Рабочая программа по учебному курсу "Музыка" 4 класс ПНШ.
рабочая программа по музыке (4 класс)

Рабочая программа по музыке ПНШ, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp.docx14.19 КБ
Файл pz.docx29.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Календарно - тематическое планирование

 Музыка - 4 класс (34 часа)

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Музыка моего народа (9 ч.)

1

Россия - Родина моя.

1

2

Народная музыка как энциклопедия русской жизни.

1

3

Преданья старины глубокой…

1

4

Преданья старины глубокой…

1

5

Музыка в народном духе.

1

6

Сказочные образы в музыке моего народа.

1

7

Сказочные образы в музыке моего народа.

1

8

Сказочные образы в музыке моего народа.

1

9

Обобщение темы «Музыка моего народа».

1

Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ»  (7 ч.) 

10

 «От Москвы – до самых до окраин».

1

11

Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны.

1

12

Знакомимся  с интонационными портретами музыки народов России.

1

13

Знакомимся  с интонационными портретами музыки народов России.

1

14

Знакомимся  с интонационными портретами музыки народов России.

1

15

Знакомимся  с интонационными портретами музыки народов России.

1

16

Обобщение темы «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ».

1

«Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» (10 ч.)

17

Выразительность и изобразительность музыки народов мира.

1

18

Выразительность и изобразительность музыки народов мира.

1

19

Выразительность и изобразительность музыки народов мира.

1

20

Своеобразие музыкальных интонаций в мире.

1

21

Как музыка помогает дружить народам?

1

22

Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира?

1

23

Как прекрасен этот мир!

1

24

Как прекрасен этот мир!

1

25

Как прекрасен этот мир!

1

26

Обобщение темы «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ».

1

«Композитор – исполнитель – слушатель» (8 ч.) 

27

Композитор – творец красоты.

1

28

Галерея портретов исполнителей.

1

29

Галерея портретов исполнителей.

1

30

Галерея портретов исполнителей.

1

31

Галерея портретов исполнителей.

1

32

Вслушивайся и услышишь!

1

33

Вслушивайся и услышишь!

1

34

Заключительный урок – концерт.

1



Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ

4 КЛАСС

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения музыки являются:

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству;

- реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;

- позитивная самооценка музыкально-творческих возможностей.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

- общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства, общее представление о музыкальной картине мира;

- элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусства;

- ориентация в культурном многообразии окружающей действительности;

- участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;

- продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие, работа в команде) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.

Обобщенный результат освоения обучающимися учебной программы выражается в следующих личностных характеристиках выпускника:

• любознательный, активно и заинтересованно познающий мир посредством музыкального искусства;

• владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной учебной и музыкально-творческой деятельности;

• любящий свой народ и его музыкальные традиции, свой край и свою Родину;

• уважающий и принимающий художественные ценности общества;

• готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

• стремящийся жить по законам красоты;

• доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

• обладающий развитым эстетическим чувством и художественным вкусом;

• использующий разные виды музыкально-творческой деятельности для охраны и укрепления своего психического, физического и духовного здоровья.

Требования к предметным результатам освоения учебного предмета «Музыка», выносимым на промежуточную аттестацию

Модуль «Музыкальная грамота»

Предметные результаты изучения модуля «Музыкальная грамота» должны отражать сформированность умений:

  • классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
  • находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
  • классифицировать основные элементы музыкальной речи;
  • определять на слух и называть бытовые жанры музыки: песня, танец, марш;
  • исполнять и создавать различные ритмические рисунки;
  • исполнять песни с простым мелодическим рисунком.

Модуль «Народное музыкальное искусство»

  • Предметные результаты изучения модуля «Народное музыкальное искусство» должны отражать сформированность умений:
  • группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
  • определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
  • определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
  • создавать ритмический аккомпанемент на ударных народных инструментах при исполнении народной песни;
  • исполнять простые выученные попевки и песни;
  • исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения.

Модуль «Хоровая музыка»

  • Предметные результаты изучения модуля «Хоровая музыка» должны отражать сформированность умений:
  • определять типы певческих голосов: детские, женские, мужские;
  • определять типы хоровых коллективов по манере исполнения: народный, академический;
  • узнавать освоенные музыкальные произведения и называть имена композиторов, целое музыкальное произведение или его фрагмент;
  • определять принципы музыкального развития: повтор, контраст, варьирование;
  • исполнять Государственный гимн Российской Федерации.

Модуль «Виды оркестров»

  • Предметные результаты изучения модуля «Виды оркестров» должны отражать сформированность умений:
  • группировать музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
  • определять на слух и называть различные виды оркестров;
  • определять на слух и называть музыкальные инструменты различных видов оркестров;
  • различать жанровые разновидности инструментальной музыки;
  • исполнять в составе ансамбля детских музыкальных инструментов мелодии выученных песен, ритмические партитуры.

Модуль «Синтетические виды искусства (музыкальный театр, цирк, кино и мультфильмы)»

  • Предметные результаты изучения модуля «Синтетические виды искусства (музыкальный театр, цирк, кино и мультфильмы)» должны отражать сформированность умений:
  • определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
  • узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения и их композиторов;
  • отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижер, сценарист, режиссер, актер, художник.

Содержание учебного предмета.

Структура программы сформирована на основе примерной программы по музыке, содержание которой раскрывается в рамках трех основных линий: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».

Данные содержательные линии экстраполированы на тематическое содержание настоящей программы и получили следующее преломление: «Мир музыки в мире детства», «Музыка как вид искусства», «Музыка – искусство интонируемого смысла», «Музыка мира». Каждая тема соответствует определенному классу и раскрывается через темы учебных четвертей.

4 класс (34 ч)

«Музыка мира»

Если содержание программы 3 класса рассматривается как экспозиция наиболее значимых музыковедческих аспектов в структуре школьного музыкального образования, то задачей программы 4 класса является преломление этих аспектов в музыке разных народов мира.

Обучающиеся, освоившие интонационные основы музыки, принципы ее развития и построения, могут с интересом наблюдать за проявлением этих закономерностей музыкального искусства в музыке своего народа и в музыке других народов России и мира.

Приобщение к музыке народов России и мира происходит на основе сходства и различия музыкальной речи, имеющей свои характерные особенности как в народных, так и в композиторских произведениях.

Сначала обучающиеся погружаются в русскую музыку. Обращаясь к народным песням и песням композиторов, а также к фортепианной, симфонической, вокальной, оперной и балетной музыке, они осознают самые главные отличительные черты русской музыки: песенность, певучесть, широту, преобладающую в песенной, танцевальной и маршевой музыке; распевность, наличие распевов; наличие солиста-запевалы; поступенное движение мелодии; вариационность.

Здесь обучающиеся имеют возможность приобщиться к разным жанрам народной песни – обрядовым, лирическим, хороводным, эпическим песням-былинам, шуточным песням, частушкам, солдатским, трудовым песням. Народные песни сопровождали школьников с 1 класса. Они – живое воплощение жизни русского народа, сердечности и широты его души, красоты русской природы. Четвероклассники осознают, что русская народная песня нашла достойное продолжение в произведениях русских композиторов. Важно, чтобы они поняли, что композиторы всегда, на протяжении всей истории существования страны учились «у своего народа думать, чувствовать и творить».

Далее обучающиеся знакомятся с народной и композиторской музыкой других народов России и мира. Они сравнивают тематику музыкальных произведений, их интонационный склад, средства выразительности, образно-смысловое содержание.

Сопоставляя разные музыкальные примеры, учащиеся отмечают общие черты и различия, находят объяснение этому, делают обобщение, что музыка народов России и мира представляет собой очень яркую и разнообразную картину. Но главный вывод состоит в том, что музыкальный язык не требует перевода, он одинаково понятен всем народам на Земле, сближает их, помогает им общаться и дружить.

4 класс завершает музыкальное образование в начальной школе. Поэтому, с одной стороны, содержание программы этого класса начинает «разработку» основных закономерностей музыки (интонация, развитие музыки, построение музыки), которые найдут свое продолжение в основной школе. С другой – имеет логическое завершение для школьников данной возрастной категории, которое выразилось в возвращении к теме «Композитор – Исполнитель – Слушатель». Это своего рода обобщение содержания музыкального образования обучающихся начальной школы, которое имеет арочное построение (см. музыкальный тематизм программы 1 класса) и позволяет школьникам накопить слушательский опыт, приобрести опыт исполнителей и приобщиться к композиторскому творчеству.

В 4 классе обучающимся предлагаются для прослушивания различные музыкальные произведения отечественных и зарубежных композиторов-классиков: А. Аренского, М. Балакирева, А.П. Бородина, М.И. Глинки, А.С. Грибоедова, А. Даргомыжского, Ц. Кюи, А. Лядова, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Д.Д. Шостаковича, С.С. Прокофьева, А. Хачатуряна, Г. Свиридова, И.Ф. Стравинского, Д.Б. Кабалевского, Р. Щедрина, А. Эшпая, К. Караева, Э. Бальсиса, К. Хачатуряна, И.С. Баха, Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шо-пена, Ф. Шуберта, Э. Грига, К. Дебюсси, М. Равеля, Д. Гершвина.

Кроме этого, в программе представлено большое количество народных и композиторских песен (М. Балакирев, Р. Бойко, В. Голиков, М. Дунаевский,       Г. Струве, В. Темнов. Д.Б. Кабалевский, Т. Попатенко, Н. Финк, И. Кириллина, А.Н. Пахмутова и др.), произведений для игры на элементарных музыкальных инструментах, драматизации. Общее количество песен и музыкальных произведений – 44. Из них народных песен – 14, композиторских– 22.

 «Музыка моего народа»

Темы: Россия – Родина моя. Народная музыка как энциклопедия жизни. «Преданья старины глубокой». Музыка в народном духе. Сказочные образы в музыке моего народа.

Смысловое содержание тем:

Идея: осознание отличительных особенностей русской музыки.

Народная песня – энциклопедия жизни русского народа. Разнообразие жанров русской народной песни. От народной песни – к творчеству композиторов  (интонационно-песенная основа, энциклопедизм, демократизм, гуманистическое начало). Современная интерпретация народной песни. Общее и различное в музыке народов России и мира: содержание, язык,  форма. Интернационализм музыкального языка. Единство общего и индивидуального в музыке разных стран и народов

Характеристика деятельности обучающихся:

-Наблюдать и оценивать  интонационное богатство музыкального мира.  

-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений своего народа.

-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества своего народа.

-Воспроизводить мелодии: сольфеджируя; пропевая с текстом с ориентацией на нотную запись.

-Участвовать в инсценировках традиционных народных обрядов.

-Участвовать в музыкальной жизни страны, школы, города и др.

 «Между музыкой моего народа и музыкой других народов моей страны нет непереходимых границ» 

Темы: «От Москвы – до самых до окраин». Песенность, танцевальность и маршевость в музыке разных народов страны. Знакомимся с интонационными портретами музыки народов России.

Смысловое содержание тем:

Идея: всеобщность закономерностей музыки.

Музыка народов – субъектов РФ. Сочинения композиторов на народные песни. Сочинения композиторов на темы песен других народов. Закономерности музыки и их отражение в произведениях разных народов России. Взаимопроникновение музыкальных интонаций.

Характеристика деятельности обучающихся:

-Воспроизводить мелодии с ориентацией на нотную запись.

-Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений разных народов.

-Исполнять различные по образному содержанию образцы профессионального и музыкально-поэтического творчества разных народов.

-Моделировать варианты интерпретации музыкальных произведений.

-Осуществлять коллективную музыкально-поэтическую деятельность (на основе музыкально-исполнительского замысла), корректировать собственное исполнение.

-Определять разновидности хоровых коллективов (детский, женский, мужской, смешанный).

-Сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе современных электронных средств.

 «Между музыкой разных народов мира нет непереходимых границ» 

Темы: Выразительность и изобразительность музыки народов мира. Своеобразие музыкальных интонаций в мире. Как музыка помогает дружить народам? Какие музыкальные инструменты есть у разных народов мира? Как прекрасен этот мир!

Смысловое содержание тем:

Идея: осознание интернациональности музыкального языка.

Музыка народов мира: своеобразие интонаций и общность жизненного содержания; песенность, танцевальность и маршевость; выразительность и изобразительность. Музыкальные инструменты народов мира.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Воспринимать профессиональное творчество и музыкальный фольклор народов мира.

- Соотносить интонационно-мелодические особенности музыкального творчества своего народа и народов других стран.

- Инсценировать песни, танцы, фрагменты из произведений музыкально-театральных жанров.

- Сольмизировать и сольфеджировать мелодии.

- Исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров.

- Оценивать собственную музыкально-творческую деятельность.

 «Композитор – исполнитель – слушатель» 

Темы: Композитор – творец красоты. Галерея портретов исполнителей. Вслушивайся и услышишь!

Смысловое содержание тем:

Идея: обобщение содержания учебной программы по курсу «Музыка» для начальных классов.

Триединство понятий «композитор», «исполнитель», «слушатель». Композитор – народ и личность, характер и форма сочинения, интонационные особенности, композиторский стиль. Исполнитель – состав исполнителей (солисты, ансамбли, оркестры, хоры), характер исполнения, индивидуальный исполнительский стиль. Особенности слушания музыки. Школьники в роли исполнителей, слушателей, композиторов. Тема «Композитор– Исполнитель– Слушатель» как обобщение содержания музыкального образования школьников начальных классов.

Характеристика деятельности обучающихся:

- Сравнивать особенности музыкальной речи разных композиторов.

- Называть изученные музыкальные сочинения и их авторов.

- Узнавать по звучанию и называть выдающихся исполнителей и исполнительские коллективы (в пределах изученного).

- Узнавать и определять различные виды музыки (вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая).

- Узнавать певческие голоса (детские, мужские, женские).

- Участвовать в коллективной, ансамблевой, певческой деятельностях.

- Передавать эмоциональные состояния в различных видах музыкально-творческой деятельности (пение, игра на элементарных музыкальных инструментах, пластические движения, инсценирование песен, драматизация и пр.).

- Импровизировать, передавать опыт музыкально-творческой деятельности в сочинении, исполнении.

- Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др.

- Участвовать в хоровом исполнении гимна Российской Федерации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету развитие речи(окружающий мир) для 1 класса на 2012-2013 учебный год

программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, объединяет программу А.А. Плешакова по окружающему миру и прогамму по развитию речи для школ V вида....

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы О. В. Кубасовой «Литературное чтение» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...

Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы И. Б. Истоминой «Математика» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (образоват...

Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 1 класса сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской программы О. Т. Поглазовой, М. В. Мироновой «Окружающий мир» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образо...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК (обучение грамоте: чтение + письмо)» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония")

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык», с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общег...

Рабочая программа по учебному предмету «РУССКИЙ ЯЗЫК» для обучающихся 1 класса Сроки реализации программы: 2014 – 2015 учебный год (образовательная система "Гармония").

Рабочая программа составлена на основе авторской  программы М.С.Соловейчик, Н.С. Кузьменко «Русский язык» с учётом Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...