Главные вкладки

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Жизнь земноводных весной"
    методическая разработка по окружающему миру (1 класс) на тему

    Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока

    Тема: Жизнь земноводных весной.

    Класс: 1

    Педагогические цели: создать условия для ознакомления с жизнью земноводных весной, понятиями «земноводные», «головастики», «развитие»; научить выделять общие черты и различия лягушки и жабы.

    Тип урока: урок открытия новых знаний с элементами исследования

    Планируемые результаты образования:

    Предметные: научатся объяснять понятия «земноводные», «головастики», «развитие»; выделять общие черты и различия лягушки и жабы; наблюдать за жизнью земноводных весной, за развитием лягушки.

    Личностные: принимают ценности окружающего мира, проявляют положительные отношения к учению, умеют выражать свои мысли и впечатления.

    Универсальные учебные действия (Метапредметные):

    Регулятивные: целеполагание – преобразовывать практическую задачу в познавательную; прогнозирование -  предвосхищать результат; оценка – выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения.

    Познавательные: общеучебные – ориентироваться в разнообразии способов решения задач; предметные – знать понятия «земноводные», «головастики», «развитие»; выделять общие черты и различия лягушки и жабы; наблюдать за жизнью земноводных весной, за развитием лягушки (по картинкам, видеофильмам); знаково-символические – моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач.

    Коммуникативные: определяют цели, функции участников, способы взаимодействия, вступают в коллективное сотрудничество, оказывают взаимопомощь в сотрудничестве, умеют работать в паре.

    Форма работы: фронтальная, в парах, индивидуальная.

    Образовательные ресурсы и оборудование: учебник: Н.Ф.  Виноградова   Окружающий  мир: 1  класс:  учебник  для  общеобразовательных  учреждений    -  М.:  Вентана – Граф,  2011; компьютер учителя, проектор, экран, карточки с таблицей «Что сравнивается», sms сообщение

    Сценарий урока:

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    Результат

    Мотивирование учебной деятельности. (Организационный момент)

    Внимание! Проверь, дружок,

    Готов ли начать урок!

    Все ль на месте?

    Все ль в порядке:

    Книжка, ручка и тетрадка?

    Есть девиз у нас такой:

    Все, что надо, под рукой.

    Учимся старательно,

    Слушаем внимательно!

    Думаем, запоминаем,

    Дружно руки поднимаем!

    Помните, что вы самые умные, сообразительные дети, у вас все получится.

    Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие учебных принадлежностей на парте.

    Регулятивные: волевая саморегуляция. 

    Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

    - Ребята, вы знаете, кто такие исследователи?

    -Исследователи – люди, которые создают или открывают новые знания. (слайд 1)

    Сегодня наш класс это лаборатория, где мы с вами будем проводить исследования.

    Что будем исследовать, узнаете чуть позже.

    Включается видеофильм о весне, по результатам просмотра проводится беседа

    - Какому времени года посвящен фильм?

    - Расскажите, какие изменения происходят в  природе с приходом весны?

     (Солнце поднимается выше, становится теплее, тает снег, идёт дождь).

    - Молодцы! Вы всё рассказали верно.

    Беседа по вопросам.

    Ответы детей

    Беседа по видеофильму.

    Ответы детей

    Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

    Постановка учебной задачи.

    - Сегодня мы исследуем группу животных, а какую именно (sms сообщение)

    Включается аудиозапись

              Помогите! Наши родители совсем о своих детях не заботятся. Выметали икру и забыли. А ребятишки пускай сами, как знают, выводятся, живут и кормятся. У наших родителей одна тысяча ребят, и то о них не думают. А беспризорным нелегко живется. Под водой  много  прожорливых чудовищ, и все они падки до лягушачьей икорки, до лягушат. Сколько гибнет головастиков, сколько  опасностей  нам грозит, пока мы не превратимся в больших лягушек,  -  прямо  подумать страшно. Помогите!

      Беседа

    - Ребята, от кого пришло сообщение, догадались?

    - Может это сообщение связано с темой нашего исследования?

    - Кто готов ответить, какая тема нашего исследования?

    - Где мы можем подтвердить правильность наших ответов?

    - Что нам в этом поможет? (учебник)

     - Откройте страницы 83 учебника.

    - Согласен ли с вами автор учебника?

    Сообщение темы исследования

    - Мы  на уроке исследуем, кто такие земноводные, рассмотрим развитие лягушки и поговорим о других земноводных. (слайд 2)

    Дети слушают sms сообщение

    Беседа

    Познавательные: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

    Работа над новой темой.

    Построение проекта выхода из затруднения

    1. Работа с учебником.

    - Возвращаемся к нашему учебнику. Ребята, откройте стр. 84 и внимательно прочитайте текст.

    - О ком прочитали?

    - К какой группе животных относятся лягушки и жабы?

    - Почему лягушку и жабу называют земноводные?

    -   Что ещё интересного об их жизни узнали?

    - Молодцы, ребята, вы внимательно читали текст.

    Работа в парах.

    - А сейчас ребята, проведете исследование в парах. Изучите внимательно текст и  заполните таблицу, используя  знаки «+» и «-« («Чем отличаются» см. Приложение )

    Лягушка

    Лягушка быстро и далеко прыгает. Задние лапки у неё длиннее, и  им удобно отталкиваться и прыгать. У лягушки гладкая и скользкая кожа. В год она четыре раза меняет свою кожу. Голову вверх  приподнимает. Охотится за летающими насекомыми.

    Жаба

    У жабы короткие лапки, поэтому ей тяжело прыгать, а удобнее  ходить. Кожа покрыта бугорками. Жаба держит голову очень близко к земле, потому что она питается насекомыми, которые ползают по земле. Жаба не любит солнечный свет, но она прекрасно видит в темноте, поэтому на охоту отправляется только после захода солнца.

    Дети читают текст на стр. 84

    Ответы на вопросы

    Дети работают в парах. Изучают самостоятельно текст и  заполняют таблицу, используя  знаки «+» и «- « («Чем отличаются»)

    Познавательные: умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

    Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

    Реализация построенного проекта.

    (СЛАЙД 3)  

    - Ваш ровесник Петя тоже провёл исследование по этой теме, заполнил такую же таблицу и вот что у него получилось.

    - Сравните ответы. Согласны ли вы  с Петей?

    - Молодцы, вы помогли Пете.

    - Сделаем вывод, чем лягушка отличаются от жабы?

     (Таблица с ошибками) Дети исправляют ошибки, доказывают.

    Коммуникативные:  умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

    Физкультминутка

    Учитель включает видеозапись «Зарядка с лягушками»

    Выполняют движения

    Познавательные: умение выполнять ритмические движения

    Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Видеофильм «Как появляются лягушки»

    - У природы много секретов. Об том мы узнаем из следующего видеофильма. Ребята, внимательно посмотрите  на экран.

    – Какой секрет открыла вам природа?

    - Как появляются лягушки?

    - Как называют маленьких лягушат?

    - Чем дышат головастики?

    - Чем питаются головастики?

    - Сравним свои выводы с тем, что нам предлагает автор учебника на стр. 84.

    - Молодцы, ребята, вы сделали правильные выводы.

    Дети смотрят видеофильм.

    Ответы на вопросы.

    Делают выводы

    Читают выводы по учебнику

    Коммуникативные:  умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.

    Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

    Работа с компьютерами.

    - Мир земноводных разнообразен. Какие ещё животные прекрасно себя чувствуют в воде и на суше, узнаете, поработав с компьютерами.

    Перед работой проведём гимнастику  для глаз. А теперь приступим к работе.

    Ответы на вопросы

    - Где живет озерная лягушка?

    - Где живет травяная лягушка?

    - Какого цвета бывают лягушки?

    - Какие по массе бывают лягушки?

    - Есть и другие земноводные. О них узнаете, если откроете следующий слайд.

    - С какими еще земноводными познакомились?

    - Чем они отличаются от лягушек?

    - Молодцы. Вы внимательные. Только внимательные люди могут быть исследователями. И вы это сейчас доказали.

    Дети работают с компьютерами.

    Дети отвечают на вопросы

    Познавательные: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

    Коммуникативные:  умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

    - Вам понравилось быть исследователями?

    - Хотите узнать, какую пользу приносят лягушки и жабы?

    - Где сможете найти ответ на интересующий вас вопрос?

    - Подойдите все ко мне. Посмотрите, вам знакомы эти книги?

    - В этих детских энциклопедиях вы можете найти информации о лягушках. Возьмите книги, прочитайте о лягушках.  

    Каждый исследователь в конце своей работы обязательно подводит итог. Мы с вами тоже это сделаем. Возьмите карточки и выполните задание.

    Ваша ровесница Таня тоже выполняла такое задание. (слайд 4)

    - Сравните результаты. Справилась ли Таня с заданием?

    - К какой группе животных относится лягушка?

    - Как появляются лягушки?

    - В какое время года лягушки откладывают икринки?

    Находят информации по теме в энциклопедиях

    Работа на карточках

    Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    - Мне понравилась ваша работа на уроке. В заключение продолжите предложения. (слайд 5)

    «Я узнал…»

    «Я повторил…»

    «Я удивился…»

    «Я запомнил…»

    Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; использование критериев для обоснования своего суждения.

    Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений.

     

    Библиографический список

    1. Н.Ф.  Виноградова   Окружающий  мир: 1  класс:  учебник  для  общеобразовательных  учреждений    -  М.:  Вентана – Граф,  2011;

    Интернет-источники

    1. http://mirgif.com/ljagushki.htm
    2. http://briticat.ru/smail/frogs/frogs2.html
    3. http://new-anoli.ru/post228868484 
    4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/2013/02/03/urok-okruzhayushchego-mira-v-1-klasse-zhizn
    5. https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/plan_konspiekt_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_zhizn_ziemnovodnykh_viesnoi

            

    Приложение 1

    Карточка 1

    Кто

    Кожа

    Охотится

    Способ передвижения

    Голову

    гладкая

    покрыта бугорками

    днём

    после захода солнца

    далеко прыгает

    ходит

    вверх приподнимает

    держит близко к земле

    Лягушка

    Жаба

    Карточка 2

    1. Найди лишнее слово.

        муравей                         бабочка      

         лягушка                       стрекоза

    1. К какой группе  животных относятся жабы и лягушки?

            рыбы                              насекомые

            млекопитающие          земноводные

    1. Откуда появляются головастики?

    из яйца                                                из икринок

    рождают живых детёнышей            из личинок

    1. В какое время года лягушки откладывают икринки?

     летом                            весной

     зимой                            осенью


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока окружающего мира, по теме: «Что такое окружающий мир»

    Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса....

    Технологическая карта урока окружающего мира "Географическая карта"

    Урок окружающего мира по теме "Географическая карта"  построен с применением одного из инструментов формирующего оценивания - листа самооценки. Работа с листом самооценки ведётся на про...

    Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

    Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

    Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Насекомые весной"

    Технологическая карта урока по окружающему миру для 1 класса...

    Технологическая карта урока окружающего мира (2 класс). Тема: Россия на карте. УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: ознакомление детей с картой России, ее условными обозначениями; формирование умений, связанные с чтением карты; формирование умения правильно показывать объекты на настенной...

    Технологическая карта урока Окружающего мира «В гости к весне» 2 класс УМК "Школа России"

    Цели деятельности учителя: формирование умения наблюдать за весенними изменениями в природе,  признаками наступления весны в неживой и живой природе; сравнение весенней природы с зимней.Планируем...

    Технологическая карта урока окружающего мира Океан, которого нет на карте

    Урок по теме «Океан, которого нет на карте и глобусе» это первый урок в разделе «Воздух и его свойства».Дидактическая цель: создание условий для  организации деятельности ...