Урок окружающего мира. 4 класс. Тема: «Среди лесов». УМК "Перспектива".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

 Учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте. Характеризовать природные условия, животный и растительный мир.  Различать тайгу, смешанный и широколиственный лес. В  данной  работе  я  представляю  элементы технологии  системно - деятельностного  подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок окружающего мира. 4 класс.27.99 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Урок окружающего мира. 4 класс.

                                                                               Мотовой Л.Ю.

Тема: «Среди лесов.»

Цели:

  • Сформировать представление о лесной зоне
  • Познакомить с географическим положением зоны лесов, её частями: тайгой, смешанным и широколиственным лесами
  • Познакомить с растительным и животным миром, деятельностью человека
  • Развивать познавательную активность, умение работать с картой, дополнительной литературой

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Учащиеся научатся находить и показывать зону лесов на карте
  • Характеризовать природные условия, животный и растительный мир
  • Различать тайгу, смешанный и широколиственный лес
  • Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

Метапредметные:

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Личностные:

  • Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

  • Освоение доступных  способов изучения природы и общества

Оборудование:  проектор, компьютер, контурная карта, видеофрагменты  о тайге, смешанном и широколиственном лесах, словари, энциклопедии, карточки, анимированная физминутка , клип «Лес».

        Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

Выполнение теста “Тундра” (слайд 2)

1. Зона тундры расположена ...

а) севернее арктических пустынь;
б) южнее арктических пустынь.

2. Тундра расположена ...

а) на равнинах;
б) на возвышенностях; в) в горах.

3. В тундре ...

а) ярко выражены все четыре времени года, одинаковые по продолжительности;
б) длинная , суровая зима и жаркое лето;
в) длинная суровая зима и короткое прохладное лето.

4. Главное занятие коренного населения тундры

а) рыболовство; 
б) оленеводство;
в) земледелие.

5. Растения тундры ...

а) высокие , с мощными корнями и широкими листьями;
б) низкорослые со стелющимися корнями и мелкими листьями.

6. К тундровым растениям относятся ..

а) верблюжья колючка,  саксаул, кактус;
б) кедр,  осина,  пальма;
в) карликовая ива,  мох-ягель,  черника.

7. В тундре обитают ...

а)    тюлени,  моржи,  киты; 
б)    песцы, волки, лемминги; 
в)    верблюды,  лошади,  коровы.

8. Укажи верную цепь питания:

а) растения -> лемминги -> пол. совы;
б) комары -> пол. куропатки – песцы;
в) растения -> кречеты -” волки.

9. Тундровый заповедник расположен

а) на полуострове Ямал;
б) на полуострове Таймыр;
в) на Кольском полуострове.

Ответы к тесту: 1 б); 2 а); 3 в); 4 б); 5 б); 6 в); 7 б); 8 а); 9 б).

  1. Определение темы урока.

        -Посмотрите клип. Попробуйте сформулировать тему урока.        

 Клип «Как хорошо в лесу»

  1. -Давайте составим план урока .  (Рисунок «Корзина идей») Работа в группах.

- Что у вас получилось?   (Отвечают группы по очереди)

  1. Работа по новой теме.

- Найдите и покажите на карте природную зону лесов.  Посмотрите линию зоны лесов.

 ( На экране и в учебнике)

-Как вы думаете, что такое лес? ( Ответы детей).Давайте проверим себя, правильно ли мы думаем.

(Сингапурская система)  Квадрат

- Дети под №1: ищут ответ на этот вопрос в интернете.

- Дети под №2: : ищут ответ в толковом словаре.

- Дети под №3: используют энциклопедию.

- Дети под №4: ищут самые подходящие к этому слову пословицы и поговорки.

Физминутка.

- Возьмите контурную карту , и опираясь на карту природных зон раскрасьте зону лесов                

   .(Работа в паре) Сравните свою работу и карту на экране. Оцените себя. (Приём «Шесть шляп»)

             - Прочитайте материал учебника стр. 86-89. Возьмите карандаши. Применяем технологию «Инсерт». (Работа в группах. Читает для своей группы ученик под №3.)

- Где вы поставили вопросы?

-Что нового вы узнали?

Вывод: Зона лесов

  • Находится южнее тундры
  •  Расположена в умеренном поясе
  •  Расположена на Восточно-Европейской        и Западно-Сибирской равнинах
  •  Самая большая природная зона
  •  Ярко выражены все 4 времени года
  •  Холодная зима и теплое лето

-Возьмите таблицу. Напишите в верхней строке слово «ЛЕС». Подумайте и запишите, какие виды леса вы узнали. (Работа в парах) Оцените себя. (Приём «Шесть шляп»)

Видеофрагменты  о тайге, смешанном и широколиственном лесах.

- В тайге и смешанных лесах часто встречается ель. В Татарстане ель встречается в лесах часто. Как вы думаете , что полезного для человека даёт ель? Возьмите файл с мозаикой, попробуйте её собрать. Проверьте. Какие вопросы у вас возникли? Какие слова вам не понятны.

ДУБИЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА (ТАНИНЫ)— химические соединения, содержащиеся в тканях растений. Применяются в медицине и кожевенной промышленности.

КАНИФО́ЛЬ -  Желтовато-красное хрупкое стекловидное вещество, составная часть смолы хвойных деревьев. 

СКИПИДАР - хвойное и сильно пахучее масло, перегоняемое из смолы; остаток: сухая смола, из которой, готовят канифоль. 

КАМФОРА - сильно пахнущее вещество, употр. в технике и медицине.

- Оцените себя. (Приём «Шесть шляп»)

Притча:

Однажды один художник решил нарисовать лес. “Что такое лес?” - рассуждал художник. “Лес – это прежде всего деревья.” Художник взял кисточку, мольберт, краски, холст и начал рисовать деревья. Они у него получились настолько красивые, что, казалось, вот-вот подует ветерок, и листья на деревьях зашевелятся. Ещё он нарисовал сочную траву, душистые лесные цветы, крепенькие грибки…

- Как вы думаете, о кого  русских художников – пейзажистов называют «певцом русского леса»? Где он родился и писал свои картины? (В городе Елабуга)

-Посмотрите на картины. Как вы думаете, какой лес изобразил

И. И. Шишкин?

-Какой вывод вы можете сделать по теме «Зона лесов»? Все ли пункты нашего плана урока мы выполнили?

  1. Домашнее задание: стр. 86-89 читать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира по теме"Зона лесов"

Презентация разработана к уроку ,но может быть использована и для внеурочной деятельности...

Конспект урока окружающего мира по теме:"Значение леса"

Данный урок направлен на формирование знаний учащихся о значении леса для природы и жизни человека,  мероприятиях по охране леса и о правилах поведения в природе (в частности, в лесу), воспитание...

Урок окружающего мира по теме «Жизнь леса» 4 класс УМК "Школа России"

Данная тема изучается в 1 полугодии 4 класса, урок 28 по календарно-тематическому планированию.  Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. В основе лежит системно-деятельностный по...

Конспект урока окружающего мира на тему: "Жизнь леса" (УМК "Школа России") 4 класс

Конспект урока окружающего мира на тему :"Жизнь леса" 4 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах....

Урок окружающего мира по теме "Насекомые леса" 2 класс УМК "Школа 21 века"

Урок изучения нового материала с использованием  ИКТ прием "Инсерт". Знакомство с насекомыми леса с использование текста и схем учебника, дополнительной литературы....