Развитие универсальных познавательных учебных действий с использованием технологии ТРИЗ.
методическая разработка по окружающему миру по теме

 

А.В.Воробьёва МБОУ «Гимназия № 216 «Дидакт» г. Заречный Пензенская область

Е.А. Карпушкина МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 225» г. Заречный Пензенская область

 

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы познавательные универсальные учебные действия: самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации, знаково-символическое моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов действий при решении проблем творческого и поискового характера. В статье представлены основные инструменты Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), изложенные в сборнике творческих задач, которые используются при работе с детьми младшего школьного возраста. Дана методика работы с разными типами задач в урочной и внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vorobyova_zarechnyy_gimnaziya216didakt.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие универсальных познавательных учебных действий с использованием технологии ТРИЗ.

А.В.Воробьёва МБОУ «Гимназия № 216 «Дидакт» г. Заречный Пензенская область

Е.А. Карпушкина МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 225» г. Заречный Пензенская область

Для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы познавательные универсальные учебные действия: самостоятельное формулирование познавательной цели, поиск необходимой информации, знаково-символическое моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов действий при решении проблем творческого и поискового характера. В статье представлены основные инструменты Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), изложенные в сборнике творческих задач, которые используются при работе с детьми младшего школьного возраста. Дана методика работы с разными типами задач в урочной и внеурочной деятельности.

 

В последние годы в образовательном сообществе широко обсуждаются результаты международных исследований, в частности исследование PISA. Вот его результаты: в 2000 году Россия заняла 15 место, в 2009 – 42 место. Сопоставление полученных данных наводит на определённые размышления. По статистике более 80 % педагогов приверженцы традиционной системы обучения. Поэтому всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов, методов и технологий, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. При разработке Федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных умений и навыков, поиск новых форм и методов обучения.

С целью обновление содержания традиционного образования составлен Сборник творческих задач по окружающему миру для учащихся 1 – 4 классов с использование технологии Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ).

Содержание задачника:        

1. Методика подготовки и проведения уроков и внеурочных занятий.

2. Моделирование окружающего мира методом «маленьких человечков» (ММЧ).

3. Системный подход в обучении.

4. Метод проб и ошибок. «Мозговой штурм».

5. Алгоритм решения изобретательских задач.

6. Классификация творческих задач.

7. Требование к условию открытой творческой задачи.

8. Творческие задачи по курсу «Окружающий мир» образовательной программы «Школа 2100»

           1 класс «Я мир вокруг».

           2 класс «Наша планета Земля».

           3 класс «Обитатели Земли», «Моё Отечество».

           4 класс «Человек и природа», «Человек и человечество».

9. Тесты для исследования интеллектуального и творческого мышления младших школьников.

10. Информационное обеспечение задачника.

Сборник содержит оригинальные задачи, позволяющие педагогу создать увлекательный курс в рамках школьной программы и во внеурочной деятельности, а учащимся — выработать навыки творческого интеллектуального мышления, самостоятельности в исследованиях. В задачнике даны теоретические главы по методике построения уроков и технике разрешения проблемных ситуаций, показаны способы, приемы, классификация задач, что позволяет педагогу делать самостоятельные подборки тренировочных упражнений. Предусмотрена возможность формулирования задач в двух и более вариантах, приведены подсказки и ответы, которые часто имеют несколько решений. 

Так как ТРИЗ – это стратегия, исключающая бессистемное блуждание в бесконечном числе

вариантов, то основным рабочим механизмом в технологии служит алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

Шаги АРИЗ:

  1. Скорректировать первоначальную формулировку задачи.
  2. Построить модель.
  3. Построить «девятиэкранку» системного оператора.
  4. Определить имеющиеся вещественно–полевые ресурсы.
  5. Составить идеальный конечный результат (ИКР).
  6. Выявить и проанализировать противоречие.
  7. Предложить необычные, смелые, дерзкие решения задачи.

      Шаги алгоритма подвижны, их последовательность можно изменять в зависимости от логики решения, без множества проб.

В сборнике представлены изобретательские и исследовательские задачи. Изобретательская задача ставит перед решающим вопрос: «Как быть?», решаются по принципу, сформулированному ещё в прошлом веке незабвенным Козьмой Прутковым: «Отыщи всему начало, и ты многое поймёшь».

Часто в жизни происходит или уже произошло некоторое явление или действие. Но непонятно, почему оно появилось. Необходимо объяснить его, выяснить причины, следствия. И тогда пытаются ответить на вопрос: «Почему и Как это произошло?». Такие задачи называют исследовательскими.

С помощью алгоритма возможно решение данных типов задач. Решим исследовательскую задачу: «В наших прудах есть растение водокрас. Почка водокраса зимует на дне пруда, а летом «выскакивает» на поверхность водоема - и растение на чинает цвести и плодоносить. Как удается почкам водокраса подняться на поверхность?»

        Переформулируем условие задачи: «Как активный водокрас на поверхность всплыл у нас?», 

«Как зимующей почке водокраса весной всплыть на поверхность пруда, а летом начать новую жизнь».

        Желательно при переформулировке задачи строить модель для более чёткого усвоения задачи.

Формулируем идеальный конечный результат (ИКР),  делая упор на слове «сама»: почка всплывает сама без посторонней помощи.

Рассмотрим понятие «почка», как систему и особое внимание обратим на подсистему, которая поможет сформулировать противоречие.

        Построим сис тему:

Ткань

Часть побега

Флора

Клетка

Почка

Растение

Оболочка, ядро, цитоплазма, воздух, питательные вещества.

Зачаточный стебель, корешок, листья, воздух, питательные вещества.

Органы:

корень, побег.

Сформулируем противоречие, делая акцент на словах «зима» - «весна», «тяжёлая» - «лёгкая»

Подсказка: если почка зимой лежит на дне пруда, значит какая она?  (тяжёлая). А чтобы всплыть на поверхность, какой должна стать почка весной? (лёгкой)

Возникает противоречие: зимой почка должна быть тяжёлой, чтобы не замёрзнуть и лежать на дне пруда, а весной должна быть лёгкой, чтобы всплыть на поверхность и начать новую жизнь.

            Какие есть у почки помощники (ресурсы) в подсистеме?

Воздух, который нагревается энергией солнца. Для определения ресурса, который может обеспечить такое превращение, построим модель системы.

Из чего состоит почка?

В состав почки входит воздух, питательные вещества, вода. (На модели человечки жидких, твёрдых, газообразных веществ).

                                                                        Солнце

                                                                

                                                                        Вода

                                                                        Почка

        

Что в почке изменяет свои свойства при нагревании? (Воздух.)

Ответ: летом проникающие в воду солнечные лучи нагревают вместе с водой и почку. Внутри почки содержится воздух. От нагревания он рас ширяется и выталкивает почку на поверхность водоема.

Изобретательская задача: «В болотах и маленьких озерах вблизи аэродромы часто селятся прилетающие из теплых стран птицы и сооружают гнезда. Но они мешают полетам. Столкновение самолета при взлете или при посадке с птицей угрожает гибелью и ей, и машине, и пилоту, и пассажирам. Как быть?»

Сформулируем ИКР: птицы сами не показываются на взлетно-посадочной полосе.

Возможно использование разных посредников-ресурсов, которые помогают выйти на различные варианты решения задачи.

Подсказка: чем можно отвлечь, напугать птиц? 

        Ответ: 1) делаются бутафорские птицы и располагаются возле аэродрома;

           2) устраивают «столовую для птиц» - свалку пищевых отходов, отвлекающую от аэродрома;

           3) периодически транслируют записанные на магнитофон птичьи «сигналы бедствия»;

           4) изображают на фюзеляже самолетов хорошо знакомый птицам увеличенный глаз хищной птицы.

Выполнить безошибочно все задания практически невозможно, поэтому решение - это не самоцель, а средство для развития интеллекта, интереса к знаниям. Важно - не бояться решать подобные задачи, не считать полученное решение единственным верным и уметь оценивать свои идеи.

Библиография:

1. Иванов Г. «Формула творчества, или как научиться изобретать», - М., Просвещение, 1994.

2. Тимохов В.И. «Сборник творческих задач по биологии, экологии и ТРИЗ», -
С.-Петербург, «ТРИЗ-ШАНС», 1996.

3. Шустерман З.Г. «Приключения колобка, или Наука думать для больших и маленьких», - М., Педагогика-Пресс, 1993.

4. Журнал «Народное образование» № 9,  2000, № 1, 2001, Меерович М., Шрагина Л. «Управляемое воображение».

5. Журнал «Педагогика + ТРИЗ», № 6, 2000, Грин А.А. «Требование к условию открытой учебной задачи».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.

В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....

Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.

В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....

"Формирование универсальных учебных действий через использование приемов ТРИЗ на уроках".

формировании универсальных учебных действий через использование приемов ТРИЗ на уроках....

Модель организации образовательной деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания"

Материалы данной работы представляют комплексную презентацию модели по развитию познавательных учебных действий через описание методов и приемов технологий проблемного обучения, формирующего оценивани...

Модель организации образовательной деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания" презентация

Презентация модели педагогической деятельности "Развитие познавательных учебных действий через использование формирующего оценивания"...

Обобщение опыта работы Дьяковой С.А. по теме "Развитие познавательных универсальных учебных действий путём использования интерактивных методов обучения"

Здесь представлен  опыт работы по теме " Развитие познавательных универсальных учебных действий путем использования интерактивных методов обучения"...