Леса умеренного пояса
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Сергиевская Лариса Павловна

Урок окружающего мира с презентацией.Образовательная система "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lesa_umerennogo_poyasa.rar2.02 МБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Леса умеренного пояса (по программе «Школа – 2100»)

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

1.Образовательные:

  1. показать специфику  лесной зоны, особенности сезонного климата
  2. показать взаимную приспособленность живых организмов – членов экосистемы леса
  3. показать отличия хвойных и лиственных лесов

2.Развивающие:

  1. расширить представления  о растительном и животном мире  зоны лесов
  2. развивать познавательную активность детей, умение работать с картой

3.Воспитательные:

  1. воспитывать бережное отношение к природе
  2. умение работать в группе

Оборудование: магнитофон, компьютер с мультимедиа, фонограмма «Голоса птиц», атлас «Животный мир леса»

Информационное сообщение урока: презентации учителя (приложение 1, приложение2)

I.Организационный момент.

«Мозговой штурм»

  1. Сколько тепловых поясов различают между полюсом и экватором?
  2. Европа – это материк?
  3. Какая часть света включает в себя 2 материка?
  4. Правда ли, что пингвины живут  в Арктике?
  5. Что такое «экосистема»?

II. Проверка домашнего задания.

  1. Разбить живые организмы на группы по выполняемым ролям в «сообществе»
  2. Составить цепи питания, характерные для тундры.
  3. Заполнить таблицу.

ТУНДРА

1. Местоположение

2.Климат

3.Почва

Осадки

4.Растительный мир

5.Животный мир

Графический диктант.

  1. Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей.
  2. Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето.
  3. Зона тундры расположена севернее арктических пустынь.
  4. В тундре зимой только полярная ночь, а летом только полярный день.
  5. В тундре обитают тюлени, моржи, киты.
  6. Растения тундры высокие с мощными корнями и широкими листьями.
  7. Лишайник ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища.
  8. Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек.

Ответ: _  _ ООООО _ _ ( _ да, О –нет)

III. Новый материал.

Давайте, закроем глаза и перенесемся в более теплую природную зону ( звучит фонограмма с записью пения птиц). Где мы оказались? ( в лесу). Вы правы, мы в зоне лесов. Что может рассказать нам о зоне лесов карта? Давайте посмотрим.            ( учебник №4, с. 16 – 17)

  1. Работа с картой.

Найдите зону лесов. Как она расположена относительно тундры? Что еще можно сказать? ( обозначена зеленым цветом, состоит из нескольких частей :  тайга, смешанные и широколиственные леса)

- Если сравнить площадь, занятую лесами с площадью других зон, что можно сказать? Какая часть самая большая? ( тайга)

- В каком тепловом поясе расположена зона лесов?  ( Умеренный пояс)

2.Целепологание.

Какова тема нашего урока?

Какие  вопросы вы хотели бы найти ответы?

? Чем отличаются леса умеренного пояса от тундры

По ходу урока мы будем заполнять таблицу    

ТУНДРА

 Леса умеренного пояса

1. Местоположение

2.Климат

3.Почва

Осадки

4.Растительный мир

5.Животный мир

- На какой вопрос мы уже ответили? (местоположение – южнее тундры)

- Можем ли мы что – либо сказать о климате этой зоны? Какова главная особенность этого пояса? (хорошо различаются  времена года. Лето не слишком жаркое,  а зима не слишком  холодная,  но всегда  холоднее, чем  лето)

IV. Домашнее задание.

Все что мы повторили поможет вам выполнить домашнее задание

Задание 1, с. 49; задание 5, с.52 Подготовить сообщение  о любом жителе леса.

V. Работа с учебником.

Вы заметили, что зона лесов состоит из нескольких частей: хвойные леса ( тайга), смешанные и широколиственные леса.

- Определите, на какой иллюстрации хвойные леса, а на какой – лиственные?

-Почему хвойные? Лиственные? Какие леса называем смешанными?

-Ребята, как вы думаете, почему хвойные леса расположены ближе к тундре, а лишь потом идут смешанные и широколиственные леса? (предположения ребят)

-Проверить наши предположения поможет учебник.

(с. 50 чтение 1 и 2 абзаца)

Слайд – презентация ( приложение №1)

- Как  приспособились деревья к холодной зиме? (хвоя не боится морозов, лиственные деревья – сбрасывают листву)

  1. Что добавим в таблицу? ( Почва: тайга – вечная мерзлота, смешанные и лиственные – нет вечной мерзлоты. Осадки – выпадает много осадков)
  2. На какие вопросы осталось ответить?

VI. Самостоятельная  работа.

Чтобы рассказать о растениях и животных леса, нужно поближе познакомиться с ними. Выполним з.2, 3,4 с. 50 – 52 (дочитать текст)

- Что общего у деревьев каждого ряда?

-Какую роль играют изображенные животные в жизни растений?

А знаете ли вы, что…

Кедровка – помогает выращивать лес. Она делает запасы на зиму. Некоторые кладовые с орешками она находит, а некоторые – нет. И они прорастают.

Сойка питается желудями, помогает выращивать молодые дубки. Ведь у семян дуба больше нет способа разлетаться по свету.

- Что еще интересного вы узнали?

(«лесная корова» – лось, «лесной петух» - глухарь, «лесной кролик» - заяц)

- Можем мы назвать лес экосистемой? Докажите.

-Как человек может повлиять на жизнь экосистемы? Об этом поговорим на следующем уроке.

-Назовите «кормильцев», «едоков», «мусорщиков» экосистемы леса.

VII. Работа в группах.

Я предлагаю вам поработать в группах. Мы сможем узнать еще несколько секретов о лесе.

Задания для 1 группы.

  1. Пользуясь атласом «Животный мир леса» узнайте, какие животные обитают в зоне лесов умеренного пояса.
  2. Рассели животных по своим «домам». Кто остался? Почему? (пингвин, жираф, лев – они не приспособлены к условиям жизни в лесу)


Задания для 2 группы.

  1. Прочитайте текст.

Если присмотреться, увидишь что растения в лесу растут неодинаково, как – бы этажами. Ученые называют их ярусами (лесными этажами). Почему? Разным растениям требуется разное количество света. Самый верхний ярус (этаж) – высокие деревья (сосны, дубы) – им требуется много света. Следующий этаж – деревья поменьше (осина, береза, липа) и кустарники. Затем травянистые растения и мелкие кустарнички. Они менее требовательны к свету. А на самом нижнем этаже – грибы, мхи и лишайники.

  1. Наклей несколько представителей травянистых растений и мелких кустарничков. С помощью атласа узнай названия этих растений.

 

Задания для 3 группы.

  1. Составьте 2 -3  цепи питания, характерные для зоны лесов.

  -Мы познакомились лишь с некоторыми жителями леса. Растительный и животный мир лесной зоны богат и разнообразен. Подготовьте сообщение о растениях или животных леса.

Я предлагаю вам еще раз заглянуть в мир леса. Слайд -  презентация №2 (презентация содержит экологическую задачу – нужны ли мухоморы лесу?) – приложение №2

   Во время просмотра презентации учитель кратко сообщает интересные сведения из жизни животных леса.

Лиственница – хвойное дерево, но не вечнозеленое, как ель или сосна. Она каждую осень сбрасывает иголки, а весной вновь распускает их.

Клёст - в  самый разгар зимы клесты вывели птенцов.

Зубр – почти исчезли, их спасли зоологи, Это удивительное животное длиной 3.5 метра, вес зубра 1 тонна.

Рысь  - быстрый хитрый хищник. Нападает даже на оленей и лосей.

Ёж – в неволе может съесть гадюку. В природе таких явлений не наблюдалось, хотя ежу   свойственна удивительная устойчивость к яду гадюки.

Енот - Почему  енота называют полоскуном? Оказывается, перед тем как съесть добычу, он полощет ее в воде.

VIII. Итог

На какой главный вопрос мы отвечали?

  1. Чем зона лесов отличается от тундры?
  2. Назовите растения? Животных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ОМ по теме: «Леса умеренного пояса»

Урок построен по учебнику 2 класса, ОС "Школа 2100", с учётом требований ФГОС...

Урок окружающего мира "Леса умеренного пояса" 2 класс УМК "Школа 2100"

Урок-практикум окружающего мира во 2 классе  УМК «Школа 2100» с использованием блок-схемы направленный на формирование знаний учащихся особенностей  зоны  леса умеренного климата и ...

Леса умеренного пояса. 2 класс

Разработка урока по окружающему миру по программе Вахрушева...

Леса умеренного пояса.

Конспект урока по окружающему миру. 2 класс...

Конспект и презентация к уроку окружающего мира 2 класс "Школа 2100" "Леса умеренного пояса"

Окр. мир 2 класс Вахрушев "Леса умеренного пояса". Цель урока - познакомить учащихся с зоной лесов умеренного пояса....

Раздел. Земля – наш общий дом. Тема уроков 22 - 23: Леса умеренного пояса.УМК 2100

  Цель: ознакомление учащихся с лесами умеренного пояса, их особенностями и обитателями....