Организационные формы, содержание и методы проведения внеклассной работы по "Окружающему миру".
методическая разработка (окружающий мир) по теме

Описание системы организационных форм внеклассной работы, индивидуальной внеклассной работы, групповой внеклассной работымассовой внеклассной работы по "Окружающему миру".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizacionnye_formy.docx34.43 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕ ТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ

ПО «ОКРУЖАЮЩЕМУ      МИРУ».

1. Система организационных форм внеклассной работы

В практике работы школы сложилась определенная систем организацион ных форм внеклассной работы по природоведению.

Индивидуальная форма - это работа с отдельными учащимися, интересую щимися изучением и познанием природы. Учителя осуществляют ее в процессе бесед, советов. Отдельным учащимся рекомендуют литературу, привлекают их к проведению опытов, помогают оформлять первые записи в рабочих тетрадях.

Групповая форма - это работа с постоянной группой учащихся (круж ки, клубы), интересующихся природоведением в течение определенного от резка времени (год - два).

Массовые формы — праздники, сборы, устные журналы, беседы, работа с природоведческой литературой и др. Их характерной особенностью является общественно полезная направленность, огромное воспитательное воздействие, участие большого числа учащихся. Перечисленные формы внеклассной работы тесно связаны между собой, они дополняют и совершенствуют друг друга.

Интерес к работе часто возникает при выполнении индивидуальной рабо ты по заданию или рекомендации учителя. Выполнив одно - два задания, уча щиеся просят дать им еще работы. И если в классе окажется несколько таких ребят, то они объединятся в кружки или клубы,

В свою очередь кружки или клубы могут стать организационными центрами массовых внеклассных мероприятий, так как для их успешного проведения необходимо разнообразная подготовительная работы, вовлечение большого количества учащихся.

Часто бывает так, что после проведения массовых внеклассных мероприя тий у учащихся появляется желание продолжить начатую работу, подробней изучить то, что вызвало интерес, то есть массовые мероприятия могут служить толчком для начала групповой или индивидуальной работы. Выбор конкретной формы внеклассной работы зависит от особенностей класса, общего развития детей, интересов учителя и местных условий.

Внеклассная работа разнообразна не только по организационным формам, по содержанию, методам проведения. Это прежде всего, связано с тем, что со держание внеклассной работы не является постоянным из года в год, так как обязательных единых программ занятий нет, они могут меняться в зависимо сти от класса, интересов и запросов учащихся, природного окружения школы, условий сезона, наличия помещения и оборудования.

Приведу примерный перечень работ, которые выборочно могут быть при влечены учителями начальных классов для практического использования во вне классной работе:

  1. проведение наблюдений за доступными объектами неживой и живой природы, трудов людей, вызвавшими повышенный интерес учащихся и направленными на более глубокое уяснение причин наблюдае мых явлений, установление связей между различными компонентами природы;
  2. экскурсии в природу, краеведческие музеи, ближайшие города, к мес там добычи полезных ископаемых, на поля, фермы и др. с последую щим оформление собранных материалов;
  3. внеклассное коллективное чтение детской научно-популярной природо ведческой литературы, журнала «Юный натуралист», детских газет (статьи природоведческого содержания);
  4. организация уголка живой природы, проведение опытов и наблюдений за растениями и животными (активно могут проводиться в зимний период), а также наблюдений и опытов на пришкольном участке;
  5. просмотр кинофильмов природоведческо го содержания;
  6. знакомство с выставками достижений народного хозяйства (области, рай она);
  7. проведение праздников, утренников, КВН, устных журналов на приро-доведческую тематику;
  1. ознакомление с передвижными или стационарными зоопарками, зверин цами или зверофермами;
  2. беседы по охране природы, о пользе и значении в жизни человека растений и животных;
  3. обзоры детской научно популярной литературы, новинок природоведче ских материалов детских журналов и газет;
  4. общественно полезная природоохранительная работа: охрана зеленых насаждений, посадка и уход за деревьями и кустарниками, сбор семян и плодов дикорастущих и культурных растений, борьба с вредителями и сорняками полей, огородов, садов, лесов, охрана полезных животных и др.;
  5. посильная работа по оборудованию и оформлению классов-кабинетов природоведения, краеведческих уголков, музея школы, экспозиций, вы ставок;
  6. изготовление простейших наглядных пособий из природных материалов, организация выставок работ учащихся;
  7. работа по сбору материалов для выпуска стенгазет, альбомов, оформ лению природоведческих уголков;
  8. выпуск стенгазет, информационных уголков « Это интересно знать», «Читай о природе», «Наши наблюдения за природой»;
  9. подбор литературы для оформления стенда или уголка новинок, лите ратуры для дополнительного чтения но темам внеклассных занятий;
  10. вовлечение учащихся в работу станций юных натуралистов, конкур сов и экспедиций.

Содержание внеклассной природоведческой работы реализуется по средством различных методов и приёмов, которые использует учитель, во влекая учащихся в разнообразные виды деятельности.

Успех внеклассной работы, её результативность будет зависеть от подбора материала к каждому занятию, плана его построения и методики проведе ния, активного участия учащихся и от того положения, какое будет занимать каждое отдельное занятие в общей системе внеклассной природоведческой ра боты.

2. Индивидуальная внеклассная работа

Индивидуальная работа - это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание. Она включает в себя конкретные задания отдельным учащимся, проявляющими особый интерес к природе. Это могут быть задания по уходу за растениями в классе или на учебно-опытном участке, животными в уголке живой природы или дома, подготовка докладов, номеров художественной самодеятельности, подготовка иллюстрированных альбомов, проведение индивидуальных наблюдений вне школьной програм мы, постановка простейших опытов дома.

Интерес к внеклассной работе возникает у детей на уроке. Интерес ный, эмоциональный урок формирует стремление к более глубокому изучению предмета. Возникают многочисленные вопросы, ответы на которые ученики могут получить на различных внеклассных занятиях. С этой целью учитель даёт задания: провести наблюдения, собрать разнообразный природный материал, подобрать открытки, марки, рисунки по определённым темам, оформить аль бомы, а из природных элементов - коллекции, гербарии. С большим увлече нием дети занимаются сбором пословиц. Загадок, поговорок, стихов для яр кой характеристики природных явлений.

Важным видом индивидуальной внеклассной работы является чтение дома о природе. Задача учителя - приучить школьников к самостоятельному чтению такой литературы. Ответы на многие вопросы, связанные с жиз нью природы, дети находят в замечательных произведениях В.Бианки, Н. Плавилыцикова, Г. Скребницкого, Е.Чарушина, И.Соколова - Никитина, М. При швина и многих других детских писателей. Эти авторы раскроют перед учащимися увлекательный мир живой природы, будут способствовать воспита нию бережного отношения и любви к растениям и животным. В этом виде работы организующая роль учителя бесспорна.

На уроках окружающего мира учитель может посоветовать школьникам прочитать ту или иную книгу, более полно раскрывающую особенности изучаемого материала или явления. Для популяризации внеклассного чтения книг о природе можно использовать такие мероприятия, как утренники, посвященные творчеству писателя устные журналы по страницам произведений о природе, тематические сборы, классные часы и др. Важно, чтобы учитель ру ководил детским чтением, оказывал помощь учащимся в выборе книг с учетом индивидуальных интересов каждого, помогал разобраться в прочитанном.

Таким образом, в индивидуальной внеклассной работе по окружающему миру необходимо учитывать интересы школьников, объединять их в соответствии с ин-тересами в группе, а затем организовывать групповые и массовые виды вне классной работы. Индивидуальная работа позволяет каждому найти свое место в общем, деле. Эта деятельность требует от воспитателей знание индивидуаль ных особенностей учащихся путем бесед, анкетирования, изучения их интересов.

3. Групповая внеклассная работа

Групповая работа по природоведению объединяет в себя учащихся со сходными интересами и склонностями. Самым распространенным видом групповой внеклассной работы по окружающему миру является организация кружков юных любителей природы (юных натуралистов).

Кружковая работа способствует выявлению и развитию интересов и твор ческих способностей в определенной области науки. В кружках проводятся занятия разного типа: это доклады, обсуждение произведений литературы, экскур сии, изготовление наглядных пособий, лабораторные занятия, встречи с интерес ными людьми.

В процессе проведенной индивидуальной и массовой внеклассной работы создаются группы учащихся, которые с большим удовольствие выполняют отдельные поручения, например: осуществляют уход за комнатными растениями, ве дут работу в живом уголке, ухаживают за растениями на пришкольном участке, де лают наглядные пособия, кормушки для птиц, птичьи домики, оформляют герба рии, коллекции и прочее. В процессе работы выявляются интересы, определенные склонности детей. Из состава этой группы формируется актив, на который учитель может опираться в своей многогранной работе. Боле прочные группы с едиными задачами могут перерасти в кружки. Кружок - добровольная органи зация. Желательно, чтобы кружки юннатов были организованы по паралле лям классов: отдельно для учащихся 2-4 классов. Количество членов кружка не должно превышать 15-20 человек, в противном: случае ими трудно управ лять.

Кружок должен работать по плану, в котором необходимо предусмотреть как общие темы по календарным срокам, так и вытекающие из них групповые и индивидуальные задания членам кружка. В организации работы кружка должны быть учтены индивидуальные возможности и склонности учащихся. Учи тель должен предусмотреть форму отчетности по общей теме, индивидуальным и групповым заданиям.

Занятия кружка организуются один раз в неделю.

Кружок может работать в течение года по общей теме «Времена года», но при этом изучаемый материал не дублирует школьной программы, а дополняет и расширяет ее. Главная задача - расширить и углубить полученные учащимися на уроках задания о взаимосвязи предметов и явлений природы, влиянии нежи вой природы на жизнь растений и животных, уделить существенное внима ние проведению самостоятельных наблюдений в природе.

Исходя из общей темы занятий кружка можно сформировать следующие подтемы: «Растения осенью», «Подготовка растений и животных к зиме», «Куда улетают птицы», «Жизнь под снегом», «Пробуждение жизни» и т.п. Учитель может организовывать внеклассное чтение соответствующей литературы по подтемам, проведение наблюдений в природе и ведение фенологических дневников, экскурсии, конкурс детского рисунка, весенние посадки растений на территории школы, охрану определенных природных участков, выпуск радиогазет и др. Заключительная тема работы кружка «Охрана природы», на занятиях которого школьники знакомятся с целым рядом мероприятий по ох ране природы в нашей стране, а также подводят итоги всей природоохранитель ной деятельности за год.

Основной темой работы кружка «Юных натуралистов» в четвертом классе может быть тема «Люблю тебя, мой край родной, хочу узнать тебя поближе», где основное внимание уделяется изучению природы родного края по следующим подтемам: «Растения нашего края», «Звери и птицы нашей местности» и т.п. Все эти подтемы могут иметь природоохранительную направленность, поэтому в плане работы кружка необходимо предусмотреть практические дела юннатов по охране природы.

В работе кружков можно использовать различные формы и методы наблю дения, опыты, беседы, тематические просмотры кинофильмов, экскурсий, прак тические работы, обсуждение прочитанных книг и др. Собранный в ходе рабо ты материал должен быть соответственно оформлен и использоваться в учеб ном процессе.

Члены кружка обычно являются организаторами и активными участника ми массовых внеклассных мероприятий.

4. Массовая внеклассная работа

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространен ных в школе. Они рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственно красочность, торжественность, яркость, большое эмоцио нальное воздействие на детей. Массовая работа содержит в себе большие возможности активизации учащихся. К массовым мероприятиям относятся: день леса, день птиц, день урожая, коллективный походы за грибами, сбор ле карственных трав, экскурсии, различного рода утренники, вечера, посещение му зеев, зоопарка, ботанического сада, тематические просмотры научно популяр ных и художественных фильмов о природе и их обсуждение, читательские кон ференции.

Особое место среди всех видов массовых внеклассных мероприятий по природоведению занимают натуралистические кампании: «Неделя леса», «Неделя сада», «Праздник цветов», «Экологическая неделя» и др.

Традиционной формой массовой работы являются школьные праздники. В течение учебного года возможно проведение 4-5 праздников. Они расширяют кругозор, вызывают чувства приобщения к жизни страны. Широко используются

конкурсы, олимпиады, смотры. Они стимулируют детскую активность, развивают инициативу.

Проведение этих мероприятий связано с длительной подготовкой, за ключающейся в разнообразной работе школьников: наблюдения в природе, по становка простейших опытов, сбор при родного материала для выставок (лекарственные растения, семена и плоды), участие в озеленительных работах на территории школы и местного населённого пункта и т.д. Вся такого рода под готовительная работа должна заканчиваться организацией праздника, на ко тором необходимо подвести итоги проделанной работы школьников. Все нату ралистические кампании должны иметь природоохранительную направ ленность. Значение массовых мероприятий трудно переоценить.

Во - первых, во время их проведения решаются многочисленные позна вательные, воспитательные и развивающие задачи.

Во-вторых, они осуществляются коллективно, а все лучшие черты детей формируются в школьном коллективе. Воспитание через коллектив, воздейст вие коллектива на отдельных учеников исключительно велико. Оно обеспечи вает разнообразные формы воздействия, особенно сильно влияет на эмоциональный подъем всего коллектива. У детей появляется желание принять участие в том или ином мероприятии, например походе за грибами в начале осени.

В-третьих, каждое массовое мероприятие - это привитие навыков норм по ведения, которые трудно развиваются в обыденной жизни.

Во время массовых мероприятий недисциплинированный ученик считает выполнение правил естественным, не подлежащим обсуждению и сомнению, так как от выполнения задания зависит успех коллективного дела.

Таким образом, важнейшее значение массовых внеклассных мероприятий

состоит в том, что они являются мощным средством организации детей, способствующим воспитанию ответственности за порученное дело.

Однако в проведении массовых мероприятий имеется много «подводных камней», которые необходимо учесть при их подготовке. Прежде всего успех массовых мероприятий зависит от глубокой продуманности и умелой организа ции.

Массовые мероприятия должны быть спланированы на весь четырехлет ний срок обучения детей в начальных классах. В плане необходимо указать доли участия класса в каждом мероприятии. Каждое из мероприятий - сложный и многообразный вид работы. Перед ним ставятся определенные учебно- воспитательные задачи.

5. Экологическая направленность внеклассной работы в начальной школе

Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологиче ского сознания оказывают влияние экологические знания, и убеждения. Эколо гические представления формируются у младших школьников в первую очередь на уроках природоведения. Знания, переведённые в убеждения, формируют эко логическое сознание.

Экологическое поведение складывается из отдельных поступков ( совокуп ность состояний, конкретных действий, умений и навыков ) и отношения чело века к поступкам, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности.

Начальная школа формирует у учащихся первичные знания о природе и на выки ее охраны, это связано с тем, что успешному осуществлению экологиче ского воспитания младших школьников способствуют их особенности: эмоцио нальная отзывчивость, склонность к подражательности, восприимчивость к вос питательным воздействиям, любознательность. Дальнейшее отношение детей к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразия связей человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. Надо, чтобы ребенок понял, что природа - это первооснова красоты и величия, ему надо внушать, что любить природу - значит творить добро. Можно сказать, что начальная школа - важнейший этап в становлении научно-познавательных, эмоционально-нравственных, практически-деятельностных отношений детей к окружающей среде и к своему здоровью на основе единства чувственного и рационального познания природного и соци ального окружения человека.

Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планета основой экологической подготовки должны быть, конечно, прочные биологические знания, знание законов живой природы и на основе этого понимание того, как не обходимо жить, чтобы не нарушать гармонии природы.

Младшие школьники, стремящиеся к познанию окружающей нас приро ды находятся в том возрасте, который благоприятен для формирования элемен тарных экологический понятий. На экскурсиях в природу, в наблюдениях за рас тениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, необходимо экологическое просвещение.

Система экологического просвещения и воспитания в начальной школе имеет особое значение, так как вопросы сохранения окружающей среды выхо дят на первый план - без этого невозможна жизнь Человека. В тоже время ста ло очевидным, что сегодняшнее критическое состояние природной среды обусловлено ошибочным экологическим поведением людей.

Вместе с тем в общепринятой программе курса природоведения в началь ной школе эти аспекты представлены отдельными фрагментами и носят ортодоксальный характер. Кроме того, в уроках акценты смещены в сторону фактических знаний, и в их содержание не заложен воспитательный подход. Мне видится, что реализовать его можно в системе занимательных вне классных занятий. Здесь ребенок раскрепощен, участвует в игре, живет в сказке, имеет возможность почувствовать созданную ситуацию, в которой он не может не разить своего отношения, и получает импульс к формированию себя как гуманной личности. При этом важно не только доброе и непотребитель ское отношение к окружающему миру, но, в не меньшей мере, и осознание себя как часть природы и бережного отношения к своему здоровью.

Общение с природой воспитывает гуманное отношение к живым сущест вам, проявляющееся в милосердии, жалости, сострадании, желании помочь жи вотному и растению, защитить их. Несомненно, доброта формируется в единстве с развитием эстетического наслаждения природой. Гуманному восприятию природы, в сочетании с пониманием ее красоты, учили великие педагоги: Ж.Ж. Руссо, Г. Песталоцци, Ф.А. Дистерверг, К.Д. Ушинский и многие другие.

Много ярких примеров обращения к природе с целью умственного и нрав ственно-эстетического воспитания дал В.А. Сухомлинский. Его оригинальные уроки в природе с младшими школьниками, являются образными примерами использования природы в целях нравственного обогащения и умственного раз вития учащихся, прекрасно показывают, что, действительно, природа - вечный источник мысли и добрых чувств детей. Для развития у школьников интереса к природному миру, для сопереживания и размышления, В.А. Сухомлинский ис пользовал сказки, которые писал сам, а также приобщал детей к этой деятельно сти. Он писал: «Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке ребенок по знает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу».

6. Система проведения экскурсий в начальной школе

Характерной особенность природоведческих экскурсий является не посредственное соприкосновение детей с природой. При планировании экскурсий необходимо учитывать возрастные особенности учащихся, а так же природное окружение школы, экономическое и культурное развитие района, города, села.

Поскольку экскурсия является составной часть системы занятий на возду хе, проводят в группах продленного дня один раз в неделю продолжительно стью 2 - 2 ,5 часа и протяженность маршрута 2-3 км.

На экскурсиях преобладает двигательная и игровая деятельность уча щихся, а в некоторых случаях используется и их трудовая деятельность.

Каждая экскурсия складывается из трех основных этапов: подготовка, ведение и закрепление.

Успех любой экскурсии в значительной мере зависит от организационной подготовки учителя и учащихся. Заранее необходимо сделать следующее:

  1. Наметить тему. Желательно, чтобы название темы звучало эмоциональ но проблемно, что позволит сразу заинтересовать учащихся. Напри мер, «Что в лесу растет и кто в лесу живет ?», «Аптека в лесу», «Да ры леса», «Зимний лес полон чудес», «Путешествие письма» и др.
  2. Определить цель, задачи и составить предварительный план.
  3. Выбрав место проведения экскурсии, заранее побывать там, разработать маршрут. Предусмотреть места для подвижных игр, информации, сбора природного материала, общественно-полезной деятельности учащихся.
  4. Уточнить содержание воспитательного и познавательного материала отобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.
  5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.
  6. Спланировать организационный формы деятельности учащихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения, сбор природного материа ла), выполнение общественно полезных дел, распределить обязанности между подгруппами или отдельными учащимися.
  7. Продумать, к каким обобщениям, выводам надо подвести учащихся, как ценить их воспитанность и дисциплинированность.
  8. Когда окончательно уточнены содержание и методика проведения экскурсии, можно доработать план.

Предварительно с детьми проводится беседа, на которой сообщается тема и цель экскурсии. Оговаривается, что надо с собой взять, как одеться, полезно познакомить учащихся с памяткой поведения в природе. Отдельные учащиеся готовят задания: приготовить сообщение, выучить загадки, стихи, организовать историку, провести игру и пр.

Каждая экскурсия начинается с построения — это хорошо дисциплиниру ет детей. Проверив по списку общее количество учащихся, обратить внимание на их одежду и обувь, К месту экскурсии дети идут колонной по два че ловека с направляющим впереди и замыкающим позади.

При проведении природоведческих экскурсий ведущим методом становит ся наблюдение объектов, предметов, явлений и руководящее слово учителя.

В ходе экскурсии необходимо постоянно обогащать внимание детей на красоту окружающей природы, подчеркивать необходимость бережного от ношения к ней. Все явления природы рассматриваются в тесной взаимосвязи и развитии, что помогает заложить у учащихся ростки экологического воспитания. Более эмоциональному восприятию способствует чтение стихов.

Подведение итогов экскурсии проводится обычно в виде обобщающей беседы. Это необходимо для того, чтобы ребята правильно истолковали отдельные явления природы. Поэтому при закреплении материала воспитатель отвечает на все вопросы детей, выясняет, все ли дети правильно восприняли материал. Закрепление экскурсии будет продолжаться на следующих внекласс ных занятиях в виде небольших сообщений, демонстрации рисунков, поделок, коллекций, альбомов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы проведения нравственного классного часа

Сообщение с презентацией подготовленное для выступления на МО. Формы и методы проведения нравственного классного часа....

Методическая разработка "Материалы для проведения внеклассной работы по окружающему миру"

Материал  адресован учителям начальных классов для создания индивидуальной или школьной картотеки банка олимпиадных заданий по предмету, для проведения внеклассной работы.Полезный потенциал: овла...

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ПОЛИГОН ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ НОВЫХ МЕТОДОВ И ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья в сборнике научных статей по материалам II Поволжской научно-практической конференции. Казань.2013...

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИКЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ...

Исследовательская работа поокружающему миру "Вкусное молочко".

Наблюдение за органолептическими показателями молока, поступающего в школьную столовую. Исследование его свойств....

Контролируемые элементы содержания КЭСы Графики проведения контрольных и проверочных работ по русскому языку, математике, литературному чтению, окружающему миру

Контролируемые элементы содержания КЭСыГрафики проведения контрольных и проверочных работ по русскому языку,  математике, литературному чтению, окружающему миру во 2 классе УМК "Перспективна...

Педагогическая мастерская «Внеурочная деятельность: направления, формы, методы (из опыта работы)» «В мире увлекательной математики» (социальное направление)

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению«В мире увлекательной математики» 5 б классЦель программы: формирование у обучающихся устойчивого интереса к математике, в...