Конспект урока окружающего мира 3 класс ПНШ "Значение леса"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Дьячкова Екатерина Сергеевна

Конспект урока окружающего мира 3 класс ПНШ "Значение леса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 09.04_znachenie_lesa.docx43.37 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 09.04.2021                                                                                                                                    Студентка: Дьячкова Ек., 41 гр.

Школа: №22                                                                                                                                          ФИО учителя: Кузнецова В.С.                                                                                                                                            

Класс: 3 «А»                                                                                                                                          ФИО методиста: Лебедева Е.Ю.                                                                                                                                                                                                                                                                                                

Кабинет: 312                                                                                                                                          Подпись___________________

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема урока: «Человек и природные сообщества. Значение лесов»

        

Цель: Формирование представлений учащихся о значение леса для природы и в жизни человека;

Расширение знаний учащихся о мероприятиях по охране леса и о правилах поведения в природе (в частности, в лесу).

Планируемые результаты:

Предметные:

- знать: роль леса в жизни человека.

- уметь:

Личностные:

- воспитывать заботливое отношение к окружающей природе;

- организовать самооценивание и взаимооценивание учащимися работы на уроке;

- формировать ученическую компетентность, стремиться к получению новых знаний;

Тип урока: Открытие нового знания 

Оборудование: УМК «ПНШ»; учебник: по окружающему миру, Федотова О.Н. Трафимова , 3 кл. (2 ч.);

Рабочая тетрадь Федотова О.Н. Трафимова, 3 класс, 2 часть,  презентация, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

 (Словесный : слово учителя)

1 мин

Здравствуйте, ребята.                                                    

- Прозвенел и смолк звонок,

Начинается урок.

К уроку все готовы?

Если трудно – мы поможем,

Всё узнать на свете сможем!

-Приветствуют учителя;

-Эмоциональный настрой на урок

Л: положительное отношение к уроку.

II.  Актуализация знаний и мотивация

 (Словесный: беседа)

Практический: тест на тему «луг и его обитатели»

5 мин

Послушайте и скажите, о чем я сейчас прочитаю.

«Это деревья, кусты и травы. Это боры и рощи, ельники и дубравы. Поляны, опушки, просеки. Пни, валежины, сухостоины. Грибы, мхи, лишайники. Звери и птицы. Их следы на снегу, на песке, на грязи. Медвежьи задиры, заячьи погрызы, лосиные заломы. Бобровые ручьи, журавлиные болота, утиные озера. Запахи, шорохи, голоса. Даже солнечные зайчики и эхо! Это дрова, смола, доски. Орехи, ягоды, грибы. Здоровье, радость, загадки...» (Н.Сладков)

- Действительно, «из всего этого, как из кубиков, сложен лес: огромный, зеленый, заманчивый. Наш лес… И должны мы за это быть благодарны лесу, должны его знать, чтобы охранять и беречь» (Н.Сладков)

Давайте повторим, что мы уже знаем о природном сообществе «ЛЕС».

- Что такое лес? Какие объяснения этому слову можно найти в толковом словаре? 
1. 
Лес – это деревья, стоящие во множестве на корню, пространство, обильно за-росшее деревьями, кустарниками, травами.
2. 
Лес – срубленные деревья, строительный, поделочный материал.
– Какое из этих объяснений подходит для нашего урока?

- Правильно. Хотя такое «сухое» объяснение значения смысла слова очень мало сообщает нам о лесе. Поэтому мы постараемся рассказать о нем как можно больше.

Ребята, как вы понимаете пословицу: «Рощи да леса – всему краса»?

– А как вы думаете, лес действительно надо охранять и беречь? Зачем? Имеет ли какое-нибудь значение лес для нашей Челябинской области? Какое?

                       

- Подумайте и скажите, какую  проблему мы будем обсуждать сегодня на уроке?

- Как вы думаете, что нового мы сегодня узнаем? (Что дает лес человеку, об охране лесов, о правилах поведения в лесу, о значении леса для людей)

Слушают учителя.

(Дети говорят, что это написано о лесе).

                                                                   

                             

- Заслушиваются высказывания учеников                                  

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

                                                                   

П.- Определение основной и второстепенной информации

III. Постановка учебной задачи

 (Словесный-беседа)

7мин

- Ребята, вы догадались, какая тема нашего урока?

«Человек и природные сообщества. Значение лесов».

Какие цели мы поставим на урок?(узнаем какую роль играет лес для человека)

- Отвечать на вопрос;

- Формулировать тему урока;

- Ставить цели на урок

Дети: Первое.

К.- Формулировать собственное мнение и позицию

П.- Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

IV. Открытие  нового знания

(Практическая работа по теме)

   

8 мин

Итак, действительно, сегодня на уроке мы поговорим о такой важной для всего человечества проблеме, как значение леса и необходимость его охраны.

Работать над новой темой мы будем  по группам с текстом параграфа учебника.

1.группа «Лесничие» (По учебнику с. 69-70 до вопроса)

  • в процессе этой работы дети выбирают из текста параграфа и отмечают роль леса в жизни других сообществ: лес снижает скорость ветра, прикрывая собой соседние луга и поля;
  • лесные птицы защищают леса и луга от насекомых-вредителей;
  • лес защищает почву от ветра и потоков воды;
  • лес хранит в себе большие запасы воды, которые питают реки, ручьи, лесные озера;
  • лес является основным производителем кислорода и потребителем углекислого газа.

2.группа «Практики-плановики»

(По учебнику с. 70 после вопроса по с. 71 до вопроса)

раскрывают проблему значения леса в жизни человека, отмечая следующее:

  • Красоту леса описывают и воспевают поэты, писатели, художники, музыканты;
  • Лес—это любимое место прогулок и отдыха людей в любое время года;
  • Лес одаривает людей своими дарами—грибами, ягодами, орехами;
  • В лесу люди собирают лекарственные растения;
  • Лес дает древесину для строительства, изготовления мебели, музыкальных инструментов, письменных принадлежностей;
  • Кора хвойных деревьев используется для приготовления красок;
  • Из хвои получают витаминные добавки к корму домашних животных;
  • В тайге все еще развит промысел пушных зверей.

3.группа «Экологи» (По учебнику с. 72 со 2-го абзаца по с. 73 до второго абзаца)

освещают вопрос о бережном отношении к лесным богатствам, акцентируя внимание на том, что людям требуется много древесины. Они вырубают деревья в лесу на огромных пространствах. А это сказывается на жизни всей природы. Без лесов мелеют и пересыхают реки, заболачиваются луга, гибнут обитатели лесов и лугов, меняется климат, наступает засуха. Чтобы этого не случилось, лесоводы обновляют лесные посадки. Из семян они выращивают молодые деревца и высаживают их на вырубках. Люди заботятся и о животных—друзьях леса. Они огораживают муравейники, подкармливают зимой лесных обитателей. Весной в лесу развешивают искусственные гнездовья для птиц.

А что могут делать ученики, чтобы сохранить леса для себя и своих потомков? Обсуждаем ответ на данный вопрос в группах, а поможет вам текст учебника (с. 73   2-ой абзац)

Заслушиваются ответы детей.

-Слушать  учителя;

Работают с текстом, рассматривают изображения растений.

Отвечают на вопрос.

Вывод об особенностях природной зоны лес

Отвечают на вопросы по учебнику

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу

К.- Формулировать ответы на вопросы учителя и других обучающихся;

Р.- Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Наблюдать и делать самостоятельны е выводы; устанавливать причинно- следственные связи; строить логическую цепочку рассуждений

Физминутка

1 мин

Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у Снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос.)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда, (Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся.)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром. (Имитируют движения руками.)

- Принимают участие в физминутке

V. Первичное закрепление

(Практический : работа в группах)

6 мин

-  Ребята, а что наносит вред лесу?  

О вреде пожара рассказывает Григорьева Анна (по хрестоматии «Огонь в лесу»).

После прочтения рассказа проводится беседа по вопросам:

- Почему пожар в лесу — страшное бедствие?    

- Какие правила поведения в лесу должны соблюдать люди, чтобы избежать этой

беды?

- Да, природа терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о нашей помощи: защити!

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу                                                               

VI. Самостоятельная работа

(Словесный: беседа)

4 мин

Самостоятельная работа

Давайте сформулируем и запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им: (на экране)

  1. Никогда не наноси вред природе.
  2. Не убивай зверей и птиц, сохраняй жизнь всем.
  3. Не трогай домиков животных, их детёнышей.
  4. Не губи деревья.
  5. Не жги костры в лесу, не делай новых кострищ.
  6. Оказывай помощь животным и растениям, попавшим в беду.
  7. Подкармливай зверей и птиц зимой.
  8. Не мусори на месте своего отдыха.
  9. В меру используй дары природы.
  10. Не шуми, не пугай животных - братьев наших меньших.

Самостоятельно формулируют правила поведения в лесу.

Фронтальная проверка

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу                                        

VII. Включение в систему знаний.

Словесный (беседа)

Домашнее задание

Словесный (объяснение)

Почему в народе говорят : «Много леса-береги, мало леса - не руби, а нет леса-посади»?»

Подведём итог урока. Лес-производитель чего?

 Почему лес называют зелёным другом человека?

Домашнее задание

Составить памятку «Как вести себя в лесу».Учебник стр 69-73.Читать,отвечать на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Р.- Принимать и сохранять учебную задачу                                        

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный (объяснение)

2 мин

Ребята, какую тему мы  с вами сегодня проходили ?

Какие цели ставили ?

Достигли цели ?

У вас на партах лежат смайлики трех цветов. Поднимите смайлик, соответствующий вашему настроению после этого урока.

 До встречи!

-Отвечать на вопросы учителя;

-Оценивать себя и сложность изученной темы;

Р: осуществлять самоконтроль и контроль полученного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Окружающего мира" в 4 классе по теме"Лес - природное сообщество. Жизнь леса"

Конспект урока с презентацией, который можно использовать при обобщение темы....

Конспект урока окружающего мира "Экосистема леса" 3 класс

Урок разработан по учебнику А.А.Вахрушева и содержит технологическую карту , иллюстрации слайдов, прописаны УУД....

План-конспект урока окружающего мира. Класс: 1 Раздел: «Природа в жизни человека» Тема: «Как развивается растение»

План-конспект разработан по программе "Планета знаний", в соответствии с требованиями ФГОС ООО. При планировании урока обеспечивается ориентация уч-ся на достижение личностных, метапредметных и предме...

Конспект урока окружающего мира «Россия – страна лесов»

Цель: сформировать представление о лесах РоссииЗадачи: ü сформировать у учащихся представление о лесной зоне;ü познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанн...

Конспект урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о звуках природы в лесу, о правилах поведения в лесу; расширение кругозора детей.Цель урока (по выпускной квалификационной работе): формирование э...

Конспект урока окружающего мира почему в лесу соблюдаем тишину, 1 класс, школа России

  КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?»Цели деятельности учителя: формирование знаний о необходимости соблюдения тишины, зв...

Конспект урока окружающего мира «Почему в лесу мы будем соблюдать тишину?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о необходимости соблюдения тишины, звуков леса, их разнообразие и красота.Планируемые результатыПредметные:- знать необходимость соблюдения правил тишины...