Урок-занятие Богатство Земли - вода для школьников начальной школы 3-4 классов
классный час по окружающему миру (3,4 класс) по теме

 

Цели занятия: дать представление о том, что вода – это уникальное  вещество, активная среда жизни, необходимо её беречь и не загрязнять

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_urok.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка и музыки «Лосиный остров»№368

Урок-занятие

Богатство Земли - вода

для школьников начальной школы 3-4 классов

разработала: Куликова О.В.

воспитатель ГПД

Москва


Богатство Земли - . Вода

Долг человека – вернуть и сохранить первозданную чистоту вод

Цели занятия: дать представление о том, что вода – это уникальное  вещество, активная среда жизни, необходимо её беречь и не загрязнять

Оборудование: схемы, таблицы, магнитофон, музыкальные записи, компьютер, проектор, выставка рисунков на тему: «Вода в природе», выставка книг по теме: «Вода», фильм DVD

Пословицы и поговорки:

Будет дождик – будут и грибки

Больше леса – больше хлеба, больше снега – больше хлеба.

Весной что рекой прольет – капли не видать; осенью ситцем просеет, а воду хоть ведром черпай.

Где вода есть там и саду цвесть

Где вода – там и верба, где верба – там и вода

Земля, вода  - останутся, хотя нас и не будет

Крупная рыба в мелкой воде не водится

Лес да вода поле красят

На то и щука в море, чтоб карась не дремал

По капле дождь. а реки поит; реками море стоит.

Рыбам – вода, птицам воздух, человеку – вся земля.

Ход ролевой игры:

Ведущий: Недавно мы получили письмо: « Приветствуем вас жители планеты Земля. За помощью к вам обращается отряд наблюдателей с планеты Акватоид звездной системы Тау из созвездия Кита. История нашей планеты  трагична и поучительна. К. сожалению. Различные народы на нашей планете не могли мирно сосуществовать. Грубо и примитивно, а иногда и жестоко народы уничтожали друг друга и все природные богатства. В результате Бессмысленных войн и варварского использование планетных ресурсов Акватоид потерял почти всю жидкость, являющуюся основу жизни. Чтобы выжить, команда астронавтов отправилась на поиск вещества, способного заменить «жидкость жизни». Это вещество было найдено на планете Земля Солнечной системы»

К письму была приложен диск с фильмом о гибели планеты Акватоид

Учащиеся смотрят эпизод из фильма.

(Аквотоидянин) 1 ученик

Вещество, ради которого мы прилетели на Землю, встречается в трех агрегатных состояниях – жидком, твердом и газообразном. Вы – земляне называете его водой.

(Землянин) 2 ученик. На планете Земля вода составляет 2/3 поверхности суши. Но это вода соленая, которую невозможно пить. Она находится в морях и океанах. Запасы пресной воды, используемой для питьевых нужд -  невелики. Они находятся в реках, ледниках и под землей.

 (Аквотоидянин) 3 ученик. При небрежном использовании и загрязнении скоро у вас земляне не останется чистой воды. Наблюдая, как вы загрязняете реки и озера, ситуация с каждым годом все хуже и хуже. Посмотрите кадры из фильма о Балтийском море..

Смотрят фильм «Проблемы Балтики».

(Аквотоидянин) 4 ученик Тревогу вызывает загрязнения мирового океана нефтью и нефтепродуктами. По данным космической съемки около 30% поверхности океана покрыто нефтяной пленкой. Как нефть попадает в моря?

(Землянин) 5 ученик  Аварии танкеров. Последствия  некоторых гибельны для целых морей. Аварии дают лишь часть всех загрязнений.

Аквотоидянин) 4 ученик Какие еще источники загрязнений нефтью?

(Землянин) 5 ученик  Сливные и промывные воды судов. В войне Ирака против Кувейта был сброс иранцами в воды Персидского залива большого количества нефти и  множество живых организмов погибло.

(Аквотоидянин) 4 ученик Вода в океанах становится непригодной для поддержания жизни многих растений, животных и рыб.

(Землянин) 2 ученик Нельзя сказать, что ничего не делается, для очистки вод Мирового океана. Например: в некоторых портах работают установки позволяющие очищать загрязненные воды. Многие судовладельцы имеют очистку для слива грязной воды.

(Аквотоидянин) 1 ученик Но воды загрязняются не только нефтью, но и моющими средствами, сливами других вредных веществ. Плохо обстоят дела с вашими реками, особенно с Яузой и Москва-рекой. Мы провели исследование воды  из Москва-реки. В ней много вредных веществ, которые сбрасываются в воду, не очищая ее.

(Аквотоидянин) 3 ученик. При таком небрежном отношении у вас скоро не будет чистой воды и вам вскоре грозит гибель цивилизации. Все загрязнения из воды и воздуха накапливаются в организмах землян.

Аквотоидянин) 4 ученик. Мы на вашей планете уже целый год. Поняли, что не все жители могут иметь достаточно воды  для питья. Не везде есть вода для полива и есть участки земли засушливые. В этих районах редко идут дожди.

(Землянин) 5 ученик Вода на планете земля не только в явном виде( четыре океана, моря, озера, реки). Вода присутствует в воздухе, почве и в живых организмах. Вода медленно замерзает из-за того что в ней много поглощенного тепла. Она не может сильно перегреться и сильно охладится. При замерзании вода превращается в лед. Он легче воды. Плавает на поверхности. (демонстрирует воду и плавающий лед.)  Поэтому живые существа могут жить в воде даже в холодное время года.

(Землянин) 2 ученик. Есть еще одно свойство воды при замерзании ниже +4  увеличивает свой объем. В результате вода, замерзая создает огромное давление, дробит горные породы, многотонные глыбы, не говоря уже о трубах водяного отопления.(демонстрирует бутылку с водой, которая замерзла в морозильной камере, бутылку разорвало) Посмотрите на эту бутылку. Вода превратилась в лед и разбила бутылку.

(Землянин) 5 ученик Важным свойством воды является способность растворять многие вещества. Но сама  при этом остается без изменений. Но не все вещества хорошо растворяются. ( демонстрирует как растворяется поваренная соль, марганцовка  (перманганат калия), песок (оксид кремния), молоко).Температура влияет на растворимость  веществ, но не всегда одинаково. На нее влияет еще вещество, в каком виде: твердом, жидком или газообразном состоянии находится вещество. ( Демонстрирует растворение кусочков сахара в холодной и горячей воде; в стакане заранее была налита холодная вода, а потом ( при согревании) на стенках образовались пузырьки воздуха – подтверждение разной растворимости газов в воде с разной температурой)

Ведущий: (спрашивает учащихся) Как изменится растворимость твердых веществ и газов при повышении температуры?

(Аквотоидянин) 4 ученик. ( спрашивает учащихся ) Можно ли пить дождевую воду? Почему нельзя? Что она содержит? Как можно очистить? Можно выделить вещества, растворенные в воде? ( Да можно)

(Землянин) 5 ученик.  (Демонстрирует  выпаривание насыщенного раствора поваренной соли. После охлаждения выпадают кристаллы.) Мы поняли, что в природе встречается не чистая вода, а растворы различных веществ. В мировом океане общий объем соли велик и достигает огромной величины. Если выпарить всю соль и равномерно распределить по всей поверхности Земли, то образуется слой соли толщиной 45 метров, а если распределить эту соль только по суши, то 153 метра. Это высота 50- этажного небоскреба.

(Аквотоидянин) 1 ученик Свойство воды растворять вещества имеет значение для живых организмов? (Спрашивает у учеников)

Ведущий: Вода  поступает в живой организм и содержит растворенные в ней вещества. Без воды человек  может прожить 3 дня. С водой в организм поступают необходимые вещества. С водой удаляются продукты жизнедеятельности. Организмы очень чутко реагируют на потерю воды.

(Землянин) 2 ученик Потеря воды  происходит в клетках живых организмов и растений. Крепкие растворы солей и сахаров вытягивают воду из организма. Показывает:

Опыт1 – в раствор глицерина опускается кусочек картофеля (с грузиком, чтобы не всплыл). Можно наблюдать, как из картофеля постепенно выделяется и поднимается вверх вода.

Опыт2 В один стакан наливают воду, а в другой - крепкий раствор соли Опускают в оба стакана  кусочки листьев капусты. Через 30 мин. Сравнить внешний вид образцов, сделать вывод.

Ведущий: Вода занимает особое положение среди богатств Земли – она незаменима. Чем выше уровень цивилизации, тем больше потребляется воды. Уровень воды составляет в среднем около 200 л  на человека в сутки. Чтобы избежать участи Акватоида жителям Земли необходимо: (Что? Спрашивает учащихся)

  1. беречь воду
  2. очищать воду
  3. соблюдать законы природы

Заключительное слово астронавтов: Вода -  основа жизни земной цивилизации. Она может спасти и цивилизацию планеты Акватоид. Просим от лица нашей планеты рассмотреть возможность колонизации небольшого кусочка воды. А к жителям Земли обращаемся: « Берегите воду! Ведь вода – основа жизни на Земле».

Заключительное слово жителей Земли: Жители Земли согласны предоставить аквотоидянам  временный вид на жительство с условием соблюдения основных законов природы. Это позволит вам освоить все свойства воды и применить их на вашей родной планете.

Заключительное слово учителя Урок хочется закончить словами Антуана де Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты сама жизнь! Ты наполняешь нас радостью, которую не объяснить нашими чувствами. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. По твоей милости в нас вновь начинают бурлить высохшие роднички нашего сердца. Ты самое большое богатство на свете…»

В конце урока (можно, наоборот, перед началом) раздаются пословицы и поговорки. Учащиеся письменно объясняют смысл. Лучшие работы оцениваются. Призерам выдаются бутылочки с чистой водой.