Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Жизнь земноводных весной"
методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема: Жизнь земноводных весной.

Класс: 1

Педагогические цели: создать условия для ознакомления с жизнью земноводных весной, понятиями «земноводные», «головастики», «развитие»; научить выделять общие черты и различия лягушки и жабы.

Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами исследования

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся объяснять понятия «земноводные», «головастики», «развитие»; выделять общие черты и различия лягушки и жабы; наблюдать за жизнью земноводных весной, за развитием лягушки.

Личностные: принимают ценности окружающего мира, проявляют положительные отношения к учению, умеют выражать свои мысли и впечатления.

Универсальные учебные действия (Метапредметные):

Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную; прогнозирование -  предвосхищать результат; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; предметные – знать понятия «земноводные», «головастики», «развитие»; выделять общие черты и различия лягушки и жабы; наблюдать за жизнью земноводных весной, за развитием лягушки (по картинкам, видеофильмам); знаково-символические – моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

Коммуникативные: определяют цели, функции участников, способы взаимодействия, вступают в коллективное сотрудничество, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве, умеют работать в паре.

Форма работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.

Образовательные ресурсы и оборудование: учебник: Н.Ф.  Виноградова   Окружающий  мир: 1  класс:  учебник  для  общеобразовательных  учреждений    -  М.:  Вентана – Граф,  2011; компьютер учителя, проектор, экран, карточки с таблицей «Что сравнивается», sms сообщение

Сценарий урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Мотивирование учебной деятельности. (Организационный момент)

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли начать урок!

Все ль на месте?

Все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Есть девиз у нас такой:

Все, что надо, под рукой.

Учимся старательно,

Слушаем внимательно!

Думаем, запоминаем,

Дружно руки поднимаем!

Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас все получится.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте.

Регулятивные: волевая саморегуляция. 

Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

- Ребята, вы знаете, кто такие исследователи?

-Исследователи – люди, которые создают или открывают новые знания. (слайд 1)

Сегодня наш класс это лаборатория, где мы с вами будем проводить исследования.

Что будем исследовать, узнаете чуть позже.

Включается видеофильм о весне, по результатам просмотра проводится беседа

- Какому времени года посвящен фильм?

- Расскажите, какие изменения происходят в  природе с приходом весны?

 (Солнце поднимается выше, становится теплее, тает снег, идёт дождь).

- Молодцы! Вы всё рассказали верно.

Беседа по вопросам.

Ответы детей

Беседа по видеофильму.

Ответы детей

Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Постановка учебной задачи.

- Сегодня мы исследуем группу животных, а какую именно (sms сообщение)

Включается аудиозапись

          Помогите! Наши родители совсем о своих детях не заботятся. Выметали икру и забыли. А ребятишки пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся. У наших родителей одна тысяча ребят, и то о них не думают. А беспризорным нелегко живется. Под водой  много  прожорливых чудовищ, и все они падки до лягушачьей икорки, до лягушат. Сколько гибнет головастиков, сколько  опасностей  нам грозит, пока мы не превратимся в больших лягушек,  -  прямо  подумать страшно. Помогите!

  Беседа

- Ребята, от кого пришло сообщение, догадались?

- Может это сообщение связано с темой нашего исследования?

- Кто готов ответить, какая тема нашего исследования?

- Где мы можем подтвердить правильность наших ответов?

- Что нам в этом поможет? (учебник)

 - Откройте страницы 83 учебника.

- Согласен ли с вами автор учебника?

Сообщение темы исследования

- Мы  на уроке исследуем, кто такие земноводные, рассмотрим развитие лягушки и поговорим о других земноводных. (слайд 2)

Дети слушают sms сообщение

Беседа

Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Работа над новой темой.

Построение проекта выхода из затруднения

  1. Работа с учебником.

- Возвращаемся к нашему учебнику. Ребята, откройте стр. 84 и внимательно прочитайте текст.

- О ком прочитали?

- К какой группе животных относятся лягушки и жабы?

- Почему лягушку и жабу называют земноводные?

-   Что ещё интересного об их жизни узнали?

- Молодцы, ребята, вы внимательно читали текст.

Работа в парах.

- А сейчас ребята, проведете исследование в парах. Изучите внимательно текст и  заполните таблицу, используя  знаки «+» и «-« («Чем отличаются» см. Приложение )

Лягушка

Лягушка быстро и далеко прыгает. Задние лапки у неё длиннее, и  им удобно отталкиваться и прыгать. У лягушки гладкая и скользкая кожа. В год она четыре раза меняет свою кожу. Голову вверх  приподнимает. Охотится за летающими насекомыми.

Жаба

У жабы короткие лапки, поэтому ей тяжело прыгать, а удобнее  ходить. Кожа покрыта бугорками. Жаба держит голову очень близко к земле, потому что она питается насекомыми, которые ползают по земле. Жаба не любит солнечный свет, но она прекрасно видит в темноте, поэтому на охоту отправляется только после захода солнца.

Дети читают текст на стр. 84

Ответы на вопросы

Дети работают в парах. Изучают самостоятельно текст и  заполняют таблицу, используя  знаки «+» и «- « («Чем отличаются»)

Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Реализация построенного проекта.

(СЛАЙД 3)  

- Ваш ровесник Петя тоже провёл исследование по этой теме, заполнил такую же таблицу и вот что у него получилось.

- Сравните ответы. Согласны ли вы  с Петей?

- Молодцы, вы помогли Пете.

- Сделаем вывод, чем лягушка отличаются от жабы?

 (Таблица с ошибками) Дети исправляют ошибки, доказывают.

Коммуникативные:  умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Физкультминутка

Учитель включает видеозапись «Зарядка с лягушками»

Выполняют движения

Познавательные: умение выполнять ритмические движения

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Видеофильм «Как появляются лягушки»

- У природы много секретов. Об том мы узнаем из следующего видеофильма. Ребята, внимательно посмотрите  на экран.

– Какой секрет открыла вам природа?

- Как появляются лягушки?

- Как называют маленьких лягушат?

- Чем дышат головастики?

- Чем питаются головастики?

- Сравним свои выводы с тем, что нам предлагает автор учебника на стр. 84.

- Молодцы, ребята, вы сделали правильные выводы.

Дети смотрят видеофильм.

Ответы на вопросы.

Делают выводы

Читают выводы по учебнику

Коммуникативные:  умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Работа с компьютерами.

- Мир земноводных разнообразен. Какие ещё животные прекрасно себя чувствуют в воде и на суше, узнаете, поработав с компьютерами.

Перед работой проведём гимнастику  для глаз. А теперь приступим к работе.

Ответы на вопросы

- Где живет озерная лягушка?

- Где живет травяная лягушка?

- Какого цвета бывают лягушки?

- Какие по массе бывают лягушки?

- Есть и другие земноводные. О них узнаете, если откроете следующий слайд.

- С какими еще земноводными познакомились?

- Чем они отличаются от лягушек?

- Молодцы. Вы внимательные. Только внимательные люди могут быть исследователями. И вы это сейчас доказали.

Дети работают с компьютерами.

Дети отвечают на вопросы

Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Коммуникативные:  умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

- Вам понравилось быть исследователями?

- Хотите узнать, какую пользу приносят лягушки и жабы?

- Где сможете найти ответ на интересующий вас вопрос?

- Подойдите все ко мне. Посмотрите, вам знакомы эти книги?

- В этих детских энциклопедиях вы можете найти информации о лягушках. Возьмите книги, прочитайте о лягушках.  

Каждый исследователь в конце своей работы обязательно подводит итог. Мы с вами тоже это сделаем. Возьмите карточки и выполните задание.

Ваша ровесница Таня тоже выполняла такое задание. (слайд 4)

- Сравните результаты. Справилась ли Таня с заданием?

- К какой группе животных относится лягушка?

- Как появляются лягушки?

- В какое время года лягушки откладывают икринки?

Находят информации по теме в энциклопедиях

Работа на карточках

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Мне понравилась ваша работа на уроке. В заключение продолжите предложения. (слайд 5)

«Я узнал…»

«Я повторил…»

«Я удивился…»

«Я запомнил…»

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование критериев для обоснования своего суждения.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

 

Библиографический список

1. Н.Ф.  Виноградова   Окружающий  мир: 1  класс:  учебник  для  общеобразовательных  учреждений    -  М.:  Вентана – Граф,  2011;

Интернет-источники

  1. http://mirgif.com/ljagushki.htm
  2. http://briticat.ru/smail/frogs/frogs2.html
  3. http://new-anoli.ru/post228868484 
  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/02/03/urok-okruzhayushchego-mira-v-1-klasse-zhizn
  5. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/plan_konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_zhizn_ziemnovodnykh_viesnoi

        

Приложение 1

Карточка 1

Кто

Кожа

Охотится

Способ передвижения

Голову

гладкая

покрыта бугорками

днём

после захода солнца

далеко прыгает

ходит

вверх приподнимает

держит близко к земле

Лягушка

Жаба

Карточка 2

  1. Найди лишнее слово.

    муравей                         бабочка      

     лягушка                       стрекоза

  1. К какой группе  животных относятся жабы и лягушки?

        рыбы                              насекомые

        млекопитающие          земноводные

  1. Откуда появляются головастики?

из яйца                                                из икринок

рождают живых детёнышей            из личинок

  1. В какое время года лягушки откладывают икринки?

 летом                            весной

 зимой                            осенью


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Насекомые весной"

Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса...

Технологическая карта урока Окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе,  признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней.Планируем...

Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к Весне» (УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «В гости к Весне» Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: формирование представления у обучающихся об характерных признаках весны в живой и неживой природе. За...

Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"

Цель урока: формирование знаний о признаках весны в живой и неживой природе; формирование представления о связи изучаемых предметов с жизнью.Задачи урокаДидактические:Познакомить учеников с последоват...

Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к весне (экскурсия)» (УМК "Школа России", 2 класс)

Тема урока «В гости к весне (экскурсия)»Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о живой и неживой природе; формирование умений з...

Технологическая карта урока окружающего мира «В гости к Весне» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока «В гости к Весне»Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления у обучающихся об характерных признаках весны в живой и неживой природе.Задач...

Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Земноводные» - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия о земноводных и какие они бываютЗадачи урокаДидактические:1.     Научиться распознавать характерные ...