Урок окружающего мира по теме: "Какие бывают животные?" 2 класс.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Урок окружающего мира "Какие бывают животные?". Урок изучения нового материала. УМК "Школа России", 2 класс. На уроке использовались групповые и парные формы работы. Для повышения познавательной активности использовались средства ИКТ (презентация).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Какие бывают животные».

Цели:

1. Расширить знания детей о животном мире

2. Рассмотреть основные группы животных, совместно с детьми выявить существенные признаки каждой группы.

3.Развивать познавательную активность и коммуникативные компетенции учащихся.

4. Прививать чувство любви и бережного отношения к родной природе.

5. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

- На прошлом уроке мы закончили изучать тему: «Какие бывают растения?»

- На какие 2 группы можно разделить растения?  (дикорастущие и культурные)

- Какие растения называются дикорастущими?

- Какие растения называются культурными?

- На какие группы можно разделить культурные растения?

- А сейчас перед вами кроссворд, в котором спрятаны названия растений, отгадайте их и узнаете тему нашего урока.

Презентация (Слайд № 1)

Загадки.

1. Тонкий стебель у дорожки

     На конце его серёжки.

     На земле лежат листки

     Маленькие лопушки.

     Нам он – как хороший друг,

     Лечит ранки ног и рук.         (подорожник)

2.  В поле росла,

     На мельнице была,

     Из печки на стол

     Караваем пришла.                 (пшеница)

3.  Белым шариком пушистым

     Я красуюсь в поле чистом,

     Дунул лёгкий ветерок-

     И остался стебелёк.               (одуванчик)

4.  На стеблях белеют чашки

     В них нитки и рубашки.       (хлопок)

5.  Не сосна я и не ёлка,

     Только осень за порог-

     До единой все иголки

     Скину с веток точно в срок. ( лиственница)

6.  Микробы он сбивает с ног,

     Ну а зовут его…                     (чеснок )

7.  Этот нежный цветок

     В мае он в лесу цветёт.

     На его зелёной ножке

     Висят белые горошки.          ( ландыш)

8.  Летом в огороде

     Свежий и зелёный,

     А зимою - в бочке

     Крепкий и солёный.              (огурец)

- Прочитайте слово, которое получилось (животные)

-  Назовите тему нашего урока. («Какие бывают животные?»)

Презентация ( Слайд № 2.)

 - Нам надо рассмотреть какие бывают животные, постараться разделить их на группы. выделив существенный признак для каждой группы.

III. Самостоятельное открытие новых знаний. Работа детей в группах.

В каждой группе есть набор карточек с изображением животных (лев, собака, белка, сова, попугай, сорока, жук-олень, божья коровка, щука, окунь, лягушка, жаба, ящерица, крокодил) и наборное полотно.

- Рассмотрите картинки и постарайтесь разделить животных на группы, учитывая внешний признак.

IV. Проверка работы в группах. Этап усвоения новых знаний.

- На какие группы распределили животных? (дети дают разные ответы)

-Давайте вместе найдём правильный ответ.

- Каких животных вы отнесли в группу зверей? (собака, лев, белка)

- Почему? (тело покрыто шерстью)

- Чем все звери вскармливают своих детёнышей?

- Как ещё можно назвать эту группу животных? (млекопитающие)

Презентация ( Слайд №3.)

 - Какое млекопитающее самое маленькое? (карликовая белозубка)  (Слайд №4).

 Длина тела около 4 см, а вес около 2 граммов. Живёт она в Африке.

- Какое млекопитающее самое высокое? (жираф). Презентация ( Слайд №5).

Рост  жирафа может достигать 6 метров.

- Какое млекопитающее самое быстрое? (гепард)     (Слайд № 6)

Он способен развивать скорость до 100 км в час.

 - Кто узнал это млекопитающее? (выхухоль)     (Слайд №7)

Это животное подлежит охране на территории нашей области и занесено в Красную книгу. Длина тела около 40 см. , хорошо плавает, всеядна.

- Какую группу животных рассмотрели? Какие существенные признаки выделили?

( На доске появляется табличка       МЛЕКОПИТАЮЩИЕ).

- Каких животных вы отнесли к группе птиц? (сова, сорока, попугай)

- Какой существенный признак можно выделить у всех птиц? (тело покрыто перьями)

Презентация (Слайд №8).

- В чём особенность этих птиц? (пингвин, страус).- Они не летают.

Презентация (Слайд №9). Рассказ ученика о страусе.

- А это птица подлежит охране на территории нашей области и занесена в Красную книгу. Это чёрный аист.

Питается лягушками, водяными насекомыми, рыбой. Гнездо строит из сучьев на высоких деревьях.

Презентация (Слайд №10).

- Какую группу животных сейчас рассмотрели? Какой существенный признак выделили?

( На доске появляется табличка     ПТИЦЫ).

- Каких животных отнесли к группе насекомых? (жук-олень, божья коровка).

Презентация (Слайд №11).

-Почему? (6 ног или 3 пары).

Это самая многочисленная группа животных, в которой насчитывается около 2 миллионов видов.

-Откуда произошло название «насекомые»?

Слово «насекомое» происходит от слова «насечка». Если внимательно рассмотреть брюшко бабочки или жука, то можно увидеть на нём поперечные полоски, словно брюшко насечено.

Презентация (Слайд №12).

-А это бабочка Махаон - одна из самых больших и красивых бабочек, обитающих в России. В размахе крыльев её длина достигает 16 см. Занесена в Красную книгу.

Презентация (Слайд №13).

Не все насекомые питаются растительной пищей, есть среди них и хищники. Самый прожорливый среди них  - стрекоза. (Рассказ ученика о стрекозе).

Презентация (Слайд №14).

- Можно ли паука отнести к насекомым? (нет, т. к. у него 8 ног).

Презентация (Слайд №15).

- С какой группой животных познакомились? Какой существенный признак выделили?

( На доске появляется табличка     НАСЕКОМЫЕ).

V.Физминутка.

. Имитируйте полет птиц, но если вы услышите что появились не птицы, а кто-то другой, - хлопайте в ладоши.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи

- Что неправильно? Скажи.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Комары, чижи,

- Что неправильно? Скажи.

- Мухи и комары – это насекомые.

- Каких животных можно отнести к рабам? (щука, окунь)

- Какие отличительные признаки можно выделить у всех рыб? (чешуя, жабры)  Презентация (Слайд №16).

Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Летом рыба быстро растёт – и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт – и колечко узкое. По колечкам широким и узким можно сосчитать, сколько рыбе зим и лет. Дышат рыбы не лёгкими, а жабрами. Если понаблюдать за рыбой, то можно увидеть, как рыба постоянно открывает рот. В воде есть воздух. Проглоченная вода проходит через жаберное отверстие, а в жабры поступает кислород. Так дышат рыбы.

Презентация (Слайд №17).

- - С какой группой животных познакомились? Какой существенный признак выделили?

( На доске появляется табличка    РЫБЫ).

- Картинки с изображением,  каких животных не попали в перечисленные группы? (жаба, лягушка, крокодил, ящерица).

- Как вы думаете, в одну группу животных их можно отнести или в разные?

- Сравните чем покрыто тело этих животных?

Кожа у лягушек и жаб тонкая и влажная ни чем не покрыта, а тело ящерицы и крокодила защищено роговыми чешуйками и щитками.

- Где могут обитать лягушки и жабы? (на земле и в воде)

- Как можно назвать эту группу животных? (земноводные)

Презентация (Слайд №18).

В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Когда малыши- головастики подрастают, они теряют жабры и начинают дышать лёгкими. А вот увидеть, как пьёт лягушка, вам не удастся. Оказывается «пьёт» она кожей своего тела. Забравшись в воду, лягушка впитывает её сквозь кожу, и ей не приходится раскрывать рта для питья. Все земноводные – хищники. Они поедают насекомых, червей и моллюсков, которых ловят длинным липким языком.

К земноводным относятся также тритоны Презентация (Слайд №19)    и саламандры. ( Слайд № 20).

- С какой группой животных познакомились? Какой существенный признак выделили? (голая кожа)

( На доске появляется табличка    ЗЕМНОВОДНЫЕ).

- Давайте рассмотрим картинки с изображением крокодила и ящерицы. Чем покрыто их тело? (роговыми чешуйками и щитками).

- Как передвигаются эти животные? (ползком или волоча брюхо по земле).

Все эти животные пресмыкаются, ползают, поэтому и называются пресмыкающиеся. Нередко их зовут ещё рептилии, поскольку именно так звучит латинское название этой группы.

Презентация (Слайд №21).

- К пресмыкающимся относится и черепаха. Тело её покрыто роговыми пластинами, которые срослись с костями и превратились в панцирь. Презентация (Слайд №22).

- К пресмыкающимся относятся змеи. Среди змей есть ядовитые, укус которых смертелен. Это гадюки.

. Презентация (Слайд №23).

- Как надо поступить, если вы увидели змею?

- А вот ужи - безвредные существа. Как отличить ужа от ядовитой змеи? . Презентация (Слайд №24).

- С какой группой животных познакомились? Какой существенный признак выделили?

( На доске появляется табличка   ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ).

- С какими группами животных познакомились?

 VI. Закрепление  изученного материала. Самостоятельная работа в парах.

     Каждой паре учащихся выдаётся конверт с заданием. В конверте игра «Собери картинку». Дети должны правильно совместить названия групп животных с их существенными признаками. Если задание выполнено верно, получится изображение животного (1 вариант- морж, 2- летучая мышь, 3- дельфин).

- Как вы думаете, к каким группам относятся морж, летучая мышь и дельфин? (дети дают разные ответы).

- Чтобы найти верный ответ, прочитайте рассказ об этих животных (в конверте).

- Какие интересные сведения узнали об этих животных, к каким группам они относятся?

VII. Игра «Угадай животное по описанию».

  Каждому ученику выдаётся картинка с изображением животного.  

  а) Два раза в год он меняет цвет своего меха. Любит обгладывать кору с молодых осинок и ив, бывает и так, что откапывает зелень из - под снега. Его называют трусливым, но это вовсе не так. Если какой-то  пернатый хищник настигает его, то он ложится на спину и отбивается сильными ударами лап.  

-  К какой группе животных относится заяц?

    Ученик, которому попалась картинка с изображением зайца, вывешивает её на доску рядом с табличкой      

    МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

-  У кого ещё есть картинки с изображением млекопитающих? (дети прикрепляют их к доске)

 - Назовите существенный признак этой группы животных?

 б) Он работает с утра до вечера: надо для этого прочно упереться в ствол упругим хвостом, зацепится сильными ногами и долбить крепким клювом. Потом он запускает в выдолбленное отверстие длинный, клейкий, с зазубринами язык, на который налипают насекомые. Его называют- лесной доктор.

 -  К какой группе животных относится дятел?

    Ученик, которому попалась картинка с изображением дятла, вывешивает её на доску рядом с табличкой      

    ПТИЦЫ.

-  У кого ещё есть картинки с изображением птиц? (дети прикрепляют их к доске)

 - Назовите существенный признак этой группы животных?

 в) Он хорошо прыгает, умеет летать, но не умеет плавать. Бывает зелёного, серого или коричневого цвета.

Живёт в траве и его трудно поймать. Но голосок его слышен прекрасно и всем хорошо знаком. Орган слуха расположен не на голове, а на ножке. Чемпион среди насекомых по прыжкам в длину.

-  К какой группе животных относится кузнечик?

   Ученик, которому попалась картинка с изображением кузнечика, вывешивает её на доску рядом с табличкой       НАСЕКОМЫЕ

-  Кому ещё попались картинки с изображением насекомых? (дети прикрепляют их к доске)

- Назовите существенный признак этой группы животных?

г) Им, как и людям нужен кислород для дыхания, но получают они его из воды. Передвигаются с помощью плавников и хвоста. Дышат жабрами (рыбы).

- Назовите рыб, изображённых на ваших картинках. Какой существенный признак характерен для этой группы? (дети прикрепляют картинки рядом с табличкой РЫБЫ)

д) Он хищник, пасть полна острых зубов, поэтому опасен для животных и человека. Может достигать в длину до 8 метров. Может схватить быка или верблюда и увлечь под воду. На суше он, как правило, труслив. Живёт в Африке.

-  К какой группе животных относится крокодил?

   Ученик, которому попалась картинка с изображением крокодила, вывешивает её на доску рядом с табличкой       ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ.

-  Кому ещё попались картинки с изображением пресмыкающихся? (дети прикрепляют их к доске)

- Назовите существенный признак этой группы животных?

е) Она совсем не вредная. Всё это неправда. Через кожу у неё выделяется едкая жидкость, но никаких бородавок от этого у человека не бывает. Просто так она спасается от врагов. Зато какая от неё большая польза. Люди приносят её на огород. Целый день она сидит в укромном уголке, а когда стемнеет начинает охоту. Ловить насекомых помогает ей клейкий длинный язык.

-  К какой группе животных относится жаба?

   Ученик, которому попалась картинка с изображением жабы, вывешивает её на доску рядом с табличкой        

  ЗЕМНОВОДНЫЕ.

-  Кому ещё попались картинки с изображением земноводных? (дети прикрепляют их к доске)

- Назовите существенный признак этой группы животных?

-Как одним словом назвать всех, кто представлен на доске? (животные).

VIII. Подведение итогов:

-Чему учились на уроке?

- Рассказ, о каком животном вас всех больше удивил, запомнился?

-Кому понравилось работать в паре, группе? Оцените свою работу.

Индивидуальная работа

Работа в паре

Работа в группе

Примечание:

! – работать было легко и всё понятно;

. – возникали трудности, которые мы преодолевали;

? – работать было трудно, много непонятного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира на тему: какие бывают растения

Урок соответствует требованиям ФГОС,   показана работа в группах....

урок окружающего мира на тему: какие бывают растения

Урок в соответствии с требованиями ФГОС...

Презентация к уроку окружающего мира на тему: "Какие бывают водоемы"

Данная презентация выполнена к уроку окружающего мира по программе Н.Ф.Виноградовой "Начальная школа 21 века" и знакомит детей с различными видами водоемов....

Презентация к уроку окружающего мира по теме:"Какие бывают животные". 1 класс.

Презентация к уроку окружающего мира по теме:"Какие бывают животные". 1 класс....

Конспект урока окружающего мира по теме: «Какие бывают плоды?», 3 класс.

Конспект урока окружающего мирапо теме: «Какие бывают плоды?», 3 класс....

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Какая бывает промышленность?" УМК «Перспектива» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. (3 класс)

Тип урока: "открытие" нового знания.Цель урока: формирование представлений отраслей промышленности для развития экономики, роли труда работников отраслей промышленности.Задачи:Дидактические:...