Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Жизнь леса. Лес - природное сообщество"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ухтинская Елена Геннадьевна

Конспект урока окружающего мира по программе "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_lesa_moy_urok.docx43.02 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Окружающий мир.

Класс: 4

Тема урока: «Жизнь леса. Лес - природное сообщество». Программа «Школа России».

Автор: учитель начальных классов Ухтинская Елена Геннадьевна

Организация: МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа»

Населённый пункт: Республика Мордовия, городской округ Саранск, с.Зыково.

      Цели урока:

Сформировать представления учащихся о лесе как природном сообществе; познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкойи микроорганизмами, ролью грибов.

Формируемые УУД: познавательные - умение извлекать информацию, устанавливать связи и зависимости между живой и неживой природой; коммуникативные – осуществлять совместную деятельность в парах и группах; регулятивные – формировать учебные задачи, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные – проявлять положительное отношение к учению.

       Оборудование: мультимедийная презентация с изображением изучаемых объектов; аудиозапись «Звуки леса».

                                                     Ход урока

  • 1.Организационный момент 
  • Здравствуйте, ребята! Закройте глаза и представьте, что вы оказались на солнечной полянке, вокруг вас растёт  много цветов,  порхают красивые бабочки, гудят шмели. Подставьте свои лица солнечным лучам и улыбнитесь, откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, я желаю вам хорошего настроения.

II. Повторение пройденного материала.

- Ребята, почему люди называют землю «кормилицей»?

  • Благодаря земле  на столе есть: хлеб, овощи, фрукты; на земле существуют растения, животные, грибы.

-   Ответьте на вопрос: «Как защитить почву на полях?»

  • необходимо сажать полезащитные лесные полосы;
  • зимой проводить снегозадержание;
  • умеренно поливать и употреблять удобрения;
  • правильно пахать.

-Какие почвы самые плодородные?  

-Почему эти почвы имеют тёмный или даже чёрный цвет?

- Что такое перегной?  

III.Определение темы и цели урока.

    Мотивация 

Весной веселит,

 летом холодит,

Грибами, ягодами одаривает,

осенью умирает,

Весной опять оживает? (Лес)

- О каком же главном богатстве нашей страны пойдет речь? (Дети высказываются.)

Да, ребята, совершенно верно, мы отправимся в лес.

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи!

Ты же видишь, мы свои!

- Ученые-экологи называют лес природным сообществом.

- Какова же тема нашего урока? (Жизнь леса, лес – природное сообщество). Вывешиваю на доску.

Слайд 1 - Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?

Слайд 2.  (Ставят цель: Выяснить значение выражения  природное сообщество. Доказать, что лес - это природное сообщество.)

Слайд 3 .  Ребята, как вы понимаете слово “СООБЩЕСТВО”? Подумайте, что это означает? По словарю Ожегова: “Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе».

- Чтобы достичь цели, нам нужно составит план.

Составляют план.

1. Что такое лес?

2. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?

3. Как обитатели леса связаны между собой?

IV. Реализация построенного проекта.

- И чтобы убедиться, что лес – это сообщество мы начинаем наш урок.

Работа над новым материалом. Моделирование коллажа

- Мы с вами будем составлять коллаж: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». 

 «Один художник решил нарисовать лес.

- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья! Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. (уч-ся наклеивают деревья и кустарники)

А в углу нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

- Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. – Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. (Наклеивают травы и цветы)

- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых. (Наклеивают насекомых)

- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.

Было темно, и художник решил зажечь свет, (наклеивают солнце)

- Зачем необходимо солнце зеленым растениям? (солнце дает растениям необходимую энергию. Под действием солнечного света вода и углекислый газ из воздуха превращается в сахар и крахмал. Необходимы и сахар, и крахмал, и вода для роста клеток листьев.

А еще при питании растение выделяет большое количество кислорода)

Но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье. Кто бы это мог быть? (наклеивают животных)

- Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

- Рассмотрите наш коллаж. Так что же такое лес?

 Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.

- На какой пункт плана мы ответили? (1)

Итак, мы с вами в лесу.

– Внимательно рассмотрите лес.

– Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)

- Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный.

На каждом «этаже» живут свои растения и животные.

- Может кто-то знает, как по-научному называются эти этажи? По - научному лесные «этажи» называют ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.  Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

 – Первый ярус самый высокий. Многолетние растения с крупным твердым стеблем.  Что это за ярус? (деревья)

- Назовите деревья смешанных и широколиственных лесов (Сосна, ель, лиственница, бук, вяз, береза, осина, дуб). Мозговой штурм.

- Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

– А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.) 

Итак, сколько же ярусов у вас получилось? (4) см презентация  Слайд 4

Слайд 5. Работа в группах.   С помощью гербария, карточек и атласа – распределителя распределить растения в таблице по ярусам.

Деревья

Кустарники

Травы

береза

шиповник

папоротник

рябина

клюква

одуванчик

ель

барбарис

земляника

Деревья

Кустарники

Травы

клен

акация

ландыш

сосна

можжевельник

майник

осина

боярышник

крапива

Деревья

Кустарники

Травы

липа

сирень

чистотел

дуб

малина

вероника

тополь

черника

подорожник

Слайд 6, 7 Познакомьтесь, как писал о лесных этажах М.М.Пришвин.

Перечислите животных смешанных и широколиственных лесов. Мозговой штурм.

Слайд 8. Какими свойствами и повадками должны обладать животные, которые обитают на деревьях:

они умеют летать;

живут в дуплах или гнёздах;

легко перескакивают с дерева на дерево;

    - … животные, которые ведут наземную жизнь :

охотятся и строят жилища на земле;

     - … животные, которые обитают в почве:

живут и находят себе пищу в земле.

Слайд 9.

- Какой пункт плана выполнили? (2)

V. Физкультминутка

Давайте теперь отдохнем и представим себя деревьями. (музыка)

VI.  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Главным в любом сообществе являются пищевые цепи.

Работа в группах. Моделирование.  Цепи питания

- Сейчас мы займёмся моделированием.

- А что это такое? (Схема)   Слайд 10. цепи питания.

- Вы будете в группах строить модель цепи питания. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте цепи питания. Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для лесного сообщества. Например:  ель → жук→дятел→ястреб;

 сосна (шишка)→белка→ласка→волк.

Дуб https://bumper-stickers.ru/25833-large_default/strelka-vpravo.jpg жуки https://bumper-stickers.ru/25833-large_default/strelka-vpravo.jpgкороеды  https://bumper-stickers.ru/25833-large_default/strelka-vpravo.jpgкукушки https://bumper-stickers.ru/25833-large_default/strelka-vpravo.jpg орлы.

Разбор цепи питания на доске. Убрали одно звено.

- Что произойдет с пищевой цепочкой, если один из её элементов исчез?

(Если выпадет хоть одно звено, то нарушится вся цепь).

Работа в группах. Составить цепи питания

– Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу, т.е сообща.)

         Что нас окружает в  лесу?

Деревья, кустарники, травы.

      - А легко ли в лесу увидеть животных?

Это не всегда удаётся сделать сразу.

      - А почему?

Животных в лесу меньше, чем растений, они скрываются, прячутся в листве деревьев, в траве.

 Слайд 11.     - Лес – для животных дом, в котором они находят себе пищу. Помогают распространять семена.

Слайд 12.

-Кого в лесу больше растений или животных?

Проблемный вопрос: Как в лесу складывается природное равновесие?

Слайд 13. Гипотеза:

«Мышиное потомство размножается так быстро, что может уничтожить все будущие растения».

Слайд 14. В лесу живут лисицы, ласки, совы, которые питаются мышами. Поэтому мышей в лесу столько, сколько необходимо для жизни всех обитателей.

 Слайд 15.

– Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множество короедов и погибает, освобождая место молодым растениям.

- Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет.)

- Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

Слайд 16. Белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)

Слайд 17.

Вывод: «Благодаря разнообразию животного мира и особенностям питания, складывается природное равновесие в лесу».

- Кто охотится из птиц ночью? (Хищники - ушастая сова, сычик, филин.)

- Какую птицу называют “доктором” леса и почему? (Дятел.)

- Чем питаются птицы? (Едят жуков, тлю, гусениц, грызунов, ягоды, семена.)

- Как вы считаете, нужны ли птицы природе?  (Уничтожают насекомых – вредителей; радуют нас своим пением, яркой окраской.)

- Как необходимо обращаться с птицами? (Нельзя брать на руки найденных в лесу птенцов; нельзя трогать ради любопытства птичьи гнезда с яйцами либо птенцами. Многие звери и птицы после этого бросают своих детенышей, и они погибают; нельзя брать с собой в город диких животных. Некоторые лесные обитатели делают запасы на зиму — ни в коем случае нельзя разорять их кладовые!)

- В чем главная связь между животными и растениями? (В питании).

- Какой пункт плана мы выполнили? (3)

  Слайд 18.

И на горке, и под горкой,

Под берёзой и под ёлкой,

Хороводами и в ряд

В шляпках молодцы стоят

VII.  Нужны ли грибы природе?

Слайд 19. Проблемный вопрос. Нужны ли грибы природе?

 

Слайд 20, 21,22.

Значение грибов для леса

- Помогают деревьям всасывать из почвы воду с растворёнными в ней солями.         

- Грибами питаются и лечатся животные.

- Грибы способствуют разложению растительных остатков (пней,  упавших сучьев, отмершей листвы).

- На какие группы можно разделять грибы? (Съедобные и несъедобные)

- Какие животные питаются грибами? (Олень, еж, белка, заяц, кабан.)

Золотое правило грибника: «Не знаешь - не бери!»

-Назовите правила сборов грибов.

Слайд 23.

Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом.

 Представьте, что вы в лесу. Что хрустит у вас под ногами?

Учёные называют это лесной подстилкой.

Год за годом опадают листья, засыхают травы. Почему же мы не видим целых гор этих многолетних листьев?

Нужна ли лесная подстилка?

Работа по учебнику. Лесная подстилка

*Учащиеся читают статью «О лесной подстилке и микроорганизмах» на с. 168 учебника.

Слайд 24. Вывод:

Опавшие листья и другие отмершие части растений образуют на поверхности почвы лесную подстилку. Под действием живущих в ней микробов она постепенно перегнивает. Благодаря этому почва пополняется перегноем.

Работу микробов облегчают насекомые и их личинки, которые тоже живут в лесной подстилке и измельчают её. Измельчённые ими остатки перегнивают быстрее.

 Поэтому в лесу и не скапливается много старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы.

Слайд 25.

Каким животным помогает лесная подстилка зимой?  

( Жукам, ежам, медведям, то есть тем, кто впадает в спячку.)

Слайд 26.

– По чьей вине чаще всего нарушается в лесу экологическое равновесие?

Слайд 27.

VII . Подведение итогов. Слайд 28.

 - Что вы можете сказать о жизни леса.

-Как растут в лесу растения?

растения в лесу растут ярусами;

Как приспособились к жизни в лесу животные?

 Не мешают ли они друг другу?

животные  делят между собой этажи;

Как живут живые организмы в лесу?

все живые организмы леса живут сообща;

Каких организмов в лесу больше?

растений в лесу больше, чем животных.

Слайд 29.

Как можно назвать лес?  Мы называем лес природное сообщество.

VIII. Домашнее задание.

- Дома вы выполните задание: 1) прочитаете текст учебника;

2) выполните задание в тетради стр.76-77

Рефлексия:

Ну что ж, ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним тему урока. Какова была наша цель? (Изучить лес,  как природное сообщество. Доказали, что лес- это природное сообщество.) Мы её достигли?

Оцените свою работу на уроке.

Что вызвало у вас интерес?

Что нового вы узнали на уроке?

С каким настроением вы заканчиваете урок?

- Если вам понравился урок, вы всё усвоили и вам будет, что рассказать дома – приклейте на березу зелёный листочек,

если вам было что-то не понятно, но в целом вы довольны своей работой наклейте жёлтый листочек,

 если вам всё было не интересно и не все понятно наклейте красный листочек.

- Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа 2100" "Леса умеренного пояса"

Окр. мир 2 класс Вахрушев "Леса умеренного пояса". Цель урока - познакомить учащихся с зоной лесов умеренного пояса....

Урок окружающего мира 2 класс "Птицы-обитатели леса"

Урок изучения нового материала. Материалы данного урока можно использовать для любого УМК....

Урок окружающего мира. 4 класс. Тема: «Среди лесов». УМК "Перспектива".

Учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте. Характеризовать природные условия, животный и растительный мир.  Различать тайгу, смешанный и широколиственный лес. В...

Конспект урока окружающего мира «Невидимые нити в зимнем лесу» ( "УМК Перспектива", 2 класс")

Цели деятельности учителя: формирование знаний о связях в природе, создание условий для выявлений связей в зимнем лесу на конкретных примерах, развитие умений составления схем связей между елью и...

Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: «Безопасное поведение в лесу». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: расширение и углубление знаний детей о правилах поведения в лесу.Планируемые результатыПредметные: знать правила поведения в лесу; многообразие лесных обитателей; уметь форм...

Конспект урока окружающего мира 2 класс "На воде и в лесу"

Цели деятельности учителя: формирование знаний об опасностях, подстерегающих в лесу и на водоемах; закрепление знаний о съедобных и несъедобных грибах и ягодах; формирование правил поведения на воде и...

Конспект урока окружающего мира 3 класс ПНШ "Значение леса"

Конспект урока окружающего мира 3 класс ПНШ "Значение леса"...