Урок по кубановедению. "Именем Екатерины наречённый"
методическая разработка (окружающий мир, 2 класс) по теме

Распопова Любовь Александровна

 

Сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_kubanovedeniyu.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ПО КУБАНОВЕДЕНИЮ

Тема: " Именем Екатерины нареченный"

Цель :

        Сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края.

Форма урока :

урок - путешествие

  1. Оборудование :
  2. слайды с изображением Перербурга,
  3. портрет молодой Екатерины II,
  4. портрет Петра III,
  5.  слайды иллюстрации г. Краснодара и Екатеринодара.

Ход урока :

I. Организационный момент.

II. Беседа учителя с целью активизации знаний.

1. Ребята, как называется страна, в которой мы живем (Россия)

-  Назовите столицу России (Москва)

- Как зовут нашего президента ? (Д.А.Медведев)

- А как называется наш край? (Краснодарский край )

- Как по другому называют наш край? (Кубань)

- Как называется столица (главный город нашего края) ? (Краснодар)

-Может кто-нибудь знает, как этот город назывался раньше ? (Екатеринодар)

- А почему он так назывался, как вы думаете ? Для этого вспомните, как появлялись названия городов? (Города называли в честь знаменитых людей)

- В честь кого же был назван город Екатеринодар , как вы думаете ? (в честь Екатерины II).

2. - Для того , чтобы узнать, кто же такая Екатерина II, мы с вами сегодня отправимся в путешествие во времени, по страницам истории государства Российского. Первое место , куда мы отправимся  - далекий XVIII  век. Итак, на машине времени отправляемся...

Первый пункт путешествия - Петербург XVIII  века.

        - Вот мы и прибыли на место нашей первой остановки, в город Петербург. Давайте рассмотрим его , людей , которые жили в те далекие времена, почти 300 лет назад.

        Дети рассматривают иллюстрации, рассказывают, как жили в те времена люди в России.

        - Ребята, посмотрим на портрет молодой девушки. Как вы думаете , кто это может быть ?

        - Это молодая немецкая девушка, принцесса Фике, которая приехала в Россию для того, чтобы стать женой царевича Петра.

        - Что вы можете сказать о Фике, глядя на ее портрет? (Учащиеся описывют портрет)

        Рассказ учителя :

        Фике получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм.

        В 1744 году  Фике с матерью была вызвана в Россию Императрицей Елизаветой Петровной, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена  невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с  которым обвенчалась в 1745 г.

        Фике поставила себе цель завоевать расположение императрицы, своего мужа и русского народа. Однако ее личная жизнь складывалась неудачно. Она обратилась к чтению французских просветителей и трудам по истории, юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Екатерина стала последовательной сторонницей идеи         Просвещения. Она также интересовалась историей , традициями и обычаями России.

        Ухудшение отношений с мужем привело к тому, что она стала опасаться за свою судьбу в случае его прихода к власти и принялась вербовать себе сторонников при дворе. Показное благочестие Екатерины , ее рассудительность , искренняя любовь к России - все это резко контрастировало с поведением Петра и позволило ей завоевать авторитет как среди великосветского столичного общества, так и в целом население Петербурга.

        В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с Мужем продолжали ухудшаться, став явно враждебными. В ночь на 28 июня 1762 года, Екатерина тайно прибыла в Петербург и в казармах Измайловского полка была провозглашена самодержавной императрицей.

        Вскоре она получила письменное отречение Петра от престола.        III. - А какой стала императрица Екатерина II , когда пришла на российский престол, мы узнаем на следующей остановке.

          Второй пункт путешествия - царский дворец.

        Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. В общении с подданными Екатерина была , как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях.

        За время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось  представление об екатерининском царствовании как "золотом веке" русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью.

        (На доске иллюстрации событий, происходивших в 1792 году "Императрица Екатерина" ).

        -Ребята, какой народ живет на Кубани? (казаки)

        Л.Толстой писал : "Вся история России сделана казаками".

        Казачья заповедь гласит : "Душу отдай Богу , жизнь отдай Родине, любовь отдай женщине, а честь оставь себе". За нарушение казачьей чести выгоняли из казачества.

        Казаки зарекомендовали себя очень смелыми, преданными, храбрыми бойцами. А жили в то время они в Запорожье. Екатерине II пришла идея сделать из казаков верных защитников Отечества. Она пригласила казаков с атаманом к себе в Петербург и вручила им дарственную грамоту на земли южных рубежей Российских. И с тех пор живут на Кубани казаки.

        - Как теперь вы ответите, почему город казаки назвали Екатеринодаром?

        - Казаки любили свою царицу, верой и правдой служили императрице и государству Российскому.

        - А знаете ли вы, какие памятные места связаны с именем этой великой правительницы?

Вернемся на машине времени в наше время.

        IV. Третий пункт путешествия - современный Краснодар.

        -Рассмотрите иллюстрации современного Краснодара. Как в современном Краснодаре помнят и чтят Екатерину Великую?

        - Сравните виды Екатеринодара и Краснодара. Изменился ли город?

        V. Подведение итогов урока.

        -Что нового вы узнали на уроке ?

        IV. Домашнее задание.

        Нарисовать то, что больше всего понравилось и запомнилось во время путешествия.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение -

основная общеобразовательная школа  № 25

учитель начальных классов

Л.А.Распопова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок. Жизнь России при Екатерине II

Урок разработан с использованием технологии проблемного диалога, в рамках которого дети не только знакомятся с жизнью разных сословий России, но и пытаются ответить на вопрос: почему памятники  в...

урок кубановедения Именем Екатерины наречённый

Познакомить с историей возникновения и происхождения имени Екатерина; расширить представления учащихся об историческом прошлом Кубани; знакомство с иконописью Великомученицы Екатерины...

Урок по кубановедению "Именем Екатерины наречённый" ( 3-4 класс)

Формирование вывода о необходимости возвращения исторического названия «Екатеринодар» столице Кубани....

Открытый урок по окружающему миру ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ 4 класс

На этом уроке формируются представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II,  познакомятся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым....

Тема: « Именем Екатерины наречённый»

Тема: « Именем Екатерины наречённый» ЦЕЛИ:1.  рассказать детям о жизни и страданиях Святой Великомученицы Екатерины, о деятельности и связях императрицы Российской Екатерины Великой с кубанс...

Презентация к "открытому" уроку "Страницы истории Отечества. Екатерина Великая"

Презентация к "открытому"  уроку  по истории "Страницы истории Отечества. Екатерина Великая" для 4 класса....

«Именем Екатерины наречённый»

Екатерина была очень красивой женщиной, носила дорогие наряды. Очень любила русские сарафаны, платья, кокошники. Она была неотразима. Любимое место отдыха – Эрмитаж. Она очень любила бить чай с мёдом ...