Экологическое воспитание младших школьников
статья по окружающему миру на тему

Карпова Наталья Валерьевна

Описание роли экологического воспитания младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospit.dokument_microsoft_office_word.docx17.87 КБ

Предварительный просмотр:

       Экология – это наука об окружающей среде («эко» - дом, жилище, «логос» - наука изучения).

    Экология, как форма общественного сознания, является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия внутри фауны и флоры, их представителей между собой и с окружающей средой.

     Среда обитания человека – это мир природы, поэтому человек должен быть заинтересован в сохранении гармонии, целостности и чистоты природы. Однако, человек активно вмешивается в естественные природные процессы, нарушает их, использует богатства природы в своих личных интересах. Эта деятельность бесконтрольная, в результате нее наносится непоправимый ущерб окружающей среде, которая ставит под угрозу саму жизнь человека. В настоящее время существуют как региональные, так и глобальные (всемирного масштаба) экологические проблемы.

      Для решения этих проблем необходимо усилие всего мирового сообщества, только такие усилия могут предотвратить загрязнение атмосферы, гибель мирового океана и предотвратить неразумное использование земных недр.  Кроме этого каждая отдельная страна должна проявлять заботу о сохранении окружающей среды в своем регионе: следить за чистотой воздуха, бороться с исчезновением лесов, не загрязнять реки и водоемы, способствовать культуре земледелия.

      Поэтому одной из важнейших задач в современной школе является формирование у детей экологического сознания.

      Экологическое сознание включает в себя факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях, происходящих в мире животных и растениях, в сфере их обитания и в целом в окружающей среде.

      Экологическое сознание выполняет ряд важнейших функций:

  1. Просветительская. Помогает школьникам осознать природу, как среду обитания человека, и как эстетическое совершенство. Подрастающему поколению внушается мысль о необходимости использования экологических знаний в целях сохранения природы и предотвращения      необратимого нарушения экологического равновесия.
  2. Развивающая. Реализуется в процессе формирования у детей умения осмысливать экологические явления, устанавливать закономерные связи, существующие в мире растений и животных, делать обобщения и выводы относительно состояния природы для разумного взаимодействия с ней.
  3. Воспитательная. Проявляется в формировании учащихся нравственного и эстетического отношения к природе.  Воспитание чувства долга, патриотизма, стремление беречь родную природу и любовь к ней.
  4. Организующая.  Она заключается в стимулировании активной природоохранительной деятельности школьников. (Выражается: школьники делают кормушки, скворечники).
  5. Прогностическая.  Заключается в умении предвидеть последствия тех или иных действий человека в природе

      На основе экологического воспитания формируется экологическая культура школьников.

      Система экологического воспитания реализуется на уроках естественно - научного, гуманитарного, эстетического цикла, а так же во внеклассной работе.

      Цель системы – развитие экологического сознания детей, как совокупности знаний, мышления, чувств и воли, формирование экологической культуры, готовности к активной природоохранительной деятельности.

      Задача экологического воспитания реализуется на уроках природоведения, ознакомления с окружающим миром (в начальных классах), а так же на уроках биологии, географии, химии, физики (в старших классах).

      На уроках природоведения, окружающего мира, биологии, географии школьники узнают, что такое экологическое равновесие, как растения, насекомые, птицы, животные, леса и поля, недра земли и атмосфера взаимодействуют друг с другом, создают благоприятные условия существования.  

     Например: муравьи, как санитары леса; насекомые, как пища для птиц; дети узнают, что лес очищает воздух, защищает почву от выветривания и эрозии; снег укрывает поля и питает их влагой, разлив рек создает пойменные луга.

      Познание таких связей помогает детям узнать о равновесии в природе, о ее единстве.

      На уроках гуманитарного цикла, таких как литература, история, обществоведение, основы государства и права, дети узнают о недостатках природоохранительной работы в обществе, о законодательстве, регулирующем отношения к природе.

     Предметы эстетического цикла раскрывают эстетическую сущность природы, ее неповторимую красоту, оказывающую огромное влияние на человека.

      Большие возможности для экологического воспитания существуют на уроках общественно – полезного труда природоохранительного характера: работа в школьных лесничествах, насаждение защитных полос, очистка парков, садов и скверов. Сюда можно отнести работу отрядов санитарной охраны среды, групп скорой помощи птицам и диким животным зимой или в половодье.

      Большие возможности экологического воспитания раскрываются в туристической – краеведческой работе: дети учатся правилам поведения в природе, в местах отдыха, в лесах, в полях, на реках, учатся вести наблюдения за состоянием природы, накапливать впечатления для художественного творчества.

         

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дня.

Экологическое воспитание младших школьников в группе продлённого дняЭкологическое воспитание младших школьниковв группе продлённого дня....

Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания

Статья посвящена особенностям воспитания экологической культуры младших школьников. В статье делюсь опытом проектной деятельности в начальной школе....