    • пластическое интонирование и музыкальноритмические движения;
    •  игра на музыкальных инструментах;
    • инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных

    пьес программного характера;

    • освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

    Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизах костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных коллекций в домашнюю фонотеку; в создании рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

    В целом эмоциональное восприятие музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания в исполнении дают возможность овладевать приемами сравнения, анализа, обобщения, классификации различных явлений музыкального искусства, что формирует у младших школьников универсальные учебные действия.

    3.Место предмета «Музыка» в учебном плане

    Согласно Базисному плану образовательных учреждений РФ всего на изучение музыки в начальной школе выделяется 135 ч, из них в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю, 33 учебных недели), по 34 во 2, 3 и 4 классах (1 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).

    4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

        Целенаправленная организация и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать свое отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.

            Приобщение учащихся к шедеврам мировой музыкальной культуры народному и профессиональной музыкальной творчеству направлено на формирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических чувств, толерантных взаимоотношений в поликультурном обществе, активизацию творческого мышления, продуктивного воображения, рефлексии, что в целом соответствует познавательному и социальному развитию растущего человека. В результате у школьников формируются духовно- нравственные основания, в том числе воспитывается любовь к своему Отечеству, малой родине и семье, уважение к духовному наследию и мировоззрению разных народов, развиваются способности оценивать и сознательно выстраивать отношения с другими людьми.

            Художественная эмпатия, эмоционально- эстетический отклик на музыку обеспечивают коммуникативное развитие, формируют умение слушать, способность встать на позицию другого человека вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся обусловливается характером организации их музыкально-учебной, художественно- творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.

    Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

    формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

    — чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

    —уважения истории и культуры каждого народа.

    формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

    — доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

    — уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

    развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

    – формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;

    развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

    – развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

    – формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

    развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

    – развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

    – формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.

    5. Личностные, метапредметные и предметные результаты

    Личностные

    У выпускника будут сформированы:

    • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
    • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно­познавательные и внешние мотивы;
    • способность к оценке своей учебной деятельности;
    • основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
    • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
    • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
    • понимание чувств других людей и сопереживание им;
    • установка на здоровый образ жизни;
    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

    Выпускник получит возможность для формирования:

    • выраженной устойчивой учебно­познавательной мотивации учения;
    • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
    • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни; осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

    Метапредметные

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • принимать и сохранять учебную задачу;
    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
    • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
    • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
    • различать способ и результат действия;
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
    • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
    • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
    • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
    • самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

    Выпускник получит возможность научиться:

    • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
    • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения учебных задач.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Выпускник научится:

    • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
    • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
    • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
    • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
    • задавать вопросы;
    • контролировать действия партнёра;
    • использовать речь для регуляции своего действия;
    • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
    • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
    • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
    • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
    • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
    • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
    • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.

    Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)

    Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного

    Выпускник научится:

    • находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
    • упорядочивать информацию по заданному основанию;
    • ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
    • работать с несколькими источниками информации.

    Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

    Выпускник научится:

    • находить аргументы, подтверждающие вывод.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.

    Работа с текстом: оценка информации

    Выпускник научится:

    • высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
    • участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • сопоставлять различные точки зрения.

    Формирование ИКТ­компетентности обучающихся

    Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером

    Выпускник научится:

    • выполнять компенсирующие физические упражнения (мини­зарядку);
    • вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию;
    • владеть компьютерным письмом на русском языке; набирать текст на родном языке; набирать текст на иностранном языке, использовать экранный перевод отдельных слов.

    Выпускник получит возможность научиться

    • использовать программу распознавания сканированного текста на русском языке.

    Обработка и поиск информации

    Выпускник научится:

    • подбирать оптимальный по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования, использовать сменные носители (флэш­карты);
    • искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете, системе поиска внутри компьютера; составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок).

    Выпускник получит возможность научиться:

    • грамотно формулировать запросы при поиске в Интернете, оценивать, интерпретировать и сохранять найденную информацию.

    Создание, представление и передача сообщений

    Выпускник научится:

    • готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией: создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.

    Выпускник получит возможность научиться:

    • создавать музыкальные произведения с использованием компьютера и музыкальной клавиатуры, в том числе из готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель».

    Предметные результаты

    В результате изучения музыки на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы основы музыкальной культуры через эмоционально активное восприятие; развит художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности; воспитаны нравственные и эстетические чувства: любовь к Родине, гордость за достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважение к истории и духовным традициям России, музыкальной культуре её народов; начнут развиваться образное и ассоциативное мышление и воображение, музыкальная память и слух, певческий голос, учебно­творческие способности в различных видах музыкальной деятельности.

    Музыка в жизни человека

    Выпускник научится:

    - воспринимать музыку различных жанров; размышлять
    о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека; эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально­творческой деятельности;

    - ориентироваться в музыкально­поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края; сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; ценить отечественные народные музыкальные традиции;

    - воплощать художественно­образное содержание и интонационно­мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).

    Выпускник получит возможность научиться:

    - реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально­исполнительские замыслы в различных видах деятельности;

    - организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально­творческую деятельность; музицировать.

    Основные закономерности музыкального искусства

    Выпускник научится:

    - соотносить выразительные и изобразительные интонации; узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов; воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;

    - наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;

    - общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

    Выпускник получит возможность научиться:

    - реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально­пластическом движении и импровизации);
    - использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

    - владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

    Музыкальная картина мира

    Выпускник научится:

    - исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально­пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация
    и др.);

    - определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;

    - оценивать и соотносить музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.

    Выпускник получит возможность научиться:

    - адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально­поэтического творчества народов мира;

    - оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно­массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально­творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

    6. Содержание учебного предмета

    Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

    Обобщённое представление об основных образно­эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.

    Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры­драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

    Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно­образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека.

    Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация — источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп,
    динамика, тембр, лад и др.).

    Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие. Композитор — исполнитель — слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

    Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

    Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно­образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трёхчастные, вариации, рондо и др.

    Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).

    Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; соль­
    ная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

    Народное и профессиональное музыкальное творчество раз­
    ных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально­поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

    7. Тематическое планирование и основные виды деятельности учащихся (135 часов)

    Содержание курса

    Тематическое планирование

    Характеристика деятельности учащихся

    Музыка в жизни человека (35ч)

    Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. (5 ч).

    Воплощение в звуках окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Истоки возникновения музыки. Первая песня человека. Человек играющий. Возникновение музыки как потребности человека выразить свое отношение к миру, людям.

    Наблюдать за использованием музыки в жизни человека. Воспринимать звуки природы, сравнивать их с музыкальными звуками.

    Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

    Размышлять об истоках возникновения музыкального искусства.

    Проявлять эмоциональную отзывчивость при восприятии и исполнении музыкальных произведений.

    Исполнять песни, играть на детских и электронных музыкальных инструментах.

    Импровизировать в пении, игре, пластике.

    Осуществлять первые опыты сочинения.

    Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл (10ч)

    Основные образно-эмоциональные сферы музыки. Общие представления о многообразии музыкальных жанров и стилей. Модификация жанров в современной музыке. Песня, танец, марш и их разновидности. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Песенность, танцевальность, маршевость   и их значение в музыке.

    Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей.

    Размышлять о модификации жанров в современной музыке.

    Различать песенность, танцевальность и маршевость в музыке.

    Сравнивать специфические особенности произведений разных жанров.

    Исполнять различные по характеру музыкальные произведения.

    Инсценировать песни, танцы, фрагменты из опер, мюзиклов.

    Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) с учетом характера основных жанров музыки.

    Осуществлять собственный музыкально- исполнительский замысел в пении и импровизациях.

    Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры- драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов. (15ч)

    Коллективная музыкально- творческая деятельность народа. Народное музыкально- поэтическое творчество (прибаутки, скороговорки, загадки, хороводы, игры). Музыкальный фольклор России. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Художественно- образное содержание музыкального народного творчества, духовной музыки, их интонационно- мелодические особенности. Народная и профессиональная музыка о Родине и родном крае. Общие истоки профессиональной и народной музыки. Характерные черты народной и композиторской музыки.

    Разучивать и исполнять (образцы музыкально- поэтического творчества (прибаутки, загадки, хороводы, игры).

    Разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх- драматизациях.

    Размышлять и рассуждать об отечественной музыке и многообразии музыкального фольклора России.

    Сравнивать различные образцы народной и профессиональной музыки.

    Обнаруживать общность истоков народной и профессиональной музыки.

    Выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки.

    Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) при воплощении музыкальных образов.

    Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам исторического прошлого в слове, рисунке, пении и др. Отражать интонационно- мелодические особенности отечественного музыкального фольклора в исполнении. Подбирать простейший аккомпанемент к народным песням, танцам и др. Воплощать художественно-образное содержание народной и профессиональной музыки в пении, слове, пластике, рисунке и др.

    Основные закономерности музыкального искусства (66ч)

    Интонационно- образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей человека. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация- источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). (20ч).

    Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор- исполнитель- слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. (20ч)

    Развитие музыки - сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приемы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно- образного содержания произведений. Формы одночастные, двух – и трехчастные, вариации, рондо и др. (20ч)

    Общее представление об интонации в музыке: выражение чувств и мыслей человека, изображение окружающего мира, действий человека. Взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыке. Музыкальные и речевые интонации, их сходство и различие. Мелодия - интонационно- осмысленное музыкальное построение. Интонационная выразительность исполнения. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.)

    Представления о музыкальной речи: способ общения между людьми, сочинения композиторов. Эмоциональное воздействие музыкальной речи на слушателей. Богатство и выразительность музыкальной речи. Целостное представление о возникновении и существовании музыки (деятельность композитора-исполнителя - слушателя). Система графических знаков для записи музыки: краткая история возникновения. Элементарная нотная грамота.

    Общее представление о развитии музыки на основе сопоставления и столкновения человеческих чувств и действий, музыкальных тем, интонаций, художественных образов. Повтор и контраст как основные приемы музыкального развития.

    Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений.

    Различные формы построения музыки: одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др. фрагменты из произведений музыкально- театральных жанров (опера, мюзикл и др.)

    Исследовать интонационно- образную природу музыкального искусства. Распознать выразительные и изобразительные особенности музыки и эмоционально откликаться на них. Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различие.

    Выявлять различные по смыслу музыкальные интонации.

    Определять жизненную основу музыкальных интонаций.

    Воплощать эмоциональные состояния в различных видах музыкально- творческой деятельности (пение, игра на детских элементарных музыкальных инструментах, импровизация, сочинение).

    Анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.

    Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности.

    Передавать в собственном исполнении (пение, игра на инструментах, музыкально- пластическое движение) различные музыкальные образы.

    Импровизировать в соответствии с заданным либо самостоятельно выбранным музыкальным образом (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации).

    Участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

    Исполнять и инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально- театральных жанров (опера, мюзикл и др.)

    Распознавать и оценивать выразительность музыкальной речи, ее смысл.

    Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.

    Импровизировать: передавать опыт музыкально- творческой деятельности в сочинении, исполнении, инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений.

     Ориентироваться в нотном письме как графическом изображении интонаций (вопрос- ответ, выразительные и изобразительные интонации и др.).

    Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.

    Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов.

    Сравнивать процесс и результат музыкального развития в произведениях разных форм и жанров.

    Воплощать музыкальное развитие образа в собственном сочинении (в пении, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении).

    Соотносить художественно- образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения.

    Наблюдать: распознавать художественный смысл различных форм построения музыки (одночастные, двух- и трехчастные, вариации, рондо и др.).

    Исследовать: определять форму построения музыкального произведения.

    Импровизировать: создавать музыкальные композиции (пение, музыкально- пластическое движение, игра на элементарных инструментах на основе полученных знаний).

    Анализировать жанрово- стилистические особенности музыкальных произведений.

    Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.

    Инсценировать произведения разных жанров и форм.

    Музыкальная картина мира (34ч)

    Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СО, ОУО). (10ч)

    Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, мужские, женские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. (10ч)

    Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально- поэтические традиции. Содержание, образная сфера и музыкальный язык. (10ч)

    Современная музыкальная жизнь страны. Музыкальная символика- гимн России. Гимн города, школы. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца, известные в России и за рубежом. Детские музыкально- творческие коллективы родного края. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов (зарубежные, российские, региональные, городские и др.)

    Музыка для детей: радио-телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (СО, ОУО). Современная музыка и классические произведения в современной обработке.

    Музыка: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Детские, женские (сопрано, меццо- сопрано, альт) и мужские (тенор, баритон, бас) певческие голоса. Разновидности хоровых коллективов: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты (орган, арфа, фортепиано, скрипка, виолончель, гитара, аккордеон, баян, флейта, труба и др.) Современные электронные музыкальные инструменты (клавишный синтезатор и др.). Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов.

    Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальный язык, понятный без перевода. Многообразие этнокультурных исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально- поэтические традиции. Содержание, образная сфера и музыкальный язык. Общие представления о коллективной музыкально- творческой деятельности народов мира, интонационно-мелодических особенностях музыкального язык разных народов. Сочинения профессиональных композиторов - выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики.

    Наблюдать и оценивать интонационное богатство музыкального мира.

    Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.

    Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).

    Осуществлять коллективную музыкально- поэтическую деятельность (на основе музыкально- исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.

    Моделировать (сочинять) варианты интерпретации музыкальных произведений.

    Оценивать собственную музыкально – творческую деятельность.

    Участвовать в хоровом исполнении гимна России.

    Наблюдать: воспринимать, узнавать, определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).

    Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские) и участвовать в коллективной, ансамблевой певческой деятельности.

    Определять разновидность хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).

    Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.

    Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных.

    Узнавать и определять различные составы оркестров: (симфонический, духовой, народных инструментов).

    Участвовать в коллективном музицировании на элементарных и электронных музыкальных инструментах.

    Создавать: сочинять музыкальные композиции, в том числе электронные, в различных видах исполнительской деятельности.

    Воспринимать профессиональное и музыкальное творчество народов мира.

    Соотносить интонационно- мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран мира.

    Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.

    Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально- поэтического творчества народов мира. Участвовать в инсценировках традиционных обрядов народов мира на основе полученных знаний. Воплощать художественно- образное содержание музыкального народного творчества в песнях, играх, действах. Узнавать изученные музыкальные сочинения и называть их авторов.

    Таблица тематического распределения количества часов

    по содержательным линиям

    № п/п

    Разделы, темы

    Количество часов

    Примерная программа

    Рабочая  программа

    Рабочая программа по классам

    1 кл.

    2 кл.

    3 кл.

    4 кл.

    1.

    Музыка в жизни человека.

    30

    35

    13

    12

    6

    4

    2.

     Основные закономерности музыкального искусства.

    60

    66

    5

    16

    22

    23

    3.

    Музыкальная картина мира.

    30

    34

    15

    6

    6

    7

    4.

    Резерв.

    15

    ИТОГО:

    135

    135

    33

    34

    34

    34

    8. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

    Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

    Примечания

    Книгопечатная продукция

    1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Учебник. 1 класс.

    2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Учебник. 2 класс.

    3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Учебник. 3 класс.

    4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Учебник.4 класс.

    Рабочие тетради

    1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Рабочая тетрадь. 1 класс.

    2. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Рабочая тетрадь. 2 класс.

    3. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Рабочая тетрадь. 3 класс.

    4. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Музыка: Рабочая тетрадь. 4класс.

    Печатные пособия

    1. Атласы музыкальных инструментов.
    2. Портреты композиторов.
    3. Схема: расположение инструментов и оркестровых групп в различных видах оркестров.
    4. Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

    Компьютерные и иформационно-коммуникативные средства

    1. CD-ROM. «Мир музыки». Программно-методический комплекс».

    Технические средства обучения

    Аудиторная доска с набором приспособлений для

    крепления карт и таблиц.

    Экспозиционный экран.

    Персональный компьютер.

    Мультимедийный проектор.

    Размер не менее 150 х 150 см.

    С диагональю не менее 72 см.



    Предварительный просмотр:

    Тематическое планирование по искусству (музыка)1 класс

    п/п

    Раздел

    Кол-во

    часов

    Тема

    Характеристика деятельности учащихся

    Стр.

    I.

    Музыка вокруг нас

    16

    1.Как услышать музыку

    Набор звуков – аплодисменты, балалайка, пение птиц, шум. Прогулка в лес.

    Работа с понятиями

    Наблюдать за музыкой в жизни человека.

    Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

    Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии и исполнении

    музыкальных произведений. Словарь эмоций.

    Исполнять песни (соло, ансамблем, хором),

    играть на детских элементарных музыкальных

    инструментах (в ансамбле, в оркестре).

    Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

    Осуществлять первые опыты импровизации и

    сочинения в пении, игре, пластике.

    Инсценировать для школьных праздников музыкальные образы песен, пьес программного содержания, народных сказок.

    Участвовать в совместной деятельности (в группе, в паре) при воплощении различных музыкальных образов.

    Знакомиться с элементами нотной записи.

    Выявлять сходство и различия музыкальных и

    живописных образов.

    Подбирать стихи и рассказы, соответствующие

    настроению музыкальных пьес и песен.

    Моделировать в графике особенности песни,

    танца, марша.

    2.И муза вечная со мной

    Муза – покровительница искусств.

    П.Чайковский. Па-де-де из балета«Щелкунчик».

    Булат Окуджава Музыкант. Игры.

    8-9

    3.Хоровод муз

    Русск. хоровод. Березка.

    П.Чайковский. Па-де-де из балета«Щелкунчик».

    Пение - Во поле береза стояла. Прогулка в лес.

    10-11

    4.Повсюду музыка слышна

    Веснянка, Наигрыш «Ах ты, береза». Экскурсия в природу.

    12-13

    5.Душа музыки мелодия

    П.Чайковский. «Детский альбом».Марш деревянных солдатиков.Сладкая греза. Полька.  Вальс

    Пение – Г.Струве «Веселая песенка». Прогулка.

    14-15

    6.Музыка осени.

    «Дождя не боимся», «Дождик»,

    П.Чайковский «Октябрь». Экскурсия в лес.

    16-17

    7.Сочини мелодию«Дождя не боимся». Прогулка.

    18-19

    8.Азбука, азбука каждому нужна

    Азбука, «Школьный корабль» Струве. Прогулка.

    20-21

    9.Музыкальная азбука.

    «До-ре-ми-фа-соль» А.Островского

    «Школьный корабль» Струве. Экскурсия в природу.

    22-23

    10.Музыкальные инструменты: свирель, гусли, жалейка, пастуший рожок, дудочка.

    Жарко пахать РН наигрыш, жалейка. Голосок мой певучий (жалейка)Наигрыши в исполнении на гуслях

    24-25

    11.Народный сказ о певце-гусляре Садко.

    Былинные наигрыши.Н.Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте, мои гусельки».Н.Римский-Корсаков. Колыбельная Волховы.

    26-27

    12.Музыкальные инструменты: пастуший рожок, варган, гусли, арфа.

    Наигрыши.Л.-К.Дакен. Кукушка. В. Кикта. Фрески Софии Киевской. И.-С.Бах. Шутка из оркестровой сюиты №2К. Глюк. Танец из оперы «Орфей и Эвридика».

    28-29

    13.Звучащие картины

    И.-С.Бах. Шутка из оркестровой сюиты №2К. Глюк. Былинные наигрыши

    30-31

    14.Разыграй песню.А. Коваленков, Л. Книппер.

    Почему медведь зимой спит.

    32-33

    15.Пришло Рождество, начинается торжество.

    Международный рождественский гимн. Тихая ночь.

    Бортнянский. Пришло Рождество

    Рождество Христово Колядка

    34-37

    16.Добрый праздник среди зимы

    Дед Мороз, Новогодняя хороводная.

    38-39

    II.

    Музыка и ты

    17

    17.Край, в котором ты живёшь. Слова, краски, звуки изображают картины родной природы.

    Россия - Родина моя, Россия. Песня о Родине, Родине.

    Сравнивать музыкальные произведения разных

    жанров.

    Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.

    Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным

    жанрам музыки народного и профессионального

    творчества.

    Импровизировать (вокальная, инструментальная, танцевальная импровизации) в характере основных жанров музыки.

    Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы,

    игры, стихи).

    Разыгрывать народные песни, участвовать в

    коллективных играх-драматизациях.

    Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.

    Воплощать в рисунках образы полюбившихся

    героев музыкальных произведений и представлять

    их на выставках детского творчества.

    Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам и

    демонстрировать их на концертах для родителей,

    школьных праздниках и т. п.

    Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.

    Участвовать в подготовке и проведении

    заключительного урока-концерта.

    42-43

    18.Образ Родины в музыке. Слова, краски, звуки изображают картины родной природы.

    Россия - Родина моя, Россия. Песня о Родине, Родине.

    19.Поэт, художник, композиторСвиридов Романс из драмы «Метель», пастораль Доброе утро.

    44-45

    20.Музыка утра.

    Кабалевский Кантата Песня утра Весны и Мира Доброе утро   Э.Григ - УТРО из первой сюиты 'PerGjunt.

    46-47

    21.Музыка вечераКолыбельная медведицы, Колыбельная, А Гаврилин «Перезвоны»

    48-49

    22.Музыкальные портреты Баба Яга, (Ариэль, Чайковский).

    50-51

    23.Разыграй сказкуУ каждого свой музыкальный инструмент

    52-53

    24. Музы не молчали

    Бородин симфония 3 Богатырская AllegroОкуджава Песня о маленьком трубачеСолдатушки, бравы ребятушки

    Учил Суворов А. Новиков, М. Левашов

    56-57

    25.Музыкальные инструменты: скрипка, фортепиано          

    БАХ И ГУНО -AVE MARIAБах «Страсти по Матвею» ария «сжалься»Детские: "Праздник бабушек и мам" Берлин А.  Карганова Е.

    54-55

    26.Мамин праздник.

    Колыбельная медведицы из мультфильма Умка

    60-61

    27.Музыкальные инструменты: Лютня, тамбурин, клавесин, гармонь.

    РАМО - Тамбурин (клавесин), У каждого свой музыкальный инструмент, Что Стоишь, Качаясь, Тонкая Рябина.

    62-63

    28.Музыка в цирке

    Савичева «Артистка цирка», Мойкина Е.В цирке «Веселый пони», «Тюлень, мечтающий об океане», «Милый клоун», «Уставший верблюд», «Иллюзионмст»ДУНАЕВСКИЙ – Галоп, Клоуны, Песенка о цирке, Пони, Розовый слон.

    68-69

    29.Дом, который звучит.

    70-71

    30.Опера – сказкаН.Римский-Корсаков «Садко». Хороводная песня Садко. Заиграйте мои гусельки.

    72-73

    31. Ничего на свете лучше нету.

    Г.Гладков. Бременские музыканты.

    74-75

    32.Афиша.Программа.

    76-77

    33.Обобщение по теме «Музыка и ты».

    78-79



    Предварительный просмотр:

    Тематическое планирование по музыке
    2 класс (34 часа)

    п/п

    Раздел

    Кол-во час

    Тема

    Характеристика деятельности учащихся

    Стр.

    I.

    «Россия – Родина моя»

    3 ч.

    1.Музыкальные образы родного края. Мелодия – душа музыки. М.Мусоргский. Рассвет на Москве- реке. А. Александров.

     Н. Соловьёва, Г.Струве. Моя Россия.

    Систематизировать слуховой опыт учащихся в умении определять песенное начало произведений.

    Учить осознанному и эмоциональному восприятию музыки.

    Учить детей слышать и оценивать собственное исполнение

    8-9

    2.Композитор – исполнитель – слушатель.

    М.Глинка. Патриотическая песня.

    К. Ибряев, Ю. Чичков. Здравствуй, Родина моя!

    Понять, что тему Родины композиторы раскрывают по-разному.

    Создание в классе атмосферы «концертного зала».

    Побудить к выразительному исполнению

    10-11

    3. Гимн России. Песни о моей Родине (мелодия, аккомпанемент; запев, припев).

    Гимн России.

    Н. Соловьёва, Г.Струве. Моя Россия.

    Понять значение гимна для страны.

    Воспитание чувства патриотизма.

    Накопление слушательского опыта.

    12-13

    II.

    «День, полный событий»

    6 ч.

    4. Музыкальная азбука.

    Ноты. Скрипичный ключ. Нотный стан. Клавиатура.

    Р. Роджерс. «Звуки музыки» (фрагмент).

    Знакомство с понятиями: ноты, скрипичный ключ, нотный стан, клавиатура.

    Накопление слушательского опыта.

    14-15

    5.Музыкальные инструменты: фортепиано. Звучащие картины. Детские пьесы для фортепиано: танцевальность.

    П.Чайковский.  «Детский альбом». Камаринская. Вальс. Полька.

    С.Прокофьев.  «Детская музыка». Вальс. Тарантелла.

    Знакомство с детской музыкой Чайковского, Мусоргского и Прокофьева.

    Сопоставление контрастных пьес и произведений с одинаковыми названиями.

    18-19

    6. Детские пьесы для фортепиано: Песенность и маршевость.

    С.Прокофьев.  «Детская музыка». Марш. Шествие кузнечиков. Ходит месяц над лугами.

    П.Чайковский.  «Детский альбом». Марш деревянных солдатиков. Похороны куклы.

    20-21

    7.Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах.

    С.Прокофьев. «Детская музыка». Утро. Вечер. Прогулка.

    М.Мусоргский. Из сюиты «Картинки с выставки». Прогулка.

    22-27

    8.Сказочные образы в музыке. Язык музыки: мелодия, ритм, темп, динамика, регистры.

    П.Чайковский.  «Детский альбом». Нянина сказка. Баба Яга.

    С.Прокофьев. «Детская музыка». Сказочка.

    30-31

    9. Колыбельные песни.

    П.Чайковский.  «Детский альбом». Мама.

    И. Ласманис, Р. Паулс. Сонная песенка. Ю. Яковлев

    32-35

    III.

    «О России петь – что стремиться в храм»

    5 ч.

    10.Колокольные звоны России.

    М.Мусоргский. Великий колокольный звон. Из оперы «Борис Годунов». Праздничный трезвон. Красный лаврский трезвон.

    Работа с понятиями

    Различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке.

    Сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.

    Выявлять сходство и различия музыкальных и живописных образов.

    38-41

    11.Святые земли Русской: образ Александра Невского в музыке. С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». Песнь об Александре Невском. Вставайте, люди русские.

    42-43

    12. Святые земли Русской: образ Сергия Радонежского в музыке в музыке.

    Напев Оптиной пустыни. О, Преславного чудесе.

    13. Праздники Православной церкви: Рождество Христово. Рождественские народные песнопения.

    Вспомнить историю праздника.

    Разучить славянские песнопения, посвященные празднику.

    Развивать исполнительские качества.

    44-45

    14. Музыкальный инструмент – орган. Ария, хорал.

    И.-С. Бах. Хорал. Ария.

    Познакомиться с инструментом и его историей. Изучить понятия: ария; хорал.

    Слушание органной музыки.

    46-47

    IV.

    «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»

    6 ч.

    15. Фольклор – народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр народных инструментов. Русская нар. песня. Калинка.

    Вариации на тему р.н.п. Светит месяц.

    Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

    Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.

    Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным

    жанрам музыки народного творчества.

    Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).

    Разыгрывать народные песни.

    Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.

    Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять

    их на выставках детского творчества.

    Формирование знаний о значении музыки в жизни человека

    16. Жанры русских народных песен. Музыка в народном стиле. Мотив, напев, наигрыш. Играем в композитора.

    П.Чайковский.  «Детский альбом». Камаринская.

    48-51

    17. Жанры русских народных песен. Музыка в народном стиле. Мотив, напев, наигрыш. Играем в композитора.

    П.Чайковский.  «Детский альбом». Камаринская.

    54-55

    18.Жанры русских народных песен. Музыка в народном стиле. Мотив, напев, наигрыш. Играем в композитора.

    П.Чайковский.  «Детский альбом». Камаринская.

    56-59

    19.Праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песни, танцы на народном празднике.

    Русская народная песня-игра. Бояре, а мы к вам пришли.

    Формирование знаний о значении музыки в жизни человека

    Сравнивать речевые и музыкальные интонации, выявлять их принадлежность к различным

    жанрам музыки народного творчества.

    Разучивать и исполнять образцы музыкально-поэтического творчества (скороговорки, хороводы, игры, стихи).

    60-65

    20.Праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Игры на народном празднике.

    66-69

    V.

    «В музыкальном театре»

    14 ч.

    21.Характерные черты музыкального спектакля.

    В. Луговой, Г. Гладков. Песня-спор.

    Сравнивать музыкальные произведения разных жанров.

    Исполнять различные по характеру музыкальные сочинения.

    Подбирать изображения знакомых музыкальных инструментов к соответствующей музыке.

    Воплощать в рисунках образы полюбившихся героев музыкальных произведений и представлять

    их на выставках детского творчества.

    Инсценировать песни, танцы, марши из детских опер и из музыки к кинофильмам

    Составлять афишу и программу концерта, музыкального спектакля, школьного праздника.

    72-73

    22.Детский музыкальный театр.

    М. Коваль. Детская опера «Волк и семеро козлят».

    74-75

    23.Балет. Песенность, танцевальность, маршевость в балете.

    П.Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик». С.Прокофьев. Вальс. Полночь. Из б. «Золушка».

    76-79

    24.Опера. Увертюра к опере.

    М.Глинка. Опера «Руслан и Людмила». Увертюра.

    25.Опера. Песенность, танцевальность, маршевость в опере.М.Глинка. Марш Черномора.  Первая песня Баяна. Сцена из первого действия. Из оп. «Руслан и Людмила»

    26.Сказочные сюжеты в операх и балетах. Музыкальные образы симфонической сказки, темы-характеристики героев, тембры – голоса инструментов симфонического оркестра.

    С.Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».

    82-91

    27.Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке.

    М.Мусоргский. «Картинки с выставки». Богатырские ворота. Прогулка. Избушка на курьих ножках (Б.Я.) С.Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».

    92-95

    28.Жанры: симфония, симфоническая сказка, фортепианная сюита.

    В.-А. Моцарт. Увертюра к оп. «Свадьба Фигаро».

    В.-А. Моцарт. Симфония № 40. 1 ч

    96-100

    29.Композитор – исполнитель – слушатель. И.С. Бах. Токката. Менуэт из орк. сюиты №1. Ария из оркестровой сюиты №3.

    108-111

    30.Выразительность и изобразительность в вокальной и инструментальной музыке разных композиторов. 

    Г.Свиридов. Тройка. Весна и осень. Из муз. Иллюстр. «Метель». М.Глинка. Жаворонок. Попутная песня. П.Чайковский.  «Детский альбом». Песня жаворонка.

    112-115

    31. «Цветик-семицветик». Интонация как главное свойство музыки. Лад как одно из средств выразительности (мажор и минор).

    В.-А.Моцарт, Б.Флисс. Колыбельная.

    118-122

    32.Инструментальный концерт. Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром.

    124-125

    33.Музыкальная речь и музыкальный язык.

    34.Обобщение знаний по теме «В музыкальном театре».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по учебному курсу "Литературное чтение"в 3 классе по программе "Школа России"

    Рабочая программа по литературному чтению разработана из расчёта 4 часов  в неделю. 3ч.+1ч. вн.чт....

    Рабочая программа по учебному курсу "Окружающий мир"."Школа России.

    Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с требования­ми федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.).на...

    Рабочая программа по учебному курсу "Математика".1 класс."Школа России."

    Рабочая программа по учебному курсу "Математика".1 класс. Программа "Школа России."...

    Рабочая программа по учебному курсу "Обучение грамоте (чтение)". 1 класс."Школа России."

    Рабочая программма по учебному курсу "Обучение грамоте (чтение)". 1 класс. Программа "Школа России."...

    Рабочая программа по учебному курсу "Технология".1 класс."Школа России."

    Рабочая программа по учебному курсу "Технология".1 класс. Программа "Школа России."...

    Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

    Рабочая программа по учебному курсу «Технология» (Школа России)

    Рабочая программа по технологии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009г. № 373, в ред. при...