Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Куда текут реки?"
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Гребенникова Валентина Михайловна

 

Расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море;

Ознакомление со свойствами речной и морской воды;

Приобщение к работе с графической картой;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_okruzhayushchego_mira_v_1_klasse_kuda_tekut_reki.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

В.М.Гребенникова

учитель начальных классов  1КК

МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловский район, Воронежская область, х.Индычий

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме

"Куда текут реки?"

Цели урока: 

Образовательные:

-расширение и уточнение представления детей о реках, о морях, о движении реки в море;

-ознакомление со свойствами речной и морской воды;

-приобщение к работе с графической картой;

Развивающие:

-развитие познавательной сферы учащихся;

-развитие навыков и исследовательской деятельности с помощью карты, учебника;

-создание атмосферы эмоционального благополучия, психологического комфорта;

-развитие внимания, памяти, умения выражать свои мысли убедительно;

-расширение кругозора.

Воспитательные:

-воспитание любви к природе, родному краю,бережному отношению к природе.

Оборудование: глобус,  физическая карта России, демонстрационные карточки со словами: «Как?», «Откуда?», «Куда?», «Осётр», «Ока», «Москва», «Волга», «Каспийское море», картины с изображением реки, моря, презентация «Куда текут реки?»

                                                        ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Громко прозвенел звонок –
Ну-ка посмотри, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Ваши ушки на макушке.
Глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем!

2. Актуализация знаний, работа с классом.

– Отгадайте загадку:

На столе передо мной
Закружился шар земной –
Африка, экватор, полюс –
Уместил всю Землю ...
 (глобус).

– А что такое глобус? (Ответы детей).   
– Только ли на глобусе мы можем увидеть земную поверхность? (Можем на карте)
– Скажите, какого цвета на глобусе и на карте полушарий больше? (Синего)
– Вспомните, что на глобусе  обозначается синим цветом и его оттенками? (Вода)
– А каким цветом обозначается суша? (Зелёный, жёлтый, коричневый)
– Чего больше на планете Земля? (Воды)
– У вас на партах лежат прямоугольники желтого и синего цвета. Внимание, задание: как бы вы составили схему соотношения на земном шаре воды и суши, используя для составления схемы два прямоугольника?  
(Дети составляют схемы, накладывая синий на жёлтый).
– К какому выводу мы пришли, составляя схему? (Воды на земном шаре больше, чем суши)
– Да, нашей планете Земля можно было бы дать и другое название – планета Океан.
С древнего языка слово «Океан» означает «водоем, в котором много воды».
Но, несмотря на то, что океанической воды много, в быту мы ее не используем, потому что она соленая. А мы используем пресную воду, которая находится в водоемах суши.
– Какие водоемы суши вы знаете?
– Угадайте, о каком из перечисленных вами водоемах идет речь:

Течет, течет, не вытечет,
Бежит, бежит, не выбежит.

– Правильно, это – река.

Хочу обратить ваше внимание на то, как на карте и глобусе изображены водоёмы, в том числе реки (Учитель указкой показывает)

3. Сообщение темы и задач урока

–  Впереди нас ждет много открытий.  Мы не зря заговорили о реках. Сегодня на уроке мы узнаем: «Куда текут реки».
– А вы знаете ответ на этот вопрос? (Ответы детей)
– Чтобы ответить на вопрос «Куда текут реки?» мы проделаем большую работу и совершим путешествие по просторам нашей необьятной Родины.

4. Работа над новым материалом.

– И первым нам на помощь придет автор учебника А. Анатольевич Плешаков.
– Откроем учебник на стр. 66.
– Сейчас я прочитаю его  рассказ, который  называется

                                           «Вода – путешественница.»          
– Как вы думаете, почему так назван рассказ?
– Пояснением к рассказу будет рисунок в учебнике.
– Что изображено на рисунке?
– Вспомните тему урока, на какой вопрос мы должны найти ответ?
– Итак, начнем путешествовать по рисунку. Я буду читать рассказ, а вы находите на рисунке названия, которые встретятся в рассказе и запоминаете их. (Работа по учебнику)

                                             Вода – путешественница.

Я родился в небольшом городе под Москвой. Он стоит на реке Осётр.

В детстве мне было очень интересно – куда же течёт река Осётр? И вот что я узнал. Осётр впадает в другую реку –Оку. Она шире и длиннее, чем Осётр. Она впадает в реку Волгу. Волга – великая русская река. Местами она так широка, что другой берег почти не виден. Волга несёт свои воды в Каспийское море.

– Так почему же автор назвал рассказ «Вода-путешественница»?

А давайте сейчас на своих кораблях совершим путешествие по этим рекам. Найдите реку Осётр. Здесь в небольшом городке установим наши корабли. Это начало пути. Учитель устанавливает над словом Осётр флажок.

_Мы плывём  по реке Осётр. И вдруг эта река впадает в другую реку, которая гораздо шире Осетра. Как называется эта река? (Ока). Дети во время путешествия передвигают свои корабли по рисунку в учебнике. Учитель между карточками устанавливает стрелочки.

_Внимание! Слева река! Кто знает название этой реки? (Москва). Учитель устанавливает карточку «Москва» над словом «Ока», ставя стрелку. Какая река еще впадает в Оку? Ребята, реки, которые впадают в другие реки, называются  притоками.)                                                                    

_Плывём дальше. Река Ока становится всё шире и шире. И вот она впадает в другую реку, которая гораздо шире Оки. Как же называется эта река? (Волга). Автор называет эту реку «Великая русская река».

_Что вы помните об этой реке из рассказа автора?

Мы продолжаем путешествие по реке Волге. Будьте осторожны! Впереди Волжская гидроэлектростанция. Давайте вспомним с предыдущих уроков, что вырабатывает эта станция?                     ( электрический ток).

_Осторожно проплываем дальше. Впереди на реке что вы видите? (катер, баржу, теплоход)

_Что вы видите по берегам Волги? (города, порт, леса, поля, луга)

Я вижу вы немного устали. Давайте отдохнём и продолжим наше путешествие.

Физкультминутка

От зеленого причала
Оттолкнулся теплоход – раз-два,
Он назад шагнул сначала – раз-два,
А потом шагнул вперед – раз-два.
И поплыл, поплыл по Волге.
Набирая полный ход.

Презентация. «Куда текут реки?»

 Чем дальше мы плывём, тем шире и шире становится река. А куда же впадает река Волга? (В Каспийское море).

Наши корабли завершают путешествие в Каспийском море. Давайте понаблюдаем, что можно увидеть с борта корабля. (Над морем летают чайки, плещутся рыбы, плывут огромные суда)                            

                                   (Картина с изображением моря)

_Чем река отличается от моря?

_А сейчас поработайте в рабочей тетради на с.43, задание №1.

(На альбомных листах изобразите схему «Куда течёт река» как в учебнике)

Закройте тетради. Посмотрите на рисунок учебника с.67
– Чем отличается река от моря? (Река имеет два берега, море очень широкое)
– Что вы знаете о морской и речной воде?

-Чем отличается вода из речки от воды из моря? (Вода в реке – пресная, в море – соленая).

Послушайте загадку: Кругом вода, а с питьём беда. (морская вода)
– Наш Муравьишко сделал море у себя дома.
– Как это у него получилось? (Показываю морскую соль).

Можно ли искупаться в «море» не выходя из дома?

Сейчас мы проделаем опыт и убедимся, что морская вода на самом деле солёная.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА:

(стаканы с водой, морская соль, палочки то мороженого, ложка)

Так можно приготовить в ванной морскую воду и купаться в ней. Она очень полезна. 
5. Вывод:

 Река может впадать в другую реку, в озеро или в море. В реке вода пресная, а в море солёная. (Презентация)

6. Итог урока

– Что вы узнали сегодня на уроке?
– О каких реках шла речь?
– Как называется великая русская река? Молодцы!
– Реки – великий дар природы. Их нужно охранять. Как?

(Рассказы детей об охране рек)

7. Домашнее задание

– Узнайте у родителей, какая река протекает в вашей местности, в какую реку она впадает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

интегрированный урок окружающего мира и математики 2 класс ("Виды животных", "Время")

Интегрированный урок по окружающему миру "Виды животных" и математики "Время" 2 класс...

Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")

Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...

Конспект урока Окружающего мира в 4-м классе по теме "Природные зоны. Растительный и животный мир тайги" (по программе А.А. Плешакова, школа России), Лебеденко Олеся Григорьевна, учитель начальных классов.

Цели: познакомить с растительным и животным миром тайги;развивать познавательную активность детей, умение работать с картой, атласом;воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру...

Конспект урока «Пернатые изобретатели» Урок окружающего мира в 3-ем классе

Цель  урока: Знакомство с особенностями строения и образом жизни птиц  и   их приспособлением к полёту. ...

Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)

Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как  живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...

Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Режим дня (урок - игра)"

Цели: • познакомить учащихся с режимом дня школьника, • формировать навыки личной гигиены, • воспитывать аккуратность, организованность, трудолюбие, • учить делать выводы, • расширять кругозор, ...