Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Жизнь леса" 4 класс УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Неволина Ольга Викторовна

Технологическая карта урока включает в себя тест по ранее изученной теме "Земля-кормилица". При изучении новой темы и на этапе закрепления учащиеся работают в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_lesa.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Жизнь леса»

4 класс УМК «Школа России»

Цели урока: сформировать представления учащихся о лесе, как природном сообществе. Познакомить с разнообразием лесных обитателей, ярусами леса, лесной подстилкой и микроорганизмами, ролью грибов.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: формирование устойчивой мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, интереса к изучению окружающего мира через практическую работу; в ситуации общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить, воспитывать любовь к природе, культуру поведения.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Познавательные: формирование умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; умения выявлять сущность, особенности объектов; умения на основе анализа объектов делать выводы; преобразовывать информацию из одной формы в другую.
  • Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать других; умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им; учиться работать в группе, брать на себя ответственность.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: получить представление об обитателях леса, представителях растительного мира; о видах лесов, о значении леса в жизни человека;узнать об опасностях, подстерегающих человека в лесу;усвоить правила поведения в лесу;ознакомиться с влиянием человека на состояние лесных богатств.

Ход урока

I. Мотивация

Хочу пригласить вас сегодня в лес. 
В добрый лес, могучий лес, 
Полный сказок и чудес. 
Если внимательны будете, дети, 
Тайны чудные откроете эти.

II. Актуализация знаний.

Тест «Земля-кормилица» (почвы)

1. Характерными почвами нашего края являются...

а) черноземы;                           б) подзолистые почвы;

в) тундровые почвы;                 г) серые лесные почвы.

2. Черноземные почвы преобладают...

а) в тундре;                               б) в лесной зоне;

в) в степях;                              г) в пустынях.

3. Плодородие почвы зависит от количества...

а) песка;                                   б) перегноя;

в) глины;                                  г) солей.

4. Из перегноя под воздействием микроорганизмов образуются...

а) вода;                                   б) воздух;

в) камни;                                  г) соли.

5.  Из остатков умерших растений и животных под воздействием микроорганизмов образуется...

а) песок;                                   б) глина;

в) перегной;                              г) ил.

6. В состав почвы входят...

а) углекислый газ, известняк, воздух, вода;

б) вода, воздух, песок, глина, соли;

в) поваренная соль, песок, глина, вода, воздух.

7. Для защиты почвы на полях необходимо...

а) перепахивать, удобрять, уничтожать вредных насекомых и животных;

б) сажать деревья, поливать обильно, применять ядохимикаты;

в)  проводить снегозадержание, сажать полезащитные полосы, правильно пахать, умеренно поливать и употреблять удобрения.

8. Один сантиметр почвы в природе образуется за...

а) 100-150 лет;                         б) 5-10 лет;

в) 250-300 лет;                        г) 1-2 года.

9. Какое из высказываний верно?

а) если использовать большое количество ядохимикатов, то почва потеряет плодородие;

б)  внесение в почву большого количества удобрений приводит к накапливанию большого количества солей, что повышает урожайность;

в)  почва, на которой нет растительности, не вымывается водой и не развеивается ветром.

10. Найдите ошибки в тексте:

Почвой называют верхний твердый слой земли. Существует мало типов почв. Самыми плодородными являются тундровые почвы. За плодородие почвы отвечают соли. На территории нашего края преобладают черноземные почвы. Почвы не нуждаются в охране.

III. Определение темы и целей урока.

Над рекой широкой, 
Сумраком покрыт, 
В тишине глубокой 
…. густой стоит.

– Какое слово пропущено? (Лес

Давайте определим тему и цели урока. ( Мы сегодня будем говорить о лесе.  Вспомним какие растения и животные встречаются в зоне лесов).

IV. Работа над новой темой

– Внимательно рассмотрите лес. С чем вы можете его сравнить? (С лестницей, будто ступеньки поднимаются вверх.)

 Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)

– А какой этот дом? (Большой, многоэтажный.)

– Давайте выделим этажи леса. Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

1) Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

2) Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

3) Многолетние растения с крупным твердым стеблем. (Деревья.)

– Ученые называют этажи леса ярусами и располагают в порядке уменьшения. Расположите ярусы в данном порядке. (Деревья, кустарники, травы.)

Задание 1. Сейчас мы разобьемся на группы.

а) одна группа назовёт растения, которые можно встретить в лесах нашего края; (работа с гербарием)

б) другая выяснит, какие животные обитают в лесу; (фотографии и открытки с изображением животных наших лесов)

в) третья группа сообщит нам о грибах.  

– Какие деревья расположились в верхнем ярусе? (Ели, сосны, березы, осины и т.д.)

–В среднем ярусе? Используйте атлас-определитель. (Малина, калина, шиповник, волчье лыко и т.д.)

– Что растет в нижнем ярусе? (Костяника, кислица, ландыш, и т.д.)

– А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.) 

– Запишите в своих таблицах по 2-3 представителя каждого яруса. (Взаимопроверка в парах.)

– Запишите цепи питания.

– Подробнее познакомимся с растениями леса:

– Ель, осина.  – Дуб, сосна.  Грибы: – Подберёзовик, белый гриб.  – Подосиновик, лисички.  – Сыроежки, опята.  

– Что мы с вами видим, находясь в лесу? (Деревья, кустарники и другие растения.)

– Каких вы знаете животных леса?

–  Кабан, лось, белка

– Медведь,волк, лиса.  Птицы: Дрозд, иволга, Дятел, кукушка

– Животные почвы: Лесная мышь, полёвка. 

 Короед, дождевой червь. 

 А легко ли в лесу найти животных? (Это не всегда удается сделать сразу.)

 А почему? (Животных в лесу меньше, чем растений, и они прячутся в листве деревьев, в траве.)

 Мы выяснили, что лес для животных является домом. А еще чем он служит животным? (В лесу животные находят пищу.)

– Рассмотрим такой пример: взаимоотношения дерева и жука-короеда. Здоровому молодому дереву жуки не страшны, любое повреждение на коре заливается смолой. А вот когда дерево стареет, оно уже не может справиться с множество короедов и погибает, освобождая место молодым растениям. Вред или пользу приносят короеды лесу? (Для молодых деревьев это польза, а для старых – нет.)

 Тем не менее, короеды ускоряют круговорот веществ. Все в лесу взаимосвязано неразрывно. Если нарушить эти связи, то нарушится и экологическое равновесие.

 Какие животные встречаются в нашем крае?

 Какие из них живут на деревьях?

 Какие ведут наземную жизнь?

 А какие обитают в почве?

 Составьте 2-3 цепи питания, сложившихся в наших краях. (Работа в парах с последующей коллективной проверкой.)

 Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)

 Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.)

 Еще об одних обитателях леса мы забыли сказать. Догадайтесь, о ком идет речь.

И на горке, и под горкой, 
Под березой, и под елкой, 
Хороводами и в ряд 
В шляпках молодцы стоят. 
(Грибы.)  (Показать муляжи грибов).

 Как вы думаете, лесу грибы нужны? (Ответы детей.)

 Так каким будет ваш ответ? (Лесу грибы нужны. Они помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.)

– Приведите примеры, используя атлас-определитель.

Физкультминутка

Вы отгадываете загадки о грибах, если гриб съедобный, вы встаете, если ядовитый, садитесь.

В тёмной шапке набекрень

Ножка толстая, как пень,

И красив он, и велик –

А зовётся …. (боровик)  

Растёт на белой ножке

На шляпке есть горошки

А люди говорят,

Что в нём опасный яд.  (мухомор)  

Не спорю, не белый

Я, братцы, попроще

Расту я обычно

В берёзовой роще.  (подберёзовик)

Они похожи, как сестрички,

Съедобны рыжие …..(лисички)

Притаилась на полянке

Злая, бледная……(поганка)  

V. Продолжение изучения новой темы

– Хорошо в лесу в любое время года, а особенно летом. Закройте глаза и представьте, что вы снова в лесу. Что лежит у вас под ногами? (Старые листья, сквозь них пробивается трава. Остатки старой травы, сухие веточки.)

 Ученые называют это лесной подстилкой. Часть старой листвы и отмершие растения постепенно перегнивают, превращаясь в перегной. Это работа микроорганизмов, бактерий, насекомых и личинок. Поэтому в лесу и не скапливается большого количества старой листвы. А некоторым животным лесная подстилка помогает в холодные зимы. Как вы думаете, каким животным она служит защитой от холодов? (Тем животным, которые зимой впадают в спячку.)

– А именно? (Ежам, медведям, разным жукам.)

VI. Закрепление изученного

 Задание 2

1 группа. Могут ли растения прожить без животных? Докажите это на примерах. Как вы считаете, нужны ли растениям грибы? Почему?

2 группа. Могут ли животные прожить без растений? А без грибов? Докажите на примерах.

3 группа.   Какую роль играют грибы в жизни растений и животных? Приведите примеры.

Ответы групп.

Какой вывод можно сделать? (Все составные части леса взаимосвязаны и не могу существовать отдельно).

А если нарушить эти связи то, что произойдет? (Нарушится экологическое равновесие).

– Молодцы! Приведите примеры природного равновесия в лесу.

Задание 3

  В лесу складывается экологическое равновесие. Вот пример: живущие здесь мыши и полевки поедают много плодов и семян деревьев. Потомство эти зверьки приносят большое. Почему же они не размножаются настолько, чтобы уничтожить все будущие растения? А потому, что в лесу  …

Приведите примеры нарушения экологического равновесия, которые могут произойти по вине человека.

  Спасибо вам за ответы. 

VII. Рефлексия

Выставление оценок.

Домашнее задание

Стр. 164-169.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Жизнь земноводных весной"

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса...

Технологическая карта урока окружающего мира "Великий круговорот жизни", 3 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представлений о круговороте жизни в природе и об основных звеньях круговорота.Задачи урокаДидактические:познакомиться с к...

Технологическая карта урока окружающего мира "На севере Европы", 3 класс (УМК «Школа России», А. А. Плешаков)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений о северных европейских государствах.Задачи урокаДидактические:уметь дать краткое описание стр...

Технологическая карта урока окружающего мира "Будь природе другом!" (2 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для продолжения работы по формированию ответственного отношения к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей между рас...

Технологическая карта урока окружающего мира "Опора тела и движение" "УМК Школа России" (3 класс)

Тема урока «Опора тела и движение»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся понятий «скелет,мышцы,опорно-двигательная система,осанка» и...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема: "Строение тела человека". Класс 2. УМК "Школа России".

Методическая разработка представляет собой технологическую карту урока, в которой поэтапно представлены деятельность педагога и учащихся. Материалы урока дополняются презентацией. Данная методическая ...