Урок окружающий мир
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему

Как раньше одевались славяне на Руси.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_2010_zhurnal_mod...doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

ММЦ ИТ Балаковского муниципального района
Саратовской области,
Региональный ресурсный центр непрерывного образования

Сетевой конкурс для педагогов  «Лучшая методическая разработка  с использованием ИКТ-2011».

Номинация  «Урок с использованием ИКТ»

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  В 3 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ: «ОДЕЖДА СЛАВЯН»

                                             Учитель начальных классов

                                                           первой квалификационной категории

                                                                  МОУ «ООШ с. Савельевка

                                                                  Краснопартизанского района

                                                                  Саратовской области»

                                             Бурцева Татьяна Сергеевна.

Ноябрь, 2011 г.

Тема: «Одежда славян»

Цель:

  1. Проследить историю развития предметов славян до наших дней, поговорить о празднике славян – Масленица.

Задачи:

  1. Познакомить с видами одежды, обуви, головных уборов.
  2. Развивать творческие способности, внимание, наблюдательность, память, интерес к быту людей.
  3. Воспитывать гордость за предков, за страну.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний.

Вид урока: урок-презентация.

Технология: здоровьесберегающая, мотивационное обеспечение занятий.

Методы: словесный, наглядный, практический.

Приемы: коммуникативный, игровой, практический.

Оборудование:

для учителя: проектор, презентация урока.

для ученика: цветные карандаши, стихотворение Н.Кончаловской, рисунок для творческой работы (рубаха женская и мужская).

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. Связь с жизнью. 

- Подумайте и скажите, зачем вы изучаете на уроках историю славян: их обычаи, традиции, жизнь?

- Нам всем нужно знать историю своего народа, дорожить ею, беречь её – ведь мы одна большая семья и помнить свою родословную мы просто обязаны. Человек, который не знает истории своего народа, не знает её корней, не может быть патриотом своей страны.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим.

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим!

Слайд 1.

- Сегодня на нашем уроке мы для начала поговорим  о традиционном, весёлом и любимом празднике на Руси. Кто знает, о каком празднике я говорю? (Масленица; фото)

Слайд 2.

- Как праздновали праздник?

- Пекли блины, строили снежные крепости, катались на санях, ходили в гости, прощение друг у друга просили, веселились, играли, песни звонкие пели, сжигали соломенную куклу – зиму провожали, весну встречали.

- Где жили древние славяне, которые с таким размахом праздновали Масленицу?

- В деревянных избах, теремах, хоромах.

- Где жили простые люди: крестьяне, ремесленники, подмастерья….

Слайд 3.

- Почему про крестьянский дом говорили: «Тесен дом, да просторен он»

- 2/3 места занимала печь – «домашнее солнышко», хранительница очага; в красном углу находилась божница, где стояли иконы, и горела лампада, что являлось божественное покровительство, жили не одним поколением, а большой семьёй из 15 – 20 человек.

- Как вы думаете, без чего не могла жить большая семья, что в ней должно было обязательно быть, присутствовать?

- Мир, согласие, взаимопомощь, доброта, терпимость, взаимная любовь, несмотря, на семейную многочисленность. Для каждого находилось дело, никто не чувствовал себя бесполезным и лишним, тепло и дружно было в таком доме. Так жили простые люди. А как же жили богатые: купцы, дворяне, бояре?

Слайд 4.

- Жили в теремах, хоромах, дворцах, которые имели уже несколько комнат. Прошло время и каждая комната стала иметь своё название, назначение.

Слайд 5.

- Посмотрите, ребята, на экран. Как называют комнаты слева и справа и почему?

- Гостиная – комната для приёма гостей. Кабинет – комната для занятий, работы.

- Ребята, я хотела бы обратить ваше внимание на то, что бедные и богатые жили неодинаково, но строили жильё своё из одного материала – дерева.

Слайд 6.

- Почему деревянные постройки наших предков мы называем искусством русских зодчих?

Слайд 7.

- Посмотрите, красоту, мудрость, простату и родство с природой воплотили русские зодчие. Они своим мастерством, строя без единого гвоздя, смогли передать из такого материала и воплотить в своих творениях стихию леса, шумящего на наших просторах, с его щедротами и обманами, глухоманью, зарастающими тропами и лучами солнца… Резчики, выросшие из простого бедного народа, в своих творениях стремились передать свои мысли, самые светлые надежды.

Слайд 8.

- К сожалению, дерево живёт недолго, и богато, причудливо украшенные постройки исчезли, сохранились лишь немногие. Среди них сказочно чудесен и прекрасен, знаменитый на весь мир 22-главый Преображенский храм в погосте Кижи, что на Онежском озере. Это прощальная память о Древней Руси. Мы гордимся нашими зодчими, признанными гениями русского народа, которые завещали всем поколениям своё творение.

3. Сообщение темы и цели.

- Сегодня мы продолжим листать страницы истории. О чём могут говорить вещи, которые окружали славян?

- Разные времена, разные вкусы…

4. Тема сегодняшнего урока «Одежда славян».

- Разделите эти слова на 2 группы: сарафан, юбка, брюки, тулуп, кафтан, платье, блузка. (1-я группа – современная одежда: юбка, брюки, платье, блузка; 2-я группа – старинная одежда: сарафан, тулуп, кафтан).

- Как вы думаете, какой была первая одежда?

- Как вы думаете, сшивали ли древнейшую одежду?

Слайд 9.

- Одежду, которую люди носили раньше, называлась домотканой. Как вы думаете, почему?

- Фабрик не было, сами выращивали лён, обрабатывали его и ткали из полученных волокон полотно. Сначала одежда была серо-белой, а позже научились красить ткани отварами коры, корней, листьев растений, порошком из камня.

- Русская мужская одежда должна была подчеркивать мужественность, силу мужчины.

Cлайд 10.

- Посмотрите, как одевались мужчины в разные исторические эпохи, разных сословий (слоёв общества): князья, крестьяне, бояре, дворяне. Где изображен крестьянин? Почему так думаете?

- Объясните поговорку: «По одёжке встречают, по уму провожают».

5. Рассказ учителя «Как одевались жители Руси».

Это выражение пришло к нам из далёких-далёких времён. Тогда о одежде определяли, откуда пришёл человек, какого он роду-племени, к какой семье принадлежит.

Одним из главных занятий славян было земледелие. Поэтому славяне одевались так, чтобы было удобно обрабатывать землю, ухаживать за домашними животными и делать другую работу.

Мужчины поверх штанов носили короткую рубаху-косоворотку с медными, костяными или деревянными пуговицами. Пуговицы соединяли разрез с левой стороны высокого ворота. Рубаху подпоясывали кожаным поясом с медной пряжкой. Поскольку карманов не было, то к поясу пришивали ключи, нож и другие мелочи. Зимой одежду дополнял овчинный тулуп.

Из ткани, сотканной на домашнем деревянном станке, женщины шили и вышивали длинные, почти до пят, рубахи. Поверх рубахи надевали юбку.

Богато одевались князья. Они наряжались в шёлковые рубахи, обшитые по вороту золотом и драгоценными камнями, перехваченные в талии богато украшенным поясом. Сверху носили плащи из дорогих привозных тканей, с золотой застёжкой на правом плече.

Одеяние жены князя и его дочерей состояло из двух подпоясанных золотым поясом платьев – длинного нижнего и короткого верхнего. Рукава у нижнего платья узкие с золотой отделкой по краю, а у верхнего – широкие. Украшения у княгинь и боярынь были из золота и серебра.

6. Работа с книгой «По одёжке встречают…»

- Сравните по рисунку одежду людей разных сословий?

- Чем люди украшали одежду?

- Для чего использовали обереги?

Выполнение заданий 77, 80 в рабочей тетради №1.

Слайд 11.

- Посмотрите на изображение, кто носил такую одежду?

- Один из самых древних предметов одежды вы видите на экране. Кто знает, как он называется? (рубаха)

- Почему её так назвали?

- Рубаха произошло от слова «руб» – что означало в древности кусок ткани. Отсюда родилось и слово рубить (резать).

- Рассмотрите эти рубахи. Что о них вы можете сказать? (рабочая, праздничная)

- В каких местах рубаху украшали люди?

Ворот – охватывает шею, поддерживающую голову.

Рукава – прикрывали руки человека, созидающие жизнь и добро

Подол - соприкасается с ногами человека, ведущими его по земле.

- Для чего украшали одежду?

- Для красоты, чтобы приятно носить, но самое главное – украшение являлось оберегами, т.е. оберегали (охраняли) хозяина, сделав его неуязвимым к горю, болезням, ранней смерти, неурожая и других бед.

- Почем рубаху называют нательной одеждой? (её надевали на тело)

- Рубаху обязательно подпоясывали. Как вы думаете, чем? (веревкой, поясом, ремнем)

- Кожаный ремень – дорогая вещь, но его стремились приобрести все мужчины, т.к. такой ремень считался знаком хозяина, воина, настоящего мужчины.

7. Демонстрационный показ учителем «Первая рубаха».

- Как же появилась первая рубаха? Хозяйка перегибала кусок ткани пополам, вырезала отверстие для головы, подпоясывала веревкой – поясом. Вот рубаха и готова! Позже люди научились пришивать рукава, воротники, украшать вышивкой.

8. Физминута. «Встреча»

9. Одежда женщин.

- А что же нам расскажет одежда, которую носили женщины, хранительницы очага?

Слайд 12.

- Я вас приглашаю в картинную галерею, где хранятся портреты женщин разных эпох. Посмотрите на одежду. Я хочу вам сказать, что одежда их и сейчас хранится в музеях.

Слайд 13.

- Опишите женщину, во что она была одета, определите, к какой семье она принадлежала.

- Женская одежда подчеркивает скромность, мягкость, обаяние её носительницы.

Слайд 14.

- Основой женской одежды была длинная сорочка (рубаха), сверху надевали сарафан, в прохладные дни сверху надевали душегрейку. Самой нарядной был летник. Зимой надевали шубы и тулупы…

- Мне бы хотелось вам рассказать о том, что голова замужних женщин должна была быть прикрыта, волосы убраны в косы. Появиться на людях с неприкрытой головой, т.е. простоволосой, считалось неприличным.

Слайд 15.

- Можно ли сказать, что эти головные уборы украшали голову женщин? (украшение – серьги, бусы, перстни, ленты, ожерелье, браслеты, вышивка)

- В любое время года женщины носили разные головные уборы, которые имели различную форму, узоры.

Слайд 16.

Обереги изготавливали из разного материала-дерева, кости, металла. Русские мастера должны были иметь поистине золотые руки.

10. Практическая работа.

- Я уверена, что вы талантливы, обладаете богатой фантазией, выдумкой, и сейчас я вам предлагаю с помощью полученных знаний, используя карандаши и фломастеры, украсить оберегами рисунок с изображением одежды мужчины или женщины.

11. Оценка работы.

- Какие замечательные работы вас получились. Какие места одежды вы украсили и почему?

12. Домашнее задание.

- Подобрать рисунки старинной одежды. Узнать название и значение вещи. На следующем уроке мы будем оформлять журнал «Мода на Руси»

13. Итог урока.

Слайд 17.

- История русского костюма свидетельствует, что перемены в одежде, само движение моды почти не затронули простой народ. Русский крестьянин и в конце 19 и в начале 20 веков носил тоже, что и во времена Древней Руси – шапки, штаны, рубахи, юбки. Русский костюм продолжает жить, как живы до сих пор русский песенный фольклор, предметы народных промыслов. Люди, и в наши дни, тонко чувствующие прекрасное, особенно ценят теплоту и энергию, даримую рукотворными шедеврами искусства народного костюма.

- Мне было приятно с вами работать. Спасибо за ваше сотворчество!

Литература

  1. Н.Ф. Виноградова «Окружающий мир», 3 класс, Москва «Вентана-Граф», 2008 г.
  2. Н.Ф. Виноградова «Методическое пособие по окружающему миру», 1-4 класс, Москва  «Вентана-Граф», 2008 г.
  3. О.И. Дмитреева «Поурочные разработки по курсу Окружающий мир», 3 класс, Москва «ВАКО», 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".

Одна из основных задач педагогов -  разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...

презентация к уроку окружающего мира "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"

презентация к уроку "Как изучают окружающий мир" 1 класс УМК "Гармония"...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира и изобразительного искусства Малокомплектная школа: 1 класс - ИЗО,3 класс – окружающий мир Тема урока: “Бабочки” (однотемный разнопредметный урок)

Урок окружающего мира и  изобразительного искусстваМалокомплектная школа: 1класс - ИЗО,3 класс – окружающий мирТема урока: “Бабочки”(однотемный разнопредметный урок)...