Главные вкладки

    конспект урока по предмету "Окружающий мир"2 класс
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Конспект открытого урока по теме " Смена времён года" 2 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_smena_vremyon_goda.docx122.72 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Смена времён года

    Цель:  формирование  общеучебных умений в процессе изучения временных изменений в природе.

    Задачи:

     1.Расширить и уточнить знания детей о временах года, объяснить причины смены времён года.

    2.Развивать мыслительную, речевую деятельность, способность прогнозировать, планировать и оценивать результаты своей работы

    3.Воспитывать коммуникативную культуру, взаимоуважение, интерес к окружающему миру.

    Учебно-методическая обеспечение:

    учебник  « Окружающий мир» ( Наша планета Земля) А. А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан, УМК « Школа 2100», рабочая тетрадь к учебнику

    « Окружающий мир»( Наша планета Земля) А. А.Вахрушев, О.В.Бурский, А.С.Раутиан,  мультимедийная презентация Power Point.

    Технические средства: компьютер, проектор, теллурий.

    Ход урока

    1.Организованное начало урока

    - Добрый день. Поприветствуйте друг друга и настройтесь на изучение окружающего мира.

    -Для начала обратимся  к девизу нашего урока и прочитаем  его хором:

    Мы науки изучаем,

    Об открытиях мечтаем.

    Будем знанья получать,

    Чтоб потом их применять. (слайд1)

    -Чего мы ждём от урока?( Мы хотим получить новые знания, радоваться новым открытиям)

    2.Актуализация знаний и постановка учебной задачи

     -Чтобы открыть новое необходимо вспомнить уже  изученное.                                    - Выберите  тот   вывод, к которому мы пришли на прошлом уроке. ( слайд2)

          1.Ночь наступает, так как на небе появляется Луна.

          2.Планеты вращаются вокруг Солнца под воздействием закона всемирного тяготения.

          3.День и ночь наступают из-за того, что Земля вращается вокруг своей оси и по- разному освещается Солнцем .(Последний вывод относится к прошлому уроку)

    -Кто пришёл к этому же выводу?

    - Какие движения Земли вы знаете? ( Движение вокруг своей оси, движение вокруг Солнца)

    -К чему приводит движение вокруг своей оси? ( К смене дня и ночи)

    -К чему приводит движение Земли вокруг Солнца? ( Мы пока не знаем)

    -Как вы думаете, чему будет посвящён урок? ( Мы узнаем, что происходит на земле, когда она движется вокруг Солнца)

    -Значит,  наш основной вопрос звучит так:

      Что произойдёт при вращении Земли вокруг Солнца? ( слайд3)

    3.Совместное « открытие» знаний

    Работа в группах.

    -Вашему вниманию предлагаются конверты с заданием.  Обсудите и скажите,  каким образом ваши задания будут связаны с основным вопросом урока?

    1группа  (Летом тепло и день длиннее ночи, а зимой холодно и дни короче. Почему?)

    2группа ( Наступил октябрь и жители Австралии дружно стали покупать купальники.  Почему? )

    3группа  (Жители Африки никогда не играли в снежки.  Почему?)

    Версии групп:

    1 группа (Потому что летом солнце поднимается высоко, а  зимой нет. При вращении земли вокруг Солнца мы узнаем в какое место на планете лучи попадают прямо, там и лето, а куда с наклоном, там зима?)

    2группа ( Может быть в Австралии лето наступает в октябре. При вращении Земли вокруг Солнца мы узнаем,  когда у кого наступает лето?)

    3группа ( Потому что в Африке никогда не было зимы. При вращении Земли вокруг Солнца мы узнаем, почему у кого – то не бывает зимы?)

    -Где мы можем найти ответ на вопрос?  (в книге, энциклопедии, интернете).

    -Проведём небольшое исследование.

    -У вас на столах стоят лампы и глобусы. Какую роль будет играть  лампа?

     ( Лампа будет играть роль Солнца).

    - Представьте сначала, что поверхность Земли – это ваша рука. Включим лампу ( наблюдение за учителем, соблюдение правил безопасности с электрическими приборами), поднесём  руку на таком расстоянии от лампы, чтобы рука и лампа были на одинаковой высоте от стола. Что вы ощущаете?

    ( Руке очень тепло).

    - Теперь, оставляя руку на таком же расстоянии от лампы, медленно поднимите её вверх. Что вы ощущаете? ( Руке уже не так тепло).

    - Верните в начальное положение. Что теперь? ( Руке опять тепло)

    -Опустите вниз. Тепло ли руке?( Руке не так тепло)

    -Почему?( Дети высказывают свои мнения)

        -Давайте попробуем зарисовать то, что мы наблюдали.

     

    - Сделаем вывод.

      -Расскажите о том, как падают лучи на руку в первом, втором и третьем          случаях.( В1-ом случае лучи падают прямо на руку, а во втором и третьем случаях лучи падают наискосок)

    -Так почему в первом положении руке было теплее? ( Потому что лучи были прямые, а значит и ближе к источнику тепла)

    - Проделаем такой же  опыт с глобусом- моделью Земли. У глобуса есть воображаемая ось, вокруг которой вращается Земля. (слайд4)

    Куда будет направлена ось Земли при вращении Земли вокруг солнца? Обсудите в группах, подсказкой послужат вам рисунки созвездий. (слайд5)

    Версии детей:

    ( Ось Земли направлена на Полярную звезду).

     Вывод учителя: Земная ось (воображаемая линия от Северного полюса к Южному) наклонена к плоскости орбиты Земли под углом 23,5° и направлена всегда в одну точку — на Полярную звезду.

    - Когда вы будете передвигать глобус вокруг лампы, не забывайте соблюдать направление воображаемой оси.

    Практическая часть

    -Проведём опыт с исследователем  из первой команды, остальные оценивают его действия.

    -Расположи глобус около лампы и направь его ось на Полярную звезду.

    -Куда смотрит ось Земли: на Солнце или от него?( Думаю, что от Солнца)

    -Как выдумаете, что несут солнечные лучи: свет, тепло или то и другое?(И свет, и тепло)

    - Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: В Москве или в Австралии. ( В Австралии больше тепла)

    _ Как вы думаете, какое время года в Москве? ( В Москве зима, а в Австралии – лето)

    -Приглашается исследователь из другой команды.

    -Передвинь глобус вокруг Солнца. Куда должна смотреть его ось?( На Полярную звезду)

    -Ось земли смотрит на Солнце или от Солнца?( Думаю, что к Солнцу)

    -Давайте определим, где теплее при таком положении Земли: в Москве или в Австралии.( Теперь теплее в Москве).

    _ Какое время года в Москве? ( Теперь в Москве лето, а в Австралии –зима)

    -Попробуем сделать вывод.

    - Почему так произошло? ( Версии детей)

    -Обратимся к учебнику с. 59.( Чтение исследователем из третьей группы)

    Пока наше полушарие повёрнуто к Солнцу, дни у нас долгие, лучи прямые, время года – лето.

    -Пока наше полушарие повёрнуто от Солнца. Дни у нас короткие, лучи косые, время года – зима.

    -Как вы думаете, что произойдёт, когда Земля совершит полный круг вокруг Солнца? ( В Москве снова наступит зима, а в Австралии –лето)

    -За какой период это произойдёт? ( За год)

    - Так что же происходит при вращении Земли вокруг Солнца?( Смена времён года)

    - Ответили ли мы на главный вопрос урока?( Да)

    - Какая основная причина смены времени года? ( Наклон земной оси и движение Земли вокруг Солнца)

    -Почему летом день длится дольше?( Солнце поднимается высоко над горизонтом)

    - Почему зимой холодно?( Солнце низко над горизонтом)

    -Прочитаем вывод хором в учебнике на с. 59(слайд6)

    Наклонное положение оси Земли сохраняется в течение всего года, поэтому Солнце освещает поверхность Земли по-разному. Часть года Северный полюс повернут к Солнцу, а вторую часть года к Солнцу наклонен Южный полюс. Из-за этого наклона прямые лучи Солнца иногда освещают участок поверхности Земли к северу от экватора, иногда к югу от экватора. Это различие падения солнечных лучей на участке земной поверхности и вызывает смену сезонов в различных районах Земного шара. Когда Северный полюс повернут к Солнцу, в странах к северу от экватора — лето, к югу — зима. Когда прямые солнечные лучи падают на Южное полушарие — здесь наступает лето, а в Северном полушарии — зима.

    4.Двигательная  физминутка и электронная  физминутки для глаз

    5.Самостоятельное применение знаний.

     Работа в группах.

    -Мы знаем, что времена года сменяют друг друга и почему так происходит.

    -Какие у вас ещё возникли вопросы в связи с рассматриваемым нами материалом?( Версии детей)

    -Обратимся к слайду№7( изображение живой природы).

    -Как действует вращение Земли вокруг Солнца на живую природу?

    1.Работа по учебнику с.56-57, в рабочей тетради с.18-19

    1 группа  наблюдает за птицами

    2 группа -  за растениями

    3 группа -  за животными

    Вывод по группам.

    Общий вывод.

    Жизнь природы изменяется по сезонам. Меняется время года, меняется температура, соответственно меняется жизнь растений и животных. Животные и растения приспосабливаются к природным изменениям, чтобы выжить.

    6.Итоги работы

    - Вернёмся к заданиям, которые получила каждая группа в начале урока. Сравните свои предположения .

    1 группа ( Пока наше полушарие повёрнуто к Солнцу, дни у нас долгие и тёплые, лучи прямые, время года лето, а когда повёрнуто от Солнца, дни у нас короткие, а ночи длинные, лучи косые, время года –зима)

    2 группа( В это время в Австралии лето, потому что материк находится в южном полушарии, самое холодное время попадает на июнь, июль, август)

    3 группа(Африка имеет высокие температуры и считается самым жарким материком. Причина этого — в географическом расположении континента: вся территория Африки находится в жарких климатических поясах)

    Рефлексия

    -Чей же вывод оказался наиболее близким к правильному?

    -Какая работа помогла вам разобраться в этом сложном вопросе?

    -Кто уже знал об этом? Из каких источников узнали?

    -Поработайте в паре: расскажите друг другу, в чём же причина смены времени года?

    -Где пригодятся знания?

    Оценивание

    -Кто из ребят больше всех помог в «открытии» знаний?

    -Как работал ты?

    Домашнее задание

    1.Выполнить схематический рисунок движения Земли вокруг Солнца.

    2.Дополнительный материал для любознательных с.62-63 в учебнике.

    3.Узнать есть ли место на нашей планете, где бывает только ночь или день, зима или лето.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка (план-конспект) урока. Предмет: русский язык. Класс: 1 Тема урока: Письмо слов со строчными буквами б, д.

    Разработка (план-конспект) урока. Предмет:русский язык.Класс:1Учитель:Цветкова И.Ю.Тема урока:Письмо слов со строчными буквами б, д....

    конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

    Конспект урока математики во 2 классе. Тема урока: "Метр"

    Урок составлен в соответствии с ФГОС...

    План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

    Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

    План-конспект урока по математике (4 класс) по теме: Проект урока математики в 4 классе

    Цели: образовательные: повторить и обобщить знания детей по теме «Деление на числа, оканчивающиеся нулями», закрепить навыки устного счета, отрабатывать навыки, решение задач на движение, закрепить зн...