Урок. Жизнь России при Екатерине II
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Урок разработан с использованием технологии проблемного диалога, в рамках которого дети не только знакомятся с жизнью разных сословий России, но и пытаются ответить на вопрос: почему памятники в эпоху Екатерины Великой воздвигались только знатным людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема. Жизнь России при Екатерине II ( 3 класс)
Цели и задачи урока:
познакомить учащихся с общественной жизнью России во времена правления Екатерины II; противоречиями и конфликтами, существовавшими в Российской империи в 18 веке;
создать образ крепостной России, показать бесправие простых людей;
развивать умение анализировать, обобщать, делать выводы;
воспитывать интерес к историческому прошлому России;
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация.
- Организационный момент.
Начинаем мы опять
По истории шагать.
Чтобы все понятно стало
Потрудиться очень надо.
- Актуализация знаний.
Учитель: Назовите имена людей, прославивших Россию. Что воздвигают благодарные потомки этим знаменитым людям?
Слайд 1. Озвучьте тему нашего урока. Что вы уже знаете о правлении Екатерины II?
Слайд 2-4 Посмотрите на памятник, который был установлен в Петербурге в ноябре 1873 года. Что вы можете сказать о людях, изображенных на этом памятнике?
- Постановка проблемы урока.
Учитель: Есть ли среди них представители бедных сословий? Как вы думаете, почему? Какой у вас возникает вопрос? Сравните его с вопросом на стр. 136
Слайд 5 На какой вопрос мы должны дать ответ в конце урока? (Почему во времена Российской империи памятники ставили только императорам и их приближенным?).
- Поиск решения проблемы (открытие нового знания)
Слайд 6. Рассмотрите внимательно фрагменты памятника. На высоком пьедестале из серого сердобольского полированного гранита установлена бронзовая статуя Екатерины II. Правая рука сжимает скипетр — знак власти. В левой руке — лавровый венок — символ славы.
Учитель: Прочитайте отрывок о Екатерине II, расположенный на стр. 70 (работа по учебнику). Что полезного для России сделала Екатерина Великая?
Слайд 7-8. По указу Екатерины II был открыт Воспитательный дом для незаконнорожденных и детей бедняков. Ею была создана Уложенная комиссия, целью которой было выяснить народные пожелания и нужды.
Слайд 9. Познакомимся более подробно с девятью сподвижниками Екатерины великой, расположенной у ее основания. Один из них граф Г. А. Потемкин, фельдмаршал , успешно участвовавший в сражениях против турок, соорудивший флот на Чёрном море.
Слайд 10. Рядом с ним расположился фельдмаршал П. А. Румянцев, много сделавший для развития русского военного искусства.
Слайд 11 Со шпагой в левой руке изображен великий полководец А. В. Суворов, не знавший ни одного поражения. Родившись с ослабленным здоровьем, но с сильным духом он от простого солдата дослужился до генералиссимуса.
Слайд 12 Он участвовал в войне за Крым, взял неприступный Измаил. Подавил восстание Пугачёва.
Слайд 13 На памятнике изображена фигура женщины с опущенной головой и раскрытой книгой в руках - это Е. Р. Дашкова — директор Петербургской Академии наук и президент Российской академии (русского языка и словесности), сделавшая очень многое для развития науки в России.
Слайд 14 За ней стоит молодой поэт Г. Р. Державин.
Слайд 15 Также на памятнике изображен граф А. Г. Орлов — главнокомандующий русской эскадрой в битве при Чесме.
Слайд 16 Адмирал В. Я. Чичагов — главнокомандующий Балтийским флотом, одержавший ряд побед во время русско-шведской войны.
Слайд 17 И. И. Бецкой — главный директор «Канцелярии от строений», президент Академии художеств, учредитель ряда учебных заведений.
Слайд 18 А. А. Безбородко — видный государственный деятель и канцлер, был участником русско-турецкой войны, один из руководителей внешней политики России. Составитель всех высочайших манифестов.
Учитель. Познакомимся с жизнью помещиков и дворян во времена правления Екатерины II.
Слайд 19-21 Жизнь дворян проходила в постоянных увеселениях: балы, приемы, охота. Часто, выезжая на охоту, помещики топтали не только урожай крестьян, но и порою самих крестьян, делая их калеками.
Учитель: Давайте познакомимся с жизнью крепостных крестьян. Как вы думаете, что обозначает понятие «крепостные крестьяне»? С чем ассоциируется у вас слово «крепостные»? Предположите, какая жизнь могла быть у таких крестьян? Давайте сравним наши предположения с исторической действительностью того времени.
Слайд 22 Крепостные крестьяне принадлежали помещику и жили очень бедно. Из еды чаще всего на их столе можно было встретить ржаной хлеб, овощи, ягоды, грибы, рыбу и только по большим праздникам мясо.
Слайд 23 С утра и до позднего вечера работали крепостные крестьяне на помещичьих полях.
Слайд 24 Женщины убирали в усадьбах, готовили, стирали, шили, выполняли всю домашнюю работу.
Слайд 25 Тяжелой была и жизнь детей. Мальчиков с 7—8 лет приучали выполнять все мужские обязанности: ухаживать за скотом, пахать, косить, плотничать, заниматься несложными видами ремесла. Девочки в 10—12 лет уже делали почти все работы по дому.
Слайд 26 Помимо работы на помещика крестьяне должны были платить ему оброк, налог в виде денег и продуктов питания. В случае, если крестьяне не имели того или другого продукта, они должны были внести этот оброк деньгами. Кроме того, крестьяне должны были платить денежное и хлебное жалованье, установленное барином и приказчикам своих сел и деревень.
Слайд 27 Крепостное право превращало людей просто в предметы. Не редкостью была торговля людьми, например, бессемейная девушка оценивалась в 200 рублей, а мужчина с семьей (жена, четверо детей) – 700 рублей.
Слайд 28 Вот пример из объявления в газете: « Продаются три видные девушки 14 и 15 лет и всякому рукоделью знающие, кошельки с вензелями вяжут и одна из них на гуслях играет. Видеть и о цене узнать Арбатской части 1 квартира».
Слайд 29 При Екатерине великой жизнь крепостных крестьян стала еще хуже, она издала указ, позволяющий помещикам без суда и следствия отправлять крестьян на каторжные работы, применять за непослушание побои и пытки. Любая жалоба на своего хозяина со стороны крестьянина считалась преступлением. Крестьяне оказались совершенно беззащитными.
Слайд 30 Особой жестокостью отличилась помещица Дарья Салтыкова, вошедшая в историю как изощрённая садистка и серийная убийца нескольких десятков подвластных ей крепостных крестьян.
Слайд 31 Ею было убито около 75 человек, в основном женщин и девушек, причиной, как правило, была зависть к их красоте. Она обливала их кипятком, избивала, морила голодом, привязывала раздетыми на морозе.
Слайд 32. Решением Сената и императрицы Екатерины II она была лишена достоинства столбовой дворянки и приговорена к пожизненному заключению в подземной тюрьме без света и человеческого общения.
- Выражение решения проблемы.
Учитель: Кто готов дать ответ на вопрос урока? (выслушиваются мнения детей).
- Применение нового знания (работа по учебнику с 72, ответы на вопросы)
- Итог урока.
Какие затруднения вы испытывали на данном уроке? Что нового для себя открыли? Какие сведения с урока вы хотели бы самостоятельно углубить?
- Домашнее задание (по выбору):
- Подготовьте сообщение о любом историческом факте, относящемся ко времени правления Екатерины II или о жизнедеятельности одного из сподвижников императрицы.
- Нарисуй памятник, который по твоему мнению должен быть установлен в России, и обоснуй свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/30/picture-44412.jpg)
Урок по кубановедению. "Именем Екатерины наречённый"
Сформировать представление об исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края....
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/28/picture-427132-1395982951.jpg)
Урок по кубановедению "Именем Екатерины наречённый" ( 3-4 класс)
Формирование вывода о необходимости возвращения исторического названия «Екатеринодар» столице Кубани....
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/15/picture-469750-1408119413.jpg)
Открытый урок по окружающему миру ЕКАТЕРИНА ВЕЛИКАЯ 4 класс
На этом уроке формируются представления учащихся о жизни в России во времена правления Екатерины II, познакомятся с известными военачальниками – А. В. Суворовым и Ф. Ф. Ушаковым....
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/19/picture-670253-1442694383.jpg)
Презентация к "открытому" уроку "Страницы истории Отечества. Екатерина Великая"
Презентация к "открытому" уроку по истории "Страницы истории Отечества. Екатерина Великая" для 4 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/25/picture-677249-1516904429.jpg)
открытый урок по окружающему миру "Екатерина 2"
Открытый урок по предмету "Окружающий мир" (со здоровьсесберегающими технологиями)...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-973929-1510845837.jpg)
Конспект урока по окружающему миру "Екатерина Великая"
Конспект урока по окружающему миру "Екатерина Великая"...
Проект на исследовательский конкурс учащихся "Моя семья в истории России" Садчикова Екатерина 3"Е" класс 2015 год
В данном проекте раскрывается история семьи ученицы Садчиковой Екатерины в контексте истории нашей страны....