Контрольно-измерительные материалы по окружающему миру за курс начальной школы по программе Гармония.
тест по окружающему миру (4 класс) по теме

Комарова Наталья Константиновна

Данные контрольно-измерительные материалы адаптированы для учащихся начальной школы, обучающихся по программе Окружающий мир авторов О.Т. Поглазовой, В.Д. Шилина в рамках образовательной системы  "Гармония".  Целью данного теста является определение уровней достижения и потенциальных возможностей учащихся. В основу теста положенобязательный минимум содержания образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test_po_okruzhayushchemu_miru.doc153 КБ

Предварительный просмотр:

                                    Тест по курсу окружающего мира

                         начальной общеобразовательной школы.

        Пояснительная записка

                                                            4 класс (год)

                                                    Время проведения – май

Программа «Окружающий язык» авторов  О. Т. Поглазовой, В. Д Шилина  (2009 г.) в рамках образовательной системы «Гармония» (4 класс)

  1. Целью   создаваемого   теста  является  определение  уровней   достижения   и потенциальных возможностей учащихся по результатам изучения материала по окружающему миру за год.
  2.  В основу теста положен обязательный минимум содержания образования.

Учебники и учебные пособия, рекомендуемые для подготовки к тесту.

    1.Учебник «Окружающий мир»  (в 2 частях) авторов О. Т. Поглазовой, В. Д Шилина для  4 класса  (2009 г.)  

    2.Тетрадь-задачник   «Окружающий   мир»    (в  2  частях)   автора О. Т.  Поглазовой,    для  4 класса  (2009 г.)  

            Кодификатор элементов содержания контрольно – измерительных

                     материалов тестирования  по окружающему миру

                                            (4 класс, год)

                    Разделы и темы, изучаемые в 4 классе:

 1.«Ориентирование в пространстве и во времени»                                                                                                1.1. Путешествия – источник знаний.                                                                                                                                       1.2. Способы изображения предметов и местности.                                                                                                  1.3.  Как изображают Землю.

2.«Путешествие по поверхности и недрам России»                                                                                                         2.1. Россия на географической карте                                                                                                                                           2.2. Полезные ископаемые.

3.«Путешествие по природным зонам России»                                                                                                                       3.1. Суровая Арктика                                                                                                                                                                   3.2. Ранимая тундра                                                                                                                                                                       3.3. Леса России                                                                                                                                                                              3.4.  Степные просторы                                                                                                                                                                                                   3.5. Жаркие пустыни

4.«Путешествие по природным сообществам»                                                                                                            4.1. Жизнь водоёмов                                                                                                                                                                       4.2. Луга.

5.«Путешествие в прошлое России»                                                                                                                                   5.1. Откуда пошла Русь                                                                                                                                                                          5.2. Власть Золотой Орды                                                                                                                                                      5.3. Борьба за независимость России                                                                                                                                                             5.4.  Россия в XIX веке.                                                                                                                                                              5.5. Великая Отечественная война  и послевоенные годы.                                                                                                                 5.6. Современная Россия.

6. «Путешествие по океанам и материкам Земли»                                                                                                                                  6.1. Океаны                                                                                                                                                                                                6.2. Материки

 Требования к уровню подготовки (основные виды знаний и умений, проверяемых тестом):

 Знание об условных точках и линиях на карте.

 Знание понятия масштаб, способов изображения предметов на карте.

 Знание понятия ориентирование.

Умение распознавать природные зоны по их описанию.

Знание о климатических условиях характерных растениях и животных отдельных климатических зон.

Знание о характерных растениях и животных разных сообществ.

Знание особенности природы России, крупнейшие равнины и горные системы, реки, озёра, моря.

Знание свойств полезных ископаемых, их использования.

Знание истории нашего государства.

Умение сопоставлять даты и события, определять временные рамки и героев  события по его описанию.

Знание дат важнейших событий в истории нашей страны.

Иметь представление о географическом положении материков, их открытиях и путешественниках.

                       Ключи ответов к тестированию по окружающему миру                                                                                   

                                                                         1 ВАРИАНТ

ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА (часть А)

задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

ключи

2

1

3

3

2

3

2

2

2

                                                ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

баллы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ (часть В)

В 1.  При исчезновении лесов  природа будет испытывать недостаток кислорода. В мире будет нарушен газообмен. В промышленных городах будут постоянные смоги.  Животные лесов потеряют свою среду обитания. В результате этого,  живая природа может совсем исчезнуть с лица земли.

В 2.  В тайге растут хвойные растения, так как природные условия этой зоны суровы: недостаточно солнечного света и тепла, необходимых для лиственных растений.

В 3. В ноябре 1942 года начались бои под городом Сталинградом. После победы советских войск в Сталинградской битве силы немецкой армии были подорваны. Началось освобождение захваченных вражеской армией  земель.

                                                            2 ВАРИАНТ

ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА (часть А)

задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

ключи

1

2

3

4

1

1

4

1

2

                                                ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

баллы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

                                                                         

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ (часть В)

В 1. Последствия разлива нефти в море или реке ведут к экологической катастрофе. Нефть отравляет флору и фауну. Яды откладываются в тканях морских обитателей, и прибрежных животных.

В 2.  Торф и каменный уголь  называют «родными братьями» по двум причинам: первое, это способ их образования – и одно и другое образуются из остатков растений. Во вторых и торф и каменный уголь являются твёрдым горючим.

В 3. Речь идёт  о  материке  Австралия.  Реки  на  карте этого  материка  отмечены  штрихами  потому,  что полноводными они становятся только во время дождей, а потом вода просачивается через песок и уходит. Природа Австралии менее всего пострадала от человеческой деятельности потому, что материк более всего удалён от других континентов и позднее других был заселён переселенцами других стран. Основной вид занятий человека в Австралии – фермерство.

                                                                         3 ВАРИАНТ

ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА (часть А)

задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

ключи

3

3

2

2

4

2

1

1

2

                                                ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

баллы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

                                                                                         

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ (часть В)

В 1. Густая шерсть защищает белого медведя от морозов, при купании животного не позволяет организму переохлаждаться. Широкие лапы позволяют легко передвигаться по снегу, льду, а также плавать, белый цвет меха помогают ему маскироваться от добычи и врага.

В 2. Находясь в лесу необходимо соблюдать следующие правила:

 1. Не шуми.             2. Не сори.             3. Не разводи костры.              4. Не отходи далеко от опушки                            5. Не трогай  детёнышей животных и птиц.

В 3. В тексте описана битва на Чудском озере, которая состоялась в 1242 году и была выиграна под руководством Александра Невского.

                                                                               4 ВАРИАНТ

ЗАДАНИЯ С ВЫБОРОМ ОТВЕТА (часть А)

задания

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

ключи

1

3

4

1

4

2

3

1

2

                                                 ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

баллы

1

1

1

1

1

1

1

1

1

                                         

ЗАДАНИЯ С РАЗВЁРНУТЫМ ОТВЕТОМ (часть В)

В 1.  «Новым светом» называют материк Северная Америка, потому, что до его открытия считалось, что все земли уже открыты.

В 2. В природных сообществах, где растут ели, почти не растут травы потому, что крона елей создаёт тень и не даёт солнечным лучам проникать к земле. Нижние ярусы не получают достаточного тепла и света. Кроме этого опадающая хвоя создаёт плотный слой, не позволяющий развиваться  низкорослым травам.

В 3. В тексте описано нашествие монголо-татар, которое произошло в XIII веке. После этого распалась Киевская Русь и на 250 лет установилась власть монголо-татарского ига.

           Спецификация теста по курсу окружающего мира

            за 4 класс начальной общеобразовательной школы.

  1. Целью создаваемого теста является определение уровней достижения

      и потенциальных возможностей учащихся.

  1.  В основу теста положен обязательный минимум содержания образования.
  2. Перечень структурных элементов содержания, являющихся объектами контроля:

      Содержание тестовых заданий

1

«Ориентирование в пространстве и во времени»

2

«Путешествие по поверхности и недрам России»

3

«Путешествие по природным зонам России»

4

«Путешествие по природным сообществам»

5

«Путешествие в прошлое России»

6.

6. «Путешествие по океанам и материкам Земли»

  1.  В проверочной работе использованы два типа заданий: задания с выбором  правильного ответа из четырёх предложенных (часть А) 9 из 12 предложенных; задания с полным развёрнутым ответом (часть В) 3 из 12 предложенных.
  2.  В проверочной работе выделяются задания  двух уровней сложности: базовый уровень (А), повышенный (В).

Уровень сложности

№ заданий

Общее количество заданий

Базовый

А 1 – А 9

9

повышенный

В 1 – В 3

3

  1. На работу отводится 40 минут. Тест снабжён инструкцией испытуемому и диагносту, поэтому не требует дополнительных разъяснений.
  2. Нормы выставления традиционных отметок

Кол-во выполненных заданий

0 – 5  

6 – 8

9 – 10

11 – 12

Баллы

0 – 5

6 – 8

9 – 12  

13–18

Отметка

 «2»

«3»

«4»

«5»

                                    Инструкция диагносту

На выполнение теста отводится 40 минут.   Тест   снабжён    инструкцией   испытуемому, поэтому любые пояснения со стороны диагноста запрещаются. В процессе выполнения теста     допустимо   только   одно  замечание   по  поводу   несамостоятельной    работы испытуемого.  В случае  повторного  нарушения  процедуры тестирования кем-либо этот испытуемый    отстраняется   от   процедуры   тестирования.   За  1 минуту  до  окончания установленного времени  диагност должен сообщить  об  оставшемся отрезке времени и напомнить о необходимости заполнения бланков ответов. По истечении времени бланки собираются в порядке их предъявления.

  Задания с выбором ответа (часть А) могут быть оценены 0 баллов, если ответ не верный, или 1 балл за каждый верный ответ.

За каждое верно выполненное задание, которое требует    развёрнутого    ответа (часть В) можно  поставить  3  балла, если  ответ  полный. Если  в  ответе  одна   ошибка  ставится 2 балла, за две ошибки или неполные данные ставится 1 балл. Если задание не выполнено – 0 баллов.

 

                                       Инструкция для учащихся

На выполнение теста отводится 40 минут. Задания выполняются в любом порядке. Если задание не удаётся выполнить сразу, рекомендуется перейти к следующему. В оставшееся время необходимо вернуться к пропущенным заданиям. Допускается использование черновиков при условии, что они будут сданы вместе с работой.

                                         Инструкция к заданиям  А 1 –А 9

Первая часть А содержит 9 заданий (А1-А9). К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком в бланке ответов №1.

                               Инструкция к заданиям В1-В3

Часть В включает три задания (В1-В3), каждое требует  полного развёрнутого ответа в произвольной форме.        

                                               Вариант 1

                                                               Часть А

Первая часть А содержит 9 заданий (А1-А9). К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком в бланке ответов №1.

А 1. Как называется линия деления земного шара на Северное и Южное полушарие?

  1. Меридиан                    2)  экватор                    3)параллель                      4) полюс

А 2. Как называется увеличение или уменьшение реальных размеров при составлении плана?

  1. Масштаб                       2) карта                           3) глобус                           4) картина

А 3. Какая природная зона располагается между лесотундрой и смешанными лесами?

  1. Тундра                            2) степь                             3) тайга                           4) Арктика

А 4. Какие горы разделяют Россию на Европейскую и Азиатскую части?

  1. Алтай                                 2) Саяны                             3) Уральские                         4) Кавказские

А 5. Какие из морей есть на карте России?

  1. Красное, Черное                                                           3) Желтое, Синее
  2. Черное, Белое                                                                4) Белое, Голубое

А 6. Моря, какого океана омывают Россию с Востока?

  1. Северного Ледовитого                                                 3)Тихого
  2. Индийского                                                                     4) Атлантического

А 7. Из каких полезных ископаемых получают металлы?

  1. Из гранита                         2) из руды                          3) из угля                               4) из нефти

А 8. Укажите верное высказывание.

  1. В тайге солнца зимой не бывает.
  2. В тайге солнечный день зимой короткий.
  3. В тайге снежный покров сохраняется постоянно весь год.
  4.  В тайге лето короткое и холодное.

А 9. Кто проявил полководческий талант в сражении на льду Чудского озера?

  1. Дмитрий Донской                                                         3) Князь Иван Калита
  2. Александр Невский                                                       4) Юрий Долгорукий

                                                           Часть В

Часть В включает три задания (В1-В3), каждое требует вашего полного развёрнутого ответа в произвольной форме.        

В 1. Какие последствия могут возникнуть при исчезновении лесов?

В 2. Почему в тайге растут именно хвойные растения?

В 3. Назови город, где произошло это событие и опиши его последствия.

              Во время Великой Отечественной Войны, в 1942 году началось величайшее сражение. На боевых высотах лежало  огромное множество трупов  наших бойцов и фашистских оккупантов. В городе шли бои за каждый дом, каждую пядь земли. Это событие  стало переломным событием в ходе войны!    

     

Х

Образец написания метки

Запрещены исправления в области ответов. Будьте аккуратны. Случайный штрих внутри квадрата может быть воспринят как метка.

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

1

2

3

4


                                                   Вариант 2

 Первая часть А содержит 9 заданий (А1-А9). К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком в бланке ответов №1.

А 1. Что получает человек из нефти?

  1. Жидкое топливо                 2)стекло                      3) Удобрение                           4) мел

А 2. Укажи самое большое пресноводное озеро в России.

  1. Ладожское                      2)Байкал                   3) Онежское             4) Селигер

А 3. Какие горы не расположены на территории России?

  1. Кавказские горы              2) Алтай                  3) Альпы                4) Уральские горы 

А 4. Какая равнина раскинулась к востоку от Уральских гор?

  1. Восточно-Европейская                                             3) Среднесибирская
  2. Амурско-Азиатская                                                    4) Западносибирская

А 5. Когда началась Великая Отечественная Война?

  1. 22 июня 1941             2)9 мая 1945              3)1 сентября 1939                 4) Ноябрь 1942

А 6. Что делит Землю  на Северное и Южное полушарие?

  1. Экватор                   2) индийский океан              3) меридиан                       4) параллели

 

А 7.  Что можно определить с помощью компаса?

  1. Направление ветра                                            3)Температуру воды
  2.  температуру   воздуха                                      4) стороны горизонта

А 8. Зона степей расположена между…

  1. Зона лесов и зоной пустынь
  2. Зоной тундры и зоной лесов
  3. Ледяной пустыней и тайгой
  4. Зоной лесов и зоной лесотундры

А 9. В каком городе был открыт первый музей России – Кунсткамера?

  1. В Москве            2) в Санкт- Петербурге          3) во Владимире           4) в Ярославле

                                           

                                                       

                                                                Часть В

Часть В включает три задания (В1-В3), каждое требует вашего полного развёрнутого ответа в произвольной форме.        

В 1. Напиши, какими могут быть последствия разлива нефти на реке, море.

В 2. Почему торф и каменный уголь называют «родными братьями»?

В 3. Объясни,  какой материк описан в тексте и почему, описанное в тексте, является действительностью?

Многие реки на карте этого материка отмечены голубыми штрихами. Здесь много животных и растений, которые не встречаются больше нигде. Природа здесь пострадала меньше всего от деятельности человека…

Х

Образец  написания метки         

Запрещены исправления в области ответов. Будьте аккуратны. Случайный штрих внутри квадрата может быть воспринят как метка.

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

1

2

3

4

                                               Вариант 3

                                                               Часть А

Первая часть А содержит 9 заданий (А1-А9). К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком в бланке ответов №1.

А 1. Какое полезное ископаемое используется при производстве бензина?

  1. Каменный уголь             2)торф                   3) нефть                     4) горючие сланцы

А 2. Найди в ряду одно «лишнее» слово

1)Дон,         2)Волга,           3) Амазонка,              4)Днепр,                      5)Дунай

А 3. Кто проявил полководческий талант в сражении на льду Чудского озера?

  1. Дмитрий Донской                                                         3) Князь Иван Калита
  2. Александр Невский                                                       4) Юрий Долгорукий

А 4. Монголо-татарское иго на Руси длилось…

  1. 8 лет                       2) 250 лет                           3) 150 лет                          4) 14 лет

А 5. В какое море впадает река Дон?

  1. Средиземное                      2) Каспийское                      3) чёрное                   4) Азовское

А 6. Какие исчезающие редкие птицы обитают в зоне степей?

  1. Белый журавль, розовая чайка
  2. Журавль-красавка, дрофа
  3. Сокол-сапсан, казарка
  4. Белый гусь, кайра

А 7. Колумб достиг берегов:

  1. Америки                         2) Африки                      3) Индии                        4) Австралии

А 8. Какой материк омывается всеми океанами земного шара?

  1. Евразия                          2) Австралия                        3) Африка                      4) Америка

А 9. Определи тип леса по описанию…

          В этом лесу царит полумрак. Деревья создают сильное затенение. Под их пологом могут существовать теневыносливые растения. Почва покрыта сплошным ковром мхов.

1)Сосновый бор             2) ельник               3) лиственный лес             4) смешанный лес

                                                               Часть В

Часть В включает три задания (В1-В3), каждое требует вашего полного развёрнутого ответа в произвольной форме.        

В 1. Какое значение для белого медведя имеют густая шерсть, широкие лапы, белый цвет меха?

В 2. Какие правила поведения надо соблюдать, находясь в лесу? Напиши не менее пяти правил.

 В 3. Прочитай текст и напиши, что ты знаешь об этом событии:

     Битва   была  в XIII   веке  на озере. После сильных морозов началась оттепель.  Хрупкий лёд  ломался   под   тяжестью   сильно   вооружённых   врагов.   Тяжёлые   латы   тянули   их вместе с конницей ко дну.   Русские    полки   выиграли  эту битву благодаря полководческому таланту  и смекалке   русского полководца.

                                         

Х

Образец  написания метки         

Запрещены исправления в области ответов. Будьте аккуратны. Случайный штрих внутри квадрата может быть воспринят как метка.

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

1

2

3

4

                                                            4 Вариант

                                                                        Часть А

Первая часть А содержит 9 заданий (А1-А9). К ним даются варианты ответов, и вам предстоит выбрать из них один правильный. Номер правильного ответа отметить крестиком в бланке ответов №1.

А 1. Месторождения полезных ископаемых отыскивают

1)археологи             2)геологи          3)географы           4)строители

А 2. Найди в ряду «лишнее» слово

1)Евразия,  2)Австралия, 3) Австрия,  4)Америка, 5) Антарктида

А 3. Моря, какого океана омывают Россию с запада?              

1)Северного Ледовитого         2)Тихого               3)Индийского               4)Атлантического

А 4. Битва на Чудском озере была…

  1. Весной 1242                                         3)осенью 1941
  2. В ноябре 1942                                      4)зимой 1240

А 5. Укажи, на каком материке нет рек.

1)Австралия      2)Африка       3)Южная Америка         4)Антарктида

А 6. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных обозначений называется …

1)глобусом      2)географической картой      3)картиной     4)планом

А 7. Какое полезное ископаемое относится к строительным?

1)торф   2)природный газ    3)гранит    4)каменный уголь

А8. Как приспособились растения к жизни в степи?

1)растения имеют сильно развитую корневую систему

2)растения имеют листья в виде иголок

3)растения имеют стелющиеся стебли

4)растения имеют восковой налет на листьях

А 9. В каком городе был открыт первый музей России – Кунсткамера?

1)в Москве      2)в Санкт-Петербурге     3)во Владимире        4) в Ярославле

                                                               Часть В

Часть В включает три задания (В1-В3), каждое требует вашего полного развёрнутого ответа в произвольной форме.        

В 1. Объясни, какой материк и почему называют  «Новым светом»?

В 2.  Как ты думаешь, почему там, где растут ели, почти не растут травы?

 В 3. Прочитай текст и напиши, что ты знаешь об этом событии:

       Огромные полчища кочующих племён вторглись в русские земли с юго-востока. Всё сжигали и грабили они на своём пути, людей захватывали в рабство.                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Русские князья много лет выплачивали налог завоевателям.

Х

 Образец  написания метки         

        

Запрещены исправления в области ответов. Будьте аккуратны. Случайный штрих внутри квадрата может быть воспринят как метка.

А 1

А 2

А 3

А 4

А 5

А 6

А 7

А 8

А 9

1

2

3

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая проверочная работа по окружающему миру за курс начальной школы.

Итоговая проверочная работа по окружающему миру за курс начальной школы....

Итоговый тест по окружающему миру за курс начальной школы.

Предлагаю итоговый тест по окружающему миру за курс начальной школы....

Демонстрационный вариант диагностической работы по Окружающему миру за курс начальной школы, 2014-2015 учебный год.

Предложенные задания позволяют успешно подготовить учащихся 4 классов к итоговой за курс начальной школы диагностической работе по Окружающему миру....

Диагностическая работа по окружающему миру за курс начальной школы, вариант 1, 2014-2015 учебный год.

Диагностическая работа по окружающему миру проводится с целью определения у выпускников начальной школы уровня сформированности и результатов обучения в части познавательных универсальных учебных дейс...

Диагностическая работа по окружающему миру за курс начальной школы, вариант 2, 2014-2015 учебный год.

Диагностическая работа проводится с целью определения у выпускников начальной школы уровня сформированности и результатов обучения в части познавательных универсальных учебных действий как необходимог...

Ответы к диагностической работе по окружающему миру за курс начальной школы, 1 и 2 варианты, 2014-2015 учебный год.

Данный материал дает возможность проверить правильность выполнения диагностической работы по окружающему миру, 4 класс, 2014-2015 учебный год....