Урок окружающего мира в 3 классе "С кем дружит дуб?"
презентация к уроку по окружающему миру (3 класс) по теме

Талипова Эльза Наильевна

       Урок окружающего мира в 3 классе по программе  А.А.Плешакова на тему «С кем дружит дуб?» связан с проблемой экологического воспитания. По типу  - урок сообщения новых знаний. Главной целью урока было  ознакомить  с невидимой пищевой цепью и невидимой экологической пирамидой в  дубраве.

       Урок построен на основе информационных технологий с использованием возможностей интерактивной доски SMARTBoard. На каждом этапе урока слайды интерактивной доски использовались как наглядно-демонстрационный материал и как поле для выполнения заданий, что способствовало активизации деятельности учащихся на протяжении всего занятия и приобретению практических навыков работы на интерактивной доске. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3 классе (1-4).

Автор программы: А.А.Плешаков.

Тема. С кем дружит дуб?

Шамсиярова Эльза Наильевна,

учитель начальных классов МОУ СОШ №3

с углубленным изучением отдельных   предметов

Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

                                     

Цели урока:   ознакомить  учащихся с невидимой пищевой цепью и невидимой пирамидой в   дубраве;

                        развивать логическое мышление, наблюдательность, внимательность;

                        воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

интерактивная доска SMART Board;

Приложение: презентация к уроку;

ресурс Единой коллекции ЦОР: «Пищевая цепь (№181800)»

мультимедийный диск «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008»; мультимедийые диски «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия 2008»,

пособие для учащихся «Окружающий мир, 3 класс».

                                 

                                                        Ход урока.

  1. Организационный момент (эмоциональный настрой на урок под звуки леса)

  1. Сообщение темы и целей урока.

Введение в тему.

 Учитель.    Божья коровка

                   Улети на небо.

                   Там твои детки

                   Кушают конфетки.

- Кто не помнит этих слов с детства. Ваши знания об этом насекомом помогут отгадать тему урока.

Открывается  файл интерактивной доски (приложение, слайд 1), на котором изображена божья коровка, вокруг которой кружки с буквами: д, т, к, у, б, ю.

- Как в народе называют божью коровку?

д - солнышко

т  - тучка

- Что можно определить у божьей коровки по количеству точек?

Учащиеся:  д - солнышко

                   ю - количество лет

                   у  - к какому виду относится

Учащиеся: у  - к какому виду относится

- Как ведут себя пауки, если в их сети попадает божья коровка?

к -  съедают её

б -  обрывают нити и освобождают божью коровку

Учащиеся: б -  обрывают нити и освобождают божью коровку

   Учащиеся двигают нужный кружок по интерактивной доске и составляют слово  дуб.

- Сегодня на уроке вы узнает, с кем дружит дуб, изучите экологически связи и пищевые цепи в дубовом лесу (приложение, слайд 2)

3. Актуализация знаний.

 1)   Беседа по проверке знаний темы «Кто что ест».

-  Перед походом в лес, вспомним, что такое цепь питания?

Учащиеся:  кто что ест.

-  На какие группы делят животных в зависимости от питания?

Учащиеся: на растительноядных, насекомоядных всеядных и хищных.

(приложение, слайд 3)

- С чего начинаются цепи питания?

Учащиеся: с растений.

- Какое второе звено в цепи питания животных?

Учащиеся: растительноядные или всеядные животные.

-  Какое третье звено в цепи питания животных?

Учащиеся: насекомоядные или хищные животные.

2) Составление цепи питания божьей коровки

-  К какой группе (по типу пищи) относится божья коровка?

Учащиеся: насекомое- хищник.

- Составьте цепь питания божьей коровки.

Открывается слайд 4 (приложение), где идет работа по составлению цепи питания (учащиеся двигают карточки со словами «тля», «растения», «божья коровка»).

3) Тренинг «Составление цепей питания». Работа  по мультимедийной детской энциклопедии Кирилла и Мефодия, 2008 (раздел «Мир вокруг нас», вкладка «Игры», тема «Цепи питания»)

-  Составьте цепи питания животных, выбери нужные объекты. Один из предложенных объектов лишний.

Учащиеся работают на интерактивной доске, перемещая картинки с животными и растениями в необходимую часть пищевой цепи.

  ?

 ?

 ?

   чибис

1. картинки: сокол, гусеница, волк, змея.

  ?

 ?

 ?

   ящерица

2. картинки: змея, тюльпан, чибис, бабочка

4. Изучение материала урока.        

1) рассказ о дубе.

-  Отправляемся в гости к дубу. А какой же он дуб? В чем его сила и слабость? Об этом расскажут ребята.

Три заранее подготовленных ученика рассказывают о дубе.

1 ученик. Конечно, дуб сильный. Он большой, могучий и прожить может очень долго – 500 лет и более. Некоторые деревья доживают даже до 2 тысяч лет. А если срубят дуб, от пня начиняют тянуться к свету  молодая поросль с очень большими листьями. Вырастает она из особых аварийных почек. Если, например, гусеницы съедят всю листву, дерево её опять разворачивает – из спящих почек.

2 ученик. Да, да дуб – сильное дерево. Но есть у него слабая сторона – боится холода. Молодые листья и стебли погибают при заморозках. Чтобы уберечься от этой беды, дуб начинает зеленеть позже других. А зимой от морозов часто погибают желуди. Вот и приходится дубу надеяться на птиц и зверей – соек, мышей, белок. Получается, что в желудях тоже слабость дуба.

3 ученик. Хотя нет, не только слабость, но и сила. Они содержат большой запас питательных веществ. А вообще желуди очень интересны. Ты, конечно, видел на них шапочки. Научное название этих шапочек – плюски. Они кажутся симпатичным украшением. На самом деле это не украшение, а защита. Когда желуди созревают и опадают, плюски еще некоторое время висят на дереве. Потом опадают и они.

     Открывается мультимедийная панорама смешанного леса. (Мультимедийная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008)

2) Повторение правил поведения в лесу.

-  Вот мы и в лесу. Послушайте звуки леса, посмотрите на разнообразие его обитателей. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу.

Учащиеся. Не ломать ветки деревьев и кустарников.

Не срывать и затаптывать цветы и лекарственные растения.

Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.

Не уничтожать лягушек, жаб.

Не трогать птичьи гнезда.

Не приносить из леса животных домой.

3) Работа по схеме «Друзья дуба».

-  Еще одно и очень важное правило – в лесу должна быть тишина. Отправляемся в дубраву. Посмотрите как много животных в дубраве. Продвигаясь по схеме,  подумайте о том,  как связаны все эти животные с дубом.

Открывается слайд 5 (приложение), схема, на которой справа расположены  картинки с изображением животных)

-  Кто должен быть во втором звене цепи?

Учащиеся: растительноядные или всеядные животные.

-  Выберите и выставьте таких животных напротив стрелок.

Учащиеся двигают по интерактивной доске картинки с животными: кабана, лося, мышей, белку и сойку.

Учитель включает из «Вложений»  фильмы о кабане и белке (Мультимедийная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008)

- Как эти животные связаны с дубом?

Учащиеся. Эти животные напрямую связаны с дубом. На них охотятся хищники.

Учащиеся двигают по интерактивной доске картинки с животными: волка, лису, сову, змею и орла.

Учащиеся делают вывод о том, что хищники тоже связаны с дубом, хоть и косвенно.

Учитель включает из «Вложений»  фильмы о волке и лисе (Мультимедийная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008)

.

-  Мы видим, что отдельные цепи  переплетаются между собой. Образуется пищевая сеть. Поэтому экологи говорят, что лес – это единое целое.

4) Невидимая пирамида.

Учитель. Отгадайте загадки:

- В золотой клубочек                        

Спрятался дубочек.

Учащиеся: желудь.

- Эта маленькая крошка

Рада даже хлебной крошке,

Потому что дотемна

В норке прячется она.

Учащиеся: мышь.

- У неё глаза большие

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем.

Учащиеся: сова.

- Составим цепь питания совы.

Открывается слайд 6 (приложение) с изображениями совы, мышей и желудей. Учащиеся составляют цепь питания, перемещая картинки.

-  Кто крупнее в этой цепи питания?

Учащиеся. Крупнее всех – сова, а мышь крупнее желудя.

- Если бы у нас были волшебные весы, и мы бы взвесили всех сов, мышей и желуди, то оказалось бы, что желуди тяжелее мышей, а мыши тяжелее сов. Как вы думаете, почему?

Учащиеся. Потому, что желудей в лесу очень, очень много, мышей много, а сов – мало.

 -  И это не случайно. Ведь одной сове для питания надо много мышей, а одной мышке – множество желудей. Получается экологическая пирамида.

Открывается слайд 7 (приложение) с изображением пирамиды; рисунков желудей, мышей, совы, карточек со словами: «сова», «мыши», «желуди».

- Как вы думаете, что будет в основании пирамиды? Почему?

Учащиеся. В основании пирамиды будут желуди, потому что их очень, очень много. Они начало пищевой цепи.

Один ученик «заполняет» (двигает картинки) желудями основание пирамиды, и придвигает карточку «желуди»

-  А кого поместим в центр пирамиды?

Учащиеся. В середине пирамиды будут мыши, тат как их много, и они питаются желудями.

Один ученик вставляет картинку с мышами в середину пирамиды и придвигает карточку  «мыши».

- И вершина пирамиды – сова (учитель придвигает картинку с изображением совы).

Учитель включает из «Вложений»  фильм о сове (Мультимедийная Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2008)

.

- Как вы думаете, почему хищников меньше, чем травоядных?

   Учащиеся высказывают свои мнения.

Учитель предлагает посмотреть анимированную модель (карточка ресурса Единой коллекции ЦОР: «Пищевая цепь (№181800)»), позволяющую предсказывать последствия нарушения экологического равновесия.

Вывод: невидимые пирамиды есть повсюду в природе. Хищников всегда меньше, чем растительноядных. Растительноядных животных меньше, чем растений, которыми они питаются.

5) работа в рабочей тетради «Окружающий мир»

- Составь экологическую пирамиду по тексту:

«На зеленом лугу летают бабочки, которых ловит ящерица, ящерицу поймает змея, а змею сокол».

Учащиеся записывают в пирамиду слова: бабочки, ящерица, змея, сокол.

  5. Итог урока.

1) Тест  на интерактивной доске. Учащиеся обводят  правильный вариант ответа.

- Назовите друзей Дуба:

1) лось

2) медведь

3) кабан

4) мыши

 - Кто напрямую связан с дубом?

1) мыши

2) волк

3) сойка

4) лось

- Кто косвенно связан с дубом?

1) белка

2) сова

3) змея

4) орел

Проверка с доски.

2) Обобщающий вывод:

- В природе все и всё связано между собой. Сети питания переплетаются и образуют пищевую сеть. Растения и животные образуют экологические пирамиды. В основании – растения, а на вершине – хищные животные.

Домашнее задание.

  1. Приготовить сообщение об одном из друзей Дуба;
  2. Выполнить задания №4 из пособия «Окружающий мир» (на рисунке изображен участок сада. Составить несколько возможных цепей питания).

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Б У Ю Д У Т

Слайд 3

РАСТИТЕЛЬНОЯДНЫЕ ХИЩНЫЕ НАСЕКОМОЯДНЫЕ ВСЕЯДНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

Слайд 4

божья коровка растение тля

Слайд 5

Д У Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

Областной открытый урок окружающего мира "С кем дружит ель?"

Дидактическая цель урока - проекта: создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации, используя приемы проектного обучения и игровой деятельности.Методы: метод учебного ...

Урок окружающего мира. 2 класс. "Умеем ли мы дружить. Толерантность."

Урок проведён в рамках недели толерантности....

урок окружающего мира по теме "Умеешь ли ты дружить?"

Данный урок проводится во 2 классе по программе "Школа 21 века", окружающий мир....

Презентация урока окружающего мира "Конспект урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы" 2 класс

Презентация урока окружающего мира по теме "Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания: узнавание, называние, описание" 2 класс Урок разработан, исходя из новой пр...