Проект "Лесные опасности"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Правила безопасности на природе через вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, в различные виды деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

1. Тема проекта: « Лесные опасности»

2. Цель проекта: выяснить, какие опасности могут подстерегать человека в лесу, научить правилам безопасности на природе через вовлечение каждого учащегося в активный познавательный процесс, в различные виды деятельности.

3.Учебно-педагогические задачи

I.Образовательная: умение работать самостоятельно с дополнительной литературой; расширение кругозора; привить первоначальные умения собирать информацию из разных источников и использовать ее для выполнения проект

II.Воспитательная: воспитывать стремление заботиться о своем здоровье и сохранении здоровья окружающих; воспитывать дружеские взаимоотношения при совместной работе в группах, воспитание способности к взаимопониманию.

III. Развивающая: развитие познавательной активности учащихся, развитие творческих и коммуникативных способностей ребенка в ходе групповой работы; личностных качеств ребенка – аккуратность, ответственность.

4. Форма работы: урочно - внеурочная

5.Обеспечение: названия съедобных и несъедобных грибов, название темы, картинки с изображением бытовых предметов, картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов, игрушечный телефон;

ЗУН, необходимые учащимся для самостоятельной работы:

-владение устной и письменной речью (на уровне своего развития)

-владение определенными знаниями по окружающему миру, литературному чтению;

-умение вести поиск нужной информации.

Автор-разработчик: Колесникова Галина Владимировна, учитель начальных классов МОУ НОШ №29 г. Энгельса Саратовской области.

Описание проекта

Погружение в проект

Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Люблю грозу в начале мая», рассматривание репродукции  К.Е.Маковского « Дети, бегущие от грозы». Особое внимание уделяется тому, что, несмотря на всю красоту природы, в  лесу ожидает  множество опасностей.  Учитель очерчивает проблемное поле: это выясняется в ходе беседы и игры. Ребятам предстоит сделать выводы, чем же опасен лес, работая самостоятельно, в группах, коллективно, используя различные источники информации.

Организация деятельности

На уроке ребята работают в парах, группах. В группы включены дети близкие по уровню развития творческих способностей. Каждая группа пройдет разное количество этапов-заданий, различных по уровню сложности. Учитель предлагает расширить и систематизировать знания по данной проблеме  (создание фотоальбомов, выставок рисунков, поделок, книг, стенгазет с помощью взрослых). Дети принимают данное решение. В качестве домашнего задания, ребятам предлагается взять интервью у родителей, посетить городской парк, и, проявив свое творчество красочно оформить информацию.

На данном этапе проекта, творческая работа переходит во внеурочную деятельность.

Осуществление деятельности

На данном этапе формируются 3 группы:

1группа – Гроза и пожар в лесу - готовит рассказ о том, как вести себя:

-во время грозы в лесу

-если в лесу пожар

Состав группы: Гудилова Виктория, Гайворонский Никита.

2 группа - В лесу можно заблудиться - готовит рассказ по плану:

-чтобы не заблудиться

-если ты заблудился

-если не слышно никаких звуков

-если долго никто не идет

Состав группы: Гиенко Андрей, Павлочев Алексей.

3 группа - Съедобные и не съедобные грибы - разделить картинки грибов на съедобные и несъедобные.

-Назвать грибы.

- Нарисовать знак предупреждение и сформулировать правило о том какие грибы можно собирать.

Состав группы: Натепрова Юлия, Чечурова Дарья, Водянов Алексей

Подготовка к защите  проекта

Учитель вместе с детьми придумывает форму презентации проекта, подготовка реквизитов, фото  материалов, оформление стенгазет, систематизация подобранного материала.

Презентация проекта

« Лесные опасности»

Этапы урока, форма, краткое содержание

Дидактическое оснащение

Деятельность учащихся, рефлексия

  1. Организационный этап. Знакомство, план урока.

Рабочие материалы

Анализ рабочих материалов, активное слушание

  1. Актуализация знаний

Отгадывание загадок.

Конверты с картинками

Индивидуальные задания.

Общеклассная работа

  1. Динамическая пауза (разминка для отдыха глаз.) плакат или слайд                                

4.Проектная работа     «Лесные опасности»

Иллюстрации, книги.

Работа в группах

5. Усвоение новых знаний.

Выступление групп

6.Проверка усвоения новых знаний

Фронтальная работа

7.Рефлексия.

8. Домашнее задание

Рабочие материалы

Рассматривание кроссвордов

Ход урока

1.Организационный момент.

По оформлению доски определить, о чем сегодня на уроке пойдет речь.

2.Актуализация знаний.

Повторение о том, какие правила безопасности надо соблюдать дома, чтобы было уютно и тепло жить в своей квартире.

Индивидуальные задания.

1конверт: ножницы, нож, иголка, вилка.

2 конверт: кастрюля ковш, сковорода, чайник, утюг.

3конверт: лекарства, бытовые средства для кухни, ванны, ремонта.

Общеклассная работа:

Учитель читает загадки. Дети называют отгадки и рассказывают правила безопасности, которые нужно соблюдать.

Дом на ножках, посреди окошко.

Засветится окно - появится кино.        (Телевизор)

Кто по проводам в дом приходит к нам?

По ночам, когда темно освещает дом оно?          (Электричество)

На четырех ногах стою,

Ходить я вовсе не могу,

Когда устанешь ты гулять,

Ты можешь сесть и отдыхать.        ( Стул)

Правила безопасного поведения в доме (условные знаки или слайды)

-пролив на пол воду или другую жидкость, постарайтесь сразу ее вытереть, иначе можно поскользнуться и упасть;

-вынимая вилку из розетки, не тяните за провод, он может оторваться;

-не пользуйтесь электрическими приборами, когда моетесь в ванне или под душем;

-не оставляйте без присмотра сковороду с маслом, оно может вспыхнуть;

-не оставляйте включенной газовую горелку.

3.Физминутка для отдыха глаз

              Изображение ягод

Изображение леса

Изображение леса

Изображение глаза

                Изображение грибов

Если я называю ягоду - вы поднимаете глаза вверх, если деревья и кустарники смотрите по сторонам. Если я называю грибы, то смотрите под ноги. Но я расставила вам ловушки. Если услышите название ягод или растения, которое в лесу не встретишь – закрывайте крепко глаза.

4. Проектная работа « Лесные опасности» (работа в группах).

Работа над новой темой.

-Что удивительного можно увидеть в лесу?

-А знаете ли вы, какие лесные ягоды  можно есть, а какие нельзя?

-Какие грибы съедобны, а какие нет?

-Как вести себя во время грозы в лесу?

-Что делать, если ты заблудился?

-Давайте проверим, что вы знаете. Сядьте по группам.

1 группа

2 группа

3 группа

Гроза и пожар в лесу

В лесу можно заблудиться

Съедобные и несъедобные грибы

Подготовить рассказ о том, как вести себя:

1.Во время грозы.

2.Если в лесу пожар.

Подготовить рассказ по плану:

1.Чтобы не заблудиться.

2.Если ты заблудился.

3.Если не слышно никаких звуков.

4.Если долго никто не идет.

Разделить картинки грибов на съедобные и несъедобные.

Назвать грибы.

Сформулировать правило, какие грибы можно собирать.

5. Усвоение новых знаний.

1 опасность. 1 группа.

1 ученик рассказывает о том, как вести себя во время грозы в лесу.

2 ученик рассказывает о тои, как вести себя, если в лесу пожар.

2 опасность. 2 группа.

Учащиеся рассказывают по плану. Остальные добавляют.

3 опасность. 3 группа.

1 ученик называет съедобные грибы.

2 ученик называет несъедобные грибы.

Вывод: грибы можно есть, и собирать только те, которые знаешь.

6. Проверка усвоения новых знаний.

Учитель начинает правило, а ученики заканчивают.

1.Собирай грибы и ягоды…

2.Чтобы не заблудиться в лесу  от родителей и друзей…, если потерял из виду…

3.Грозу лучше переждать …

4. Если почувствуешь запах гари, то….. и сообщи …

7. Рефлексия.

-Чему лично вы научились в процессе разработки проекта?

-Чему научился коллектив?

-Что больше всего запомнилось в работе над проектом?

- Чтобы вы сделали по-другому?

8.Домашнее задание

Попробуй решить эти кроссворды. Если не знаешь каких-то названий, посоветуйся с друзьями и родителями, загляни в справочники, энциклопедии.

П

 

П

 

 

 

В

О

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р

 

Л

Е

С

У

Г

Р

И

Б

Ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В