Рабочая программапо окружаещему миру 4 класс.УМК"Школа России"
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме

УМК "Школа России".Рабочая программа ,календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon okruzhayushchiy_mir.zip49.37 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

               средней общеобразовательной школы №1 пгт Шкотово.

Утверждаю                                                             Согласовано                                                 Рассмотрено

директор МБОУ сош№1                                    зам, директора по УВД                              на заседании МО

                                                                                   Бочко А.В.                                                      протокол №1

_____________                                                   __________________                                от ____________

                       

                     

                  Рабочая программа

                   учителя начальных классов

               Николотовой Галины Николаевны

               по окружающему миру  4 класс «Б»

Пояснительная записка

Статус документа

Примерная программа по «Окружающему миру» создана на основе федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Примерная программа дает условное распределение учебных часов по крупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета). Она служит ориентиром для разработчиков авторских учебных программ, но не рекомендуется в качестве рабочей, поскольку не содержит распределения учебного материала по годам обучения и отдельным темам.

Структура документа

Примерная программа включает три раздела: Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; Основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу.

Общая характеристика учебного предмета

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет «Окружающий мир» вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край – малая Родина», «Земля – планета жизни».

Место предмета в базисном учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с I по IV класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов, из них 20% – резерв свободного учебного времени, которое может быть использовано по своему усмотрению разработчиками авторских программ для наполнения указанных содержательных линий, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом особенностей естественнонаучного и обществоведческого содержания. Особое место занимают экскурсии и практические работы. Их необходимый минимум определен по каждому разделу программы. Экскурсии включают наблюдения, практические работы: наблюдения, опыты, измерения, работу с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.

Общие учебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ  НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

  1. название нашей планеты, родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
  2. государственную символику России;
  3. государственные праздники;
  4. основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
  5. общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
  6. правила сохранения и укрепления здоровья;
  7. основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, во доемах, в школе);

уметь

  1. определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
  2. различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
  3. различать части растения, отображать их на рисунке (схеме);
  4. приводить примеры представителей разных групп растений и жи вотных (2—3 представителя из изученных); раскрывать особен ности их внешнего вида и жизни;
  5. показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы; равнины, моря, реки (без указания названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1—2 города);
  6. описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
  7. использовать приобретенные знания и умения в практической де ятельности и повседневной жизни для:
  8. обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
  9. ориентирования на местности с помощью компаса;
  10. определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
  11. установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
  12. ухода за растениями (животными);
  13. выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья и безопасного поведения;
  14. оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
  15. удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей

                 Тематическое планирование

Виды программного материала

Всего часов

1

Земля и человечество.

10  часов

2

Природа России.

11  часов

3

Родной край-часть большой страны.

1 2 часов

4

Страницы всемирной истории.

6  часов

5

Страницы истории Отечества.

20  часов

6

Современная Россия.

9 часов

Список литературы.

Учебник: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.

Рабочая тетрадь к учебнику: А.А.Плешаков. Мир вокруг нас. 4 класс. Ч.1,2.-М.:Просвещение, 2009.

Тесты. А.А.Плешаков. Просвещение.4 класс.2009.

Тетрадь на печатной основе А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Проверим себя. Изд-во «Вита-пресс», 2009.

«Школа  России» Концепция и программы для начальных классов – М.: «Просвещение», 2009.


Поурочное-календарное  планирование

Тема урока

Обязательный минимум содержания

Требования к уровню подготовки

Вид контроля

Оборудование

Домашнее

задание

Дата проведения

Земля и человечество 10 ч

1.

1.Солнце. Земля - планета, об щее представление о форме и размерах Земли

Мир глазами астронома. Земля-планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Элементар ные приемы чтения плана, карты (без масштаба). Материки и океаны, их названия, распо ложение на глобусе и карте. Условия жизни на Земле: свет, тепло. Способы познания окружающего мира. История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, тради ций людей в разные исторические вре мена

Знать название нашей планеты, планет Сол нечной системы; тепловые пояса Земли. Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры. Понимать общие ус ловия, необходимые для жизни живых ор ганизмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного инте реса о нашей планете; работать с го товыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели; показывать на карте, глобусе матери ки и океаны, горы, равнины, моря.

фронтальный

ИД

С. 4-8, вопр «Проверь себя»

2.

2. Планеты Солнеч ной системы. Практическая ра бота

Тест 1

ИД

С. 9-15, вопр с.15, з 1,2

3.

3. Звездное небо - великая книга Природы

Тест 2

ИД

С. 16-21, «Проверь себя», написать памятку

4.

4. Мир глазами географа.

индивид фронтальный

С. 22-29, вопр

«Проверь себя», з1,2

5.

5. Пояса Земли

Тест 3

С.30-34, вопр, з 1,2

6.

6. Мир глазами ис торика

индивид фронтальный

С. 35-41, вопр з 1,2

7.

7. История - путешествие в глубь  вре мен

индивид фронтальный

С. 42-46, вопр,з. 1,2

8.

8. Прошлое и настоящее глазами эколога

индивид фронтальный

С. 47-53, вопр,с. 52 «По думай»

9.

9. Сокровища Земли под охраной человечества

индивид фронтальный

С. 54-62, вопр,

З по выбору

10.

10. Сокровища Земли под охраной человечества

индивид фронтальный

Сочинение «Каким бы я хотел видеть окружаю щий нас мир»

Природа России 10 ч

11.

1.Формы земной поверхности: равнины и горы России. Экскурсия.

Россия на карте. Неживая и живая при рода. Формы земной поверхности. Моде лирование форм по верхности из песка, глины или пласти лина. Водоемы, их разно образие, использова ние человеком. Растения и живот ные, их разнообра зие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни. Растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние че ловека на природу зоны, охрана природы.

Знать понятия «равнины», «горы»,; виды водоемов, общие условия необходимые для жизни живых организмов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки, горы, океаны, равнины, моря и реки; приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать  особенности из внешнего вида и жизни.

Понимать основные правила поведения в окружающей среде.

индивид фронтальный

С. 64-71, вопр«Проверь себя!», текст «За поведники России» прочитать.

12.

Моря, озера и ре ки России

Тест 4

ИД

С. 72-77, з 4

13.

2.Зона арктических пустынь

Тест 5

ИД

С.78-86, вопр«Проверь себя!»,з 2

14.

3. Тундра. Природа тундры

Тест 6

ИД

С. 87-97,з1,3 по вариантам

15.

4. Леса России

Тест 7

ИД

С. 98-105,

З 1

16.

5.Лес и человек. Проверочная работа по теме «Ле са России» (15 мин)

Тест 8

ИД

С. 106-113   вопр

«Проверь себя»,

составить памятку

17.

6.Зона степей России

ИД

С.114-122,

З. 1,2

18.

7.Пустыни России

Тест 9

ИД

С. 122-131,

з1,2

19.

8.У  Черного моря

Тест 10

ИД

С. 132-140,З. 1,4

20.

9. Экологическое равновесие

Тест 11

ИД

С.141-142, сообщение

21.

10.Обобщение по разделу «Природа России»

работа по карточкам

ИД

Сочинение «Что я

расскажу иностран цу о своем городе»

Родной  край-часть боль шой страны  12 ч

22.

1.Родной край – малая Родина. Экскурсия.

Наблюдение в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов. Родной город. особенности поверхности, формы поверхности. Водоемы родного края. Почва, ее состав. Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.  Правила поведения в окружающей среде.

Знать название родного города; понятие «почва», состав воды и почв. Знать  основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь показывать на карте родной город, водоемы, равнины, реки, выполнять основные правила поведения в окружающей среде; различать объекты природы и изделия; объекты живой и неживой природы. 

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте ресов, поиска допол нительной информа ции о подземных бо гатствах.

Устный рассказ

«Мой край»

23.

2.Поверхность нашего края

Тест 12

ИД

С. 147-153, з 1-3, вопр

«Проверь себя!»

24.

3.Водоемы  нашего края

Тест 13

ИД

С.154-158, вопр, з. 2

25.

4.Наши  подземные богатства

Тест14

ИД

С. 159-170вопр,

з3

26.

5.Почва, ее состав

Тест 15

ИД

С.171-174, вопр, .стихи, посл., загадки о земле

27.

6. Жизнь леса.  Лес – природное сообщество. Экскурсия.

фронтальный

С.175-182, вопр, з 3

28.

7.Жизнь луга. Луг - природное сообщество. Экскурсия.

фронтальный

С.182-190,

вопр, з 5

29.

8. Жизнь пресного водоема

Тест 16

ИД

С. 191-200,

вопросы, зад.3

30.

9.Растениеводство в нашем крае

Тест 17

ИД

С.201-207,вопр

«Проверь себя»

31.

10.Незаметные защитники урожая

Тест 18

ИД

С.208-213.з3«Проверь себя»

32.

11.Животноводство в нашем крае

Тест 19

С.214-222. Вопросы «Проверь себя»

33.

12.Обобщение по теме «Родной край – часть большой страны»

работа по карточкам

Страницы всемирной истории 6 ч

34.

1.История человечества

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные со бытия общественной и культурной жизни России: картины бы та, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте.

Звать историю Древней Египта, Греции, Рима, Средневековья; выдающихся людей, патриотов того времени; их изобретения, географические открытия.

Уметь описывать от дельные (изученные) события из истории Нового времени; и использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте ресов, поиска допол нительной информа ции о подземных бо гатствах.

фронтальный

ИД

С.4-6, пересказ   с.7,з.1-3

35.

2.Мир древности: далекий и близкий

Фронтальный индивидуальный

С.14, сообщение об 1 из государств

36.

3.Средние века: время рыцарей и замков

Фронтальный индивидуальный

ИД

С.21, з.1-3, с.15-20, чит

37.

4.Новое время: встреча Европы и Америки

Фронтальный индивидуальный

ИД

С.22-26 чит; с.27 з1,2

38.

5.Новейшее время

Фронтальный индивидуальный

ИД

С.28-31 чит, с.32 з 1-3

39.

6.Обобщение по теме «Страницы всемирной истории»

Тест 20

Рассказ об одном из государств

Стра ницы исто рии Отече ства 20 ч

40.

1.История Отечества. Жизнь древних славян

История Отечества. Отдельные яркие и наиболее важные со бытия общественной и культурной жизни России: картины бы та, труда, традиций людей в разные исторические времена. Москва - столица России. Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Россия на карте.

Звать название нашей  родной страны и ее столицы, историю Древней Руси; музеи России; выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города Рос сии, описывать от дельные (изученные) события из истории Отечества; использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте ресов, поиска допол нительной информа ции о подземных бо гатствах.

фронтальный

ИД

С.34-39, вопр, з 1-4

41.

2.Во времена Древ ней Руси

Тест 21

ИД

С. 40-45, вопр, з 2

42.

3.Страна городов

Фронтальный индивидуальный

ИД

С. 46-54, вопр, з 2 (по вар.)

43.

4.Из книжной сокровищницы Древней Руси

Фронтальный индивидуальный

ИД

С.55-58, вопр, з

44.

5.Трудные времена на Русской земле

Тест 22

ИД

С. 59-64, вопр, з 2

45.

6.Русь расправляет крылья

Тест 23

ИД

С. 65-69, вопр, з 2

46.

7. Куликовская битва

Тест 24

ИД

С. 70-74, вопр, з.1,2

47.

8. Выдающиеся люди разных эпох:  Иван Третий

Тест 25

ИД

С. 75-81,вопр,

З1,2

48.

9.Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальный индивидуальный

ИД

С. 82-86,  вопр, з 2

49.

10. Выдающиеся люди разных эпох

Фронтальный индивидуальный

ИД

С. 87-93,вопр

50.

11.Выдающиеся люди разных эпох: Петр Великий

Фронтальный индивидуальный

ИД

С. 94-100,вопр, з. по вариантам

51.

12.Выдающиеся люди разных эпох: Михаил Васильевич Ломоносов

Фронтальный индивидуальный

ИД

С. 101-

104, вопр

52.

13.Выдающиеся люди разных эпох: Екатерина Великая

Фронтальный индивидуальный

ИД

С. 105-111.

вопр, з. 1.2

53.

14.Отечественная война 1812 года

Фронтальный индивидуальный

ИД

С.112-121, вопр

,з 2

54.

15.Страницы истории XIX века

Тест 24

ИД

С.122-126, вопр,

з 2

55.

16.Россия вступает в XX век

Фронтальный индивидуальный

ИД

С. 127-135, вопр,

з 2

56.

17.Страницы исто рии 1920-1930-х годов

Фронтальный индивидуальный

ИД

С.136-139 вопр, з 2

57.

18.Великая война и  Великая Победа

Фронтальный индивидуальный

ИД

С.140-146, вопр, З. 2

58.

19.Страна, открыв шая путь в космос

Фронтальный индивидуальный

ИД

С. 147-152,

вопр,  з. 3

59.

20.История вокруг нас

Тест 24

С. 150,  З.  2

Совре менная Россия 10 ч

60.

1.Основной закон России и права человека

Человек - член об щества. Россия  - наша Родина. Госу дарственные празд ники. Президент России – глава государства. Федеральное собрание. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный  гимн России, правила поведения при прослушивании гимна.

Знать государственные праздники, Основной закон России, права человека, название нашей страны и ее столицы, государственную символику.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательных инте ресов, поиска допол нительной информа ции о подземных бо гатствах. Уметь  описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию. Уметь  описывать историю создания гимна, герба и флага России. 

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города Рос сии (родной город, столицу, 1-2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных инте ресов, поиска допол нительной информа ции о родном крае, родной стране

Фронтальный индивидуальный

С.154-159,

Вопр,  зад.  2

61.

2.Всенародные празд ники, отмечаемые в России

 (День защиты детей)

Фронтальный индивидуальный

С. 160-163,

вопр,

зад.2

62.

3.Человек - член общества. Президент Российской Федера ции - глава государ ства

Фронтальный индивидуальный

С.164-167,

Вопр, зад. 1.2

63.

4.Государственная символика России

Фронтальный индивидуальный

ИД

С.168-174,

вопр, з 12

64.

5.Государственные праздники

Фронтальный индивидуальный

ИД

С. 175- 179,

вопр, з2

6.Города России

Фронтальный индивидуальный

ИД

С. 180-186,

пересказ

65.

7.Путешествие по России

Фронтальный индивидуальный

ИД

С. 187-194, пересказ

66-67

8 -9Путешествие по России

Фронтальный индивидуальный

ИД

С. 194-205,

вопр,з

68

10.Путешествие по России



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы для 4 класса. УМК "Школа России"

Рабочие программы содержат пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, содержание програмы....

Рабочая программа в 3 классе. УМК "Школа России."

Документ включает в себя рабочии программы и тематическое планирование по русскому языку, математике,литературному чтению, окружающему миру,физической культуке и технологии. Тематическое планирование ...

Рабочие программы для 1 класса. УМК "Школа России"

Рабочие программы содержат пояснительные записки и тематическое планирование по математике, обучению грамоте, ИЗО, окружаещему миру, технологии, музыке,...

Рабочая программа для 2 класса УМК "Школа России"

Здесь представлена полная рабочая программа с календарно - тематическим планированием....

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету русский язык (специальный (коррекционный) класс VII вида)

Пояснительная записка.Программа  составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта 1 поколения на основе авторской программы «Русский язык» авторов...

Рабочая программа для 3 класса УМК "Школа России" по предмету математика (специальный (коррекционный) класс VII вида)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА          Рабочая программа по математике для 3 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторс...