РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по факультативу «Вдумчивое чтение» 3 класс (УМК «Школа России»)
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Баканова Татьяна Леонидовна

Ступень обучения: начальная школа 3 класс.

Количество часов: 35 часов в год по 1 часу в неделю.

Срок реализации 2013-2014 учебный год.

Учитель: Баканова Татьяна Леонидовна

Программа разработана на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российской федерации, начальные классы (1 – 4).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vdumchivoe_chtenie_3klass.odt63.04 КБ

Предварительный просмотр:


            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новообинцевская средняя общеобразовательная школа »

 

РАССМОТРЕНО                

на заседании ШМО

учителей начальных классов

________________

        ФИО

Протокол

от «__» _______2013 г.

№ _____

СОГЛАСОВАНО

заместитель

директора по УВР

_______________

ФИО

«  »_____2013г.

УТВЕРЖДЕНО

приказ №

от «  » ____ 2013г.

директор

_____________

              ФИО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по факультативу «Вдумчивое чтение» 3 класс

(УМК «Школа России»)

Ступень обучения: начальная школа 3 класс.

Количество часов: 35 часов в год по 1 часу в неделю.

Срок реализации 2013-2014 учебный год.

Учитель: Баканова Татьяна Леонидовна

Программа разработана на основе Программ общеобразовательных учреждений, рекомендованных департаментом общего среднего образования министерства образования российской федерации, начальные классы (1 – 4).

С. Новообинцево


Пояснительная записка

Представленная программа по внеклассному чтению ориентирована на учащихся со средним и высоким уровнями литературного развития, однако некоторые произведения могут оказаться сложными для учащихся, которые не прошли специальной подготовки к самостоятельной читательской деятельности. В связи с этим педагог может варьировать, сокращать и изменять часть заданий, ориентируясь на уровень своего класса.

 Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.

Работа учащихся в рамках указанной программы будет способствовать как более глубокому изучение предмета «Литературное чтение» инвариантной части Базисного учебного плана, так и эффективному формированию читательской компетенции (техника и навыки чтения, круг и культура чтения, печатные тексты, информационные объекты и работа с ними), рассматриваемой в нормативных документах в качестве основной сквозной дидактической линии для курса русского языка и чтения в начальной школе.

Цели и задачи программы «Вдумчивое чтение»

Содержание, задачи, формы работы, описанные в Программе «Вдумчивое чтение», выстроены в соответствии с основными задачами предмета «Литературное чтение» Базисного учебного плана и ориентированы на совершенствование всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо, различные виды пересказа), а также способствуют более глубокому знакомству учащихся начальной школы с богатым миром отечественной и зарубежной детской литературы, на  развитие нравственных и эстетических чувств младшего школьника.

Цель программы «Вдумчивое чтение» – возрождение системы уроков внеклассного чтения, в рамках которых учитель может организовать самостоятельное чтение младших школьников как дома, так и на занятиях внеклассного чтения в условиях как основного, так и дополнительного образования.

Этой целью обусловлены и вытекающие из нее задачи:

  • совершенствование навыка чтения учащихся;
  • развитие их устойчивого и осознанного интереса к чтению художественной литературы;
  • знакомство учащихся с детской книгой как явлением культуры, ее структурой, видами, жанрами, темами;
  • формирование первичных представлений об особенностях произведений и творчества известных русских и зарубежных детских писателей;
  • формирование читательских умений, необходимых для квалифицированной читательской деятельности;
  • формирование основ читательской культуры, литературного вкуса младших школьников;
  • выработка привычки к вдумчивому чтению, умение применять в процессе самостоятельного чтения все знания, умения и навыки, полученные на уроках литературного чтения.
  • развитие воображения, литературно-творческих способностей и речи учащихся.

Концепция содержания программы «Вдумчивое чтение»

Для решения поставленных задач была определена концепция содержания  уроков внеклассного чтения. Отбор литературных текстов осуществлялся на основе следующих литературно-педагогических принципов:

  • ориентация на читательские интересы ребенка;
  • разнообразие тематики и жанров литературных текстов;
  • разнообразие круга авторов; тексты, изучаемые на занятиях по внеклассному чтению, не дублируют, а расширяют и дополняют литературный материал уроков классного чтения;
  • важнейшим принципом, определяющим содержание программы, является принцип художественной значимости изучаемого произведения.

Содержание программы по внеклассному чтению разрабатывалось на основе анализа учебных хрестоматий по литературному чтению в начальной школе, рекомендованных Министерством образования РФ. Были проанализированы учебные пособия по чтению в следующих педагогических системах: «Школа России» (программа «Литературное чтение» Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В Головановой и учебники «Родная речь»); «Школа 2100» (программа Р.Н. и Е.В. Бунеевых «Чтение и начальное литературное образование» и учебники «Маленькая дверь в большой мир»); «Гармония» (программа О.В. Кубасовой и учебники «Любимые страницы»); «Школа ХХI века» (программа Л.А. Ефросининой и учебники «Литературное чтение»); «Планета знаний» (программа Э.Э. Кац и учебники «Литературное чтение»); РО в системе Л.В. Занкова (программа В.Ю. Свиридовой «Литература» и учебник «Литературное чтение»).

К изучению представлены те классические произведения мировой детской литературы, которые формируют основы читательской культуры младшего школьника. Поэтому в программу включены стихотворения, рассказы, сказки, повести классиков отечественной и зарубежной детской литературы. Активно включена в программу региональная литература (произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка, П.П. Бажова, В.П. Астафьева, С.Г. Георгиева, Л.И. Давыдычева, В.П. Крапивина). .

Методические принципы

В основу методических принципов положены подходы известного специалиста в данной области – Н.Н. Светловской: разработанная ею специфика урока внеклассного чтения, а также этапы и приемы обучения самостоятельной читательской деятельности младших школьников.

Однако, учитывая инновации в системе литературного образования младших школьников, методические подходы данного исследователя расширены и дополнены. Акцент сделан на эстетическом воспитании учащихся, на формировании читательской культуры младших школьников, углублении их первичных представлений об особенностях произведений писателей-классиков детской литературы. Особое внимание в программе уделено формированию у читателей умения интерпретировать текст, вести диалог с автором через наблюдения за особенностями художественного слова. В связи с этим уточнены те читательские умения ребенка, которые необходимо формировать на данных уроках для осуществления квалифицированной читательской деятельности.

В русле данной программы предполагается активное использование методов стимулирования детского художественного творчества – сочинительства, коллективного обсуждения творческих работ, графического иллюстрирования, инсценирования и т.д.

Особое место в программе занимает работа с книгой как предметом словесного искусства. Так, уже на самых  первых занятиях по внеклассному чтению во втором классе учащиеся заполняют читательскую анкету, которая позволяет им отрефлексировать свои читательские предпочтения, знакомятся с заповедями читателя, включающими как нравственно-познавательные, так и санитарно-гигиенические требования к чтению, а также с основными элементами книги, такими как: титульный лист, аннотация, оглавление, послесловие,  предисловие, форзац и др.

Ожидаемый результат

- овладеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами;

- уметь пересказывать тексты (владеть полным, кратким, выборочным, творческим пересказом);

- уметь делить текст на части, составлять план к прочитанному

Приёмы и методы преподавания:

  • словесные
  • наглядные
  • практические
  • репродуктивные
  • проблемно-поисковые
  • индуктивные
  • дедуктивные

Виды деятельности учащихся:

  • беседы
  • групповая работа
  • творческие задания
  • самостоятельная работа
  • работа с иллюстрациями
  • совместная деятельность по достижению цели урока

практическая деятельность

Тематическое планирование

Тематическое планирование в 3 классе
при проведении  (4) урока внеклассного чтения в месяц

№№

Тема
занятия

Кол-во час.

Кол-во час.
(4 ч.)

Изучаемые
тексты

Методические приемы,
формы работы

1.

Вводное занятие.

Знакомство с новой литературой в школьной библиотеке
.

1

1

Изучение содержания и структуры учебника «Родничок». Заполнение анкеты «Какой ты читатель?». Знакомство с заповедями читателя и с основными элементами книги.

Раздел 1. «Мир природы. Мир волшебный.»

2.

Странички дневника нашего детства

1

1

И.Тургенев»Бежин луг»

Словесное рисование картин природы.Выполнение набросков в тетрадях

3.

Мир природы

1

1

Э.Шим «Какой будет день?Как распускаются маки?

Чтение  рассказов, беседа. Самостоятельное чтение про себя рассказов. Беседа.. Творческое
задание «Закончи рассказ».
Выставка книг писателя.

4.

Мир волшебный

1

1

К.Паустовский «Вода из реки лимпопо

Выставка книг писателя.  Выразительное
чтение рассказа учителем. Проблемные вопросы при обсуждении рассказа. Творческое задание. Читательский рейтинг.

5.

Думают ли звери?

1

1

A. Барто,
И. Токмакова,
Н. Рубцов,
С. Чёрный.

Стихи

Выставка книг о животных.
Прослушивание и самостоятельное чтение стихов. Устное и
графическое рисование. Конкурс чтецов. Творческое задание «С любовью о моем любимце». Награждение лучших авторов.

6.

Поэты оприроде

1

1

М.Лермонтов «Осень»

Конкурс на лучшего рассказчика. Выставка книг, рассказ учителя о поэте..
Выразительное
чтение стихов . Проблемные вопросы.

7.

Друзья моего детства

1

1

Г.А. Скребицкий.
«Маленький лесовод». Рассказ

Путешествие в мир природы. Выставка книг, игровое задание. . Самостоятельное чтение детьми рассказа. Беседа. Характеристика главного героя. Конкурс на лучшего рассказчика, составление аннотаций и иллюстраций. Конкурс «Угадай-ка»

8.

Наши соседи по планете

1

2

М.Пришвин». «Лягушонок Энциклопедия.
«Таинственный

ночной гость».
Рассказ

Защита творческих проектов «Происхождение  животных». Выставка детских рисунков. Выразительное чтение  фрагментов из книги «Соседи по планете». Игровые задания. Выставка книг писателя. . Проблемная ситуация. Обсуждение образа писателя.

9.

Поэзия о природе

1

1

А.Майков  «Осень»          

Выставка книг. Выразительное чтение стихов . Игровые и творческие задания. Конкурс детских иллюстраций. Литературные игры. Рассказ о писателе.

10-11

2

2

М.Лермонтов «Тучи»        

Выставка книг веселых поэтов. Слушание и чтение стихотворений, беседа. Работа над выразительным чтением. Игровые и творческие задания.

12

Человек и природа

1

1

Ю.Нагибин        Зимний дуб»

Выставка книг. Слушание и самостоятельное чтение. Конкурс «Угадай-ка!». Литературные игры. Творческие и игровые задания.

13

1

1

С.Маршак «Ландыш» 
Стихи

Выставка книг. Рассказ о писателе. Литературные игры, викторины. Выразительное чтение стихов, конкурс на лучшего чтеца. Создание графических иллюстраций.

14

1

1

Д.Мамин-Сибиряк «Медведко»

Выставка книг писателя. , Прослушивание и самостоятельное чтение сказок. Беседа.

Поиск выразительных средств языка сказки. Творческие задания.

15-16

2

2

Ю.Дмитриев    «Сказка про Мушонка и его друзей»

Творческий конкурс: забавные истории из школьной жизни. Выставка книг, рассказ о писателе. Проблемные вопросы, кроссворд для знатоков книги. Командная игра: «защитники» и «обвинители». Инсцениро-вание фрагмента повести.

17

1

1

«Обыкновен-    ные чудеса»

Выставка книг писателя. Рассказ о героях его книг.  Комбинированное чтение. Характеристика героя. Творческие задания, работа в парах. .

18

1

1

Б.Заходер           «Что красивей всего?»

Выставка книг, рассказ о писателе. Конкурс на лучшего чтеца

19

1

1

В.Алферов         «На исходе лета»

Путешествие в страну» Лето». Выставка книг. Составление аннотации к книгам писателя. Конкурс на лучшего рассказчика. Игровой диктант «Внимательный читатель». Литературная игра о персонажах повести  Выставка детских рисунков. Игровые и занимательные задания, акцентирующие внимание на необычных словах. Обсуждение главной идеи произведения

Раздел 2 Из истории Отечества

20

Откуда мы родом? Мы – славяне

1

1

 А.Толстой          «Курган».

Урок-путешествие во времени. Рассматривание исторической энциклопедии, чтение и обсуждение глав из нее. Работа в парах и группах.

21

Кто наши предки? Великие русские князья

1

1

О.Тихомиров    «Александр Невский»

Рассказ библиотекаря о книгах,, посвященных победам русских воинов. Знакомство с литературой

22-23

Героические страницы нашей истории

1

1

С.Алексеев        «Рассказы о Суворове»

. Рассказ учителя о Суворове.. Сравнительная характеристика русских воинов и турок Определение патриотической идеи воинской повести. Пробы выразительного чтения.

Раздел 3. Вещи вокруг нас

24

Сто тысяч почему?

1

1

М.Ильин «Сто тысяч почему»

Музыкальное сопровождение. Путешествие в страну чудес. . Выразительное чтение рассказов. Устное творческое задание. Выставка детских рисунков. Комбинированное чтение , беседа.

25      

                                   

1

1

А.Ивич «Про чай»

Путешествие в страну вещей   Конкурс на лучшего рассказчика.                                 .                                                            

Раздел 4. Путешествие в сказку

26

Детская сказка

1

1

П.Бажов          «Медной горы  Хозяйка»

 Характеристика главной героини. Иллюстрирование сказки.

27

1

1

П.Бажов                 «Серебряное копытце»

Выразительное чтение сказки.   Выставка рисунков. Работа в группах. Просмотр мультфильмов.

28

Зарубежные сказки

1

1

Р. Киплинг «Откуда взялись броненосцы»

Путешествие в далекие страны. Командная игра .Чтение по ролям.

29

1

1

А.Экзюпери «Маленький принц» (отрывок)

Рассказывание, иллюстрирование .Работа в группах.

Раздел

5.Смешинки

30

Стихи

1

1

Э. Мошковская «Смотрите!»       Э.Успенский «Все в порядке»

Выразительное чтение. Конкурс чтецов.

31

1

1

Б. Заходер «Очень вежливый индюк»

Конкурс чтецов.

32

Рассказы о детях

1

1

В. Драгунский «Англичанин Павля»

Чтение , рассказывание.Разыгрывание комических сцен.

33

1

1

Д. Хармс «Семь кошек»

Выставка книг. Посещение библиотеки. Викторина.

34

Заключительное занятие.

1

1

Заполнение анкеты «Каким читателем я стал?». Итоговая читательская конференция

Итого:

34ч.

34ч.


Список литературы

  1. Актуальные проблемы методики обучения чтению младших школьников / Под ред. М. С. Васильевой и др. М., 1994.
  2. Голованова М. В. Справочник учителя начальной школы. Литературное чтение. М., 2005.
  3. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 2000.
  4. Костромина С.Н., Нагаева Л.Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. М., 2001.
  5. Кудина Г. Н., Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. М., 1988.
  6. Кутявина С.В. Поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс. М., 2006.
  7. Львов М. Р., Горецкий В. Г., Сосновская О. В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2000.
  8. Методические основы языкового образования и литературного развития младших школьников / Под ред. Т. Г. Рамзаевой. СПб., 1998.
  9. Петрова Т. С. Анализ художественного текста и творческие работы в школе: Материалы для учителя. М., 2001.
  10. Программно-методические материалы. Чтение. Начальная школа. М., 1999.
  11. Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
  12. Полная хрестоматия для начальной школы с методическими подсказками для педагогов и родителей. В 2-х томах / Сост. Е.В. Посашкова. Екатеринбург, 2005.
  13. Посашкова Е.В. Уроки литературы в начальной школе, или Как формировать вдумчивого читателя: Метод. пособие для учителя. Екатеринбург, 2002.
  14. Светловская Н. Н., Пиче-оол Т. С. Обучение детей чтению: Практическая методика. М., 2001.
  15. Сухин И.Г. Литературные викторины в начальной школе: Практическое пособие. М., 2005.
  16. Тишурина О. Н. Писатели в начальной школе. Вып 1. М., 2005.

Программа «Вдумчивое чтение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 кл Школа России

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по литературному чтению, 1класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа - это документ, позволяющий педагогу на качественно новом уровне подготовиться к реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...

Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план....

Рабочая программа по литературному чтению по программе "Школа России" 2 класс

Рабочая программа составлена на основе программы Климановой Л.Ф., Бойкиной М.В. «Литературное чтение» (Сборник рабочих программ «Школа России» 1 —4 классы. М.: Просвещение, 2011), которая разработана ...

рабочая программа по литературному чтению по программе "Школа России"3 класс

Пояснительная записка Рабочая программа по литературному чтению разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012 №273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государс...

Рабочая программа по литературному чтению для УМК "Школа России" 1 класс

Рабочая программа  по литературному чтению разработана для 1 класса  к УМК "Школа России"...