Главные вкладки

    Урок окружающего мира по теме: "Какие бывают животные?" 2 класс.
    план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

    Урок окружающего мира "Какие бывают животные?". Урок изучения нового материала. УМК "Школа России", 2 класс. На уроке использовались групповые и парные формы работы. Для повышения познавательной активности использовались средства ИКТ (презентация).

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема «Какие бывают животные».

    Цели:

    1. Расширить знания детей о животном мире

    2. Рассмотреть основные группы животных, совместно с детьми выявить существенные признаки каждой группы.

    3.Развивать познавательную активность и коммуникативные компетенции учащихся.

    4. Прививать чувство любви и бережного отношения к родной природе.

    5. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    II.Актуализация знаний.

    - На прошлом уроке мы закончили изучать тему: «Какие бывают растения?»

    - На какие 2 группы можно разделить растения?  (дикорастущие и культурные)

    - Какие растения называются дикорастущими?

    - Какие растения называются культурными?

    - На какие группы можно разделить культурные растения?

    - А сейчас перед вами кроссворд, в котором спрятаны названия растений, отгадайте их и узнаете тему нашего урока.

    Презентация (Слайд № 1)

    Загадки.

    1. Тонкий стебель у дорожки

         На конце его серёжки.

         На земле лежат листки

         Маленькие лопушки.

         Нам он – как хороший друг,

         Лечит ранки ног и рук.         (подорожник)

    2.  В поле росла,

         На мельнице была,

         Из печки на стол

         Караваем пришла.                 (пшеница)

    3.  Белым шариком пушистым

         Я красуюсь в поле чистом,

         Дунул лёгкий ветерок-

         И остался стебелёк.               (одуванчик)

    4.  На стеблях белеют чашки

         В них нитки и рубашки.       (хлопок)

    5.  Не сосна я и не ёлка,

         Только осень за порог-

         До единой все иголки

         Скину с веток точно в срок. ( лиственница)

    6.  Микробы он сбивает с ног,

         Ну а зовут его…                     (чеснок )

    7.  Этот нежный цветок

         В мае он в лесу цветёт.

         На его зелёной ножке

         Висят белые горошки.          ( ландыш)

    8.  Летом в огороде

         Свежий и зелёный,

         А зимою - в бочке

         Крепкий и солёный.              (огурец)

    - Прочитайте слово, которое получилось (животные)

    -  Назовите тему нашего урока. («Какие бывают животные?»)

    Презентация ( Слайд № 2.)

     - Нам надо рассмотреть какие бывают животные, постараться разделить их на группы. выделив существенный признак для каждой группы.

    III. Самостоятельное открытие новых знаний. Работа детей в группах.

    В каждой группе есть набор карточек с изображением животных (лев, собака, белка, сова, попугай, сорока, жук-олень, божья коровка, щука, окунь, лягушка, жаба, ящерица, крокодил) и наборное полотно.

    - Рассмотрите картинки и постарайтесь разделить животных на группы, учитывая внешний признак.

    IV. Проверка работы в группах. Этап усвоения новых знаний.

    - На какие группы распределили животных? (дети дают разные ответы)

    -Давайте вместе найдём правильный ответ.

    - Каких животных вы отнесли в группу зверей? (собака, лев, белка)

    - Почему? (тело покрыто шерстью)

    - Чем все звери вскармливают своих детёнышей?

    - Как ещё можно назвать эту группу животных? (млекопитающие)

    Презентация ( Слайд №3.)

     - Какое млекопитающее самое маленькое? (карликовая белозубка)  (Слайд №4).

     Длина тела около 4 см, а вес около 2 граммов. Живёт она в Африке.

    - Какое млекопитающее самое высокое? (жираф). Презентация ( Слайд №5).

    Рост  жирафа может достигать 6 метров.

    - Какое млекопитающее самое быстрое? (гепард)     (Слайд № 6)

    Он способен развивать скорость до 100 км в час.

     - Кто узнал это млекопитающее? (выхухоль)     (Слайд №7)

    Это животное подлежит охране на территории нашей области и занесено в Красную книгу. Длина тела около 40 см. , хорошо плавает, всеядна.

    - Какую группу животных рассмотрели? Какие существенные признаки выделили?

    ( На доске появляется табличка       МЛЕКОПИТАЮЩИЕ).

    - Каких животных вы отнесли к группе птиц? (сова, сорока, попугай)

    - Какой существенный признак можно выделить у всех птиц? (тело покрыто перьями)

    Презентация (Слайд №8).

    - В чём особенность этих птиц? (пингвин, страус).- Они не летают.

    Презентация (Слайд №9). Рассказ ученика о страусе.

    - А это птица подлежит охране на территории нашей области и занесена в Красную книгу. Это чёрный аист.

    Питается лягушками, водяными насекомыми, рыбой. Гнездо строит из сучьев на высоких деревьях.

    Презентация (Слайд №10).

    - Какую группу животных сейчас рассмотрели? Какой существенный признак выделили?

    ( На доске появляется табличка     ПТИЦЫ).

    - Каких животных отнесли к группе насекомых? (жук-олень, божья коровка).

    Презентация (Слайд №11).

    -Почему? (6 ног или 3 пары).

    Это самая многочисленная группа животных, в которой насчитывается около 2 миллионов видов.

    -Откуда произошло название «насекомые»?

    Слово «насекомое» происходит от слова «насечка». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нём поперечные полоски, словно брюшко насечено.

    Презентация (Слайд №12).

    -А это бабочка Махаон - одна из самых больших и красивых бабочек, обитающих в России. В размахе крыльев её длина достигает 16 см. Занесена в Красную книгу.

    Презентация (Слайд №13).

    Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди них и хищники. Самый прожорливый среди них  - стрекоза. (Рассказ ученика о стрекозе).

    Презентация (Слайд №14).

    - Можно ли паука отнести к насекомым? (нет, т. к. у него 8 ног).

    Презентация (Слайд №15).

    - С какой группой животных познакомились? Какой существенный признак выделили?

    ( На доске появляется табличка     НАСЕКОМЫЕ).

    V.Физминутка.

    . Имитируйте полет птиц, но если вы услышите что появились не птицы, а кто-то другой, - хлопайте в ладоши.

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Мухи и стрижи

    - Что неправильно? Скажи.

    Прилетели птицы:

    Голуби, синицы,

    Комары, чижи,

    - Что неправильно? Скажи.

    - Мухи и комары – это насекомые.

    - Каких животных можно отнести к рабам? (щука, окунь)

    - Какие отличительные признаки можно выделить у всех рыб? (чешуя, жабры)  Презентация (Слайд №16).

    Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт – и колечко узкое. По колечкам широким и узким можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет. Дышат рыбы не лёгкими, а жабрами. Если понаблюдать за рыбой, то можно увидеть, как рыба постоянно открывает рот. В воде есть воздух. Проглоченная вода проходит через жаберное отверстие, а в жабры поступает кислород. Так дышат рыбы.

    Презентация (Слайд №17).

    - - С какой группой животных познакомились? Какой существенный признак выделили?

    ( На доске появляется табличка    РЫБЫ).

    - Картинки с изображением,  каких животных не попали в перечисленные группы? (жаба, лягушка, крокодил, ящерица).

    - Как вы думаете, в одну группу животных их можно отнести или в разные?

    - Сравните чем покрыто тело этих животных?

    Кожа у лягушек и жаб тонкая и влажная ни чем не покрыта, а тело ящерицы и крокодила защищено роговыми чешуйками и щитками.

    - Где могут обитать лягушки и жабы? (на земле и в воде)

    - Как можно назвать эту группу животных? (земноводные)

    Презентация (Слайд №18).

    В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Когда малыши- головастики подрастают, они теряют жабры и начинают дышать лёгкими. А вот увидеть, как пьёт лягушка, вам не удастся. Оказывается «пьёт» она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает её сквозь кожу, и ей не приходится раскрывать рта для питья. Все земноводные – хищники. Они поедают насекомых, червей и моллюсков, которых ловят длинным липким языком.

    К земноводным относятся также тритоны Презентация (Слайд №19)    и саламандры. ( Слайд № 20).

    - С какой группой животных познакомились? Какой существенный признак выделили? (голая кожа)

    ( На доске появляется табличка    ЗЕМНОВОДНЫЕ).

    - Давайте рассмотрим картинки с изображением крокодила и ящерицы. Чем покрыто их тело? (роговыми чешуйками и щитками).

    - Как передвигаются эти животные? (ползком или волоча брюхо по земле).

    Все эти животные пресмыкаются, ползают, поэтому и называются пресмыкающиеся. Нередко их зовут ещё рептилии, поскольку именно так звучит латинское название этой группы.

    Презентация (Слайд №21).

    - К пресмыкающимся относится и черепаха. Тело её покрыто роговыми пластинами, которые срослись с костями и превратились в панцирь. Презентация (Слайд №22).

    - К пресмыкающимся относятся змеи. Среди змей есть ядовитые, укус которых смертелен. Это гадюки.

    . Презентация (Слайд №23).

    - Как надо поступить, если вы увидели змею?

    - А вот ужи - безвредные существа. Как отличить ужа от ядовитой змеи? . Презентация (Слайд №24).

    - С какой группой животных познакомились? Какой существенный признак выделили?

    ( На доске появляется табличка   ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ).

    - С какими группами животных познакомились?

     VI. Закрепление  изученного материала. Самостоятельная работа в парах.

         Каждой паре учащихся выдаётся конверт с заданием. В конверте игра «Собери картинку». Дети должны правильно совместить названия групп животных с их существенными признаками. Если задание выполнено верно, получится изображение животного (1 вариант- морж, 2- летучая мышь, 3- дельфин).

    - Как вы думаете, к каким группам относятся морж, летучая мышь и дельфин? (дети дают разные ответы).

    - Чтобы найти верный ответ, прочитайте рассказ об этих животных (в конверте).

    - Какие интересные сведения узнали об этих животных, к каким группам они относятся?

    VII. Игра «Угадай животное по описанию».

      Каждому ученику выдаётся картинка с изображением животного.  

      а) Два раза в год он меняет цвет своего меха. Любит обгладывать кору с молодых осинок и ив, бывает и так, что откапывает зелень из - под снега. Его называют трусливым, но это вовсе не так. Если какой-то  пернатый хищник настигает его, то он ложится на спину и отбивается сильными ударами лап.  

    -  К какой группе животных относится заяц?

        Ученик, которому попалась картинка с изображением зайца, вывешивает её на доску рядом с табличкой      

        МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

    -  У кого ещё есть картинки с изображением млекопитающих? (дети прикрепляют их к доске)

     - Назовите существенный признак этой группы животных?

     б) Он работает с утра до вечера: надо для этого прочно упереться в ствол упругим хвостом, зацепится сильными ногами и долбить крепким клювом. Потом он запускает в выдолбленное отверстие длинный, клейкий, с зазубринами язык, на который налипают насекомые. Его называют- лесной доктор.

     -  К какой группе животных относится дятел?

        Ученик, которому попалась картинка с изображением дятла, вывешивает её на доску рядом с табличкой      

        ПТИЦЫ.

    -  У кого ещё есть картинки с изображением птиц? (дети прикрепляют их к доске)

     - Назовите существенный признак этой группы животных?

     в) Он хорошо прыгает, умеет летать, но не умеет плавать. Бывает зелёного, серого или коричневого цвета.

    Живёт в траве и его трудно поймать. Но голосок его слышен прекрасно и всем хорошо знаком. Орган слуха расположен не на голове, а на ножке. Чемпион среди насекомых по прыжкам в длину.

    -  К какой группе животных относится кузнечик?

       Ученик, которому попалась картинка с изображением кузнечика, вывешивает её на доску рядом с табличкой       НАСЕКОМЫЕ

    -  Кому ещё попались картинки с изображением насекомых? (дети прикрепляют их к доске)

    - Назовите существенный признак этой группы животных?

    г) Им, как и людям нужен кислород для дыхания, но получают они его из воды. Передвигаются с помощью плавников и хвоста. Дышат жабрами (рыбы).

    - Назовите рыб, изображённых на ваших картинках. Какой существенный признак характерен для этой группы? (дети прикрепляют картинки рядом с табличкой РЫБЫ)

    д) Он хищник, пасть полна острых зубов, поэтому опасен для животных и человека. Может достигать в длину до 8 метров. Может схватить быка или верблюда и увлечь под воду. На суше он, как правило, труслив. Живёт в Африке.

    -  К какой группе животных относится крокодил?

       Ученик, которому попалась картинка с изображением крокодила, вывешивает её на доску рядом с табличкой       ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ.

    -  Кому ещё попались картинки с изображением пресмыкающихся? (дети прикрепляют их к доске)

    - Назовите существенный признак этой группы животных?

    е) Она совсем не вредная. Всё это неправда. Через кожу у неё выделяется едкая жидкость, но никаких бородавок от этого у человека не бывает. Просто так она спасается от врагов. Зато какая от неё большая польза. Люди приносят её на огород. Целый день она сидит в укромном уголке, а когда стемнеет начинает охоту. Ловить насекомых помогает ей клейкий длинный язык.

    -  К какой группе животных относится жаба?

       Ученик, которому попалась картинка с изображением жабы, вывешивает её на доску рядом с табличкой        

      ЗЕМНОВОДНЫЕ.

    -  Кому ещё попались картинки с изображением земноводных? (дети прикрепляют их к доске)

    - Назовите существенный признак этой группы животных?

    -Как одним словом назвать всех, кто представлен на доске? (животные).

    VIII. Подведение итогов:

    -Чему учились на уроке?

    - Рассказ, о каком животном вас всех больше удивил, запомнился?

    -Кому понравилось работать в паре, группе? Оцените свою работу.

    Индивидуальная работа

    Работа в паре

    Работа в группе

    Примечание:

    ! – работать было легко и всё понятно;

    . – возникали трудности, которые мы преодолевали;

    ? – работать было трудно, много непонятного.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок окружающего мира на тему: какие бывают растения

    Урок соответствует требованиям ФГОС,   показана работа в группах....

    урок окружающего мира на тему: какие бывают растения

    Урок в соответствии с требованиями ФГОС...

    Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Какие бывают водоемы"

    Данная презентация выполнена к уроку окружающего мира по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века" и знакомит детей с различными видами водоемов....

    Урок окружающего мира по теме "Какие бывают растения?"

    Содержит интересный и познавательный материал о разнообразии растений....

    Урок окружающего мира по теме : "Какие бывают животные?"

    Урок знакомства с новым материалом.На уроке используется системно-деятельностный подход,проблемное изложение материала...

    Урок окружающего мира по теме "Какие бывают растения".

    Урок окружающего мира по теме "Какие бывают растения". 2-й классЦели урока: ·        познакомить учащихся с разнообразием растений (дерево, кустарни...