Методика работы над сказкой в специальной (коррекционной) школе V вида.
статья (окружающий мир, 1 класс) на тему

Смирнова Ирина Владимировна

 У детей с тяжёлыми нарушениями речи пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью значений многих слов. Особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, имен прилагательных, глаголов, в связи с этим они испытывают трудности при пересказе сказок. Данная методика предлагает алгоритм действий педагогу на уроках чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_raboty_nad_skazkoy_v_specialnoy.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика работы над сказкой в специальной (коррекционной) школе V вида.

Сказка – наиболее любимый для всех детей жанр. Занимательность сюжета, последовательность его развития, чёткость и определённость характеров персонажей, постоянные повторы слов и выражений облегчают понимание содержания сказки даже учащимися, имеющими тяжёлые нарушения речи.

В сказке заложена огромная воспитательная сила, моральные принципы не декларируются в ней, а выражаются в ярких образах и поступках героев. Это усиливает воздействие сказки на душу ребёнка. Пожалуй, ни к одному из других жанров в большей степени не относятся слова К.Д. Ушинского о том, что чтение – это упражнение в нравственном чувстве.

Сказка становится благодатным материалом и для развития у детей связной устной речи. ЕЁ композиционная чёткость, однозначность логических связей создают благоприятные условия для первоначальной тренировки в передаче содержания.

Дети с тяжёлыми нарушениями речи, отвечая на вопрос анкеты о самом любимом жанре литературы, прежде всего называют сказку. Эта любовь сохраняется у них на протяжении всех лет обучения.

В книгах для чтения представлены все виды сказок: бытовые, волшебные, сказки о животных.

Несмотря на доступность жанра, учащиеся с тяжёлыми нарушениями речи встречаются с некоторыми трудностями в понимании сказок т.к. пассивный и активный словарь характеризуется бедностью, неточностью значений многих слов. Особенно страдает понимание и употребление обобщающих понятий, имен прилагательных, глаголов. Сосредотачиваясь на внешней стороны фабулы, большинство детей бывают не в состоянии понять основную мысль, а при пересказе делают пропуски важных смысловых звеньев.

К работе над сказкой предлагаются следующие рекомендации.

  1. При подготовке к чтению сказки важно организовывать наглядно – практическую деятельность детей или проводить соответствующую беседу так, чтобы учащиеся могли правильно воспринять самих героев и их действия. Например, перед чтением сказки «Колобок»и целесообразно, чтобы дети увидели колобка, рассмотрели из чего он испечён, какой он формы, убедились, легко ли он катится. Нужно также вспомнить с детьми зверей, которые действуют в сказке, предложить некоторые из них показать, а других назвать по предъявленным картинкам. Очень важно, чтобы звери на картинках были не просто представителями животного мира, а героями сказки. Показывать предметы, описанные в этой сказке нецелесообразно. Во – первых, потому, что их названия (короб, амбар, сусек) не имеют никакого значения для понимания сюжетной линии и особенно идейного содержания, а во – вторых показ уведёт в сторону от основного смысла, будет отвлечённым и не запомнится вне контекста. Та же принципиальная позиция в отношении выбора слов для работы с ними в подготовительной части урока сохраняется и в старших классах. При чтении сказки Г.Х.Андерсена «Снежная королева» кроме кратких сведений об авторе уместно показать учащимся изображение злого тролля с зеркалом в руке и Снежной Королевы. Демонстрационный материал должен создать образы злого маленького колдуна и холодной красивой женщины.
  2. Чтение сказки в младших классах необходимо сопровождать показом диафильма, иллюстраций в книге или аппликаций в сочетании с меловым рисунком на доске. Тогда у детей уже при первом знакомстве с текстом возникают представления о персонажах, об особенностях их взаимодействия, фиксируется последовательность развития сюжета. Так, начиная чтение сказки «Колобок», учитель может нарисовать дом с завалинкой, открытым окном, в окне поместить фигурку деда, у завалинки – изображение старухи. Колобок появляется на окне рядом с дедом, затем, по мере чтения сказки, он перемещается на завалинку, потом на траву, которую рисуют мелом, и катится по прочерченной дорожке на встречу с зайцем. Ту фигурку зайца, которая рассматривалась в подготовительной части урока, теперь помещают напротив колобка и т.д.
  3. Поскольку сказка по природе своего жанра предназначена для устного воспроизведения, её не следует только читать. Лучше использовать так называемое чтение – рассказывание, когда учитель, заглядывая в книгу, ведёт как бы устный сказ, обращаясь к классу. При такой подаче текста сохраняется интонация разговорной речи. Рассказывание сопровождается соответствующими жестами и мимикой. В отличие от стихотворения сказка может быть прослушана в граммофонной или магнитофонной записи. В любом случае нужно создать тот настрой, который воздействует на эмоции детей, помогает, им проникнутся переживаниями героев.
  4. Анализ сказки следует проводить без акцентирования на том, что что – то является вымыслом, а что – то правдой жизни. Иначе сказка перестаёт быть сказкой, пропадает её очарование. В связи с данным положением вопросы формируются так, как будто все события происходили на самом деле. Например, к сказке «Лиса и Журавль» (3 – й класс) можно предложить детям следующие вопросы:
  1. Что обещала Лиса, когда звала Журавля в гости?
  2. Сумел ли Журавль попробовать угощение лисы? Почему не сумел?
  3. Какой оказалась лиса?
  4. Как угощал лису Журавль? Для чего он это сделал?
  5. Могли ли они после такого угощения дружить дальше? Почему?
  6. Кто виноват в том, что дружба кончилась?
  7. За что Журавль проучил Лису?
  1. Сказку хорошо читать по ролям. Эту возможность необходимо использовать. Однако, прежде чем приступить к такой работе, важно, чтобы дети уже прочитали сказку и проанализировали её, обрати при этом внимание на характер действующих лиц, на их поведение в конкретных ситуациях. Перед чтением по ролям сказки «лиса и Журавль» можно предложить детям следующие задания:

«Прочитайте слова Лисы: как она зовёт в гости Журавля, как угощает его, как извиняется. Постарайтесь передать голосом, что Лиса говорит одно, а думает другое». Если не получается у детей, учитель даёт образец чтения.

Затем таким же образом разбирается, как надо читать слова Журавля: «Прочитайте про себя слова Журавля, которые он говорит Лисе. Есть ли за что ему благодарить лису? Почему же он говорит «спасибо»? Как он должен произвести это слово? Думает ли Журавль хорошо угостить Лису? Почему же он зовёт её в гости? Как нужно прочитать слова – приглашения?»

6.       Школьники должны быть хорошо подготовлены к пересказу сказки              

           всей предыдущей работой. Сказка рассказывается подробно, близко к тексту, с использованием всех слов и выражений, свойственных ей. При этом короткая сказка воспроизводится полностью, длинная – отдельными частями по заданию учителя или по выбору самих детей.

При обучении пересказу в младших классах эффективно использовать тот картинный план, который учитель создавал на доске при чтении сказки. Можно повторно посмотреть диафильм, каждый кадр, которого озвучивается детьми. Нежелательно слушать одного рассказчика. Это всегда утомляет детей и нецелесообразно методически. Число рассказчиков, как правило, определяется количеством эпизодов сказки, картинок, кадров диафильма.

Организационные формы пересказа могут быть различными: по вызову учителя, но цепочке, по эстафете, на соревнование по рядам и др.

 Сказки хорошо делятся на части, легко озаглавливаются. Для того, чтобы ученики не забыли те специфические слова, которые употреблены в сказке и которые детям следует использовать при пересказе, их записывают на доске в соответствии с каждым пунктом плана.