Выступление на тему: «Методика ведения конструктивного диалога между учителем и родителями учащихся в специальной (коррекционной) школе YIII вида»
учебно-методический материал

Белова Лариса Геннадьевна

 

«Методика ведения конструктивного диалога между учителем и родителями  учащихся в специальной (коррекционной) школе YIII вида»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_konstruktivnogo_dialoga_27.11.14.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья                                                      городского округа Павловский Посад Московской области

Постоянно действующий проблемный семинар «Педагоги Подмосковья – национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»

Тема семинара «Современная работа специальной (коррекционной) школы VIII вида,  семьи и общественности по комплексному воспитанию учащихся с ОВЗ»

Выступление на тему:

«Методика ведения конструктивного диалога между учителем и родителями  учащихся в специальной (коррекционной) школе YIII вида»

Белова Лариса Геннадьевна                                                                           

Учитель начальных классов

     

Методика ведения конструктивного диалога между учителем и родителями  учащихся в специальной (коррекционной) школе YIII вида

           Связь семьи и школы – одно из важнейших условий  при обучении и воспитании детей в школе VIII вида.  Для успешности работы с родителями учителю важно владеть такими качествами, как:

  • коммуникабельность;
  • вежливость (необходима для построения эффективного диалога между учителем и родителем);
  • терпимость (даже при явном проявлении  негативизма со стороны родителей учитель должен  находить позитивные решения воспитательных проблем);
  • готовность к сотрудничеству (взаимопомощь родителя и педагога  при влиянии на умственно отсталого ребенка);
  • единые требования (общая линия в воспитательной работе, выработанная педагогом и родителями).

           Принятие данных положений учителями  и родителями  поможет   ведению совместной работы по формированию  личности учащихся школы VIII вида.

            Каждый учитель знает, как нелегко вести беседу с вызванными в школу родителями трудных учащихся. Если родители реализуют оборонительную позицию и стремятся оправдать собственное невмешательство в воспитание своего ребенка, они используют следующие аргументы: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы воспитывать своего ребенка», «Мы перепробовали все меры, ничего не получается». Часто в школу приходят родители, выражающие наступательную позицию!: «Школа должна воспитывать, а не мы!», «Школа виновата в том, что наш ребенок такой невоспитанный». Иногда приходят родители с желанием получить помощь: «Ребенок нас не слушает, помогите нам!», «Мы растеряны, не знаем, что делать». В любом из этих случаев учитель должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Как этого достичь?

           Я предлагаю Вам ознакомиться с методикой  ведения конструктивного диалога между учителем и родителями трудного ребенка. Написала ее известный психолог Наталья Васильевна Самоукина. Наталья Васильевна - кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник Психологического института Российской Академии образования.

Самоукина Н.В.

           Эта методика в полном варианте дана в книгах  «Практический психолог в школе» Москва, ИНТОР, 1997г., и «Игры в школе и дома» Москва, Новая школа, 1993г.

            Методика ведения конструктивного диалога между учителем и родителями трудного ребенка включает в себя:

Упражнение «Нейтрализация».

             Данное упражнение направлено на то, чтобы учитель не попал под влияние родителей. Ведь если учитель потерял самостоятельность и «подыгрывает» родителям, достичь  конструктивных результатов в разговоре, становиться невозможным.

              Например, если родитель демонстрирует наступательную позицию, то учитель, попавший под его влияние, в одном случае будет вынужден оправдываться, доказывать свою «невиновность» в том, что ребенок плохо учится и нарушает дисциплину. В другом случае может начать угрожать родителю применением административных мер к ребенку. Если же родитель реализует позицию беспомощности, то учитель, по-человечески жалея его, стремится его успокоить, обещает что-то сделать для того, чтобы изменить к лучшему поведение ребенка.

              Основная цель общения учителя с родителем трудного ребенка состоит не в оправдывающихся или агрессивно-оборонительных действиях учителя и не в принятии на себя всей тяжести воспитательной коррекции поведения трудного школьника, но в объединении усилий учителей и родителей в деле исправления трудного ученика.

               С самого начала общения с родителями ученика не включайтесь эмоционально в ситуацию разговора, будьте психологически отстранены от нее, выдерживайте нейтралитет. Как показывает наш опыт, вам необходимо будет «продержаться» примерно 10—15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии к школе и лично вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании.  Молча выслушайте, с чем пришел к вам родитель, оставаясь спокойными и уверенными в себе. Поддержите родителя нейтральными фразами, например: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю». Почувствовав Вашу нейтральную позицию, родитель станет более спокойным, в нем будет формироваться психологическая готовность не к выяснению отношений, а к конструктивному и содержательному диалогу.


Упражнение «Равенство».

           Теперь вашей задачей является организовать равноправное взаимодействие с родителем. Это означает, что вы должны убедить его в незамедлительном включении в активную деятельность по воспитанию своего ребенка.

Как это сделать?

Позволим себе дать  несколько конкретных советов.

     Учитель должен иметь высокую психологическую культуру: уметь общаться, вести беседу, слушать и понимать собеседника, взаимодействовать и воздействовать. Чтобы избежать противостояния с родителями, учителю необходимо понимать и принимать чувства отца и матери своего ученика, более того, стараться найти в них опору при выстраивании совместных воспитательных действий. Не отталкивайте от себя пришедших в школу родителей, проявите сдержанную доброжелательность, открытость. Ваше личное положительное отношение к своему собеседнику будет выражением доброй воли и первым шагом к сотрудничеству.

           Нередко учитель видит в родителях людей изначально стоящих к нему в некоторой оппозиции. Стараясь заранее предварить их возможные возражения, он начинает беседу в повелительном «учительском» тоне, начинает поучать, упрекать. Так вести разговор нельзя – вы только оттолкнете собеседника. Постарайтесь понять чувства отца и матери своего ученика, более того – найдите в них опору, продумывая, выстраивая совместные действия.

            Одним из эффективных способов привлечения родителя к воспитательному сотрудничеству является подчеркивание его значимости в этом процессе. Приложите все усилия к тому, чтобы объяснить отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. Покажите родителю свою положительную настроенность по отношению к его ребенку. Когда родитель увидит дружелюбные глаза учителя и почувствует, что тот заботится о благополучии его ребенка, он перестанет прибегать к «психологической защите» и проявит готовность к сотрудничеству в воспитательном процессе.


Упражнение «Взаимодействие».

            Мы предлагаем краткое описание методики ведения конструктивного диалога. Надеемся, что выполняя правила и советы, вы сможете наладить взаимодействие с родителями трудных детей.

Правило 1.

Не стремитесь во что бы то ни стало отстаивать собственную позицию.

            Часто бывает так, что в процессе общения каждый собеседник стремится отстоять собственное мнение. Однако успешность беседы с родителями учеников зависит не от того, смог ли учитель доказать свою правоту, а от того, сумел ли он привлечь родителей к активному участию в воспитании и обучении ребенка, показал ли он образец высокой культуры общения и улучшились ли его взаимоотношения с родителями.

              Ведь основная цель беседы учителя с вызванными в школу родителями «проблемного» ребенка состоит не в том, чтобы доказать, какой плохой у них ребенок, а в том, чтобы организовать совместно с ним воспитательную работу, направленную на поддержку и помощь ребенку.

Правило 2.

Обсуждайте проблему, а не личные качества ученика.

            Положительные результаты беседы учителя с родителем не будут достигнуты, если они начнут обсуждать черты характера ребенка, лежащие в основе плохой успеваемости или нарушений дисциплины. Разговор может увязнуть в обвинениях, и родители не почувствуют, что учитель, так же как и они, заботится о благополучии ребенка. В итоге учитель может окончательно лишиться поддержки родителей, и конструктивного диалога между ними не получится.

           Чтобы избегнуть такого плачевного результата, необходимо направить беседу на обсуждение проблемы воспитания. Сформулируйте родителям ваш психолого-педагогический «диагноз» учебной деятельности и поведения их ребенка: какие объективные и субъективные причины, на ваш взгляд, лежат в основе плохой успеваемости и дисциплины, какие педагогические и воспитательные мероприятия следует организовать, чтобы улучшить положение.

            Например, ребенок плохо учится потому, что у него запущены некоторые школьные предметы, — следует организовать помощь в подтягивании его по этим дисциплинам.

            Подросток плохо ведет себя на уроке потому, что он нуждается в самоутверждении и демонстрирует свою смелость перед одноклассниками. Родители могут найти такие формы деятельности (спорт, хобби, помощь отцу в работе и др.), в которых их сын мог бы удовлетворить свою потребность в самоутверждении.

             При этом обязательно следует выразить уверенность в том, что если будут организованы совместные усилия семьи и школы, то существующая у школьника проблема может быть реально решена.

Правило 3.

 Учитывайте личные интересы родителей.

            Довольно часто в наше время учителя сталкиваются с тем, что родители проявляют «воспитательную пассивность» по отношению к своему ребенку: они либо много работают, оставляя его в лучшем случае под присмотром бабушки, либо заняты своей личной жизнью, полагая, что их ребенок достаточно самостоятелен и вырастет сам.

           Очень часто в беседе с родителями учитель требует, чтобы они резко активизировали свое участие в воспитании ребенка. Например, он советует, чтобы мать ушла с работы или перешла на полставки и целиком посвятила себя воспитанию ребенка. Или высказывается условие, чтобы отец забросил все свои увлечения и занялся только ребенком.

            При этом вряд ли можно серьезно надеяться на то, что родители, длительное время занимавшиеся собственными делами, после беседы с учителем мгновенно изменят стиль своей жизни. В ряде случаев они искренне хотят этого, но не знают, с чего конкретно следует начать правильное воспитание ребенка. Некоторые из родителей считают, что время потеряно и у них ничего не получится.

             Более эффективным действием со стороны учителя является признание за родителями права на интересную и содержательную жизнь. Здесь важно не отказаться от своих увлечений и интересов, а как можно активнее подключить к ним ребенка. Ведь интересы наших детей формируются в поле интересов их родителей.

             Например, пусть папа, увлекающийся рыбалкой и охотой, по чаще берет с собой сына, а мама, активно посещающая выставки и театры, возьмет с собой дочь. Хорошо подключить детей к домашним и хозяйственным делам: чинить вместе с отцом машину, строить дачу, делать ремонт в квартире, ухаживать за больной бабушкой и т.д.

Правило 4.

Ищите варианты. 

            Случается и так, что на беседу с вами приходят отец и мать, не имеющие никаких увлечений и интересных занятий. В этом случае ваша задача состоит в том, чтобы предложить им культурные формы их совместной деятельности с детьми либо в школе, либо вне ее. Заинтересуйте родителей в том, чтобы дети проводили с ними как можно больше времени.

Правило 5.

«Не верьте генетике».

            Не следует понимать данный совет буквально, к сожалению, учителя часто высказывают следующее мнение: «Разве этот ученик будет хорошо учиться и прилично вести себя в школе, ведь у него родители... (пьяницы, сидят в тюрьме и т. п.)». Разумеется, влияние наследственных особенностей и семейных условий на формирование характера и способностей ребенка огромно. Но следует помнить, что это влияние не безгранично. Каждый учитель, опираясь на свой опыт, может рассказать немало случаев, когда из «плохой» семьи выходил «хороший» ребенок и, наоборот, из «хорошей» — «плохой».

          В чем дело? В том, что отношение к ребенку значимых для него людей, их оценка его поведения и способностей имеют внушающий характер. Если к ребенку с первого класса в школе относятся как к ребенку из «плохой семьи», то он действительно начинает плохо учиться и нарушать дисциплину. И наоборот, удается выровнять успеваемость и поведение ребенка из «плохой семьи» при помощи положительного, подкрепляющего отношения к нему со стороны учителя. 

           Поэтому психологи призывают вас: верьте в силу воспитания! Не отказывайте ребенку из «плохой семьи» в вашем заботливом внимании! Боритесь за него, доверяйте ему, любите его!


Правило 6.

Мы вместе против проблемы, а не против друг друга. 

Ваша  беседа  с родителями «трудного» ученика прошла успешно, если:

  • во-первых, вам удалось избежать противостояния и отчуждения с ними;
  • во-вторых, если вы смогли удержаться сами или удержать родителей от взаимных упреков и обвинений;
  • в-третьих, если вы удачно сформулировали проблему воспитания и родители поняли и приняли вашу формулировку;
  • в-четвертых, если вы обсудили ваши совместные действия по решению имеющейся у ребенка проблемы в обучении и воспитании.

           И тогда с полным основанием вы сможете испытать профессиональное удовлетворение после разговора с родителями при условии, что сумеете объединиться с ними против вашего «общего врага» — проблемы ребенка — и разработать план конкретных совместных действий по ее решению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Особенности построения учебного процесса в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида".

В школу приходят дети разные: каждый имеет свои особенности развития, состояние здоровья, жизненный опыт и каждому необходимо найти оптимальный вариант обучения и воспитания. Чтобы помочь ребёнк...

Доклад на тему: «Использование ИКТ в практике работы учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Информационно-коммуникационные технологии – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках. Использование компьютерных техноло...

Пособие для учителя: Сборник диктантов Для обучающихся 2-4 классов Специальной (коррекционной) школы VIII вида

Данный сборник диктантов является примерным пособием для учителей  II –  IV классов специальной (коррекционной) школы VIII вида. Составлен в соответствии с учебной программой по письму и раз...

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и учителя начальных классов в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В данной статье отражена взаимосвязь педагогической работы учителя логопеда и учителя начальных классов с детьми с ограниченными возможностями здоровья....

Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс.

Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс....