Урок окружающего мира по теме: "Какие бывают животные?" 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок окружающего мира "Какие бывают животные?". Урок изучения нового материала. УМК "Школа России", 2 класс. На уроке использовались групповые и парные формы работы. Для повышения познавательной активности использовались средства ИКТ (презентация).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira_po_teme_kakie_byvayut_zhivotnye.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Какие бывают животные».
Цели:
1. Расширить знания детей о животном мире
2. Рассмотреть основные группы животных, совместно с детьми выявить существенные признаки каждой группы.
3.Развивать познавательную активность и коммуникативные компетенции учащихся.
4. Прививать чувство любви и бережного отношения к родной природе.
5. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II.Актуализация знаний.
- На прошлом уроке мы закончили изучать тему: «Какие бывают растения?»
- На какие 2 группы можно разделить растения? (дикорастущие и культурные)
- Какие растения называются дикорастущими?
- Какие растения называются культурными?
- На какие группы можно разделить культурные растения?
- А сейчас перед вами кроссворд, в котором спрятаны названия растений, отгадайте их и узнаете тему нашего урока.
Презентация (Слайд № 1)
Загадки.
1. Тонкий стебель у дорожки
На конце его серёжки.
На земле лежат листки
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг,
Лечит ранки ног и рук. (подорожник)
2. В поле росла,
На мельнице была,
Из печки на стол
Караваем пришла. (пшеница)
3. Белым шариком пушистым
Я красуюсь в поле чистом,
Дунул лёгкий ветерок-
И остался стебелёк. (одуванчик)
4. На стеблях белеют чашки
В них нитки и рубашки. (хлопок)
5. Не сосна я и не ёлка,
Только осень за порог-
До единой все иголки
Скину с веток точно в срок. ( лиственница)
6. Микробы он сбивает с ног,
Ну а зовут его… (чеснок )
7. Этот нежный цветок
В мае он в лесу цветёт.
На его зелёной ножке
Висят белые горошки. ( ландыш)
8. Летом в огороде
Свежий и зелёный,
А зимою - в бочке
Крепкий и солёный. (огурец)
- Прочитайте слово, которое получилось (животные)
- Назовите тему нашего урока. («Какие бывают животные?»)
Презентация ( Слайд № 2.)
- Нам надо рассмотреть какие бывают животные, постараться разделить их на группы. выделив существенный признак для каждой группы.
III. Самостоятельное открытие новых знаний. Работа детей в группах.
В каждой группе есть набор карточек с изображением животных (лев, собака, белка, сова, попугай, сорока, жук-олень, божья коровка, щука, окунь, лягушка, жаба, ящерица, крокодил) и наборное полотно.
- Рассмотрите картинки и постарайтесь разделить животных на группы, учитывая внешний признак.
IV. Проверка работы в группах. Этап усвоения новых знаний.
- На какие группы распределили животных? (дети дают разные ответы)
-Давайте вместе найдём правильный ответ.
- Каких животных вы отнесли в группу зверей? (собака, лев, белка)
- Почему? (тело покрыто шерстью)
- Чем все звери вскармливают своих детёнышей?
- Как ещё можно назвать эту группу животных? (млекопитающие)
Презентация ( Слайд №3.)
- Какое млекопитающее самое маленькое? (карликовая белозубка) (Слайд №4).
Длина тела около 4 см, а вес около 2 граммов. Живёт она в Африке.
- Какое млекопитающее самое высокое? (жираф). Презентация ( Слайд №5).
Рост жирафа может достигать 6 метров.
- Какое млекопитающее самое быстрое? (гепард) (Слайд № 6)
Он способен развивать скорость до 100 км в час.
- Кто узнал это млекопитающее? (выхухоль) (Слайд №7)
Это животное подлежит охране на территории нашей области и занесено в Красную книгу. Длина тела около 40 см. , хорошо плавает, всеядна.
- Какую группу животных рассмотрели? Какие существенные признаки выделили?
( На доске появляется табличка МЛЕКОПИТАЮЩИЕ).
- Каких животных вы отнесли к группе птиц? (сова, сорока, попугай)
- Какой существенный признак можно выделить у всех птиц? (тело покрыто перьями)
Презентация (Слайд №8).
- В чём особенность этих птиц? (пингвин, страус).- Они не летают.
Презентация (Слайд №9). Рассказ ученика о страусе.
- А это птица подлежит охране на территории нашей области и занесена в Красную книгу. Это чёрный аист.
Питается лягушками, водяными насекомыми, рыбой. Гнездо строит из сучьев на высоких деревьях.
Презентация (Слайд №10).
- Какую группу животных сейчас рассмотрели? Какой существенный признак выделили?
( На доске появляется табличка ПТИЦЫ).
- Каких животных отнесли к группе насекомых? (жук-олень, божья коровка).
Презентация (Слайд №11).
-Почему? (6 ног или 3 пары).
Это самая многочисленная группа животных, в которой насчитывается около 2 миллионов видов.
-Откуда произошло название «насекомые»?
Слово «насекомое» происходит от слова «насечка». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нём поперечные полоски, словно брюшко насечено.
Презентация (Слайд №12).
-А это бабочка Махаон - одна из самых больших и красивых бабочек, обитающих в России. В размахе крыльев её длина достигает 16 см. Занесена в Красную книгу.
Презентация (Слайд №13).
Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди них и хищники. Самый прожорливый среди них - стрекоза. (Рассказ ученика о стрекозе).
Презентация (Слайд №14).
- Можно ли паука отнести к насекомым? (нет, т. к. у него 8 ног).
Презентация (Слайд №15).
- С какой группой животных познакомились? Какой существенный признак выделили?
( На доске появляется табличка НАСЕКОМЫЕ).
V.Физминутка.
. Имитируйте полет птиц, но если вы услышите что появились не птицы, а кто-то другой, - хлопайте в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи
- Что неправильно? Скажи.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Комары, чижи,
- Что неправильно? Скажи.
- Мухи и комары – это насекомые.
- Каких животных можно отнести к рабам? (щука, окунь)
- Какие отличительные признаки можно выделить у всех рыб? (чешуя, жабры) Презентация (Слайд №16).
Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт – и колечко узкое. По колечкам широким и узким можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет. Дышат рыбы не лёгкими, а жабрами. Если понаблюдать за рыбой, то можно увидеть, как рыба постоянно открывает рот. В воде есть воздух. Проглоченная вода проходит через жаберное отверстие, а в жабры поступает кислород. Так дышат рыбы.
Презентация (Слайд №17).
- - С какой группой животных познакомились? Какой существенный признак выделили?
( На доске появляется табличка РЫБЫ).
- Картинки с изображением, каких животных не попали в перечисленные группы? (жаба, лягушка, крокодил, ящерица).
- Как вы думаете, в одну группу животных их можно отнести или в разные?
- Сравните чем покрыто тело этих животных?
Кожа у лягушек и жаб тонкая и влажная ни чем не покрыта, а тело ящерицы и крокодила защищено роговыми чешуйками и щитками.
- Где могут обитать лягушки и жабы? (на земле и в воде)
- Как можно назвать эту группу животных? (земноводные)
Презентация (Слайд №18).
В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Когда малыши- головастики подрастают, они теряют жабры и начинают дышать лёгкими. А вот увидеть, как пьёт лягушка, вам не удастся. Оказывается «пьёт» она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает её сквозь кожу, и ей не приходится раскрывать рта для питья. Все земноводные – хищники. Они поедают насекомых, червей и моллюсков, которых ловят длинным липким языком.
К земноводным относятся также тритоны Презентация (Слайд №19) и саламандры. ( Слайд № 20).
- С какой группой животных познакомились? Какой существенный признак выделили? (голая кожа)
( На доске появляется табличка ЗЕМНОВОДНЫЕ).
- Давайте рассмотрим картинки с изображением крокодила и ящерицы. Чем покрыто их тело? (роговыми чешуйками и щитками).
- Как передвигаются эти животные? (ползком или волоча брюхо по земле).
Все эти животные пресмыкаются, ползают, поэтому и называются пресмыкающиеся. Нередко их зовут ещё рептилии, поскольку именно так звучит латинское название этой группы.
Презентация (Слайд №21).
- К пресмыкающимся относится и черепаха. Тело её покрыто роговыми пластинами, которые срослись с костями и превратились в панцирь. Презентация (Слайд №22).
- К пресмыкающимся относятся змеи. Среди змей есть ядовитые, укус которых смертелен. Это гадюки.
. Презентация (Слайд №23).
- Как надо поступить, если вы увидели змею?
- А вот ужи - безвредные существа. Как отличить ужа от ядовитой змеи? . Презентация (Слайд №24).
- С какой группой животных познакомились? Какой существенный признак выделили?
( На доске появляется табличка ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ).
- С какими группами животных познакомились?
VI. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа в парах.
Каждой паре учащихся выдаётся конверт с заданием. В конверте игра «Собери картинку». Дети должны правильно совместить названия групп животных с их существенными признаками. Если задание выполнено верно, получится изображение животного (1 вариант- морж, 2- летучая мышь, 3- дельфин).
- Как вы думаете, к каким группам относятся морж, летучая мышь и дельфин? (дети дают разные ответы).
- Чтобы найти верный ответ, прочитайте рассказ об этих животных (в конверте).
- Какие интересные сведения узнали об этих животных, к каким группам они относятся?
VII. Игра «Угадай животное по описанию».
Каждому ученику выдаётся картинка с изображением животного.
а) Два раза в год он меняет цвет своего меха. Любит обгладывать кору с молодых осинок и ив, бывает и так, что откапывает зелень из - под снега. Его называют трусливым, но это вовсе не так. Если какой-то пернатый хищник настигает его, то он ложится на спину и отбивается сильными ударами лап.
- К какой группе животных относится заяц?
Ученик, которому попалась картинка с изображением зайца, вывешивает её на доску рядом с табличкой
МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
- У кого ещё есть картинки с изображением млекопитающих? (дети прикрепляют их к доске)
- Назовите существенный признак этой группы животных?
б) Он работает с утра до вечера: надо для этого прочно упереться в ствол упругим хвостом, зацепится сильными ногами и долбить крепким клювом. Потом он запускает в выдолбленное отверстие длинный, клейкий, с зазубринами язык, на который налипают насекомые. Его называют- лесной доктор.
- К какой группе животных относится дятел?
Ученик, которому попалась картинка с изображением дятла, вывешивает её на доску рядом с табличкой
ПТИЦЫ.
- У кого ещё есть картинки с изображением птиц? (дети прикрепляют их к доске)
- Назовите существенный признак этой группы животных?
в) Он хорошо прыгает, умеет летать, но не умеет плавать. Бывает зелёного, серого или коричневого цвета.
Живёт в траве и его трудно поймать. Но голосок его слышен прекрасно и всем хорошо знаком. Орган слуха расположен не на голове, а на ножке. Чемпион среди насекомых по прыжкам в длину.
- К какой группе животных относится кузнечик?
Ученик, которому попалась картинка с изображением кузнечика, вывешивает её на доску рядом с табличкой НАСЕКОМЫЕ
- Кому ещё попались картинки с изображением насекомых? (дети прикрепляют их к доске)
- Назовите существенный признак этой группы животных?
г) Им, как и людям нужен кислород для дыхания, но получают они его из воды. Передвигаются с помощью плавников и хвоста. Дышат жабрами (рыбы).
- Назовите рыб, изображённых на ваших картинках. Какой существенный признак характерен для этой группы? (дети прикрепляют картинки рядом с табличкой РЫБЫ)
д) Он хищник, пасть полна острых зубов, поэтому опасен для животных и человека. Может достигать в длину до 8 метров. Может схватить быка или верблюда и увлечь под воду. На суше он, как правило, труслив. Живёт в Африке.
- К какой группе животных относится крокодил?
Ученик, которому попалась картинка с изображением крокодила, вывешивает её на доску рядом с табличкой ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ.
- Кому ещё попались картинки с изображением пресмыкающихся? (дети прикрепляют их к доске)
- Назовите существенный признак этой группы животных?
е) Она совсем не вредная. Всё это неправда. Через кожу у неё выделяется едкая жидкость, но никаких бородавок от этого у человека не бывает. Просто так она спасается от врагов. Зато какая от неё большая польза. Люди приносят её на огород. Целый день она сидит в укромном уголке, а когда стемнеет начинает охоту. Ловить насекомых помогает ей клейкий длинный язык.
- К какой группе животных относится жаба?
Ученик, которому попалась картинка с изображением жабы, вывешивает её на доску рядом с табличкой
ЗЕМНОВОДНЫЕ.
- Кому ещё попались картинки с изображением земноводных? (дети прикрепляют их к доске)
- Назовите существенный признак этой группы животных?
-Как одним словом назвать всех, кто представлен на доске? (животные).
VIII. Подведение итогов:
-Чему учились на уроке?
- Рассказ, о каком животном вас всех больше удивил, запомнился?
-Кому понравилось работать в паре, группе? Оцените свою работу.
Индивидуальная работа | Работа в паре | Работа в группе |
Примечание:
! – работать было легко и всё понятно;
. – возникали трудности, которые мы преодолевали;
? – работать было трудно, много непонятного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира на тему: какие бывают растения
Урок соответствует требованиям ФГОС, показана работа в группах....
урок окружающего мира на тему: какие бывают растения
Урок в соответствии с требованиями ФГОС...
Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Какие бывают водоемы"
Данная презентация выполнена к уроку окружающего мира по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века" и знакомит детей с различными видами водоемов....
Технологическая карта к уроку окружающего мира на тему:"Какая бывает промышленность" 3 класс
Конспект урока...
Презентация к уроку окружающего мира по теме:"Какие бывают животные". 1 класс.
Презентация к уроку окружающего мира по теме:"Какие бывают животные". 1 класс....
Конспект урока окружающего мира по теме: «Какие бывают плоды?», 3 класс.
Конспект урока окружающего мирапо теме: «Какие бывают плоды?», 3 класс....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Какая бывает промышленность?" УМК «Перспектива» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. (3 класс)
Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические:...