Урок по окружающему миру 4 класс. Жизнь леса. Лес природное сообщество.
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Чиркова Юлия Викторовна

Цели урока: сформировать представления учащихся о лесе, как о природном сообществе, ознакомить с разнообразием лесных обитателей,  развивать познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, умение рассуждать, выражать свои мысли.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Жизнь леса урок  

Цель:  формирование представлений о лесе  как о сообществе, разъяснение термина «природное сообщество», развитие умения находить взаимосвязи в сообществе, распознавание растений и животных, знакомство с характерными растениями и животными леса; развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; воспитание бережного отношения  к природе.

 Ход урока:

I. Организация урока. Психологическая поддержка.

Учащиеся встают в кружок, держась за руки; учитель произносит слова шепотом, учащиеся повторяют их хором вслух:

Мы – умные!

Мы - дружные!

Мы - внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Все у нас получится!

Учащиеся рассаживаются по местам.

                  II .Объяснение новой темы:

                                         Географ:                                                                                                         Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она  обозначена зеленым цветом. Зона лесов расположена в умеренном поясе, значит, ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона — самая большая. В этой природной зоне 3 части: самая большая часть — тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса — тоже зеленый цвет, но светлее и еще одна часть — широколиственные леса, зеленый цвет еще светлее.

                                           Ботаники:

        Тайга-это хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу.- это хвойные деревья. У хвойных деревьев листья- это хвоинки, и они всегда зеленые. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, пихта, сосна, лиственница (единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки).

         К югу на смену тайге приходит смешанный пес. В нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха (показ гербария). Зима в таком лесу мягче. У лиственных  деревьев  некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму (демонстрация картины «Смешанный  лес»).      

           Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными, в которых растут дуб, липа, клен, ясень, вяз (показ гербария).  Это теплолюбивые деревья, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. (картина « Широколиственный лес»).

                                                Зоолог:

            Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых, В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (показ картинок,). Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ — они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи) другие делают на зиму запасы.

             О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе (картина «Птицы лесной полосы»). Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых — жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

                              III. Закрепление новой темы:          

    -  Ребята, мы с вами живем в зоне лесов. Как заметил Валера, у нас ярко выражены все 4 времени года. Сегодня мы с вами больше внимания  уделим  жизни леса в зимний период.      

                1. - Теперь, мы отправляемся в лес, в гости, поэтому и должны вести себя соответственно.

Подготовленный ученик читает:

Если в лес пришел гулять,                                                                                                                                                                                                                                                                                     Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь.

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.                                                                                                                                                                                                                                                                                      Ты в лесу всего лишь гость,

Здесь хозяин — дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

                                     2.- Речевая разминка.

  -Сегодня утром  сорока сообщила, что лесные жители собираются устроить собрание.

— Угадайте, кто придет на лесное собрание:

Пышный хвост торчит с верхушки.

Что за странная зверюшка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно, это... (белка).

Кто зимой холодной

В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

Недотрога, весь в иголках.

Я живу в норе под елкой.

Хоть открыты настежь двери,

Но ко мне не ходят звери. (Еж)

Кто любит морковку                                                                                                           И прыгает ловко,                                                                                                              Портит в огороде грядки,                                                                                                 Удирает без оглядки. (Заяц)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Я весь день ловлю жучков,                                                                                              Уплетаю червячков.                                                                                                   В теплый край не улетаю,

Здесь, под крышей, обитаю.

Чик-чирик! Не робей!

Я бывалый... (воробей).

Водяные мастера                                                                                                           Строят дом без топора. (Бобры)

Посмотрите-ка какая —                                                                                                   Вся горит, как золотая,                                                                                                 Ходит в шубе дорогой,                                                                                               Хвост пушистый и большой. (Лиса)

            3. — Представьте, что мы превратились в жителей леса и участвуем в собрании, о котором трещала сорока.

Учащиеся получают картинки с изображением животных и по очереди читают  приготовленные дома стихи.

     — Итак, лесное собрание объявляется открытым!

 

По завалам и оврагам

Шел медведь хозяйским  шагом:

— Отвечайте, звери, мне —                                                                          Вы готовы-ли к зиме?

— Да. — ответили лисицы

Мы связали рукавицы.                                                                             Рукавицы новые,                                                                                            Мягкие, пуховые.

Ну а я,- ответил крот, —                                                                               Под землей устроил ход.                                                                            Там с красавицей женой                                                                              Будем чай мы пить зимой.  

Крикнул бобр медведю с речки:

Я дрова колю для печки.

Дай, Миша, только срок —                                   из трубы пойдет дымок.

— А у нас есть валенки, —                             Отвечали заиньки.-

Что нам вьюга да метель?

Хочешь, Мишенька, примерь.

Смотрит белка из дупла:

— Я орешков припасла.                                                                            Высоко мое дупло.                                                                                           В нем и сухо и тепло.  

Вылез ежик из листвы:

— Про меня забыли вы.

Здесь, в кустах, моя избушка,

А в избе — грибов кадушка.  

Обошел медведь весь лес

И в берлогу спать залез.

Лапу в пасть засунул он

И увидел сладкий сон.

 

4.      Кроссворд «Птицы».

                                 5. Работа по картине

— Что вы видите в лесу? (Растения.)

 Разбейте их на группы. (деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники.)

 Как расположены разные растения в лесу? (Неодинаково, этажами.)

Ученые их называют ярусами (лесными этажами).

 Как вы думаете, какие растения занимают самый верхний ярус?

 Почему? (деревья, которым требуется больше света.)

 Какие растения располагаются ниже? (деревья и кустарники, которые менее требовательны к свету.)

 Какие растения располагаются еще ниже? (Травянистые: седмичник, лесная герань, любка двулистная, земляника; мелкие кустарнички: черника, брусника, голубика и т.д.)

 Какие растения занимают самый нижний ярус? (Мхи и лишайники.)

                 Каждый листочек стремится поймать солнечный луч, поэтому листья на деревьях и кустарниках образуют мозаику, при которой они не затемняют друг друга. Листья многих растений могут менять свое положение, разворачивая листик к падающему свету. У других, избегая попадания прямых солнечных лучей, листья поворачиваются вертикально.

Мы выяснили, как расположены растения в лесу

                          6.  Блиц-турнир «Я знаю лес»

- Какой лес мы называем тайгой? (Хвойный.)

- Назови дерево: высокое, стройное, с желтовато-красноватой или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые». (Сосна.)        

-Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

-Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

 -Какое дерево является символом России? (Береза.)

-Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

-Плодами какого дерева являются желуди? (Плоды дуба.)

-У какого животного пять черных полос на спине? (Бурундук.)

-Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг чудесный аромат? (Липа.)

-Узнай животное по описанию: «Любит темные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»? (Рысь.)

 

                   7.Устный журнал.

  Давайте еще немного поговорим о жизни в зимнее время года и обогатим  свои знания.  

 

                         8. Обобщение.

      На доске схема:

 -Что можно сказать об отношениях, которые сложились между обитателями леса? ( растения, животные, грибы связаны между собой невидимыми нитями)

    Можно ли сказать, что все лесные жители живут сообща, связаны между собой? Есть научное название-  природное сообщество. Лес- отец, а все лесные обитатели- его дети.

 

                    IV. Подведение итога урока.

Зону лесов составляют тайга. Смешанный и широколиственные леса. Зона лесов находится в умеренном поясе. Здесь хорошо выражены все 4 времени года: зима, весна, лето, осень. Одни представители животного мира на зиму ложатся в спячку, другие- делают на зиму запасы, третьи- питаются подножным кормом.

 

Природа –это дом, украшенный трудом.                                                                 В любой мороз и зной устроен и приветлив.                                                                     Храните этот дом, в котором мы живем.                                                                         Другого дома нет на целом свете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Природоведение в 4 классе «Жизнь леса. Лес – природное сообщество»

Цель:формирование представлений о лесе, как природном сообществе.Задачи:познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса,...

Урок окружающего мира "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Материал открытого урока окружающего мира (4 класс. УМК "Школа России")...

Урок в 4 классе Жизнь леса. Лес – природное сообщество.

Урок по окружающему миру в 4 классе. Тема "Лес-природное сообщество". В основе урока лежит групповая работа....

Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"

Конспект урока окружающего мира по программе "Школа России"...