Рабочая программа по учебному курсу "Литературное чтение"в 3 классе по программе "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Сильнягина Светлана Николаевна

Рабочая программа по литературному чтению разработана из расчёта 4 часов  в неделю. 3ч.+1ч. вн.чт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie.doc273.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по учебному курсу «Литературное чтение» в 3классе по программе «Школа России» Составитель: учитель первой категории Сильнягина С.н.

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

2. Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырехлетней начальной школы», утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004 г.)и рекомендаций инструктивно- методического письма «Начальная школа в условиях введения ФГОС НОО в 2011-2012 учебной году Департамента образования, культуры и молодёжной политики Белгородской области.

Программа    составлена    на    основе    Базисного  учебного плана из  расчёта  4 часа   в неделю (3ч. + 1 вн.чт.),  общее количество часов  в  год – 136.

Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:

— развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

— учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

— формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

— развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

— формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

— обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

— формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

— обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

— расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

— обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

— работать с различными типами текстов;

— создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Для углубления читательского опыта детей в программу введены некоторые произведения, повторяющиеся затем в программе средней школы.

 

Рабочая программа рассчитана на 136 часов в год.

Для реализации программного содержания используются:

Концепция и программы для начальных классов «Школа России» в 2 ч., 2-е издание, доработанное, Москва, «Просвещение», 2007

Климанова, Л. Ф. Родная речь: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. - М.: Просвещение, 2008.

С.В.Кутявина, Поурочные разработки , 2006г. 

И.Ф.Яценко Поурочные разработки по внеклассному чтению, Москва, «ВАКО», 2009

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.

Количество часов в год - 136. Количество часов в неделю – 4

. 

Количество часов в     I четверти – 36

Количество часов во II четверти - 29

Количество часов в  III четверти - 40

Количество часов в  IV четверти - 30

 

3. Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса

  • Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Соотнесение интонации с содержанием читаемого текста. Темп чтения – 70-75 слов в минуту
  • Подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций
  • Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий; подкрепление правильных ответов на вопросы выборочным чтением
  • Самостоятельное деление текста на законченные смысловые части и выделение в них главного; определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом
  • Составление плана прочитанного и краткий пересказ его содержания с помощью учителя. Словесное рисование картин к художественным текстам.
  • Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий
  • Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц, оценка их поступков
  • Внимание к языку художественных произведений, понимание образных выражений, используемых в нем
  • Ориентировка в учебной книге

        

4. Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плано

вые сроки прохождения

Характеристика основной деятельности ученика

I четверть (27ч)

Самое великое чудо на свете (3ч)

1

Рукописные книги Древней Руси 

1

Дать знания о рукописных книгах.

2

Первопечатник Иван Федоров 

1

Знакомство с деятельностью первопечатника Ивана Федорова.

3.

Урок – путешествие в прошлое

1

Обобщение знаний по теме «Самое великое чудо на свете»

Устное народное творчество (9ч)

4

Русские народные песни

1

Углубить знания о русском фольклоре.

5

Докучные сказки

1

Знакомство с докучными сказками.

6-7

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Русская народная сказка

2

Знакомство с народной сказкой; формировать навыки беглого выразительного чтения

8-9

«Иван – царевич и серый волк» Русская народная сказка 

2

Знакомство с народной сказкой

«Иван – царевич и серый волк»

10-11

«Сивка- бурка» Русская народная сказка 

Проверка техники чтения

2

Знакомство с народной сказкой

«Сивка- бурка»

12

Обобщение по разделу «Устное народное творчество»

.Тест на тему «Устное народное творчество»

1

Обобщение знаний по теме «Устное народное творчество»

Поэтическая тетрадь

№ 1. (8ч)

13

Ф. Тютчев «Весенняя гроза»,

1

Знакомство со статьей Я, Смоленского «Как научиться читать стихи»; Знакомство с поэзией Тютчева.

14

Ф. Тютчев «Листья». 

1

Знакомство с биографией поэта, с его стихотворением «Листья».

15

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь…».  

1

Знакомство со стихотворением Фета. Выразительное чтение.

16

И. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

1

Знакомство с жизнью и творчеством Никитина, с его стихотворением «Полно, степь моя, спать беспробудно…»

17

И. Никитин «Встреча зимы».

1

Знакомство со стихотворением «Встреча зимы». Учить понимать настроение, мысли поэта.

18

И. Суриков «Детство».

1

Знакомство с жизнью и творчеством Сурикова. Выразительное чтение.

19

И. Суриков  «Зима».

1

Понимание поэтической речи. Выразительное чтение.

20

Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 1».

Тест на тему «Поэтическая тетрадь 1».

1

Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 1».

Великие русские писатели. (17ч)

21

А. Пушкин « Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…».

1

Знакомство с жизнью и творчеством Пушкина.

22

А. Пушкин «Опрятней модного паркета…».

1

Учить выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворения и настроения лирического героя.

23

А. Пушкин «Зимнее утро». 

1

Учить выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворения и настроения лирического героя.

24

А. Пушкин «Зимний вечер».

1

Учить выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворения и настроения лирического героя.

25

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1

Познакомиться со сказкой Пушкина; развивать умение передавать настроение; обучать делению на части, выразительно читать, анализировать поступки героев, давать характеристику героям по плану; учить составлять картинный план.

26

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1

27

А. Пушкин «Сказка о царе Салтане»

1

II четверть (22ч)

28

И. Крылов «Мартышка и очки».

1

Знакомство с жизнью и творчеством Крылова

29

И. Крылов «Зеркало и Обезьяна».

1

Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

30

И. Крылов «Ворона и Лисица».

1

Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.

31

М. Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком стоит одиноко», «Утёс», «Осень».

1

Знакомство с жизнью и творчеством Лермонтова; учить видеть скрытый, переносный  смысл стихотворений.

32

Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя)

 

1

Знакомство с жизнью и творчеством Толстого.

33

Л. Толстой «Акула»  

1

Обучение выразительному чтению для более глубокой и точной  передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного мнения читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.

34

Л. Толстой «Прыжок». 

1

Знакомство с произведением «Прыжок»; учить анализировать поступки героев.

35

Л. Толстой «Лев и собачка».

1

Обучение выразительному чтению для более глубокой и точной  передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, а также для выражения собственного мнения читающего к изображенным событиям, героям, их поступкам.

36

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве». Л. Толстой «Куда девается вода из моря».

1

Учит видеть красоту природы; разобрать научный текст «Куда девается вода из моря».

37

Обобщение знаний по теме «Великие русские писатели». Тест «Великие русские писатели».

1

Обобщение знаний по теме «Великие русские писатели».

Поэтическая тетрадь

№ 2. (5ч)

38

Н. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер бушует над бором…» .

1

Знакомство с жизнью и творчеством Некрасова; развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному.

39

Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

1

Знакомство с произведением «Дедушка Мазай и зайцы»; учить делить текст на части, анализировать содержание прочитанного.

40

К. Бальмонт «Золотая осень»,

1

Знакомство с жизнью и творчеством К. Бальмонта; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения.

41

Бунин « Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…».

1

Знакомство с жизнью и творчеством Бунина.

42

Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 2».

Проверка техники чтения

1

Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 2».

Литературные сказки (7ч).

43

Д. Мамин – Сибиряк «Присказка к «Алёнушкиным сказкам» 

1

Знакомство с жизнью и творчеством Д.Мамина-Сибиряка

44

Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

Развивать умение анализировать текст, понимать поступки героев, их эмоциональное состояние.

45

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»  

1

Знакомство с жизнью и творчеством В.Гаршина; давать характеристику героям произведения.

46

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»  

1

47

В. Одоевский «Мороз Иванович»  

1

Знакомство с жизнью и творчеством В.Одоевского; учить анализировать, сравнивать, читать выразительно, правильно строить высказывания.

48

В. Одоевский «Мороз Иванович»  

1

49

Обобщение изученного.

Контрольная работа за I полугодие.

1

Обобщение знаний по теме «Литературные сказки»

III четверть (30ч)

Были – небылицы (9ч).

50

М. Горький «Случай с Евсейкой»  

1

Знакомство с жизнью и творчеством М. Горького, проанализировать рассказ «Случай с Евсейкой»  

51

М. Горький «Случай с Евсейкой»  

1

52

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»  

1

Знакомство с рассказом Паустовского «Растрёпанный воробей».  Знакомство с жизнью и творчеством К. Паустовского; учить понимать поступки и состояние героев, совершенствовать умение давать характеристику персонажу.

53

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»  

1

54

К. Паустовский «Растрёпанный воробей»  

1

55

А. Куприн «Слон»

1

Знакомство с жизнью и творчеством А.Куприна; ознакомить с рассказом «Слон»; обучать делению на части, составление плана, учить читать по ролям, понимать характеры и поступки героев.

56

А. Куприн «Слон»

1

57

А. Куприн «Слон»

1

58

Обобщающий урок по разделу «Были – небылицы».

Проверочная работа «Были – небылицы».

1

Обобщение знаний по теме «Были – небылицы».

Поэтическая тетрадь №1 (4ч)

59

С. Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон».

1

Знакомство с жизнью и творчеством С. Черного. Выразительное чтение.

60

А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», Ворона».

1

Знакомство с жизнью и творчеством Блока. Выразительное чтение.

61

С. Есенин «Черёмуха».

1

Знакомство с биографией Есенина. Выразительное чтение.

62

Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 1».

1

Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 1».

Люби живое (14ч).

63

М. Пришвин «Моя Родина».

1

Знакомство с жизнью и творчеством М.Пришвина

64

И. Соколов – Микитов «Листопадничек».

1

Знакомство с жизнью и творчеством Соколова-Микитова

65

И. Соколов – Микитов «Листопадничек».

1

66

В. Белов «Малька провинилась»,

1

Знакомство с жизнью и творчеством В.Белова

67

В. Белов «Ещё про Мальку».

1

68

В. Бианки «Мышонок Пик»  

1

Знакомство с жизнью и творчеством В.Бианки; проанализировать рассказ «Мышонок Пик»  

69

В. Бианки «Мышонок Пик»  

1

70

Б. Житков «Про обезьянку»  

1

Знакомство с рассказом Б. Житкова; обучать составлению сжатого пересказа.

71

Б. Житков «Про обезьянку»  

1

72

Б. Житков «Про обезьянку»  

1

73

В. Дуров «Наша Жучка».

1

Знакомство с жизнью и творчеством Дурова ; учить делить текст на части; составить план рассказа.

74

В. Астафьев «Капалуха» .

.

1

Знакомство с жизнью и творчеством Астафьева.

75

В. Драгунский «Он живой и светится».

1

Знакомство с жизнью и творчеством Драгунского; обучать и понимать поступки героев.

76

Обобщение по разделу «Люби живое». Проверочная работа «Люби живое».

1

Обобщение знаний по теме «Люби живое».

Поэтическая тетрадь

 № 2 (5ч).

77

С. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной».

1

Ознакомить с произведениями Маршака.

78

А. Барто «Разлука», «В театре».

1

Вспомнить о жизни и творчестве поэтессы.

79

С. Михалков «Если», «Рисунок».

1

Знакомство с жизнью и творчеством Михалкова; учить анализировать текст.

IV четверть (23ч)

80

Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

1

Знакомство с жизнью и творчеством Е.Благининой; обучать понимать смысл прочитанного.

81

Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 2».

1

Обобщение знаний по теме «Поэтическая тетрадь 2».

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок (10ч).

82

Б. Шергин «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

1

Знакомство с жизнью и творчеством Б. Шергина; учить понимать смысл пословиц.

83

А. Платонов «Цветок на земле».

1

Знакомство с жизнью и творчеством писателя, учить анализировать текст, делить его на части, обучать сравнивать тексты.

84

А. Платонов «Цветок на земле».

1

85

А. Платонов «Ещё мама».

1

86

М. Зощенко «Золотые слова».

1

Знакомство с жизнью и творчеством М.Зощенко; учить выражать отношение к прочитанному.

87

М. Зощенко «Великие путешественники»  .

1

88

Н. Носов «Федина задача»,

1

Знакомство с жизнью и творчеством Н.Носова; повторить правила пользования телефоном.

89

Н. Носов «Телефон».

1

90

В. Драгунский «Друг детства». 

1

 Знакомство с жизнью и творчеством В.Драгунского.

91

Обобщение изученного по теме  «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок». Тест «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

1

Обобщение знаний по теме «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок».

По страницам детских журналов (5ч).

92

Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

1

Знакомство с журналами для детей. Ознакомиться с рассказами Ермолаева

93

Г. Остер «Вредные советы»,

1

Знакомство с жизнью и творчеством Г.Остера.

94

Г. Остер «Как получаются легенды».

1

95

Р. Сеф «Весёлые стихи».

1

Знакомство с жизнью и творчеством Р.Сефа

96

Обобщение изученного по теме «По страницам детских журналов».

Проверка техники чтения.

1

Обобщение знаний по теме «По страницам детских журналов».

Зарубежная литература(6ч).

97

Древнегреческий миф «Храбрый Персей».

1

Ознакомить с мифами Древней Греции, с мифологическими образами и сюжетами; учить

делить текст на смысловые части, понимать содержание мифа; ознакомить с другим героем – Прометеем; дать понятие Золотого века.

98

Древнегреческий миф «Храбрый Персей»

1

99

Г. Андерсен «Гадкий утёнок».

1

Знакомство с жизнью и творчеством Андерсена; работа над сказкой, деление ее на части, учить ставить вопросы по содержанию сказки.

100

Г. Андерсен «Гадкий утёнок». 

1

101

Г. Андерсен «Гадкий утёнок»

1

102

Обобщение изученного за год.  

Контрольная работа за II полугодие.

1

Обобщение, контроль знаний

Внеклассное чтение(34)

1 четверть

9

1

Самые интересные книги,  прочитанные летом.

1

Развитие  монологической речи

2

Устное народное творчество.

1

Знакомство с малыми фольклорными жанрами

3

Русские народные сказки.

1

Знакомство с жанром русской народной сказки, признаками жанра

4

Русские народные сказки.

1

Развитие мышления, формирование умения передавать содержание прочитанного

5

Родные поэты.

1

Уметь находить главную мысль

6

Басни И.А.Крылова

1

Развитие навыка выразительного чтения

7

Веселые стихи Б.Заходера.

1

Развитие навыка выразительного чтения

8

Рассказы Н. Носова.

1

Уметь давать словесные иллюстрации

9

В. Маяковский – детям.

1

Развитие навыка выразительного чтения

2 четверть

7

1

О братьях наших меньших.

(В.Чаплина)

1

Уметь наблюдать, бескорыстно относиться к природе

2

О братьях наших меньших.

(Б.Житков)

1

Учиться уважать и сочувствовать животным

3

О братьях наших меньших.

(Е.Чарушин)

1

Уметь давать словесные иллюстрации

4

Короткие рассказы и сказки Е.А.Пермяка.

1

Развитие навыка выразительного чтения

5

Рассказы-загадки про зверей и птиц В.В.Бианки.

1

Развитие навыка выразительного чтения

6

Знай и  люби родную природу!

1

Уметь наблюдать, бескорыстно относиться к природе

7

«Здравствуй, гостья-зима!» (стихи русских поэтов-классиков)

1

Уметь видеть  эпитеты, сравнения, олицетворения

3 четверть

10

1

Читаю стихотворение и слышу сказку. В гостях у дедушки Корнея.

1

Развивать умение менять ритм и темп чтения

2

Что говорят  стихи С.Я.Маршака.

1

Умение работать в группе

3

«По дорогам сказки» (литературные сказки писателей разных народов)

1

Развивать навыки анализа. Объяснять переносное значение слов

4

Литературные сказки А.Н.Толстого.

1

Формирование умения  делать выводы, умение работать вместе

5

О чём рассказывают журналы?

1

Развитие интереса к чтению переодических изданий

6

Непобедимая и легендарная!» (книги о Советской Армии и ее героях)

1

Развивать навыки анализа

Воспитание  уважения к подвигу наших предков

7

Рассказы Н. Сладкова

1

Уметь наблюдать, бескорыстно относиться к природе

8

«Мама и мы» (стихи, рассказы, сказки)

1

Воспитывать уважение к маме, желание ей помочь

9

Уральские сказы П.П.Бажова.

1

Развивать навыки анализа. Объяснять переносное значение слов

10

Рассказы и повести Л. Воронковой

1

Развитие мышления, памяти

4 четверть

8

1

Мифы и легенды.

1

Учатся находить главную мысль

2

«Все мы хотим  побывать на Луне» (книги о космонавтах)

1

Учатся находить главную мысль, фантазировать

3

Рассказы М. Пришвина

1

Развивают логическое мышление, навыки чтения

4

Волшебные сказки зарубежных писателей.

1

Развивают логическое мышление, навыки чтения

5

«Никто не забыт – ничто не забыто»

1

Подготовка к творческой работе

6

Урок – отчёт «По дорогам сказки»

1

Закрепляют знания по прочитанным произведениям

7

«Узнай, как дела у людей обстоят, что делают люди, о чем говорят» (стихи и сказки  Джанни Родари)

1

Развитие коммуникативных умений

8

Список книг для летнего чтения

1

Ознакомление с книгами

5. Содержание программы учебного курса

Самое великое чудо на свете (3ч)

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Устное народное творчество (9ч)

Русские народные песни. Докучные сказки.

Сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый Волк», «Сивка-Бурка».

Поэтическая тетрадь 1 (8ч)

1. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья»; 2. А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Зреет рожь над жаркой нивой...»; 3. И. С. Никитин. «Полно, степь моя, спать беспробудно...», «Встреча зимы»; 4. И. 3. Суриков. «Детство», «Зима».

Великие русские писатели (17ч)

1. А. С. Пушкин. «За весной, красой природы...», «Уж небо осенью дышало...», «В тот год осенняя погода...»,

«Опрятней модного паркета...», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане...»; 2. И. А. Крылов. «Мартышка и очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»; 3. М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...», «Утес», «Осень»; 4. Л. Н. Толстой. «Детство» (отрывок), «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря».

Поэтическая тетрадь 2 (5ч)

1. Н. А. Некрасов. «Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором...», «Дедушка Мазай и зайцы»; 2. К. Д. Бальмонт. «Золотое слово»; 3. И. А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги...».

Литературные сказки (7ч)

1. Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»; 2. В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»; 3. В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович».

Были и небылицы (9ч)

1. М. Горький. «Случай с Евсейкой»; 2. К. Г. Паустовский. «Растрепанный воробей»; 3. А. И. Куприн. «Слон».

Поэтическая тетрадь 1 (4ч)

1. С. Черный. «Что ты тискаешь утенка...», «Воробей», «Слон»; 2. А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»; 3. С. А. Есенин. «Черемуха».

Люби живое (14ч)

1. М. М. Пришвин. «Моя Родина»; 2. И. С. Соколов-Ми-Китов. «Листопадничек»; 3. В. И. Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; 4. В. В. Бианки. «Мышонок Пик»; 5. Б. С. Житков. «Про обезьянку»; 6. В. Л. Дуров. «Наша Жучка»; 7. В. П. Астафьев. «Капалуха»; 8. В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится».

Поэтическая тетрадь 2 (5ч)

1. С. Я. Маршак. «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»; 2. А. Л. Барто. «Разлука», «В театре»; 3. С. В. Михалков. «Если...»; 4. Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котенок».

Собирай по ягодке — наберешь кузовок (10ч)

1. Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберешь кузовок»; 2. А. П. Платонов. «Цветок на земле», «Еще мама»; 3. М. М. Зощенко. «Золотые слова», «Великие путешественники»; 4. Н. Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»; 5. В. Ю. Драгунский. «Друг детства».

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки» (5ч)

1. Ю. И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»; 2. Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды»; 3. Р. Сеф. «Веселые стихи».

Зарубежная литература (6 ч)

«Храбрый Персей».

Г. X. Андерсен. «Гадкий утенок».

6.Формы и средства контроля

Виды контроля

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

Год

итого

Административный контроль ЗУНов

Проверка техники чтения

Проверка техники чтения

Проверка техники чтения

3

3

Количество контрольных работ

1

1

2

проверочных работ

2

2

2

тестов

2

1

1

3

4

    В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

   При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

     Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

    Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:

в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65—70 слов в минуту (вслух) и 85—90 слов в минуту (про себя); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений, использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

неправильная постановка ударений (более 2);

чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.


Недочеты:

не более двух неправильных ударений;

отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

осознание прочитанного текста  за время, немного превышающее установленное;

неточности при формулировке основной мысли произведения;

нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передачи характера персонажа.

Нормы оценок по чтению и читательской деятельности соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Особенности организации контроля по чтению

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после, чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учителем заготавливает индивидуальные карточки, которые получат каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

7. Учебно-методические средства обучения.

Концепция и программы для начальных классов «Школа России» в 2 ч., 2-е издание, доработанное, Москва, «Просвещение», 2007

Климанова, Л. Ф. Родная речь: учебник для 3 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. - М.: Просвещение, 2008.

С.В.Кутявина, Поурочные разработки , 2006г.

И.Ф.Яценко Поурочные разработки по внеклассному чтению  3 класс М. Вако, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Технология» 3 класс (УМК «Школа России»)

Степень обучения: начальная школа 3класс.Количество часов: 68часов в год по 2 часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Баканова Татьяна ЛеолнидовнаПрограмма р...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Математика» 3 класс (УМК «Школа России»)

Степень обучения: начальная школа 3 класс.Количество часов: 136 часов в год по 4часа в неделю.Уровень базовый. Срок реализации 2012-2013 учебный год.Учитель: Баканова Татьяна ЛеонидовнаПрограмма ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативу «Вдумчивое чтение» 3 класс (УМК «Школа России»)

Ступень обучения: начальная школа 3 класс.Количество часов: 35 часов в год по 1 часу в неделю.Срок реализации 2013-2014 учебный год.Учитель: Баканова Татьяна ЛеонидовнаПрограмма разработана на основе ...

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" 1 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 1 классПояснительная записка.Учебно-тематический план.Содержание программы.Требования к уровню подготовки учащихся.Планируемые результаты осво...

Рабочая программа по курсу "Литературное чтение" 1 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение"  1 класс  Пояснительная записка.Учебно-тематический план.Содержание программы.Требования к уровню подготовки учащихся.Планируемые результа...

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 3 класс УМК "Школа России" по ФГОС

Рабочая программа по предмету "Литературное чтение" 3 класс составлена к учебнику Л. Ф. Климановой (УМК "Школа России") . Количество часов по учебной программе - 102 (3 урока в неделю)....

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение» 1 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Чтение»  1 класс составлена в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей  на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1.2)....


 

Комментарии

Светлана Николаевна! У меня литературное чтение тоже 3 часа в неделю. За счёт каких уроков Вы проводите внеклассное чтение? И включаете ли Вы в планирование уроки развития речи?