Природоведение в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Березина Светлана Николаевна

 

Цель:формирование представлений о лесе, как природном сообществе.

Задачи:познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса,

               лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;

               развивать познавательную активность детей, умение использовать в

               работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои

              мысли;

              воспитывать бережное отношение ко всему живому, экологическую

              культуру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_prirodovedeniyu.docx38.24 КБ
Office presentation icon berezina_s.n..ppt915.5 КБ

Предварительный просмотр:

ММЦ ИТ Балаковского муниципального района
Саратовской области,
Региональный ресурсный центр непрерывного образования

Сетевой конкурс для педагогов  «Лучшая методическая разработка  с использованием ИКТ-2011».

Номинация «Урок с использованием ИКТ»

Природоведение в 4 классе

«Жизнь леса. Лес – природное               сообщество»

                                                                                               

                                                                Урок провела учитель начальных классов

                                                                первой квалификационной категории

                                                                МОУ «ООШ с. Савельевка

                                                                Краснопартизанского района

                                                                Саратовской области»

                                            Березина Светлана Николаевна

Ноябрь, 2011г.

Тема урока: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество».

Цель: формирование представлений о лесе, как природном сообществе.

Задачи: познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса,

               лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов;

               развивать познавательную активность детей, умение использовать в

               работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои

              мысли;

              воспитывать бережное отношение ко всему живому, экологическую

              культуру.

Тип урока: урок формирования и совершенствования  знаний.

Вид урока: урок-путешествие.

Методы: словесный, наглядный, практический, дифференцированный

                  подход.

Приёмы: коммуникативный, игровой.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация урока, учебник                                    «Природоведение 4 класс», тесты 5 шт., выставка книг о животных и растениях леса; гербарии растений; муляжи грибов, карточки с заданиями 5 шт.

Ход урока:

1. Организационный момент (слайд 1)

                Звенит звонок весёлый

                И начинается урок.

                Любознательные дети

                Знать хотят обо всём на свете.

-Но прежде, чем узнавать новое, мы повторим пройденный материал.

2. Проверка домашнего задания.

  1. Актуализация знаний.

- Почему люди называют землю «кормилицей»? (Земля кормит людей и животных.)    

- Ребята, дома вы готовили пословицы и поговорки о земле, стихи. Задание было по выбору. Послушаем тех, кто подготовил пословицы и поговорки (   ) А теперь слушаем стихи (   )

Чтобы проверить ваши знания по теме «Почвы» проведём тестирование (раздаю тесты). Проверим правильность выполнения (слайд 2: «Земля-кормилица»)

- Найдите ошибки в тексте (слайд 3: «Найдите ошибки»)

«Почвой называют верхний твёрдый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают чернозёмные почвы. Они не нуждаются в охране».

(Ответ: «Почвой называют верхний рыхлый, плодородный слой земли. Существует несколько типов почв. Самыми плодородными являются чернозёмные почвы. За плодородие почвы отвечает гумус. На территории нашего края преобладают чернозёмные почвы. Они нуждаются в охране».)

3. Сообщение темы и цели урока.

(слайд 4:   «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»)

               Я хочу пригласить вас сегодня в лес,

               Полный сказок и чудес.

               Если внимательны будете, дети,

               Тайны чудесные откроете эти.

               Лес не только для нашей забавы-

               В нём: деревья, ягоды, травы,

               Насекомые, звери и птицы…

               Все хотят с вами подружиться.

               Даже учёные работают тут,

               Лес они сообществом зовут.

- А вот почему учёные называют лес сообществом - нам предстоит узнать.

Мы познакомимся с лесными обитателями, узнаем, что такое ярусы леса, лесная подстилка, какова роль грибов и микроорганизмов, как правильно собирать грибы и что такое экологическое равновесие.

(слайд 5: «Ярусы леса»)

                Есть у ребят зелёный друг,

                Весёлый друг, хороший.

                Он им протянет сотни рук

                И тысячи ладошек.

- Внимательно рассмотрите лес.  

- Чем является лес для живых организмов? (Домом.)

- А какой это дом? (Многоэтажный.)

- Давайте вместе выделим этажи леса или ярусы. Каждый ярус имеет своё название. Послушайте описания ярусов, отгадайте их и запишите.

  1. Многолетние растения с крупным твёрдым стеблем. (Деревья.)
  2. Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твёрдых стеблей. (Кустарники.)
  3. Растения с мягкими зелёными стеблями. (Травы.)

- Как вы думаете, что влияет на распределение растительности в лесу? (свет, от него зависит ярусность).

Мы выделили 3 главных яруса, но существуют ещё мхи и лишайники, подлесок, кустарнички.

(слайд 6 «Деревья. Времена года.)

-Леса бывают разные и называются они в зависимости от того, какие деревья там преобладают. Например: лиственные,  хвойные, смешанные. Сведения о таких лесах вы сейчас нам прочтёте. (Читают о еловых, сосновых, берёзовых и смешанных лесах.)

 (слайд 7: «Лиственные леса. Берёзовый лес»)

 (слайд 8: «Хвойные леса. Еловый лес. Сосновый лес»)

 (слайд 9: «Смешанные леса»)

- Назовите известные вам растения. (Называют)

 (слайд 10: «Кустарники»)

 (слайд 11: «Травы»)

 (слайд 12: «Мхи и лишайники»)

- Некоторые виды растений представлены на выставке. Давайте рассмотрим их. (Рассматриваем.)

- У вас на листах есть задание: заполнить таблицу «Ярусы леса». Работаем самостоятельно, затем проверим.

Ярусы леса.

Деревья

Кустарники

Травы

Ели.

Сосны.

Березы.

Осины.

Дубы и т.д.

Малина.

Смородина.

 Калина.

Шиповник.

Бересклет и т.д.

Костяника.

Кислица.

Ландыш.

Грушанка и т.д.

- Продолжаем путешествие по лесу. Кого мы можем встретить в лесу? (Животных.) А легко ли их найти? (Нет.) Почему? (Их меньше, чем растений и они прячутся.)

- Назовите животных, которые здесь изображены. (Называют.)

 (слайды 13; 14; 15: «Животные леса»)

- Мы выяснили, что лес для животных является домом. А ещё чем он служит для животных? (Пищей.)

- Рассмотрим пример взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множеством короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды в лесу? (Для молодых пользу, для старых вред.)

-Тем не менее, жуки ускоряют круговорот веществ. Всё в лесу взаимосвязано и неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие. Я прошу вас встать и взяться за руки. Если кто-то из вас расцепит руки, круг разомкнётся. Так и в природе всё взаимосвязано: если нарушить одно звено, то нарушится вся цепочка.

  - Могут ли растения жить без животных, а животные без растений?  (Нет. Они живут помогая друг другу.) Приведите пример. (Существуют пищевые связи.)    

- Ребята, пищевые связи существуют не только на определённом ярусе, они есть и между разными этажами леса. Какие цепи питания можно составить? У вас на листах есть задание, выполните его, а затем проверим. (Проверяем.)

- Мы выяснили, что растения и животные на всех этажах леса, связаны между собой. Вы сказали, что лес является домом и пищей для животных. Подумайте, чем ещё служит лес для животных? (Укрытием.)                              

- Ребята, лес не только укрывает животных (слайд  16:  « Брянский лес».) 

 В годы Великой Отечественной войны в лесу укрывались партизаны. Они создавали отряды  и вели борьбу с фашистами (слайд 17: «Партизаны в лесу») В таких отрядах были и женщины, и старики, и дети. Немцы очень боялись партизан, потому что они были смелыми и отважными, хорошими разведчиками, умели доставать секретные данные для нашей армии.

 (слайд 18: «Обустройство быта») Посмотрите, в каких условиях приходилось им жить и добывать для нас победу. В этом году мы отмечаем какую годовщину Победы? (65) В наших сёлах жив только один ветеран войны. Вы знаете, кто это? (Меркулов К.И.) Оказывайте посильную помощь всем престарелым людям, ведь им пришлось многое пережить. Расспросите их о тех далёких и трудных временах.

 

4. Физминутка.

     Нам птицы просигналили «подъём»-

     Привычными тропинками проходим мы,

     Мы каждую берёзку сбережём

     В лесах любимой Родины!

     Мы сами написали

     В лесной зелёной книжке

     О том, что есть у леса надёжные друзья:

     Такие же девчонки, такие же мальчишки,

     Такие же счастливые, как ты и я!

  -  Ещё об одних обитателях леса мы не сказали. Догадайтесь, о чём речь.

                   И на горке, и под горкой,

                   Под березой и под ёлкой,

                   Хороводами и в ряд

                   В шляпках молодцы стоят (слайд 19: «Грибы»)

      -Грибы – это особая группа живых организмов. Рассмотрим муляжи грибов.

 Вспомните из чего состоит гриб? (Из шляпки и ножки. А в почве от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница.)

- А как вы думаете, лесу грибы нужны? Чтобы ответить на этот вопрос, прочтём сведения в учебнике на стр. 123.

(Чтение сведений о грибах на стр. 123 учебника.)

 - Как правильно собирать грибы? (Чтение цепочкой памятки на стр. 127)

Вывод: грибы лесу нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворёнными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.

 (слайд 20: «Грибы. Вывод»)

5. Продолжение изучения новой темы.

 (слайд 21: «Лесная подстилка»)

 - Хорошо в лесу в любое время года, а особенно осенью. Что лежит у нас под ногами? (Листья и отмершие части растений.) Учёные называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает перезимовать. Каким животным, как вы думаете? (Насекомым, ежам и другим животным, зимующим под снегом.)

- Давайте вспомним из темы «Лесная зона» о значении леса.

 (слайд 22: «Значение леса») (Вспоминают и называют.)

- Как вы думаете, ребята, а есть ли у леса враги? (Есть. Это люди.)

- Какие нарушения по вине человека могут произойти? (Лесные пожары, вырубка лесов, истребление животных.)

(слайд 23: «Лесные пожары»)

- Что нарушается при этом? (Экологическое равновесие.)

- Многие растения и животные занесены в Красную книгу. Она была создана в 1966 году Международным союзом охраны природы.

6. Подведение итогов.

 - Что вы можете сказать о жизни леса?

 (слайд 24: «Экологические ниши»)

Вывод: растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти ярусы: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землёй. Все живые организмы живут сообща. Растений в лесу больше, чем животных. 

- Как можно назвать лес? (Лесным сообществом.)

- К чему приводит нарушение связей в лесу? (К экологической катастрофе.)

- Чего люди не должны делать, чтобы не допустить экологическую катастрофу? Давайте составим правила поведения в лесу. (В лесу нельзя ломать ветки, собирать сок деревьев, рвать цветущие травянистые растения, убивать животных, кричать, забирать детёнышей у животных, оставлять после себя мусор.)

-Как мы с вами помогаем природе? (Сажаем деревья, убираем мусор, сами стараемся не мусорить.)

- Молодцы!

7. Домашнее задание.

    Стр.122-127 ответить на вопросы. Для проекта «Красная книга нашего края» собрать сведения о животных и растениях, которым угрожает исчезновение и что можно сделать для их охраны.

8. Выставление оценок.

    - Спасибо за урок.

                     


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4 класс. Окружающий мир. "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окружающего мира в 4 классе, на котором дети получают понятие о лесе, как природном сообществе. На данном уроке соответственно учебной программе учитель дает учащимся понятие "природное сообществ...

Жизнь леса. Лес — природное сообщество

Cформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе; ознакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов; развивать по...

План-конспект по окружающему миру по теме "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Урок окуржающего мира в 4 классе, на котором дети знакомятся ярусами леса, лесной подстилкой, микроорганизмами, ролью грибов....

Конспект урока. Окружающий мир. 4 класс. Этажи леса. Лес - природное сообщество.

Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления....

Урок в 4 классе Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема "Лес-природное сообщество". В основе урока лежит групповая работа....

Урок по окружающему миру 4 класс. Жизнь леса. Лес природное сообщество.

Цели урока: сформировать представления учащихся о лесе, как о природном сообществе, ознакомить с разнообразием лесных обитателей,  развивать познавательную активность детей, умение использовать в...