Главные вкладки

    Конспект урока-экскурсии, тема "Зима"
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    ШКОДА ЛЮБОВЬ ВЛАДИМИРОВНА

    Конспект урока-экскурсии по Окружающему миру, тема "Зима"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ekskursiya_pechatat.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Терентьевская средняя общеобразовательная школа»

    Прокопьевского района Кемеровской области

    Конспект урока-экскурсии

    «Зима»

    подготовила

    учитель начальных классов

    Шкода Любовь Владимировна

    с. Терентьевское 2012

    Тип экскурсии: сезонная, исследовательская.

    Тема экскурсии: Зима.

    Цель: Получение учащимися знаний о зиме в ходе непосредственного наблюдения и исследования в зимней природе.


    Задачи:

    Образовательные: — сформировать представления о зиме как времени года, научить детей различать характерные признаки зимних явлений в живой и неживой природе;

    Воспитательные: - научить проводить научные исследования в       природе и правильно фиксировать результаты. 

    - формировать познавательный интерес  через наблюдения за зимней природой;

    -укреплять здоровье детей во время зимней прогулки на пришкольном участке;

    - воспитывать эстетическое и нравственное отношение к родной природе;

    - формировать бережное, ответственное отношение к природе.

    Развивающие:  — развивать познавательную активность детей,  интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать  и делать выводы.

    Оборудование: лопата, снегомерная рейка (линейка), термометр, корзина, блокнот.

    Ход экскурсии:

    1. Общее введение: 

    М. Слово - учителя.

    Учитель. Отгадайте загадку.

    Снег на полях,
    Лед на реках,
    Вьюга гуляет,
    Когда это бывает?

    Ученики. Зимой.

    2.Вводная беседа.

    -Учитель. Вы уже много знаете о самом холодном времени года. Когда гуляете, вы очень наблюдательны, присматриваетесь к окружающему миру, поэтому, сегодня мы совершим экскурсию. Наша экскурсия называется «Зима» и  будет проходить по группам, их будет три. Послушайте задания к каждой инструкции, а затем мы разделимся на группы.

    Инструкция 1.

    Наблюдения за жизнью животных города зимой.

    1.Наблюдения за птицами:

    -примерный размер (в сравнении  с эталонами – воробей, ворона, курица);

    -цвет птицы;

    -что ест;

    -где сидит;

    -чем занята;

    -зарисовать следы птицы;

    -зарисовать траекторию (путь, линию) полета.

    2.Наблюдения за млекопитающими:

    -назвать животное;

    -чем занято животное;

    -зарисовать следы.

    Ребята, кто хочет поработать по этой инструкции? (Группа 6-7 человек)

    Инструкция 2.

    Изучение снежного покрова

    1. Цвет снега.

    2. Определить влажность снега (Для этого почерпните лопатой немного снега, наклоните лопату. Если снег полностью ссыпается с лопаты - он сухой; если на лопате остаются комочки снега - влажный; если с лопаты льется вода, а снег собирается комом - он сырой).

    3. Определить твердость снега (Если в снег легко входит вся ладонь - он мягкий, если в снег входит только палец - он твердый, а если в снег входит только острый предмет (лопата, нож) - он жесткий).

    4. Глубина снега (С помощью снегомерной рейки (линейки) определить глубину снега на разных участках парка: под деревьями, под кустарниками, на ровной поверхности; почему показатели разные?).

    5. Выкопать снежный шурф (яму) до почвы, одну сторону ямы разровнять линейкой вертикально, рассмотреть слои снега.

    6. Подсчитать количество слоев снега: белых, серых, черных.

    7. Зарисовать слои снега в соответствии с их толщиной.

    8. Описать особенности зимней погоды в соответствии со слоями снега (Чистый слой говорит о снегопаде, грязный слой говорит о ясной погоде, которая наблюдалась текущей зимой).

    9. Определить температуру снега у поверхности почвы, у поверхности снежного покрова (Почему она разная, почему у поверхности почвы температура выше, какое значение имеет снег в живой природе?)

    Инструкция 3.

    Деревья и кустарники зимой.

    1.Зарисовать силуэт дерева, кустарника (не менее 5).

    2. Назвать растение.

    3. Собрать плоды растений.

    Силуэты растений можно не только зарисовать, но и сфотографировать. С каждого дерева или кустарника надо собрать плоды, для этого есть корзинка, в которую будет удобно складывать все, что вы соберете. Это могут быть крылатки клена, ясеня, коробочки жасмина и сирени, могут быть и соплодия – сережки березы, рябины и липы.  Группа 6-7 человек.

    Ребята, а теперь от каждой группы нужен человек, который будет ответственный за оборудование, выданной каждой группе

    2 группе  выдается термометр, лопатка, снегомерная рейка (линейка).

    3 группе  выдается корзинка.

     А сейчас если каждой группе понятно задание, мы тихо пойдем на пришкольную территорию, где и будем наблюдать за природой, возьмите с собой блокноты, чтобы фиксировать данные. Через 20 минут встречаемся в классе и  обсуждаем полученные данные.

    3.Самостоятельная работа учащихся по инструкциям: 

    М. Самостоятельная работа учащихся по инструкциям.

    Учитель следит за дисциплиной и если нужно помогает учащимся. Ученики исследуют природу по инструкции, записывают свои наблюдения.

    4.Беседа по итогам наблюдений:

    М. Беседа.

    Учитель: - Ребята сейчас каждая группа поделится своими наблюдениями всему классу, потому что у каждого было своё задание.

    Теперь прошу к доске  представителя 1 группы.

    ученик: Из млекопитающих нам встретилось только одно животное - собака: следы (Приложение 5 №1), во время наблюдений собаки играли друг с другом, то обусловлено приближением весны – у животных начинаются брачные игры.

    Птицы встретились следующие:

    1. Синица: размер - с воробья; цвет- спинка черная, брюшко- зеленовато-желтое.

    Учитель: А как вы думаете, почему в других городах у синиц спинка серая, а брюшко от желтого, до лимонного цвета?

    ученик: Это происходит потому, что наш город загрязнен, и перышки птиц так же загрязняются. Птица в момент наблюдения ела семечки. Следы (прил.5,№2). Траектория полета волнообразная угловатая (прил.5,№2).

    1. Воробей – серо-коричневого цвета. Мы видели 5 воробьев. 2 из них ели семена деревьев, а 3 – сидели на ветке дерева очень плотно друг к другу, вероятно грелись.

    Траектория полета очень похожа на синицу, но у воробья длина волны больше (прил.5,№3).

    1. Голубь. Размер - похож на ворону, цвет серый, имеют сизую шейку. Во время наблюдений сидели  около урны с мусором и клевали хлеб. След (прил.5,№4).  Траектория полета волнообразная, плавная (прил.5,№4).

    Учитель: Хорошо, теперь послушаем о наблюдениях за снежным покровом.

    ученик: - Мы изучали снежный покров. Определили, что цвет снега серый. Он влажный, так как на лопате оставались комочки снега. В снег легко входила вся ладонь  значит он мягкий. С помощью линейки мы определили глубину снега на разных участках парка: под деревьями – 50 см, под кустарниками – 50 см, на ровной поверхности – 45см. Глубина разная, потому что деревья и кустарники задерживают снег, а на ровной  поверхности его выдувает ветер. Мы выкопали снежный шурф до почвы и увидели, что почва покрыта коркой льда, зелёной травы не видно. Мы подсчитали количество слоев: белых – 4, серых - 3, черных – 3. Всего 10 слоев снега. Ещё мы измерили температуру снега у поверхности почвы – 1,5° С и у поверхности снежного покрова – 7° С.  Температура у поверхности почвы всегда выше, так как снег сохраняет тепло исходящее от почвы. По слоям снега мы выявили следующие особенности зимней погоды в этом году: в ноябре и начале декабря были мощные снегопады, о чем говорит белой слой снега в 25 см; в конец декабря была переменная погода; новогодний снегопад составляет 3 см белого снега; до середины января стояла ясная морозная погода; конец января был бесснежным, поэтому слой снега черный и составляет 3 см; до середины феврале наблюдались снегопады, поэтому слой белого снега составляет 7 см.

    Учитель: Теперь прошу к доске  представителя 3 группы.

    ученик: На пришкольной территории нам встретились 2 дерева и 2 кустарника.

    1.Липа- дерево, которое скидывает листву на зиму. На ветках остаются ягодки (прил.1).

    2. Клен - дерево, которое скидывает листву на зиму. В зимний период  остаются крылатки (прил.2).

    3. Пузыреплодник – кустарник скидывает листву на зиму. На ветках остаются плоды в виде коробочек (прил.3).

    4. Сирень - кустарник, который скидывает листву на зиму. Зимой  на ветках остаются плоды – коробочки (прил.4).

    5. Подведение итогов.

    Отметка и оценка деятельности школьников учителем


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока-экскурсии по Золотому кольцу России

    Заочная экскурсия по Золотому кольцу России познакомит учащихся с историей городов и их достопримечательностями....

    Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классеТема: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени».

    Конспект урока- экскурсии по развитию речи в 3 классе специальной коррекционной школы VIII вида, по теме: «Экскурсия в парк. Сезонные изменения в природе с наступлением осени». В предложенном примерно...

    конспект урока-экскурсии

    Урок-экскурся в местную церковь...

    Конспект урока - экскурсии "Осенние изменения в Краснодарском крае"

    В конспекте представлены основные этапы урока-экскурсии.Учащиеся  знакомятся с объектами живой и неживой природы и природными явлениями; совершенствуют умения ориентироваться на местности и т.д....

    Конспект урока-экскурсии по окружающему миру во 2 классе "В гости к осени"

    Урок  окружающего мира во 2 классе по УМК "Школа России" по теме "В гости к осени"(экскурсия). Во время экскурсии учащиеся знакомятся с осенними изменениями в природе.В ходе экскурсии применяется...

    Конспект урока "Экскурсия по храму"

    Заочная экскурсия по храмам. Применима на уроках ОРКСЭ и во внеурочной работе....

    Конспект урока «Экскурсия в природу"

    Конспект урока по окружающему миру на тему"Экскурсия в природу (Покормите птиц зимой)"учитель: Качай Галина Викторовна(См. фотоальбом "Наши походы в лес")...