Конспект урока окружающего мира «Невидимые нити в зимнем лесу» ( "УМК Перспектива", 2 класс")
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Истомина Александра Сергеевна

Цели деятельности учителя: формирование знаний о связях в природе, создание условий для выявлений связей в зимнем лесу на конкретных примерах, развитие умений составления схем связей между елью и лесными животными.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу;
- уметь приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.

 

Личностные:

- осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными.

 

Тип урока: «открытие» нового знания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата:        28.02.2020                                                                                                        ФИО учителя: Артемьева Ирина Эдуардовна

Школа: 104                                                                                                                ФИ студента: Истомина Александра, 31 гр

Класс:                                                                                                                 ФИО методиста: Боева Светлана Захаровна

Кабинет: 203

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Невидимые нити в зимнем лесу»

Цели деятельности учителя: формирование знаний о связях в природе, создание условий для выявлений связей в зимнем лесу на конкретных примерах, развитие умений составления схем связей между елью и лесными животными.

Планируемые результаты

Предметные:

- знать о взаимосвязях между растениями и животными в зимнем лесу;
- уметь приводить примеры невидимых нитей в зимнем лесу.

Личностные:

- осознавать важность охраны взаимосвязей между растениями и животными.

Тип урока: «открытие» нового знания.

Оборудование:  Учебник окружающего мира: УМК «Перспектива», 2 класс 2 часть: А.А Плешаков, М. Ю. Новицкая.  Учебник и рабочая тетрадь, презентация

Челябинск, 2020г.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Метод: словесный

1 мин

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Сергеевна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

Давайте подравняемся и настроимся на хорошую работу, садитесь.

Приветствуют учителя.

Л.: следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

II. Актуализация знаний и мотивация

Метод: словесный

Приём: беседа, подводящий диалог

4 мин

- Для того чтобы получить новые знания нам нужно закрепить старые.

- Итак, что мы назвали невидимыми нитями?

- Какие невидимые нити мы обнаружили в осеннем лесу?

- Вслед за осенью приходит зима.

- Ребята, а по каким признакам мы узнаём приход зимы?

- А какие птицы называются зимующими?  

- Приведите примеры зимующих птиц 

- А как зимуют птицы? 

- Чем питаются зимой разные звери? 

-  Правильно, ребята, птицам и животным приходиться нелегко. Зимой очень мало пищи, которой хватает не на всех.

 

- «Невидимые нити» - это какая-то связь, которая происходит между животными,  растениями и животными, и тд.

- Осенью уменьшается световой день, наступает похолодание, опадают листья, идут дожди, птицы улетают в теплые края, созревшие ягоды, грибы, орехи,   становятся  пищей  для  белок птиц,   мелких  грызунов,   которые являются пищей для хищных животных волка или лисы.

- Холодно, температура  воздуха ниже нуля, реки  покрылись льдом, а земля - снегом, день короткий, птиц не слышно, морозы.

- Те, которые остаются на зиму

- Дятел, снегири, синицы и т.д.

- Стайками

- Охотятся на других животных, некоторые всем, что найдут.

П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Л: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности

Р: принимают и сохраняют учебную задачу;

III. Постановка учебной з Метод: словесный

практический

3 мин

- Догадались, какая тема урока у нас будет сегодня? 

- Откройте учебник на странице 36. Давайте проверим наши догадки. Прочитай тему урока.

- Давайте поставим цели урока. Как вы думаете, какие цели, исходя из нашей темы, мы можем себе поставить? 

Давайте начнем достигать поставленных целей!

- Невидимые нити в зимнем лесу

- Узнаем о связях в зимнем лесу, и научимся приводить примеры таких связей.

Р: постановка учебной задачи.

П:самостоятельное выделение и постановка цели.

IV. Открытие нового знания

Метод: словесный, частично-поисковый.

15 мин

Итак, как вы думаете, что можно назвать невидимыми нитями в лесу? 

 - Какая наука изучает взаимосвязи между живой и неживой природой? 

 - Давайте подумаем, какие деревья остаются зелеными даже зимой? Для этого отгадайте загадку

Стоит Красавица
Небес касается.
Зимой и летом
В шубу одета.
Шубой колючей
Цепляет тучи.

                          (Ель)

 - Как вы думаете, ель важна в зимнем лесу? 

-  У каждого из нас есть друзья, а с кем же дружит ель? 

 Прочитайте текст на странице 36. Прочитайте 3,4, 5 абзац

- Итак, с кем же дружит ель? 

- Действительно, ель не только защитница, но и кормилица для лесных птиц и животных. Давайте посмотрим, кто питается семенами ели.

- Посмотрите схему на странице 37.

Сидит на ветке, а не птица.

Есть рыжый хвост, а не лисица.

 (белка)

-Почему белка оказалась у ели?

 -Какого цвета шерстка у белки зимой? 

 -Где зимой живет белка? 

Следующий друг нашей ели

Ходит в красной тюбетейке

И сидит не на скамейке,

А на дереве в лесу

И почти что навесу.

Постучит- букашку схватит

Знаменитый «доктор» … (Дятел)

-Почему дятел оказался у ели? 

Ведь он питается насекомыми и их личинками? 

ФИЗМИНУТКА

Отгадайте загадку

Кривлен нос – зелен хвост 

                                          (Клёст)

- Почему клёст оказался у ели? 

 - Расскажите, что вы знаете о клесте? 

Клест - это птица, чуть больше воробья. Окрас грудки бывает красно-малиновый, или голубовато-серый. Крылья и хвост темных оттенков.

Птица клест очень ловкая. Благодаря её пальцам, она может запросто лазать и удерживаться на хвойных деревьях, хорошо расположившись рядом с шишками. Клесты любят обитать в хвойных лесах. Не боятся морозов. Гнезда строят на самой верхушке сосны или ели под надежным прикрытием от других хищников.

Прогрызу я в доме щелку

И себе устрою норку;

Ну а лето на носу –

Я и в поле, и в лесу.

Хвостик длинный, а малышка

Эта серенькая … (Мышка)

-Почему мышка оказалась у ели?

-Расскажите, что вы знаете про мышку.

Скачет шапка по бору

Объедает в нем кору.

Посмотрите! Поглядите!

Сколько удали и прыти. (Заяц)

- Почему заяц оказался у ели? 

 -Расскажите, что знаете о зайце.

Итак, ребята, что ель дает животным? 

 -Давайте представим, что вдруг ели исчезли. Что бы тогда случилось? 

 - Исчезли птицы. Что произойдет? 

 - Какой вывод мы можем сделать? Откройте учебник на странице 38. Р1, прочитай как называется текст. Прочитайте его про себя.

Итак, расскажите как связаны между собой сойка и белка? Белка и клёст? Клест и полевка?

Что нового вы узнали о жизни птиц из этого текста? 

- Связь между живой и неживой природой.

- Природоведение, окружающий мир.

- Ель.

- Да, очень, она кормит и защищает животных.

- Со всеми животными леса.

- Белки являются составляющими невидимых нитей, белки кушают еловые шишки.

- Серая.

- В дупле ели.

- Зимой нет достаточного количества насекомых, поэтому дятел питается семенами

- Клёст питается семенами еловых шишек.

Клест - это птица, чуть больше воробья. Окрас грудки бывает красно-малиновый, или голубовато-серый.

Клесты любят обитать в хвойных лесах.

-  Она собирала семена, которые упали на землю, чтобы покушать. Или же у мышки домик около ели .

Мыши - маленькие зверьки.

Мыши - грызуны, и потому главное «орудие их труда» - зубы. Такими зубами мышь может без труда прогрызть отверстие в дубовой доске толщиной 2-3 см. Если долгое время нет твёрдой пищи, зубы вырастают очень длинными и мешают нормально есть.

Злейший враг мышей - кошка. На мышей охотятся хорьки, ласки, ежи, землеройки, а также луни, совы и другие хищные птицы.

- Он прячется от хищных животных.

- Летом заяц – серый, рыжевато-серый, грифельный. Зимой – белый. Врагов у зайца - много. Волки, лисы, хищные птицы, всех он опасается. Но догнать и поймать зайца непросто. Вот, например, зимой. Бежит он, порой, как на лыжах, зайцу-то ничего, а собаки настигнуть его не могут.

- Ищу и укрытие

- Птицы и звери погибнут, так как останутся без корма

- Растения погибнут, потому что некому будет убивать вредных насекомых. Без растений погибнут животные и люди, так как не будет корма и кислорода)

- В природе все взаимосвязано и исчезновение одного звена цепочки разрушает всю цепь

- У белки и сойки примерно одинаковый рацион питания. Уронит белка орешек - сойка подхватит или наоборот! Клёст выедает только часть семян, а остальное оставляет белке. Также эти шишки на земле находят полёвки.

- Звери делятся между собой едой.

П: осознанно строят речевое высказывание

П: Выдвижение гипотез и их обоснование

К: участие в учебном диалоге;

V.Первичное закрепление во внешней речи

Метод: словесный.

4 мин

 - Совсем недавно мы отмечали праздник - Новый год. В этот праздник принято приносить в дом ель и наряжать её. - Представьте себе, что будет, если нашу красавицу ель срубят?

- Как же быть? Есть ли выход из сложившейся ситуации?

 - Животные останутся без пищи, дома, укрытия и погибнут впоследствии.

- Ставить дома искусственную ель, или наряжать ель на природе, не нанося ей вреда.

П:структурирование знаний;

Р: принимают и сохраняют учебную задачу

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Метод: словесный, практический.

6 мин

Выполните задание в рабочей тетради на странице 20 выполните задание 1.

Для проверки задания обменяйтесь тетрадью с соседом по парте и сверьте с доской.

Выполняют.

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

VII. Включение в систему знаний

Метод: словесный,

4 мин

А сейчас чтобы закрепить знания о невидимых нитях, откройте рабочую тетрадь на странице 21 и выполните в парах задание 2.  

Проверка! 

Записывают.

Р: осуществляют итоговый контроль;

VIII. Рефлексия деятельности

Метод: словесный,

наглядный

Приём: беседа

3 мин

Запишите домашнее задание в дневник. Прочитать страницы учебника 36-39.

Какая тема урока была сегодня?

Достигли ли мы своей цели?

Какие невидимые нити есть в лесу?

Как растения помогают животным?

Какой вывод мы можем сделать?

За что вы можете себя похвалить?

- Сейчас я вам раздам карточки и вы должны будете оценить свою работы и как вы поняли тему урока! Спасибо за урок!

Вопросы

«ДА»

«НЕТ»

1. Сегодня на уроке я узнал (-а) почему ель является кормилицей и защитницей…

2. Мне было интересно узнать о том, как жизнь животных зависит от ели…

3. Было трудно определять связь между животными и растениями…

- Невидимые нити в зимнем лесу;
- Да;

- Взаимодействие животных в природе.

- Растения кормят и защищают животных.

- В природе всё взаимосвязано.

Р: анализируют собственную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Невидимые нити в осеннем лесу"

На уроке формируется представление о взаимосвязи между организмами, дается представление о последствиях вмешательства человека в природное равновесие, показывается целостность экологической системы....

Конспект урока окружающего мира "Невидимые нити" (2 класс)

Конспект урока по окружающему мируТема: «Невидимые нити»  Цели деятельности учителя: формирование знаний по теме «Невидимые нити»: введение понятия «невидимые нити&r...

Урок окружающего мира "Невидимые нити в весеннем лесу. Встреча с животными."

Урок посвящен двум темам урока окружающего мира "Невидимые нити в весеннем лесу" и " Встреча с животными".В данном  материале использовался такой метод исследования, как ...

конспект урока по окружающему миру «Невидимые нити в весеннем лесу» (2 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема: «Невидимые нити в весеннем лесу»Цели деятельности учителя: совершенствование знаний о связях в природе; формирование навыка выявлять эт...

Открытый урок окружающего мира "Невидимые нити" 2 класс

Конспект урока  окружающего мира по теме "Невидимые нити" 2 класс...

Технологическая карта урока окружающего мира «Невидимые нити в лесу», (УМК «Перспектива», 2 класс)

Цель урока: формирование представлений о связях в лесу весной; развитие умения выявлять связи в лесу на конкретных примерах.Задачи урокаДидактические:Научить находить взаимосвязь деревьев, насекомых и...

Методическая разработка конспекта урока по окружающему миру «Невидимые нити в осеннем лесу»

К концу урока должны знать взаимосвязи в природе и уметь находить «невидимые нити» в лесу....