Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Жизнь древних славян", УМК "Школа России", 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, внешнем виде и вере древних славян.
Задачи урока
| Планируемые результаты |
Дидактические: 1.Познакомить обучающихся с жизнью древних славян, бытом, внешним видом и верой; 2. Проанализировать степень усвоения материала. | Предметные:
|
Развивающие: 1. Развивать умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; 2. Развивать у обучающихся умения выделять главное. | Личностные: 1. Выражать положительное отношение к процессу познания; 2. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками. |
Воспитательные: 1. Совершенствовать навыки сотрудничества; 2. Воспитывать интерес к истории Отечества. |
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 01.03.2024 Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей № 148» Класс: 4 кад Урок: 5 Время: 11:40 – 12:20 Кабинет: 106 | Студент: Останина Полина Андреевна Группа: 31 Учитель: Гришкевич Валентина Викторовна Методист: Горячева Светлана Леонидовна |
Тема урока «Жизнь древних славян»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о жизни, быте, внешнем виде и вере древних славян.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1.Познакомить обучающихся с жизнью древних славян, бытом, внешним видом и верой; 2. Проанализировать степень усвоения материала. | Предметные:
|
Развивающие: 1. Развивать умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации; 2. Развивать у обучающихся умения выделять главное. | Личностные: 1. Выражать положительное отношение к процессу познания; 2. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками. |
Воспитательные: 1. Совершенствовать навыки сотрудничества; 2. Воспитывать интерес к истории Отечества. |
УМК: УМК ««Школа России», учебник Окружающий мир: 4 кл.: Учебник: в 2ч./А.А Плешаков. - М.: Просвещение, 2015.-Ч.1., учебная презентация, раздаточный материал.
ЭТАПЫ УРОКА
Этап | Образова-тельная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа. Приёмы: организация учебного общения. | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность. - Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Полина Андреевна и сегодня я у вас проведу урок окружающего мира. - Проверьте, пожалуйста, чтобы у вас на партах лежал учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник. - Ребята, сложите руки лодочкой и представьте, что в них сейчас горит огонь. Ещё предки считали, что огонь очищает. Пусть все плохие мысли, усталость и лень растворяются в огне на ваших руках. - Теперь, когда все плохие мысли нас покинули, давайте сядем ровно и продолжим наш урок. | 1.Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку. | Р: проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала. | Учебная презентация: слайд №1 |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф, И, П Словесный: беседа. Практический: Повторение. Приёмы: организация учебного общения Взаимноконтроль |
- Какой раздел мы закончили изучать? Давайте вспомним, в каких эпохах мы побывали? - Спасибо за ответ, подскажите мне, какое время вы изучили самым первым? - Хорошо, мы разобрались с первым временем, теперь распределим следующие эпохи. - Ученики, колесо истории возвращает нас примерно в 6 век нашей эры и мы начинаем раздел «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА». Ученики подскажите, что такое «отечество»? Как вы понимаете это слово? - Хорошо, ребята предположите, чему будет посвящен этот раздел. 2. Организует и координирует работу обучающихся, по определению темы и целей урока. - Продолжим путешествие по дороге истории. Попробуйте догадаться по наряду нашей гостьи, девочки Настеньки, с каким народом мы сегодня познакомимся. Как вы думаете: кто и когда носил такой сарафан? - Ребята, как назывался русский народ в древности, к которому относится Настенька? | 1.Выполняют задание, делают выводы, вспоминают учебный материал. - «Страницы всемирной истории». - Первая эпоха – Первобытная история. Вторая - Мир древности. Третья – Средние века. Четвертая – Новое время. Пятая Новейшее время. - Страна, где родился данный человек и к гражданам которой он принадлежит. - Раздел будет посвящен истории нашей страны от древности, до сегодняшнего дня. - Такой сарафан носили на Руси в древности. - Славяне. | Р:планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией. П:систематизировать, обобщить изученное, делать выводы; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение. К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. Р: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. | Учебная презентация: слайд №2, 3, 4, 5 |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа. Наглядный: презентация. Приёмы: организация учебного общения. | 1. Проводит подводящий диалог для формулирования обучающимися целей урока. - Ребята, кто догадался, как будет называться тема нашего сегодняшнего урока? -Верно, тема сегодняшнего урока: «Жизнь древних славян». - Кто попробует сформулировать цель? У нас есть вспомогательное слово «Познакомиться…» - На экране вы видите план, но что с ним не так? - Давайте дополним его: 1. Изучить … 2. Выполнить … 3. Подвести… | 1. Ставят перед собой цель. - Жизнь древних славян. - Познакомиться с жизнью бытом внешним видом и верой древних славян. - Он неполный - 1. Изучить жизнь древних славян. 2. Выполнить самостоятельную работу. 3. Подвести итоги. | К: воспринимать и формулировать цели и задачи. Р: проявление мотивации учебно-познавательной деятельности. П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока. | Учебная презентация: слайд №6,7,8,9,10, 11 |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, Г Практический: выполнение задания. Приёмы: наблюдение. Внешний контроль | 1. Знакомство с новым понятием - Для того чтобы правильно выполнить первый пункт нашего плана, давайте дадим определение слову «славяне». Ребята, кто такие славяне, как вы думаете? - Существует много объяснений. Великий русский ученый М.В. Ломоносов считал, что предками славян являются мужественные люди, т. Е. прославившиеся своими подвигами, и название «славяне» происходит от слова «славящиеся». - Славяне были крепкими, выносливыми, готовыми к любым неожиданностям. Один из византийцев, живший в VI в., писал, что они очень высокого роста и огромной силы. Это неплохие и совсем незлобные люди. Им свойственны гостеприимство, радушие, проявляемое к иноземцам, и свободолюбие. - Посмотрим видеоролик. Смотрите внимательно, чтобы в дальнейшем ответить на вопросы. - Чем занимались славяне? - А где и как они жили? - Как они одевались? - Во что они верили? - Кто правил Русью? - Ученики, как вы думаете, как выглядели славяне. 2. Организовывает групповую работу обучающихся. - Чтобы подробнее узнать о славянах, я вам предлагаю в парах изучить информацию. Возьмите карточку под номером 1. - Послушайте здание: соберите информацию из учебника на странице 34,36,37 и карточки с дополнительной информацией, затем ответьте на вопросы на карточке. А затем поделитесь знаниями со всем классом. На выполнение задания у вас есть 2 минуты. - А теперь вашей задачей будет выполнить в паре первое задание в рабочей тетради на стр. 14 | 1. Открывают новое знание. -Славяне – группа народов, говорящих на славянских языках.
Отвечают на вопросы учителя. Работают в группе. Читают учебник, анализируют информацию. | П: выявление причинно- следственных связей, представление о овощах и фруктах и витаминах; К: ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать свое мнения и нескольких людей. Р: умение оценивание своей работы на уроке. К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению. Р: признавать своё право на ошибку и такое же право другого. | Учебная презентация: слайд №12, 13, 14, 15, 16 Учебник: стр. 34, 36-37 Рабочие листы |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф, Г Словесный: беседа. Наглядный: Вывод. Приёмы: организация учебного общения. | 1.Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний. Жизнь Древних славян
- Время вышло, прошу рассказать вас, что нового вы узнали о славянах. От какого вида славян произошёл русский народ? - Замечательно, расскажите более подробнее о характере взаимоотношений между славянами и как славянский народ объяснял явления природы. - Ребята, мы переходим к следующему заданию, возьмите карточку под номером 2. Вам необходимо соотнести славянского бога и его характеристику. У вас на это задание есть 2 минуты. Приступайте! - Время вышло! Расскажите мне, пожалуйста, как вы выполнили задание. - Давайте проверим наш ответ, покажите «+», если мы правильно соотнесли. Оцените себя в карточке самооценивания. | 1. Объясняют выполнение своей работы в группах. Отвечает на вопросы учителя. Выполняют задание, соотносят информацию. - Перун – бог громы и молнии; Леший – хранитель леса; Домовой- хранитель дома. Водяной – сказочное существо, живущее в воде. | П: устанавливать существенный признак сравнения. К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения. Р: умение оценивания своей работы на уроке. | Рабочие листы Учебная презентация: слайд № 17, 18 |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф, И Практический: выполнение заданий в рабочей тетради. Приемы: Организация учебного общения. | 1. Организует выполнение самостоятельной работы. - Ребята, какой пункт плана мы с вами уже выполнили? - Верно, какой следующий пункт нам необходимо выполнить? - Пришло и наше время потрудится и проверить свои знания. 1 вариант 1. Русские, украинцы и белорусы произошли от… 1. восточных славян 2. западных славян 3. южных славян 2. Древние славяне жили… 1. семьями 2. в одиночку 3. племенами 3. Посуду Древние славяне делали из… 1. глины 2. металла 3. Дерева 4. Богом грома и молнии у Древних славян был: 1. Зевс 2. Перун 3. Марс 5. Из какой ткани не шили одежду Древние славяне? 1. из льна 2. из шерсти 3. из шелка 6. В каком утверждении содержится ошибка? 1. Место для поселения славяне выбирали вблизи реки, на прибрежном холме. 2. Женщины готовили пищу, разводили, ткали, пряли, шили. 3. Мужчины были охотниками, рыболовами, сооружали пчелиные ульи. 2 вариант 1. Отметь неверное утверждение: 1. Древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают различные боги. 2. Древние славяне верили только в одного бога – Перуна. 3. Древние славяне верили в существование домового, лешего, водяного, русалок. 2. Что такое бортничество? 1. разведение пчел в колодах 2. собирание меда диких пчел 3. охота на крупного зверя 4. ловля рыбы сетями 3. Как строили жилища Древние славяне? 1. целиком под землей 2. до половины в земле 3. на поверхности земли 4. на высоких сваях над землей 4. Избы топились по-черному. Что это значит? 1. они топились углем 2. они топились торфом 3. дым выходил не через трубу, а через окна и дверь 4. дым выходил через отверстие в потолке 5. К кому обращались Древние славяне за советом, помощью, защитой от злых сил? 6. С чем связаны многие славянские праздники? 1. с различными ремеслами 2. с победами над врагом 3. с почитанием природы - Какой пункт плана мы с вами выполнили? Оцените себя на карточке самооценивания. | 1. Выполняют задание и обмениваются тетрадями для взаимопроверки. - Мы изучили жизнь древних славян. Нам предстоит выполнить самостоятельную работу. ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Ответы: 1 вариант 1 - (1), 2 - (3), 3 - (1), 4 - (2), 5 – (3), 6 – (3), 2 вариант 1 – (2), 2 – (2), 3 – (2), 4 – (4), 5 – (К своим умершим предкам), 6 – (3). | Р: оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | Рабочие листы. Учебная презентация: слайд №19, 20 Карточка самооценивания |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф, П Словесный: беседа. Приёмы: организация учебного общения. Внешний контроль. | 1. Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке. - А теперь закрепим наши знания. - Выполним второе задание на стр. 15. - Давайте проверим. Не забудьте дать объяснение своему ответу - Вашей задачей будет ответить на вопросы найдя ответ в филворде. Ребята, что такое филворд, кто знает? - Правильно, слова распложены только сверху вниз и справа налево. У вас на это задание есть 3 минуты. Можете приступать. 1. От какой ветви древних славян произошёл русский народ? 2. Из какого материала славяне чаще всего изготавливали посуду? 3. Кто считался главным богом древних славян? 4. Как называлось жилище древних славян? - Время вышло, давайте проверим. Обменяйтесь листочками с соседом по парте. На экране вы можете увидеть правильные ответы. - Поднимите руку те, у кого нет ни одной ошибки. Поднимите руку, кто допустил 1-2 ошибки. И поднимите руку, у кого 3-4 ошибки. | 1. Выполняют предложенные задания. Дети проверяют задание и устно обосновывают свой ответ. - Филворд – это набор букв, в котором необходимо найти слова. - 1. Восточные. 2. Глина. 3. Перун. 4. Землянка. | П: выявление причинно- следственных связей. | Рабочие листы. Учебная презентация: слайд № 21, 22 |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа. Приёмы: организация учебного общения. | 1. Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся. - Все ли пункты плана мы выполнили? -Верно, давайте вспомним, какая тема у нас была на сегодняшнем уроке? - Какую цель мы себе ставили? -Дополните предложение «Теперь я знаю, что…» -Где могут пригодиться новые знания? - А теперь открываем дневники и записываем домашнее задание. В учебнике, на странице 39 выполнить «Задания для домашней работы» под номером 1. - Вы сегодня хорошо поработали . Урок окончен, можете быть свободны. | 1. Осуществляют самооценку своей учебной деятельности, соотносят цель и результат. - Нет, мы не подвели итоги. - Жизнь древних славян. - Познакомиться жизнь бытом внешним видом и верой славян. | П: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
| Учебная презентация слайд №23, 24, 25, 26 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Мир глазами эколога" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит подробное описание групповой р...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "Наши подземные богатства" 4 класс УМК "Школа России", составлена в соответствии с ФГОС НОО, содержит групповую практическую р...

Технологическая карта урока окружающего мира на тему «Почему радуга разноцветная» 1 класс УМК «Школа России»
Цель деятельности учителя: формирование первоначального представления о радуге, её цветах и их последовательности, представление о разложении солнечного света. Развитие мышления и пространс...

Технологическая карта урока окружающего мира "Трудные времена на русской земле", 4 класс (УМК "Школа России", А. А. Плешаков)
Тип урока: «открытие» нового знания;Цель урока: формирование представления о военном деле на Руси, изучение с героических страниц истории Отечества;Задачи урокаДидактические:узнать значени...

Технологическая карта урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Школа России», 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся о телах, веществах, частицах, а также познакомить с разнообразием веществ.Задачи уро...

Технологическая карта урока окружающего мира "Проверка знаний по разделу «Современная Россия». Тест" (УМК "Школа России", 4 класс)
Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Современная Россия». Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания у обучающихся по темам «Основной закон России и права ...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое погода», УМК «Школа России» учебник «Окружающий мир» 2 кл, 1 часть;
Цель урока: формирование представления о понятии «погода»Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с представлениями о погоде и из чего она складывае...


