Разработка урока по теме:"Царства живой природы"
план-конспект урока (окружающий мир, 2 класс) по теме

Документ содержит материал для презентации, стихи, загадки, мини-доклады с использованием личностно-ориентированного, деятельностного подхода в обучении, здоровьесберегающих технологий, игровых приемов.

Тема урока: «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Цели урока:
образовательные:
• познакомить с царствами живой природы и их типичными представителями;
развивающие:
• расширить знания детей о живой природе Земли
• развивать умения обобщать, сравнивать, наблюдать;
• развивать умения работать в малых группах;
воспитательные:
• воспитывать культуру общения, умение выслушивать мнения членов группы;
• прививать любовь к родному северному краю.

 
1.    Орг.момент.
-На носочки встали, потянулись,
Друг на друга посмотрели, улыбнулись.
 

2. Сообщение темы урока.
-Итак, урок окружающего мира.

-В некотором царстве, в некотором государстве жили-были… как вы думаете кто?
-Нет, не царь с царицей, да и речь идет не об одном царстве, да и находятся они не за тридевять земель, а вокруг нас.
 

3. Актуализация знаний. Цели и задачи урока.
-Это царства живой природы.
(На доске открыть: живая природа)
- Назовите эти царства (царство животных, царство растений, царство бактерий и вирусов, царство грибов)

 

-Назовите представителей 1 царства – животных (волк, лиса, медведь, пчела, лягушка, змея, паук, рыба…)
-Какие виды животных вы знаете? (звери, птицы, рыбы, членистоногие, паукообразные, насекомые…)

- об одном жителе царства животных выступит с докладом Пастухова Виктория (Млекопитающие. Ёж.)
 

-Следующее царство – это царство растений.
 
-На какие группы можно поделить все растения? И как? (по ярусам: нижний, средний, верхний)
 
- Назовите представителей нижнего яруса (клевер, ромашка, полынь, василёк, лебеда…)




 

-Назовите представителей среднего яруса.( шиповник, сирень, калина, смородина, малина, ежевика, крыжовник…)
 

-Назовите представителей верхнего яруса(берёза, дуб, осина, ель, сосна, рябина, ива…)

-Расскажите о внешних особенностях растений каждого яруса (верхний: есть толстый ствол, который не гнется, ветки, листья; средний: есть много тонких стволов, которые сгибаются и похожи на ветки, листья; нижний: есть много тонких стволиков, которые легко гнутся и ломаются.)

- Об одном из жителей царства растений выступит с докладом Золотухина Юля. (барбарис)





 


Физкультминутка.
Раз присядка,
Два прыжок –
Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся
Любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата – спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть.
Ну а мишка косолапый –
Широко расставив лапы,
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.


- Следующее царство живой природы – это царство вирусов и бактерий.
-Какие группы вирусов и бактерий можно выделить?

А) полезные для человека
Б) вредные для человека
- В основном для человека больше полезных бактерий, а вредных больше вирусов.

-Где в жизни мы можем столкнуться с бактериями?
- В магазине, в молочном отделе продаются бифидок, биопростокваша, йогурты и т.д.

 

-В аптеке продается лекарственный препарат бифидумбактерин, лактобактерин.


-Клетки бактерий и вирусов очень малы, их можно рассмотреть только с помощью специальных приборов.

-Вот так выглядят клетки вирусов, если их сильно увеличить. Они вызывают различные заболевания.



 
4. Знакомство с новым материалом.
- Сегодня на уроке мы будем более подробно говорить о царстве грибов.
- Оказывается, грибы – это не только то, что грибники собирают себе в корзиночку в лесу.

-К грибам относятся и различные виды плесени.

 

-Где появляется плесень? (там, где есть сырость и тепло)
-Плесень разрушает одежду, портит продукты, может поселиться даже на стенах.


Практическая работа.
-Рассмотрите на лотке кусочек хлеба, пораженный плесенью.Что видим?

-На эту тему сообщение подготовила Веретенникова Ирина.

Уч.: -К грибам относятся различные виды плесени. Оказывается, плесень приносит человеку не только вред, но и пользу. Во многих странах существуют фабрики, на которых выращивают эти грибы. Из них получают лимонную кислоту. Очень важная плесень – пеницилл. Из этого гриба получают лекарства – антибиотики, которые помогают людям справляться с болезнями. Но в основном плесень доставляет человеку неприятности тем, что портит продукты, вещи.

-Некоторые плесени используются при производстве сыров. Самые известные – это рокфор и камамбер. Согласно легенде, крестьянский мальчик из французской деревни Рокфор забыл свой завтрак (кусочек обычного свежего сыра в одной пещере, а, вернувшись через несколько недель, нашел на его месте острый, ароматно пахнущий, с  голубыми пятнышками плесени сыр. )

Практическая работа.
-Рассмотрите на лоточке кусочек сыра. Что обнаружили?

С каким видом гриба познакомились? (плесень) открыть на доске.

К царству грибов относятся и дрожжи.

 

-Сообщение подготовил Елфимов Антон.
- Эти маленькие грибы как шарики. Они живут там, где есть жидкость и сахар. Размножаются дрожжи почками. Они выделяют углекислый газ. Пузырьки углекислого газа делают тесто лёгким и пористым. Человеку удалось приручить дрожжи. Более того, скоро выпустят машины, которые будут ездить на спирте, который получают с помощью дрожжей. Например, в Бразилии уже заправляют машины смесью бензина и спирта.Некоторые виды дрожжей вредны для человека, так как выцзывают различные заболевания.

Практическая работа.
-Возьмите пакетик и рассмотрите, как выглядят дрожжи, которые употребляются для выпечки.

 


-Какие изделия из теста можно приготовить с помощью дрожжей? (булочки, пряники, хлеб, рогалики, батон…)

 


-Какой следующий этап нашего урока?
Физкультминутка.


 
-Отгадайте загадку и определите, о чем речь пойдет дальше.(гриб)
-Какая часть гриба упоминалась в загадке?(шапочка или шляпка)




 


-Такие грибы называются шляпочные.


 

-Давайте рассмотрим строение гриба.
-Верхняя часть – это шляпка, на чем она держится?  (на ножке – это плодовое тело)
-А что осталось в земле? (корешки – это грибница)

Практическая работа.
-Возьмите карточку и запишите части гриба.


Практическая работа.
-Рассмотрите гриб в разрезе. Какие части ? Какой части не хватает?

-Какая часть гриба наиболее важна для тех, кто собирает грибы?
(шляпка и плодовое тело, т.к. эти части употребляются в пищу)
-Какая часть важна для самого гриба? (грибница, т.к. из нее растут грибы)
Кто из вас знает, как нужно собирать грибы?
-Если будем вырывать из земли? (повредим грибницу)
-Если будем срезать? (оставшаяся часть может сгнить и повредить грибницу)
-Лучше брать гриб выкручиванием


-На какие 2 группы можно поделить все шляпочные грибы?
(съедобные и несъедобные)


 

-Назовите съедобные и несъедобные грибы.
Как вы думаете, а кому нибудь ядовитые грибы нужны?
-Откройте учебник на с.23, прочитайте.
-Кому нужны мухоморы? (лосям)
-Возможно и другие ядовитые грибы кому-нибудь необходимы.

 

Игра на доске «Угадай грибок»
-Соберите из букв название гриба и получи картинку в подарок.
П Е К О Н (опенок)
С В И Н У Ш К А  (свинушка)
Р О К А Е Ж С Ы (сыроежка)
М О Р Х О М У (мухомор)

-Какие загадки о грибах вы подготовили?
1. Стоит на полянке
В красном платье Татьянка
Вся в белых крапинках

2.    Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик с пальчик
На нем сер кафтанчик,
Красна шапочка

3.    Золотистые сестрички-
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах
Осень в лес приносят летом
4.    Не спорю – не белый
Я, братцы, попроще
Расту я обычно
В березовой роще

5.    Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучей?
И держат зонтики в руках
Застигнутые кучкой

-Оказывается, как можно много сказать о грибах!
-Существует целая наука, посвященная их изучению. Она называется микология.
-В переводе с латинского микос – это гриб, логия –это наука. (открыть на доске)

Рефлексия.
-Какие царства живой природы вы знаете?
Как называется наука о грибах?


Расслабляющая ф-пауза
 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Царства живой природы".( 2-й класс, по программе "Начальная школа XXI века")

Материал урока позволяет развивать интерес к изучению дополнительного материала о природе,чувство любви к природе,понимание красоты и целесообразности каждой крупицы живойприроды.На уроке использовала...

Урок окружающего мира "Царства Живой природы"

Урок окружающего мира  «Царства живой природы» во 2 классе по УМК «Начальная школа XXI века». На уроке дети знакомятся с четырьмя царствами живой природы и их...

Конспект урока окружающего мира по теме:"Царства живой природы".

В игровой форме дети знакомятся с царствами живой природы и их представителями. Выполняя занимательные задания,  ребята закрепляют полученные знания....

Тестовая работа по окружающему миру по теме «Царства живой природы. Грибы».

Вариант теста по окружающему миру для 2-го класса, УМК "Начальная школа 21 века"....

Окружающий мир, 2 класс. Тема: "Царства живой природы" (Урок 1).

Презентация на тему: "Царства живой природы" (Урок 1). Окружающий мир, 2 класс . Начальная школа XXI века (Виноградова Н.Ф.)...

Конспект урока окружающего мира "Царства живой природы"

Данная разработка содержит конспект открытого урока окружающего мира "Царства живой природы". Урок проведён с использованием  кейс-технологии....

Урок-игра "Звёздный час" по теме "Царства живой природы"

Итоговый урок окружающего мира в 3 классе по теме "Царства живой природы" проведён в виде игры "Звёздный час"...