Урок окружающего мира "Лесной край Белгородской области"
методическая разработка по окружающему миру по теме

Костюкова Евгения Викторовна

Данная разработка может быть использована на уроке окружающего мира при изучении родного края, а также может быть взята за основу внеклассного мероприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesnoy_kray.doc50 КБ
Microsoft Office document icon marshrutnyy_list.doc115.5 КБ
Office presentation icon lesnoy_kray_belgorodskoy_oblasti1.ppt1.6 МБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Лесной край  Белгородской области

 учитель начальных классов

Костюкова Евгения Викторовна

МБОУ «Журавская СОШ»

Цель: 

  1. формирование представлений о лесе как природном сообществе;
  2. развитие умений размышлять, рассуждать, сравнивать, обобщать; развитие любознательности и наблюдательности;
  3. соблюдение правил и норм поведения в природе;
  4. воспитание  любви и интереса к своей родине, родному краю;
  5.  воспитание экологической культуры.

Форма: путешествие.

Оборудование: схема маршрута путешествия по станциям,компьютер, проекционное оборудование, презентация со слайдами,  эпиграф.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Постановка темы и задач мероприятия.
  4. Путешествие по станциям:

     -Литературная станция.

-Туристическая станция.

-Загадочная станция.

-Кроссвордная станция.

-Экологическая станция.

    5.Итог мероприятия.

Ход мероприятия:

1. Организационный момент.

    У всех хорошее настроение. Улыбнитесь, пожалуйста, друг другу. Учимся быть внимательными, активными и дружными.

                                                      «ЛЕС – прекрасное выражение силы природы»

                                                                                                     К.Г.Паустовский

2.  Вступительное слово.

 ( Слайд «Мой край родной»)

   Человек живет на земле в постоянном окружении животных и растений. В небе птицы летают стаями, в воде рыбы ходят косяками, на земле звери живут семьями. Люди тоже живут вместе. Говорят на одном языке, делают одно и то же общее дело и называются народом. То место, где родился человек, называется Родиной. Для нас наш Белгородский край стал Родиной.

                      Хмельные ветры рожь колышут,

                      Короча стиснута в садах.

                      Встают у Яковлева вышки,

                      Дробится в Губкине руда.

                      Гремит состав за дальней станцией:

                      -Руду, цемент. Зерно давай,

                      Железорудный, хлебный край.

                                                       Б. Осыков.

   3. Постановка темы и задач мероприятия.

  Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, в путешествие по нашему краю. Это путешествие посвящено лесу.

                                       Я славлю чудо из чудес – красу земли,

                                                          Зеленый лес!

                                                                        ( В.Лукша)

    Каждый из нас обязан лесу многим: чистым воздухом, всевозможными дарами – ягодами, грибами, лекарственными растениями. Лес – это мир, полный загадок и тайн. Лес – это гостеприимный дом, он многих приютил. В лесу ни на мгновенье не замирает жизнь. А сколько в нем разнообразных растений! Сегодня мы постараемся хоть немного приоткрыть тайны леса.  И девиз нашего путешествия «Люби и знай, свой Белгородский край». Но настоящее путешествие по Белгородскому краю будет продолжаться всю вашу жизнь. Вы увидите, как необычен, красив наш край.

  1.  Путешествие по станциям:

 (Слайд «Карта путешествия»)

1) Станция «Литературная».

Цель: вспомнить и повторить пословицы и поговорки о лесе.

   Кто из вас сможет больше вспомнить пословиц и поговорок о лесе?

  1. Лес нас согревает, кормит и одевает, зеленая крыша от жары  укрывает.
  2. Кто дерево посадит, тот человеку друг.
  3. Много леса – не губи,мало леса – береги, нет леса – посади.
  4. Срубить дерево – пять минут, вырастить - сто лет.
  5. Сосны – наши зеленые друзья.
  6. Разоряя муравейник, ты разоряешь дом друзей.
  7. Лес сечь – не жалеть плеч.
  8. Рощи да леса- всему краю краса.
  9. Растение – земли украшение.
  10. Зеленая ограда  - живая отрада.

2)  Станция « Туристическая».

Цель: повторить и закрепить знания о  правилах поведения в лесу.

    Издавна лес был другом и защитником человека. Он его кормил, одевал, обувал, давал ему приют и материал для строительства жилища. А взамен требовал и сейчас требует только одного – бережного отношения к себе. Назовите основные правила поведения в лесу.

Каждый юный гражданин обязан:

  1. не разорять муравейников;
  2. не спугивать птиц с гнезда, не разорять гнезда. не ловить птенцов;
  3. подкармливать птиц зимой, делать для них кормушки;
  4. не рвать цветы;
  5. не ломать ветки деревьев;
  6. расчищать лес от сушняка;
  7. не засорять лес мусором, не оставлять после себя мусора;
  8. не повреждать грибниц, помнить. что они нужны не только нам, но и кустарникам, и деревьям, и животным;
  9. не разводить костров в лесу, бросать не затушенные окурки сигарет;
  10. не шуметь в лесу, не пугать животных;

     

3) Станция «Загадочная».

Цель: повторить видовое богатство животного мира в Белгородской области.

         Отгадайте загадки основных обитателей животного мира в лесах Белгородской области:

Хвост пушистый дугой,              

Вам знаком зверек такой?

Острозубый, темноглазый,

По деревьям любит лазать.

                              ( Белка)

 Это что за зверь лесной

Встал, как столбик, под сосной?

И стоит среди травы-

Уши больше головы.

                            ( Заяц )          

Какой зверь опасный

Ходит в шубе красной,                                

Снег разгребает,

Мышек хватает?                

                             ( Лиса)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

 

                            (Лось)                                            

Водяные мастера

Строят дом без топора.

Дом из хвороста и тины

И плотину.

               ( Бобры)

Не портной, а всю жизнь

С иголками ходит.

              (Еж)

Пятак есть,

А ничего не купит.

         (Дикий кабан)

         (Слайд «Животный мир»)

4)  Станция « Кроссвордная».

Цель: обобщить и систематизировать знания о растениях, характерные  для леса нашего края.

  Отгадайте кроссворд о растениях, характерных для леса нашей местности.

1.   Шел я лугом по тропинке,

       Видел солнце на травинке.

       Но совсем не горячи

      Солнца белые лучи.

               (Ромашка)

2.   Я из крошки-бочки вылез,

      Корешки пустил и вырос.

     Стал высок я и могуч,

     Не боюсь ни гроз, ни туч.

     Я кормлю свиней и белок-

     Ничего, что плод мой мелок.

                        ( Дуб)              

3.Кудри в речку опустила

   И о чем-то загрустила,

   А о чем она грустит,

   Никому не говорит.

                   (Ива)

4.Русская красавица

Стоит на поляне,

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

                 ( Береза)

5.У меня длинней иголки, чем у елки.

   Очень прямо я расту в высоту.

   Если я на опушке,

  Ветви только на макушке.

                   (Сосна)

   6. С моего цветка берет

      Пчелка самый вкусный мед.

     А меня все ж обижают,

     Шкуру тонкую сдирают.

                          ( Липа)

  7.  Я шарик пушистый,

      Белею в поле чистом,

А дунул ветерок,

Остался стебелек

(Одуванчик).

 

Дополните, какие еще растения вы видели в наших лесах?

( Слайд «Растительный мир»)

5)  Станция « Экологическая».

    Цель: развитие понимания  необходимости для человечества охраны природы, окружающей среды.

   Какие представители растительного мира больше всего страдают от загрязнения воздуха?

*хвойные деревья;

*лиственные деревья;

*мхи и лишайники;

      Хвойные растения типично лесные жители. Они – кормильцы многих птиц и зверей, всегда готовы накормить крылатых и четвероногих обитателей леса в голодное зимнее время своими семенами.

(Слайд «Охрана природы»)

                           Берегите эти земли, воды.

                           Даже малую былиночку любя,

                           Берегите всех зверей внутри природы

                           Убивайте лишь зверей внутри себя.

                                                              Е.Евтушенко.

  1. Я  думаю, что эти слова известного поэта более точно говорят нам о любви и знании природы родного Белгородского края. Природа Белгородской земли - это наша жизнь и ее судьба в наших руках.
  1. Итог мероприятия:

  Очень важное и интересное путешествие мы с вами совершили. Мероприятие  получилось у нас очень насыщенное, все выполнили разнообразные задания.

-Что вам особенно запомнилось?

-Что вас удивило? Что понравилось больше всего?

   И мне хочется закончить этими словами:

             И в любое время года

             Хороша у нас  природа

             Хоть всю землю обойдешь

            Лучше Родины любимой

             Краше края не найдешь.

Литература:

1. Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990

2. Соловьев М. Загадки М., 2004

3. Парнин С.Е. Вариации на тему – “Лес и мы”. М.: ИНКО. 1998

 



Предварительный просмотр:

                                 Маршрутный лист

Кроссвордная

Загадочная

Экологическая

Литературная

Школьная

Туристическая


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "Заповедники Тверской области" 2 класс

Презентация подготовлена к уроку окружающего мира по теме " Заповедники родного края" 2 класс ( УМК "Перспективная начальная школа")...

"Белгородчина - мой край родной" сценарий культурно-массового мероприятия, посвящённого 60-летию Белгородской области и проведённого в рамках городской недели "Музей и дети" с использованием экспонатов школьного музея

Данный сценарий содержит стихотворения поэтов Белгородской области, отражает историю нашей области и опирается на экспонаты школьного музея МАОУ "Лицей №5" города Губкин. Может быть использован д...

Исследовательская работа по теме: «Из каких материалов строить дом?» Автор: Макаренко Алексей Алексеевич ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области »

Почему эта тема заинтересовала меня? Наша семья давно мечтала построить теплый, уютный, светлый, прочный дом. На современном рынке огромный выбор строительных материалов. Очень проблематично определит...

Исследовательская работа по теме: «Почему пасхальное яйцо окрашивают в красный цвет?» Автор: Цыгулёв Дмитрий Александрович ученик 4А класса МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области»

В  жизни нашей семьи  христианские праздники  имеют большое значение. С  двух лет мы с мамой посещаем  храм, постоянно узнаем  что-то новое и интересное из жизни святых л...

Презентация к уроку окружающий мир " Птицы Ленинградской области"

Как и в других регионах нашей страны, в Ленинградской области обитает немало разнообразных птиц. Достаточно распространенными являются представители семейства вьюрковых, которые выделяются на фоне сво...

Урок " Поверхность родного края. Московская область Балашиха "

Публикация поможет учителю на уроке окружающего мира сформировать у обучающихся основные представления и знания о поверхности родного края, поможет научить анализировать природу и поверхность земли....

Интерактивный плакат «Зимующие птицы Белгородской области» Сериковой О.С., учителя ОГБОУ «Шебекинская СОШ с УИОП» Белгородской области

Интерактивный плакат поможет ученикам подготовиться к ВПР и расширит знания о своём родном крае...