Урок «Окружающий мир» Тема: "Весна: пробуждение природы". 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

 

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.

Цели урока:

1.Показать пробуждение природы и научить ребят наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи.

Задачи:

 1. Расширить, уточнить представление детей о весенних изменениях в природе.

2. Познакомить ребят со страницами Красной книги, с первоцветами, которые занесены в эту книгу.

3. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:

1. Выставка книг по весенней тематике.

2. Веточки деревьев с набухшими почками.

3. Аудиозапись отрывка из альбома П.И.Чайковского “Времена года”, голоса птиц.

4. Странички календаря весенних месяцев.

5. Мультимедиа проектор, ПК, магнитофон.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc637.5 КБ
Office presentation icon len_otkr._urok.ppt2.81 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  «Окружающий мир»

Тема: "Весна: пробуждение природы".

  1. класс

Кравчук Елена Анатольевна

Учитель начальных классов

МОУ гимназия № 259

г. Фокино

Приморский край

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ.

Цели урока:

1.Показать пробуждение природы и научить ребят наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи.

Задачи:

 1. Расширить, уточнить представление детей о весенних изменениях в природе.

2. Познакомить ребят со страницами Красной книги, с первоцветами, которые занесены в эту книгу.

3. Воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

Оборудование:

1. Выставка книг по весенней тематике.

2. Веточки деревьев с набухшими почками.

3. Аудиозапись отрывка из альбома П.И.Чайковского “Времена года”, голоса птиц.

4. Странички календаря весенних месяцев.

5. Мультимедиа проектор, ПК, магнитофон.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приготовление рабочего места. Настрой на работу.

Встало солнышко – ура!
Заниматься нам пора!
Учимся старательно,
Слушаем внимательно!
Думаем, запоминаем,
Дружно руки поднимаем!

2. Актуализация знаний.

Учитель. Ребята, отгадайте загадку

Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?

а) Обобщение наблюдений о весне по загадке.

- Какая фраза из загадки помогла вам догадаться, что речь идет о весне?

- А какое сейчас время года?

Назовите число, месяц, день недели сегодняшний.

3. Объявление темы и целей урока:

Тема нашего урока: «Весна – пробуждение природы»  и мы сегодня узнаем какие происходят изменения в природе весной и почему.

4. Изучение нового материала.

-Мы с вами немало прочитали книг о весне, выучили стихотворения, наблюдали изменения в природе.

4.1. Выставка книг

4.2 Чтение стихотворения.

- А хотите встретиться с настоящей весной?

4.3. Тогда отправляемся в путешествие…

( Произведение П.И.Чайковского “Времена года”)

4.4.Выберем одежду для весеннего путешествия ( групповая работа)

 4.5 Появление  Лесовичка.

ЛЕСОВИЧОК: Здравствуйте, ребята! А зачем вы сюда пожаловали?

ДЕТИ: Весну встречать!

ЛЕСОВИЧОК: Значит, говорите весну пришли встречать! Вот у меня весенний календарь. Оживите, страницы календаря, и я помогу вам встретиться с весной.

- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май.)

Март- утро года, начало прекрасной весенней поры. В марте пробуждается природа от долгого зимнего сна.

Календарная весна наступает 1 марта.

В природе весна наступает по-разному: иногда позже, иногда раньше. Весна сменяет зиму незаметно постепенно.                     

Самым характерным признаком прихода весны считается момент, когда в лужах вода не замерзает даже ночью.

 Астрономы считают началом весны 21 - 22 марта - момент весеннего равноденствия, когда день равен ночи, а концом весны 21 - 22 июня - самые длинные дни года.

Март- это пора капели, таянья снегов.

Проблемный вопрос: Почему тает снег и лед? Какое научное обоснование вы можете дать этому явлению?

МАРТ первый месяц весны – месяц прилета грачей.

Репродукция картины Саврасова « Грачи прилетели»,

Саврасов первым показал как прекрасен серый весенний день, грязные русские дороги и мокрые поля…Теперь эта картина вошла в нашу жизнь наравне со стихами Пушкина и музыкой Чайковского

Оживает страничка

 ЛЕСОВИЧОК: А как называется второй месяц весны? (Месяц цветов)

  Апрель – замечательный месяц. В апреле запестрели весенние цветы – белые звездочки ветреницы, розовые кустики волчьего лыка, лиловые колокольчики сон-травы, разноцветные стебельки медуницы.  В народе его называют месяцем последнего снега, первоцветом, снеголомом, водолеем, соковиком.   

Апрель называют первоцветом, так как в этот период, когда еще снег не успел освободить землю, а уже на хорошо прогреваемых солнцем участках появляются первые цветы - подснежники. Это самые ранние цветы, зацветающие весной. Однако существуют самые настоящие подснежники, научное их название галантус, что означает молочноцветник. Цветки у него белые, как молоко.

  А почему апрель - "соковик"?          Весной и деревья, и кустарники начинают соковыделение. В эту пору оживает каждое дерево. Корни глубоко в земле вбирают в себя влагу оттаявшей почвы. Весенний сок поднимается вверх по стволу и сучьям и наполняет собой почки, а они надуваются, разбухают.  

- А для кого из первых зацветает медуница? (Для пчел.)

- Какое дерево первым надевает свой наряд? (Березка)

- А что это за удивительные цветы тут собрались?

 Рассказы детей об известных весенних цветах.

ДЕТИ: ЛАНДЫШ

У окна на столике в стакане
С чистою холодною водой
Тихо ландыш серебристый вянет,
Наполняя комнату весной.
Крошечные чашечки развесил,
Словно бусы, он на стебельке,
И, должно быть, думает о лете,
Солнечной лужайке и реке.

МАТЬ-И-МАЧЕХА

Я – самый первый цветок, поэтому мне все радуются. А как пойдут листья, цветы пропадают. Одни листья – зонтики и растут.

ПОДСНЕЖНИК

Первый весенний цветочек,
Нежный зелёный росточек,
Сквозь вьюгу и снег пробивался – и
На земле показался.
Когда пригрело солнышко,
Не стало больше вьюг,
Сидеть ему под снегом,
Стало недосуг.

Проблемный вопрос: Почему появились цветы? Что необходимо для роста  растений?

 Опыт  ученика

 Ознакомление со страницами Красной книги, в которую внесены эти виды цветов

Исчезающие  виды растений и животных, требующие защиты занесены в Красную книгу. Так, например, в Приморском крае общее число нуждающихся в охране составляет 283 вида животных

343 вида растений . Пусть цветы украшают нашу землю, давайте же их беречь! Пусть все люди любуются красотой природы!

- Можно ли рвать цветы?

Сорванные цветы быстро увядают, и через некоторое время мы их просто выбросим. Пройдет более 15 лет, прежде чем на месте вырванных с корнем цветов появятся новые луковицы.

 Ознакомление с 58 статьёй Конституции РФ, в которой говорится о том, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

5. Физкультминутка.

Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

 Головой качают.

Только нам не спится –

Будем мы трудиться.

4.6. Продолжение встречи с Лесовичком.

Голоса птиц – запись

Сошли снега, растаял лед, проснулись насекомые и рыбы, возвращаются на родину птицы и лес зазвенел от птичьих песен.

Проблемный вопрос: Что позволяет птицам вернуться?

 Прослушивание голосов птиц. Ребята должны определить, какие птицы поют.

Май - самый теплый месяц. В народе говорят: "Май леса наряжает, лето в гости собирает".        

Групповая работа. Группа №2 – распределить картинки с изображением птиц на две группы и дать каждой группе общее название (птицы перелётные и зимующие).

Каждая перелётная птица возвращается в родные края в определённое время.

Фронтальная работа. Загадки. Сообщения детей.

Всех перелётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица …(грач).

Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.

Своё гнездо он в поле вьёт,

Это птица светло-песочного цвета с тёмными пестринками. В нашей средней полосе издавна люди определяют приход весны по первой песне жаворонка.

Где тянутся растения.

Его и песня и полёт

Вошли в стихотворения! (жаворонок)

 

 

На шесте – дворец,

Широким и важным шагом, беспрестанно кланяясь и озираясь по сторонам, шествует скворец за плугом, выдёргивая дождевых червей. Скворец – пересмешник. С поразительной похожестью он умеет передать всё, что услышит. В его концертах можно услышать не только голоса других птиц, но и кваканье лягушки, рычание собаки, и мяуканье кошки.

Во дворце – певец,

А зовут его …(скворец)

 

Прилетает к нам с теплом,

Прилетают ласточки в середине мая. Её легко Узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

 

 

Прилетел к нам, наконец,

Особенно хорошо поют соловьи, когда цветёт сирень. Наиболее активно соловьи поют до появления птенцов. Потом отцу семейства будет не до пения - надо помогать самке кормить птенцов.

Самый лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

Он поёт. (соловей)

 

 

Это старый наш знакомый:

В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно учёные сделали удивительное открытие: оказывается аисты могут спать на лету.

Он живёт на крыше дома.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.
(аист)

  Май - самый теплый месяц.   В народе май называют месяцем расцвета земли. Большинство растений трогается в рост, у многих зверей появляются детеныши.   В народе говорят: "Май леса наряжает, лето в гости собирает".        

На первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Так ли это на самом деле?

Групповая работа. Группа №3. Весенние заботы птиц. Сделать выбор.

Проверка результатов работы группы №3.

Птицы весной

УЧИТЕЛЬ: Семья синиц за день уничтожает 350 гусениц, жуков  и других насекомых.

- Как, ребята, мы с вами должны встретить птиц?

Ученик и его синичник.

Группа 4 Весенние изменения в природе – итог  - правильная последовательность

Завершение работы над схемой «Весенние изменения».

Лесовичок – Встречайте весну.

6. Приход ВЕСНЫ.

ВЕСНА: Я весна-красна!
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки,
На полях ращу цветочки,
Прогоняю с речек лёд,
Светлым делаю восход.
Всюду - в поле и в лесу –
Людям радость я несу.

- Весна принесла нам свои подарки

(Весна раздаёт веточки. Дети рассматривают появившиеся листочки, набухшие почки).

- Что вы видите, ребята?

7. Итог урока

- О каком времени года мы с вами сегодня говорили на уроке?

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Какие цветы первыми появляются с приходом весны?

- Какие птицы сообщают нам о начале весны?

- О чём говорится в статье 58 Конституции РФ?

- Почему необходимо беречь и охранять природу?

Дополнительно

(Трое учеников, выступающих в роли консультантов, выступают с сообщениями о жизни лесных животных весной.)

С приходом весны становится всё больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно весной у большинства зверей появляются детёныши. Ведь, чем больше корма, тем легче животным прокормить своих детёнышей.

Медведи просыпаются от долгого зимнего сна. Вылезают они из берлоги сильно исхудавшими. Голодные медведи могут напасть на лосей, оленей. Опасны они и для человека. Вместе с медведицей выходят и медвежата. Мать продолжает кормить их молоком. Но одновременно приучает самостоятельно отыскивать насекомых, доставать из земли корни, луковицы растений, есть прошлогодние ягоды.

Задолго до полного таяния снега просыпаются после зимней спячки еноты, барсуки, ежи. Весной для них много пищи, и они быстро поправляются, питаясь лягушками, мышами, червями, сочными корешками. Барсуки, не найдя корма, питаются своими запасами.

Так как, весной почти у всех животных есть детёныши, которые не умеют самостоятельно питаться, добывать себе корм, охота на зверей запрещена.

Во время весеннего половодья появляется потомство у ежей. Детёнышей бывает от 3 до 10. Новорожденные ежата слепые, беззубые, голые, малюсенькие. Через несколько часов после рождения у них вырастают мягкие иголочки, которые через двое суток превращаются в твёрдые иглы. О малышах заботится только мать. Ежи питаются мышами, змеями, ящерицами, шмелями. Но и врагов у них много. Даже колючки не могут спасти их от филинов, ястребов, лисиц.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок окружающего мира по теме «Зима – покой природы», программа «Школа – 2100»,1-ый класс

На данном комбинированном уроке создавались условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой информации средствами ИКТ, познавательного материала, творческих заданий. Ребята знак...

Урок окружающего мира по теме "Весна: Пробуждение природы" ("Танец природы")

Открытый урок по предмету «Окружающий мир» в 3 классе. УМК «Школа России» Тема: «Весна: пробуждение природы». («Танец природы»)  Приглашённые: жюри конкурса. Аудитория: учащи...

Тест по теме «Весна в неживой природе»

Тест по Окружающему миру 1 класс...

Конспект урока окружающий мир по теме "Весеннее пробуждение" (2 класс, УМК "Перспектива")

КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему мируТема: «Весеннее пробуждение растений»Цели деятельности учителя : Формирование   у обучающихся представления о причинах весенних изменений ...

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Весна в неживой природе". 2 класс. УМК "Перспектива".

Презентация к уроку окружающего мира по теме "Весна в неживой природе". 2 класс. УМК "Перспектива"...